Приказ мз рк no 850

Приказ мз рк no 850

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ПРИКАЗ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 27 декабря 2013 года №759

Об утверждении стандарта организации оказания медицинской реабилитации населению Республики Казахстан

(В редакции Приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21.12.2016 г. №1083)

В соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» и подпунктом 16) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года №1117, ПРИКАЗЫВАЮ:

2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Тулегалиева А.Г.):

1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) после государственной регистрации настоящего приказа обеспечить его размещение на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

3. Департаменту юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Асаинова Д.Е.) обеспечить официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации после его государственной регистрации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Байжунусова Э.А.

5. Настоящий приказ вводится по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

Утвержден Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 декабря 2013 года №759

Стандарт организации оказания медицинской реабилитации населению Республики Казахстан

1. Общие положения

1. Настоящий Стандарт организации оказания медицинской реабилитации населению Республики Казахстан (далее — Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 16) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года №1117.

2. Настоящий Стандарт устанавливает требования и порядок оказания медицинской реабилитации (далее — МР) пациентам в организациях здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, а также в санаторно-курортных организациях вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности.

3. Штаты медицинских организаций, оказывающих МР населению, устанавливаются в соответствии со штатными нормативами, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2010 года №238 «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов организаций здравоохранения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 15 апреля 2010 года под №6173).

4. Минимальный перечень материально-технического оснащения организаций здравоохранения, оказывающих МР, устанавливается в соответствии с минимальными стандартами (нормативами) оснащения медицинской техникой и изделиями медицинского назначения государственных организаций здравоохранения, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 октября 2010 года №850.

5. Организации здравоохранения, оказывающие МР, обеспечивают ведение первичной медицинской документации в соответствии с приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года №907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 21 декабря 2010 года за №6697) (далее — приказ МЗ РК №907).

6. Термины и определения, используемые в настоящем Стандарте:

1) медицинская реабилитация — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, частичное или полное восстановление нарушенных и (или) утраченных функций организма больных и инвалидов;

2) врач по специальности «медицинская реабилитология, восстановительное лечение (физиотерапия, лечебная физкультура, курортология) (взрослая, детская)» — врач, имеющий специальное образование и подготовку по применению средств и методов физической реабилитации по основным клиническим профилям заболеваний;

3) мультидисциплинарная команда (далее — МДК) — группа различных специалистов, имеющих подготовку по медицинской реабилитологии и оказывающих комплексную реабилитацию под руководством врача-координатора, создаваемая на всех этапах МР руководителем организации здравоохранения;

4) врач — координатор по профилю (далее — врач-координатор) — специалист по профилю оказываемой медицинской помощи (кардиолог, невропатолог, травматолог-ортопед), прошедший обучение по вопросам медицинской реабилитологии и координирующий работу МДК;

5) биосоциальные функции (далее — БСФ) — это способность к самообслуживанию, ориентации в пространстве и во времени, движению, восприятию, сексуальной функции, экономической и социальной независимости, трудовой и творческой деятельности, определяемые по индексам в соответствии с Международной классификацией функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья;

6) инновационные медицинские технологии — совокупность методов и средств научной и научно-технической деятельности, внедрение которых в области медицины (биомедицины), фармации и информатизации в области здравоохранения является экономически эффективным и (или) социально значимым;

7) экспертная комиссия по вопросам развития здравоохранения — консультативно-совещательный орган, создаваемый приказом уполномоченного органа в области здравоохранения, осуществляющий организацию и проведение экспертных работ по вопросам стратегического развития здравоохранения, организации медицинской помощи, медицинской и фармацевтической науки и образования, качества медицинской и фармацевтической деятельности, оплаты медицинских услуг, финансирования здравоохранения (далее — Экспертная комиссия);

8) реабилитационный диагноз — диагноз, отражающий критерии оценки функциональных последствий заболевания (травмы), включающий в себя описание возникшего повреждения и последовавших за этим нарушений бытовых и профессиональных навыков и БСФ;

9) реабилитационный потенциал — клинически обоснованная вероятность достижения намеченных целей реабилитации в определенный отрезок времени с учетом БСФ, а также социально-средовых факторов;

10) реабилитационная цель — планируемый, специфичный, измеримый, реально достижимый, определенный во времени результат после проведенных реабилитационных мероприятий;

11) реабилитационный прогноз — ожидаемые результаты после проведенных реабилитационных мероприятий по реализации реабилитационного потенциала;

12) индивидуальная реабилитационная программа — документ, определяющий конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитации больных и инвалидов;

13) реабилитационная карта — форма первичной медицинской документации (форма 107/у, утвержденная приказом МЗ РК №907), где отражены данные об объективном состоянии больного, проведенных исследованиях, результаты реабилитационного лечения;

14) международные критерии (индексы, шкалы, тесты) — инструменты в МР, позволяющие оценить степень нарушений БСФ, реабилитационный потенциал человека, определить объем, тактику и этапность МР;

15) социальный работник — работник, оказывающий специальные социальные услуги в области здравоохранения и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям;

16) портал Бюро госпитализации (далее — Портал) — единая система электронной регистрации, учета, обработки и хранения направлений пациентов на плановую госпитализацию в стационар в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

2. Структура и основные направления деятельности организаций, оказывающих медицинскую реабилитацию населению Республики Казахстан

7. К медицинским организациям, оказывающим МР, относятся:

1) республиканские, областные, городские реабилитационные центры (далее — РЦ);

2) отделения (койки) МР республиканских центров, многопрофильных стационаров (областные, городские больницы, центральные районные больницы (далее — ЦРБ), межрайонные больницы (далее — МРБ) и сельские больницы (далее — СБ);

3) отделения (кабинет) МР медицинских организаций, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь;

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21.12.2016 г. №1083)
(см. предыдущую редакцию)

8. Целью МР является восстановление здоровья, трудоспособности, личностного и социального статуса, предупреждение осложнений, достижение материальной и социальной независимости, интеграции, реинтеграции в обычные условия жизни общества.

9. Основные принципы МР:

индивидуальный и мультицисциплинарный подход;

доступность, адекватность и ориентированность на четко сформулированную цель проведения реабилитационных мероприятий.

10. В соответствии с поставленной целью, организация МР направлена на решение следующих задач:

1) совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам МР;

2) оптимальное использование имеющегося коечного фонда для проведения реабилитации путем его перепрофилизации;

3) улучшение материально-технического состояния организаций в соответствии с минимальным стандартом оснащения;

4) разработка программ профессионального образования для специалистов, оказывающих МР;

5) подготовка кадров и разработка клинических протоколов по реабилитации в соответствии с международными требованиями;

6) внедрение в практику инновационных, эффективных методов МР.

3. Деятельность мультидисциплинарной команды

11. На всех этапах оказание помощи пациентам по МР проводится при участии МДК, прошедших подготовку по медицинской реабилитологии.

12. Задачами МДК являются:

1) проведение и оценка степени тяжести состояния и нарушений БСФ пациента при поступлении, в динамике и перед выпиской в соответствии с международными критериями;

2) определение реабилитационного диагноза, реабилитационного потенциала и прогноза;

3) определение объема, этапа, медицинской организации для проведения МР.

