Приказ мо рф о доплатах

Актуальные вопросы оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации

Актуальные вопросы оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации

Труд работников из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации нередко протекает в особых условиях, в связи с чем оплата их труда имеет определенные особенности, что нашло отражение как в порядке установления им должностных окладов (тарифных ставок), так и в установлении им других выплат и доплат.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 введена с 1 декабря 2008 г. новая система оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки.

В Вооруженных Силах Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации… а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, в период с 24 мая 2009 г. по 2 октября 2010 г. действовал приказ Министра обороны Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» от 28 марта 2009 г. N 115.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 указанный приказ был признан утратившим силу и утвержден новый Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, который и вызывает в настоящее время наибольшее количество споров, жалоб, обращений, в том числе и коллективных, в различные органы. Что же порождает жалобы гражданского персонала воинских частей и можно ли каким-либо образом их разрешить?
Названным выше Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств.

В соответствии с вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации всем работникам, которые трудятся в воинских частях, бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации и не имеют дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, не допустили нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил Российской Федерации и отраженные в актах ревизий (проверок), из фонда экономии заработной платы производится дополнительное материальное стимулирование в размере от одной до пяти расчетных сумм. Это в теории.
На практике все обстоит иначе. Из поступающих в редакцию писем читателей, жалоб гражданского персонала, содержащихся на различных интернет-ресурсах*(1), направляемых воинским должностным лицам