1) определение цели и задач МР пациента с их последующей переоценкой;

2) формирование индивидуальной реабилитационной программы;

3) проведение комплекса реабилитационных мероприятий;

4) проведение оценки данных клинико-инструментальных и лабораторных исследований;

5) оценка эффективности проведенных комплексных реабилитационных мероприятий;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Об утверждении стандарта организации оказания онкологической помощи населению Республики Казахстан

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 августа 2013 года № 452. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 сентября 2013 года № 8687.

В соответствии с подпунктом 16) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1117, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый стандарт «Организация оказания онкологической помощи населению Республики Казахстан», согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту стратегического развития Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Шоранов М.Е.):

1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) после государственной регистрации настоящего приказа обеспечить его размещение на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

3. Департаменту юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Асаинова Д.Е.) обеспечить официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации после его государственной регистрации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Байжунусова Э.А.

5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Стандарт организации оказания
онкологической помощи населению
Республики Казахстан
1. Общие положения

1. Стандарт организации оказания онкологической помощи населению Республики Казахстан (далее — Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 16) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1117.

2. Настоящий Стандарт устанавливает требования к порядку оказания медицинской помощи онкологическим больным на амбулаторно-поликлиническом, стационарном и стационарозамещающем уровнях.

3. Обеспеченность онкологическими койками предусматривается в соответствии с требованиями Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих онкологическую помощь населению Республики Казахстан, утвержденного приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 августа 2011 года № 540 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 22 сентября 2011 года под № 7198) (далее — приказ № 540).

4. Штаты онкологических организаций, за исключением организаций являющихся государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, устанавливаются в соответствии со штатными нормативами, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2010 года № 238 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 15 апреля 2010 года под № 6173) (далее — Приказ 238).

5. Термины и определения, используемые в настоящем Стандарте:

верифицированный диагноз – клинический диагноз, подтвержденный лабораторными методами исследования;

высокоспециализированная медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая профильными специалистами при заболеваниях, требующих использования новейших технологий диагностики, лечения и медицинской реабилитации в медицинских организациях;

высокотехнологическое лучевое лечение – лучевая терапия оказываемая больным со злокачественными и доброкачественными новообразованиями с использованием сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий (конформная лучевая терапия, интенсивно-модулированная и управляемая по изображениям лучевая терапия, протонная лучевая терапия, стереотаксическое радиохирургическое и стереотаксическое фракционное облучение);

химиотерапия злокачественных опухолей – использование с лечебной целью лекарственных средств, тормозящих пролиферацию или необратимо повреждающих опухолевые клетки;

маммология — раздел медицины, посвященный профилактике, диагностике и лечению различных заболеваний молочных желез;

проктология — раздел медицины, посвященный профилактике, диагностике и лечению различных заболеваний толстого кишечника;

лучевая терапия (радиотерапия) – метод лечения опухолей и некоторых неопухолевых заболеваний с помощью направленного и специально дозированного ионизирующего излучения;

скрининговая программа – программа диагностических мероприятий, с привлечением определенных категорий населения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц;

ядерная медицина – область медицины, в которой с целью профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний органов и систем человека, включая онкологические заболевания, применяются радиоактивные элементы и ионизирующее излучение.

2. Основные направления деятельности и структура
организаций оказывающих онкологическую помощь населению
Республики Казахстан

6. Онкологические организации создаются для своевременного проведения мероприятий, направленных на профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию онкологических больных.

Основной целью деятельности данных организаций, является увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, путем снижения смертности от онкологических заболеваний.

7. К медицинским организациям, оказывающим онкологическую помощь, относятся:

1) Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии» Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – КазНИИОиР);

2) областные, региональные, городские онкологические диспансеры, центры и онкологические отделения многопрофильных клиник (далее – онкологические организации);

3) медицинские организации, в структуре которых, в зависимости от возложенных на них функций, организовываются:

отделение лучевой терапии (радиологическое отделение) организовывается в составе КазНИИОиР, онкологическом диспансере с коечным фондом не менее чем 100 коек, многопрофильной больницы (областная, городская). При наличии четырех и более установок для дистанционной и контактной лучевой терапии и ежедневном проведении лучевого лечения не менее 120 больным создается радиологический отдел, объединяющий отделения лучевой терапии;

отделение химиотерапии создается в составе КазНИИОиР, онкологических диспансеров, многопрофильной больницы (областная, городская);

специализированный консультативно-диагностический отдел (далее — СКДО) создается в составе КазНИИОиР. Региональное специализированное консультативно-диагностическое отделение (далее — рСКДО) в составе областной, региональной, городской онкологической организации;

отделение (кабинет) восстановительного лечения и реабилитации онкологических больных, создается в составе онкологической организации, многопрофильной больницы (взрослой, детской), амбулаторно-поликлинической организации;

отделение (центр) ядерной медицины (далее – ОЯМ) организуется в составе КазНИИОиР, онкологических диспансеров, диагностических центров в областных центрах и городах республиканского значения, а также как самостоятельное юридическое лицо;

Другие статьи:  Картинка объяснительная все пропало

отделение (центр) паллиативной помощи в составе онкологического диспансера, многопрофильной больницы (взрослой, детской), а также как самостоятельное юридическое лицо.

цитологическая лаборатория создается в составе онкологических диспансеров и многопрофильных больниц;

эндоскопическое отделение (кабинет) создается в составе КазНИИОиР, онкологического диспансера, многопрофильной больницы (областной, городской, районной) на 100 коек и более, в амбулаторно-поликлинических организациях, обслуживающих 50 и более тысяч населения;

онкологический кабинет создается в составе поликлиники (городской, районной), центральных районных больниц, консультативно-диагностических центров, консультативно-диагностических отделений многопрофильной больницы;

маммологический кабинет создается в составе поликлиники (городской, районной), консультативно-диагностической поликлиники (центра), консультативно-диагностических отделений многопрофильной больницы, в соответствие с утвержденными штатными нормативами;

смотровой кабинет (женский, мужской) создается в составе поликлиники (городской, районной), консультативно-диагностических центров, консультативно-диагностических отделений многопрофильной больницы ( приложение 1 к настоящему Стандарту);

проктологический кабинет в составе консультативно-диагностической поликлиники (центра), консультативно-диагностических отделений многопрофильной больницы;

кабинет амбулаторной химиотерапии создается в составе онкологической организации;

кабинет противоболевой терапии создается в составе онкологических организаций, самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций;

узкопрофильные отделения (опухолей головы и шеи, урологическое и др.) создаются в онкологических организациях имеющих более 200 коек.

Цели, задачи и организационные основы онкологических организаций, в том числе перечень входящих в их состав структурных подразделений, определены Положением о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих онкологическую помощь, утвержденным приказом № 540.

3. Организация оказания онкологической помощи населению
Республики Казахстан

8. Нормативные правовые акты, регулирующие оказание онкологической помощи:

Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

Указ Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 261 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»;

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы от 29 ноября 2010 года № 1113;

постановление Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года № 2136 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» (с изменениями и дополнениями от 15.12.2010 г.);

постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года № 2018 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих»;

постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2011 года № 41 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламаты Қазақстан» на 2011-2015 годы»;

постановление Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2011 года № 183 «О Стратегическом плане Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2011 — 2015 годы (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.12.2011 г.)»;

постановление Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 396 «Об утверждении Правил использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан»;

постановление Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2012 года № 366 «Об утверждении Программы развития онкологической помощи в Республике Казахстан на 2012-2016 годы»;

постановление Правительства Республики Казахстан от 15 ноября 2011 года № 1343 «Об утверждении Правил оказания паллиативной помощи и сестринского ухода»;

приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 августа 2011 года № 540 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 22 сентября 2011 года под № 7198) (далее – Приказ № 540);

приказ Министра здравоохранения РК от 16 марта 2011 года № 145 «О внесении изменений в приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 10 ноября 2009 года № 685 «Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 25 апреля 2011 года под № 6902).

9. Оказание онкологической помощи осуществляется в следующих формах медицинской помощи:

4) восстановительного лечения и медицинской реабилитации;

5) паллиативной помощи и сестринского ухода.

10. Медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями оказывается в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

11. Оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями осуществляется в амбулаторно-поликлинических и стационарных организациях здравоохранения.

12. Плановая специализированная и высокоспециализированная медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями оказывается в онкологических организациях. Специализированное лечение больных злокачественными новообразованиями проводится при участии мультидисциплинарной группы, включающей врача-хирурга онкологического профиля, химиотерапевта, лучевого терапевта (радиолога) и специалиста параклинической службы с клиническим опытом работы.

13. Онкологическая помощь включает в себя:

1) на амбулаторно-поликлиническом уровне:

осмотр врачом с целью определения состояния пациента и установления диагноза;

лабораторное и инструментальное обследование граждан с целью верификации диагноза;

отбор и направление на госпитализацию в онкологическую организацию для предоставления специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи;

динамическое наблюдение за онкологическими больными;

оформление медицинской документации установленной формы.

2) на стационарном уровне:

оформление медицинской документации установленной формы в приемном покое, в соответствии с формами первичной медицинской документации организаций здравоохранения утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 октября 2010 года № 907 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6697) (далее — Приказ № 907);

подбор и назначение лечения, в соответствии с имеющейся нозологией и медицинскими стандартами осуществляются лечащими врачами и заведующими отделений;

проведение необходимого назначенного лечения;

ежедневный осмотр врачом (если не предусмотрена другая периодичность), коррекция лечения;

проведение консультаций специалистов при необходимости и согласно медицинским стандартам;

выписка пациента с оформлением документации и выдачей на руки больному выписки из истории болезни и документа, удостоверяющего временную нетрудоспособность.

14. При госпитализации гражданин предоставляет документ, удостоверяющий личность, направление из поликлинического отделения с датой госпитализации.

15. Врач приемного покоя заполняет медицинскую карту стационарного больного при наличии у пациента медицинских показаний и письменного согласия на предоставление ему медицинской помощи.

4. Организация ранней диагностики и проведения
систематического диспансерного наблюдения за онкологическими
больными

16. Формирование групп риска развития онкологических заболеваний с последующим их оздоровлением проводится в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, участковыми врачами, врачами общей практики, профильными специалистами первичной медико-санитарной помощи (далее – специалисты ПМСП), во взаимодействии с врачами онкологами.

17. Специалисты ПМСП принимают участие в раннем выявлении злокачественных новообразований, в том числе в скрининговых обследованиях, проводят информационно-образовательную работу среди прикрепленного населения по повышению онкологической настороженности.

18. При подозрении или выявлении опухолевого заболевания специалисты ПМСП направляют пациента в онкологический кабинет поликлиники (городской, районной). После осмотра и проведения необходимых исследований врач онкологического кабинета решает вопрос о направлении пациента в онкологический диспансер, для подтверждения диагноза и определения последующей тактики ведения и лечения.

19. Срок обследования пациента на уровне первичной медико-санитарной помощи (далее-ПМСП) от 3 до 5 рабочих дней.

Срок до обследования пациента в онкологическом кабинете – 7 рабочих дней.

20. На каждого пациента, с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования, заполняется статистическая форма » Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования» (форма № 090/у, утвержденная Приказом № 907) (далее — форма № 090/у).

21. Указанная статистическая форма в обязательном порядке заполняется врачами медицинских организаций, выявивших данный случай злокачественного новообразования, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, и в трехдневный срок направляется в онкологическую организацию по месту постоянного проживания пациента.

22. Регистрация в ЭРОБ, а также перерегистрация и снятие с учета онкологических больных осуществляется ответственным лицом онкологического диспансера, имеющим электронную цифровую подпись.

Внесение изменений в ЭРОБ осуществляется на основании:

формы № 090/у, заполненной и подписанной врачами;

свидетельства о смерти из органов записи актов гражданского состояния.

23. На каждого пациента с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования IV стадии заболевания и при визуально доступных локализациях III стадии заполняется статистическая форма » Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования (клиническая группа IV)» (форма № 027-2/у, утвержденная Приказом № 907) (далее – форма № 027-2/у).

24. В организации ПМСП проводится разбор всех выявленных запущенных случаев злокачественных новообразований с оформлением Протоколов разбора запущенных случаев злокачественного новообразования (далее – Протокол разбора), которые предоставляются в территориальную онкологическую организацию ежемесячно в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным периодом. Количество Протоколов разбора должно соответствовать к государственного управления здравоохранением (далее – Управление здравоохранения) создается постоянно действующая комиссия для разбора запущенных случаев онкологических заболеваний (далее – Комиссия), в состав которой включаются специалисты Управления здравоохранения, курирующие вопросы оказания первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП), руководитель и специалисты онкологической службы, внештатные специалисты Управлений здравоохранения по профилю запущенной локализации онкологических заболеваний, представители территориальных департаментов КОМУ и ККМФД (по согласованию).

Комиссия по разбору запущенных случаев осуществляет анализ причин диагностических ошибок, повлекших несвоевременную диагностику злокачественных опухолей, проводит разбор наиболее демонстративных запущенных случаев с приглашением врачей, допустивших несвоевременную диагностику злокачественных опухолей.

Результаты разборов доводятся до сведения Управления здравоохранения и руководителей медицинских организаций, в которых имела место запущенность с вынесением предложений по их недопущению.

25. Пациенты с диагнозом злокачественного новообразования всех локализаций берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение территориальным онкологическим диспансером. При этом пациенты с новообразованиями глаза, головного и спинного мозга, лимфатической и кроветворной ткани могут наблюдаться также у окулистов, нейрохирургов, гематологов и у других профильных специалистов.

26. На каждого пациента с впервые в жизни установленным диагнозом заполняется статистическая карта » Контрольная карта диспансерного наблюдения (онко)» (форма № 030-6/у, утвержденная Приказ № 907).

27. Клинические группы – это деление пациентов на категории, определяющие тактику врача при выборе диагностических и лечебных мероприятий. Пациенты, взятые на диспансерное наблюдение, распределяются на следующие клинические группы:

группа I а – пациенты с заболеванием, подозрительным на злокачественное новообразование;

группа I б – пациенты с предопухолевыми заболеваниями;

группа II – пациенты со злокачественными новообразованиями, подлежащие специальному лечению (хирургическое, химиотерапия, лучевая терапия);

группа II а – пациенты со злокачественными новообразованиями, подлежащие радикальному лечению;

группа III – пациенты после проведенного радикального лечения злокачественной опухоли (практически здоровые лица);

группа IV – пациенты с распространенными формами злокачественных новообразований, подлежащие паллиативному или симптоматическому лечению.

28. Углубленное обследование пациентов I а клинической группы должно быть организовано и проведено в течение 10 рабочих дней с момента обращения в онкологический диспансер.

По результатам углубленного обследования пациента I а клинической группы снимают с диспансерного учета или переводят в другие клинические группы:

при подтверждении (верификации) диагноза злокачественного новообразования пациента берут на диспансерный учет по II клинической группе;

пациенты с запущенными формами злокачественных новообразований переводятся в IV клиническую группу;

при выявлении предопухолевого заболевания пациента переводят в Iб клиническую группу.

29. Пациенты I б клинической группы подлежат динамическому наблюдению и оздоровлению специалистами ПМСП в амбулаторно-поликлинической организации по месту их прикрепления.

30. II а клиническая группа – пациенты с ранними формами злокачественных новообразований, которым показано только радикальное лечение (хирургическое или комбинированное лечение, комплексная терапия).

31. Во II клинической группе наблюдаются практически все первичные пациенты со злокачественными новообразованиями, которым показано специальное лечение, независимо от стадии заболевания, в том числе пациенты с 4 стадией злокачественного новообразования, при наличии показаний к специальному лечению.

Средняя продолжительность наблюдения пациента с онкологическим заболеванием во II клинической группе – 18 месяцев, за исключением пациентов, получающих гормонотерапию, длительность наблюдения за которыми составляет не менее 5 лет.

32. Перевод из II группы в III группу осуществляется после завершения полного курса специального лечения при получении диагностически подтвержденных результатов радикального излечения, а также отсутствия прогрессирования и рецидива злокачественного новообразования.

33. Пациенты из III клинической группы могут быть переведены во II при прогрессировании и рецидиве злокачественного новообразования.

34. В IV клиническую группу входят пациенты с запущенными формами злокачественных новообразований с отягощающей сопутствующей патологией, не позволяющей проводить специальное лечение, подлежащие паллиативному или симптоматическому лечению.

Перевод из II клинической группы в IV осуществляется при прогрессировании заболевания на фоне лечения.

Перевод из III клинической группы в IV осуществляется при прогрессировании заболевания за время динамического наблюдения и ухудшения состояния, не позволяющего проводить специальное лечение.

35. Пациенты IV клинической группы, нуждающиеся в получении паллиативного и симптоматического лечения, наблюдаются специалистами ПМСП в амбулаторно-поликлинической организации по месту их прикрепления.

36. При необходимости назначения онкологическим больным противоболевой терапии данная консультация осуществляется врачом кабинета противоболевой терапии онкологического диспансера.

37. Назначение, использование, выписывание, отпуск, хранение, распределение, учет, уничтожение лекарственных препаратов содержащих наркотические средства онкологическим больным регламентируются постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 396 «Об утверждении Правил использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан».

38. Решение о необходимости назначения наркотических обезболивающих препаратов выдается комиссионно, на уровне ПМСП, и оформляется соответствующим протоколом. Заключение вклеивается в амбулаторную карту пациента по месту жительства, что является основанием для выписки участковым врачом рецептов особого образца.

39. Онкологические больные получающие наркотические препараты подлежат систематическому наблюдению врачом ПМСП не реже 1 раза в 10 дней. В случае если онкологический больной получает наркотические препараты свыше 3 месяцев необходимо получить заключение комиссии онкологического диспансера о целесообразности и эффективности проводимой противоболевой терапии.

40. Контроль за сроками назначения наркотических препаратов осуществляет районный онколог на территории обслуживания которого проживает пациент.

41. По направлению участкового врача инкурабельные онкологические больные могут получить паллиативную помощь в условиях хосписа, или по направлению врача противоболевой терапии в отделении паллиативной помощи онкологического диспансера.

Другие статьи:  Договор купли-продажи зданий под разбор

42. Пациенты со злокачественными новообразованиями подлежат пожизненному диспансерному наблюдению в онкологическом диспансере. Если течение заболевания не требует изменения тактики ведения пациента, диспансерные осмотры после проведенного лечения осуществляются:

в течение первого года – один раз в три месяца;

в течение второго года – один раз в шесть месяцев;

в дальнейшем – один раз в год.

43. Пациент со злокачественным новообразованием должен начать специализированное лечение не позднее 30 календарных дней с момента установки диагноза, взятия на диспансерный учет.

44. Пациент со злокачественным новообразованием снимается с диспансерного учета в случаях:

переезда в другой регион, страну, с выдачей ему на руки подробной выписки из амбулаторной карты;

наблюдения в онкологическом диспансере с диагнозом «базалиома кожи» свыше 5 лет после излечения, при отсутствии рецидивов;

смерти, на основании врачебного свидетельства о смерти, выданного специалистом ПМСП по согласованию с районным онкологом районной, городской поликлиники, при его отсутствии – по согласованию с территориальной онкологической организацией.

45. Амбулаторная карта пациента со злокачественным новообразованием, снятого с диспансерного учета, хранится в архиве онкологической организации в течение периода времени, определенного Приказом № 907.

46. Все медицинские карты пациентов со злокачественными новообразованиями и предопухолевыми заболеваниями, снятых с диспансерного учета онкологических организаций, до составления годового отчета хранятся отдельно от действующей картотеки, а после составления отчета сдаются в архив.

47. Медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями в отдаленных сельских населенных пунктах оказывается медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов, медицинских пунктов в соответствии с рекомендациями районных онкологов и специалистов ПМСП.

5. Организация скрининговых осмотров целевых групп
населения, направленных на раннее выявление
предопухолевых и злокачественных новообразований

48. Скрининговые осмотры целевых групп населения, направленных на раннее выявление предопухолевых и злокачественных новообразований, проводятся в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи субъектами здравоохранения, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

49. Целью проведения скрининговых осмотров является выявление злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний на ранних стадиях, факторов риска, способствующих возникновению заболеваний, формирование и укрепление здоровья населения.

50. Организации ПМСП:

1) осуществляют учет прикрепленного к обслуживаемой территории населения, формируют целевые группы лиц, подлежащих скрининговым осмотрам;

2) обеспечивают связь и преемственность с онкологическими организациями и другими заинтересованными организациями здравоохранения для проведения данных осмотров;

3) информируют население о необходимости прохождения скрининговых осмотров;

4) заполняют учетные формы с внесением результатов осмотров в медицинскую карту амбулаторного пациента;

5) проводят ежемесячный анализ проведенных скрининговых осмотров с разработкой мероприятий по укреплению здоровья прикрепленного населения;

6) формируют электронную базу скрининговых осмотров и направляют ежемесячно в территориальный медицинский информационно-аналитический центр.

51. Онкологические организации:

1) осуществляют проведение организационно-методической работы, мониторинг и координацию деятельности организаций здравоохранения, главных специалистов области, города, района, участвующих в проведении скрининговых осмотров;

2) осуществляют проведение следующих этапов скрининговых исследований: проведение «второй» читки маммограмм с последующим ультразвуковым исследованием и биопсией образования молочной железы по показаниям, цитологическое исследование мазков из шейки матки, кольпоскопию и биопсию образований шейки матки по показаниям, эндоскопическое исследование пищевода, желудка, толстой кишки, исследование простат-специфического антигена, трансректальное ультразвуковое исследование предстательной железы, многоточечную биопсию предстательной железы по показаниям, а также другие этапы дообследования при скрининговых осмотрах на раннее выявление рака молочной железы, шейки матки, рака пищевода, желудка, толстой кишки, печени, предстательной железы;

3) архивируют скрининговые маммограммы, цитологические микропрепараты, эндоскопические фото- и видеозаписи;

4) проводят анализ состояния скрининговых программ на территории обслуживания, разработку ежегодных и перспективных планов их развития;

5) принимают участие в анализе качества проведения скрининговых осмотров на уровне ПМСП, заполнения результатов скрининговых осмотров в форму 025-08/у, утвержденную Приказом № 907;

6) осуществляют мониторинг соблюдения алгоритмов проведения скрининговых осмотров на всех этапах их реализации согласно нормативных документов Министерства здравоохранения;

7) участвуют в мероприятиях по повышению квалификации медицинских работников лечебно-профилактических организаций, вовлеченных в скрининговые программы по онкологии, повышению информированности населения на обслуживаемой территории;

8) предоставляют анализ реализации скрининговых программ на всех этапах их внедрения в Управление здравоохранения с последующим обсуждением и принятием исполнительских решений по повышению качества скрининговых осмотров на раннее выявление рака молочной железы, шейки матки, рака пищевода, желудка, толстой кишки, печени, предстательной железы.

6. Организация оказания медико-социальной помощи
онкологическим больным

52. Медико-социальная помощь онкологическим больным оказывается медицинскими психологами, врачами-психотерапевтами и социальными работниками онкологической организации и организации ПМСП.

53. Медико-социальная помощь онкологическим больным оказывается на всех этапах с соблюдением принципов этапности и преемственности.

54. Оказание медико-социальной помощи онкологическим больным начинается с момента обращения в онкологическую организацию и взятия на диспансерный учет.

55. Каждый пациент, вновь взятый на диспансерный учет с диагнозом злокачественного новообразования, в обязательном порядке направляется на прием к врачу-психотерапевту (психологу, медицинскому психологу) и социальному работнику онкологического диспансера для определения необходимости оказания медико-социальной помощи.

При состояниях, не нуждающихся в лекарственной коррекции, проводится психологическая работа с пациентом.

Специалисты дают рекомендации и делают назначения, фиксируя их в амбулаторных картах онкологических больных, и регистрируют их в «Журнале регистрации амбулаторных больных» (учетная форма № 278/у, утвержденная Приказом № 907).

56. Если психологический статус пациента не корригируется в амбулаторных условиях, вышеуказанными специалистами решается вопрос о направлении пациента в специализированный стационар.

57. После выписки из стационара онкологическому больному продолжает оказываться медико-социальная помощь специалистами онкологической организации при участии сотрудников отделений (кабинетов) профилактики и социально-психологической помощи организаций ПМСП.

58. Психологическая помощь родственникам онкологических больных оказываться при их обращении.

59. Оказание медико-социальной помощи больным с онкологическими заболеваниями и их родственникам осуществляется в виде социально-медицинских и социально-психологических услуг.

60. К социально-медицинским услугам относятся:

1) содействие в обеспечении ухода за лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе обучение навыкам санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание) с учетом состояния здоровья;

2) содействие в получении санаторных и реабилитационных мероприятий.

61. Основные задачи социальных работников онкологических организаций:

1) проведение диагностики социальных и психологических проблем среди больных онкологическими заболеваниями, лиц, излеченных от них, а также членов их семей;

2) разработка и реализация совместно с врачом онкологом, медицинским психологом или психотерапевтом индивидуальных планов социальной реабилитации пациента; участие в проведении мероприятий по их социальной защите и поддержке, продолжении обучения;

3) предоставление информации пациентам и членам их семей о правах и льготах в связи с онкологическим заболеванием;

4) организация и участие в проведении медико-социальной экспертизы пациентов с онкологическими заболеваниями;

5) организация работы сообществ больных онкологическими заболеваниями и лиц, излеченных от них, а также членов их семей;

6) взаимодействие со средствами массовой информации и населением по разъяснению современных возможностей онкологии, формированию в обществе адекватного отношения к лицам, больным онкологическими заболеваниями и излеченным от них, раннему выявлению онкологических заболеваний и их профилактике;

7) содействие интеграции деятельности государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию помощи онкологическим больным;

8) проведение социологических исследований по проблемам онкологической помощи.

62. К социально-психологическим услугам относятся:

1) проведение психологической диагностики и оказание индивидуальной и групповой социально-психологической помощи;

2) обучение онкологических больных основам социально-психологических знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях, навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, коммуникативным навыкам – само- и взаимоподдержки;

3) социально-психологическое сопровождение медицинского обслуживания, психологической и социальной адаптации онкологических пациентов в различных сферах жизнедеятельности;

4) проведение социально-психологических тренингов с целью обучения социально адаптированному поведению и повышению стрессоустойчивости;

5) проведение информационных и образовательных мероприятий с освещением через СМИ, выпуски буклетов, листовок с целью повышения психологической грамотности различных категорий населения.

7. Организация проведения иммуногистохимических исследований
по диагностике злокачественных новообразований
в онкологических организациях

63. Иммуногистохимическое исследование (далее — ИГХ) – метод выявления и определения точной локализации того или иного клеточного или тканевого компонента (антигена) в тканях с помощью иммунологических и гистохимических реакций, в основе которого лежит реакция антиген-антитело.

64. ИГХ исследования проводятся для верификации диагноза злокачественного новообразования, определения молекулярно-биологических особенностей опухолей с целью индивидуализации лечения онкологических больных.

65. ИГХ исследования проводимые на уровне патоморфологических лабораторий и референс-центров онкологических организаций, осуществляются по перечню согласно приложения 2 к настоящему Стандарту.

66. Патоморфологический референс-центр предназначен для проведения референтно — экспертных исследований гистологических материалов, а так же ИГХ исследований по перечню согласно приложения 3, к настоящему Стандарту.

67. Взаимодействие патоморфологических референс-центров с территориально закрепленными онкологическими диспансерами областей, городов Астаны и Алматы при проведении ИГХ исследований осуществляется на договорной основе, по территориальной закрепленности в соответствии с приложением 4 к настоящему Стандарту. В договоре оговариваются условия оплаты с учетом стоимости исследований в соответствии с утвержденным тарифом.

68. Материал для ИГХ исследований (биопсийный, операционный) в референс-центры направляется через службу доставки, имеющую лицензию на транспортировку биоматериалов по стране, либо иными не запрещенными путями. Взаимодействие со службой доставки осуществляется на основе договора.

69. Биопсийный или операционный материал сопровождается направлением на ИГХ исследование с указанием необходимого перечня маркеров, в соответствии с порядком утвержденным Приказом.

70. Сведения о направлении биопсийнного или операционного материала на ИГХ исследование регистрируются в «Журнале выдачи направлений на ИГХ исследование» с указанием паспортных данных пациента, диагноза, номера гистологического исследования, учреждения, в которое данный материал направляется.

71. Материал для исследований принимается в патоморфологической лаборатории или референс-центре онкологического учреждения с регистрацией в «Журнале учета ИГХ исследований».

72. Сроки проведения ИГХ исследований не превышают 5-7 рабочих дней со дня получения материала.

73. Заключение по ИГХ исследованию заносится в «Журнал учета ИГХ исследований» с указанием даты, номера исследования. Заполненный бланк результата ИГХ исследования с подписью исполнителя и печатью организации в электронном отсканированном виде передается в организацию, давшую направление на исследование. Оригинал отправляется по почте.

74. Экспертиза ИГХ исследований, проводимых в патоморфологических лабораториях, осуществляется референс-центрами не реже 1 раза в год.

75. Хранение парафиновых блоков, стеклопрепаратов и заключений в архиве патоморфологических лабораторий осуществляется в течение 15 лет, в архиве референс-центров – бессрочно.

8. Организация работы отделения лучевой терапии в
онкологических организациях

76. Врач лучевой терапевт – врач, оказывающий медицинскую помощь с использованием лучевой терапии в лечении опухолей и некоторых неопухолевых заболеваний.

77. Клиническая дозиметрия — измерение характеристик терапевтических радиационных пучков: поглощенной дозы, глубинных дозных распределений, профилей пучков, коэффициентов радиационного выхода, коэффициентов пропускания формирующих принадлежностей и др.

78. Контроль качества оборудования лучевой терапии – периодическая проверка характеристик аппаратов лучевой терапии, влияющих на точность отпуска дозы.

79. Дозиметрический план облучения – расчет дозного распределения, времени облучения (мониторных единиц) с подбором параметров аппарата (направления лучей, размера полей, формирующие принадлежности) для курса лучевой терапии согласно предписанию врача лучевого терапевта. Для каждой анатомической области создается отдельный план.

80. Медицинский физик — специалист с высшим или средним техническим образованием, имеющий подготовку по медицинской радиационной физике и радиационной безопасности.

81. Техник-дозиметрист – специалист со средним техническим образованием, имеющий подготовку по основам дозиметрии и планирования.

82. Инженер по обслуживанию медицинских ускорителей – специалист с высшим техническим образованием, имеющий специальную подготовку по обслуживанию и ремонту ускорителей в соответствии с техническими требованиями изготовителя.

83. Инженер по обслуживанию гамма-терапевтических аппаратов – специалист с высшим или средним техническим образованием, имеющий специальную подготовку по обслуживанию и ремонту гамма-аппаратов.

9. Структура и порядок работы отделения лучевой терапии

84. Выделяют 3 уровня оказания лучевой терапии онкологическим больным. В зависимости от уровня определяются основные функции отделения лучевой терапии:

на 1-м и 2-м уровне при стандартном оснащении отделения (приказ № 850 «Об утверждении минимальных стандартов (нормативов) оснащения медицинской техникой и изделиями медицинского оснащения для государственных организаций здравоохранения» (далее – Приказ № 850) оказывается специализированная медицинская помощь в виде стандартной (конвенциальной) лучевой терапии;

на 3-м уровне при стандартном оснащении отделения оказывается специализированная медицинская помощь, высокоспециализированная медицинская помощь в виде высокотехнологичного лучевого лечения. А также внедрение в практику инновационных методов лучевой терапии, разработка организационно-методических стандартов, инструкций, рекомендаций для работы сотрудников отделения лучевой терапии. Участие в повышении квалификации, переподготовке кадров по вопросам лучевой терапии.

85. Руководство работой отделения лучевой терапии осуществляется заведующим отделением, а при создании отдела лучевой терапии — заведующим отделом и/или отделениями.

86. Больные госпитализируются в отделение лучевой терапии из других отделений данного лечебно-профилактического учреждения или других лечебно-профилактических учреждений, расположенных на территории деятельности этого отделения, после предварительного обследования и решения вопроса о необходимости лучевого лечения с участием заведующего отделением (отделом) лучевой терапии или врача — лучевого терапевта отделения.

87. Обслуживание стационарных больных лучевым лечением проводится по принципу «единый врач – лучевой терапевт (радиолог)», предусматривающий клиническое ведение больного, проведение ему предлучевой топометрической подготовки и лучевого лечения, одним врачом — лучевым терапевтом (радиологом).

88. По окончании лучевого лечения больные в зависимости от медицинских показаний выписываются в установленном порядке или продолжают лечение в других отделениях (онкохирургическое, химиотерапевтические и др.).

89. В отделении лучевой терапии должны быть следующая документация:

санитарно-эпидемиологическое заключение на право работ с источниками ионизирующих излучений;

номенклатура дел отделения;

правила внутреннего трудового распорядка отделения;

должные инструкции (заведующего отделением, врача — лучевого терапевта, среднего и младшего медицинского персонала, медицинских физиков, инженеров по обслуживанию аппаратов, техников);

инструкция по технике безопасности при работе с радиоактивными веществами;

аварийные инструкции на каждом участке работы;

журнал инструктажа персонала по технике безопасности;

правила внутреннего распорядка для больных;

правила пожарной безопасности.

Другие статьи:  Социальная экспертиза проекта это

90. Персонал отделения лучевой терапии строго соблюдает все правила по охране труда, радиационной безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.

91. На всех сотрудников отделения лучевой терапии медицинских учреждений и научно-исследовательского института, занятых полный рабочий день в должностях и производствах, связанных с контактом с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений (гамма-установки, линейные ускорители, рентгенотерапевтические и рентгенодиагностические аппараты и др.), распространяются действующие положения о соответствующих работниках стационара лечебно-профилактического учреждения.

92. Штаты отделения лучевой терапии устанавливаются в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Приказом № 238.

10. Организация работы блока физико-технического
обеспечения лучевой терапии

93. Блок физико-технического обеспечения лучевой терапии входит в состав отделения лучевой терапии (радиологического отделения), либо может быть самостоятельным структурным подразделением.

94. Функции блока физико-технического обеспечения:

обеспечение работы оборудования лучевой терапии;

клиническая дозиметрия радиационных пучков лучевых установок;

дозиметрическое планирование лучевой терапии;

верификация планов излучения с помощью фантомных измерений при проведении сложных методик лучевой терапии (3 уровень);

контроль качества оборудования лучевой терапии;

участие в определении потребностей в новом оборудовании для лучевой терапии и подготовке спецификаций;

проведение радиационного контроля в кабинетах лучевой терапии.

95. В учреждении с оснащением отделения лучевой терапии по 3 уровню медицинские физики внедряют в практику методы дозиметрии и планирования современных методик лучевой терапии; разрабатывают методические рекомендации по дозиметрии и контролю качества.

96. Для выполнения этих функций блок физико-технического обеспечения лучевой терапии имеет:

кабинет клинической дозиметрии с оборудованием для дозиметрических измерений и контроля качества (электрометры, детекторы, фантомы, вспомогательное оборудование);

кабинет планирования лучевой терапии с компьютерными системами планирования и вспомогательными устройствами (принтер, сканер, негатоскоп для просмотра рентгеновских и магнитно-резонансных снимков);

комнату для инженеров с мастерской для изготовления блоков и других вспомогательных принадлежностей, хранения инструментов и материалов.

97. В штат блока физико-технического обеспечения входят:

медицинские физики (физики-радиологи);

инженеры по обслуживанию лучевых установок;

В штат могут входить также медицинские сестры по обслуживанию лучевых установок.

98. Руководство работой блока физико-технического обеспечения осуществляет заведующий – высококвалифицированный медицинский физик.

99. Должности медицинских физиков, инженеров, техников-дозиметристов, среднего и младшего медицинского персонала устанавливаются по штатным нормативам, утвержденным Приказом № 238.

100. В блоке физико-технического обеспечения должна быть следующая документация:

санитарно-эпидемиологическое заключение на право работ с источниками ионизирующих излучений;

протоколы дозиметрических измерений;

протоколы приемки вновь установленного оборудования;

журналы технического обслуживания аппаратов лучевой терапии;

протоколы контроля качества аппаратов;

журнал регистрации планов облучения больных;

журналы регистрации облучения больных на аппаратах;

документация по учету прихода и расхода радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений (ИИИ), поступающих в отделение, а также движения радиоактивных источников в соответствии с санитарными правилами работы с ИИИ;

инструкции по технике безопасности при работе с ИИИ;

инструкции по поведению в аварийных ситуациях;

журнал инструктажа персонала по технике безопасности;

правила внутреннего трудового распорядка.

101. Распечатанные планы облучения вклеиваются в радиологическую карту пациента. На плане должно быть Ф.И.О и подпись разработчика и лица, проверившего и утвердившего план.

102. В обязанности медицинского физика входит выполнение следующих работ:

планирование и участие в осуществлении программы лучевой терапии совместно с врачом лучевым терапевтом;

дозиметрические измерения характеристик радиационных пучков, в том числе калибровка пучка и подготовка нового аппарата к клинической эксплуатации, с периодичностью согласно требованиям обеспечения качества лучевой терапии;

обработка дозиметрических данных и введение их в компьютерные планирующие системы;

планирование лучевого лечения больных с расчетом дозного распределения и времени облучения, оценка и оптимизация планов;

при проведении сложных методик лучевой терапии (3 уровень) верификация планов излучения с помощью фантомных измерений;

участие вместе с врачом лучевым терапевтом и медсестрой в первой укладке пациента и периодический контроль за правильностью осуществления плана лучевого лечения;

участие в определении потребностей в новом оборудовании для лучевой терапии и подготовке спецификаций;

участие в приемочных испытаниях нового оборудования;

разработка и участие в осуществлении программы контроля качества лучевой терапии;

надзор за техническим обслуживанием оборудования лучевой терапии.

103. Медицинский физик отвечает за точность дозиметрических измерений и расчетов. Он обязан участвовать в программах контроля дозиметрических измерений (МАГАТЭ/ВОЗ и др.).

104. Медицинский физик должен владеть методами ручного расчета подведения заданной дозы по плану облучения. Дозиметрические планы облучения должен проверять второй физик (это может быть заведующий отделением).

105. Медицинский физик может быть назначен ответственным за радиационный контроль (службу радиационной безопасности). В этом случае его обязанности определяются соответствующей инструкцией.

106. Медицинский физик учреждения, проводящего лучевую терапию по 3 уровню, должен изучать и внедрять в практику передовые разработки физики лучевой терапии, разрабатывать программы контроля качества, оказывать методическую помощь и обучение физиков областных онкологических организаций.

107. При большом объеме работы по планированию, дозиметрии, контролю качества часть работы может выполнять техник-дозиметрист под контролем медицинского физика.

108. Инженер по обслуживанию медицинских ускорителей несет ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт ускорителей.

109. В обязанности инженера по обслуживанию ускорителей входит выполнение следующих работ:

ежедневный внешний осмотр ускорителей и вспомогательного оборудования;

включение ускорителей в начале работы с проведением тестов согласно техническим требованиям и программе контроля качества, выключение ускорителей по окончании работы;

выполнение процедур контроля качества на ускорителях в соответствии с утвержденным регламентом, настройки, профилактические работы, текущий ремонт ускорителей в соответствии с техническими требованиями к оборудованию;

участие в приемке нового оборудования;

ведение необходимой отчетной документации (журналы технического обслуживания аппаратов, протоколы контроля качества).

110. При неисправности аппарата инженер должен поставить в известность руководителя отделения и подготовить запрос о ремонте в сервисную организацию.

111. Инженер по обслуживанию дистанционных гамма-терапевтических аппаратов должен иметь высшее или среднее техническое образование и специальную подготовку по обслуживанию и ремонту гамма-аппаратов.

112. Инженер по обслуживанию гамма-терапевтических аппаратов несет ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт гамма-терапевтических аппаратов.

113. В обязанности инженера по обслуживанию гамма-аппаратов входит выполнение следующих работ:

ежедневный внешний осмотр дистанционных гамма-терапевтических аппаратов и вспомогательного оборудования;

выполнение процедур контроля качества на дистанционных гамма-терапевтических аппаратах в соответствии с утвержденным регламентом, настройки, профилактические работы, текущий ремонт гамма-аппаратов в соответствии с техническими требованиями к оборудованию;

участие в приемке нового оборудования;

ведение необходимой отчетной документации (журналы технического обслуживания аппаратов, протоколы контроля качества).

114. При неисправности аппарата инженер должен поставить в известность руководителя отделения и подготовить запрос о ремонте в сервисную организацию.

115. В учреждении, имеющем один гамма-терапевтический аппарат, наличие инженера по обслуживанию не обязательно, в этом случае техническое обслуживание и ремонт аппарата проводится сервисной организацией.

116. В обязанности медицинской сестры по обслуживанию облучательных установок входит выполнение следующих работ:

включение и выключение дистанционных гамма-терапевтических и рентгенотерапевтических аппаратов;

проведение ежедневных утренних проверок на дистанционных гамма-терапевтических аппаратах в соответствии с утвержденным регламентом; результаты тестов фиксируются в протоколе;

введение данных больного и параметров плана облучения в управляющий компьютер облучательной установки;

совместно с врачом лучевым терапевтом медсестра выполняет укладку пациента для проведения сеанса лучевой терапии, используя лазерные центраторы, установку параметров аппарата (размеры поля облучения, положение гантри, коллиматора и лечебного стола, РИП), клиновидных фильтров и блоков, аппликаторов электронных пучков, тубусов и фильтров на рентгенотерапевтическом аппарате;

наблюдение за больными во время лечения с помощью телевизионного устройства, двусторонней телефонной связи;

проведение регистрации больных, получающих лучевую терапию, в специальном журнале;

контроль за работой младшего медицинского персонала и санитарным состоянием кабинета лучевой терапии.

117. На ускорителях с системой портальной визуализации медсестра под руководством врача и/или физика делает портальные снимки и корректировку положения лечебного стола.

118. При наличии онкологической информационной системы на ускорителе должны работать две медсестры в смену для обеспечения быстрого и правильного проведения сеанса облучения.

119. Порядок приемки и введения в эксплуатацию радиотерапевтического оборудования ( приложение 5), его сервисное обслуживание и контроль технического состояния ( приложение 6), техническое обслуживание и ремонт ( приложение 7), а также перезарядка гамма-терапевтического оборудования онкологических организаций ( приложение 8) осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Стандарта.

11. Организация оказания медицинской помощи в
межрегиональных онкологических диспансерах

120. Высокотехнологичные центры радиационной онкологии (далее – ВЦРО) создаются на базе онкологических организаций, определенных уполномоченным органом в области здравоохранения.

121. ВЦРО соответствуют третьему уровню оказания лучевой терапии.

Основные функции ВЦРО соответствуют пункту 84 настоящего Стандарта.

Основные виды лечения в ВЦРО:

проведение облучения в фотонном и электронном режимах;

применение конформного, интенсивно-модулированного, и управляемого по изображениям лучевого лечения;

122. Оказание лучевой терапии может осуществляться в следующих формах медицинской помощи:

123. На лучевую терапию в ВЦРО направляются онкологические больные из территориально закрепленных областей и г.г. Алматы, Астана. Закрепление областей за ВЦРО регламентируется приказом Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

124. Взаимодействие ВЦРО с территориально закрепленными онкологическими диспансерами областей, городов Астаны и Алматы при проведении лечения пациентов, порядок оплаты определяется уполномоченным органом в области здравоохранения.

12. Оснащение онкологических организаций медицинским
оборудованием и изделиями медицинского назначения

125. Оснащение онкологической организации осуществляется в зависимости от профиля структурного подразделения в соответствии с приказом № 850.

ПОЛОЖЕНИЕ
о смотровом женском кабинете лечебно-профилактических
организаций

1. Смотровой женский кабинет организуется в установленном порядке и действует как структурное подразделение поликлиники городской, центральной районной, участковой больницы, поликлинического отделения больницы.

2. На должность акушерки смотрового женского кабинета назначается фельдшер-акушер(ка), акушер(ка), прошедший (ая) специальную подготовку по онкологии в территориальном онкодиспансере.

3. Руководство и контроль за деятельностью смотрового кабинета, работой и уровнем профессиональной подготовки акушерки осуществляет заведующий поликлиническим отделением или главный врач поликлиники.

4. Общее методическое руководство над работой смотрового кабинета осуществляет районный акушер-гинеколог, главный врач поликлиники, в подчинении которого находятся смотровые кабинеты.

5. Смотровой женский кабинет по онкологической службе подотчетен районкологу поликлиники.

6. Основными задачами смотрового женского кабинета являются:

— обязательный профилактический осмотр всех женщин, обратившихся впервые в течение года в амбулаторно-поликлиническую организацию, независимо от возраста и характера заболевания, в целях раннего выявления хронических, предопухолевых заболеваний и злокачественных новообразований;

— профилактический осмотр включает осмотр кожных покровов, пальпацию щитовидной железы, пальпацию периферических лимфатических узлов, осмотр видимых слизистых оболочек; осмотр и пальпацию молочных желез; осмотр шейки матки на зеркалах со взятием мазков на цитологическое исследование, бимануальное обследование матки, придатков; пальцевое исследование прямой кишки;

обязательное взятие у всех обратившихся в кабинет мазков с шейки матки, из влагалища и цервикального канала и направление их в цитологическую лабораторию для исследования;

направление лиц с подозрением на заболевание и с выявленной злокачественной патологией гениталий к районному гинекологу территориальной поликлиники и онкогинекологу;

больные с выявленной патологией направляются к врачу соответствующей специальности (гинекологу, маммологу, ЛОР-врачу, хирургу и т.д.);

— направление женщин с жалобами на боли в области молочных желез районному онкологу, маммологу;

— направление женщин с изменениями в области молочных желез онкологу с рекомендацией ультразвукового исследования и обследования в рентгеномаммографическом кабинете;

— направление женщин в рентгеномамографический кабинет, независимо от наличия или отсутствия жалоб на боли в области молочных желез, согласно действующим приказам;

— выявленные больные с другой патологией гениталий направляются к гинекологу ЦРБ или женской консультации, районкологу и другим специалистам;

— проведение санитарно-просветительной и разъяснительной работы среди женского населения, прикрепленного к поликлинике;

— учет и регистрация проводимых профилактических осмотров и результатов цитологических исследований по установленным формам первичной медицинской документации.

7. Для кабинета выделяется отдельная комната с хорошим освещением, специальным оборудованием и инструментарием (гинекологическое кресло, лампа, кушетка, инструментарий для осмотра шейки матки и взятия цитологических мазков, контейнеры для своевременной транспортировки цитологических препаратов, перчатки, напальчники и прочие).

ПОЛОЖЕНИЕ
о мужском смотровом кабинете лечебно-профилактических
организаций

1. Мужской смотровой кабинет организуется в установленном порядке и действует как структурное подразделение поликлиники городской, центральной районной, крупных участковых больниц, поликлинического отделения больницы.

2. На должность медицинской сестры мужского смотрового кабинета назначается медицинская сестра, прошедшая специальную подготовку по онкологии в территориальном онкологическом диспансере.

3. Руководство и контроль за деятельностью мужского смотрового кабинета, работой и уровнем профессиональной подготовки медицинской сестры осуществляет заведующий поликлиническим отделением или главный врач поликлиники.

4. Общее методическое руководство работой мужского смотрового кабинета осуществляет районный уролог, врач онкоуролог областного (городского) онкологического диспансера.

5. Основными задачами мужского смотрового кабинета являются:

обязательный профилактический осмотр всех мужчин, обратившихся впервые в течение года в амбулаторно-поликлинические организации, независимо от возраста и характера заболевания, в целях раннего выявления хронических, предопухолевых заболеваний;

профилактический осмотр включает осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек, периферических лимфоузлов, осмотр и пальпацию грудных желез, наружных половых органов (половой член, органы мошонки – яички и придатки яичек), пальцевое ректальное исследование прямой кишки с осмотром предстательной железы и семяных пузырьков (мужчинам старше 40 лет ежегодный осмотр), а также тщательный сбор анамнеза заболевания;

направление цитологических материалов в централизованные цитологические лаборатории онкологического диспансера;

направление лиц с подозрением на онкозаболевание и с выявленной злокачественной патологией гениталий и грудной железы к онкоурологу и онкохирургу областного онкологического диспансера для уточнения диагноза и лечения;

выявленные больные с другой патологией гениталий направляются к урологу ЦРБ;

проведение санитарно-просветительной и разъяснительной работы среди мужского населения, посещающих поликлинику;

учет и регистрация проводимых профилактических осмотров и результатов цитологических исследований по установленным формам первичной медицинской документации.

6. Мужской смотровой кабинет должен быть расположен отдельно, а не совмещен с урологическим кабинетом. Для кабинета выделяется отдельная комната с хорошим освещением, специальным оборудованием (цистоскоп, кресло для проведения цистоскопии и др.) и инструментарием.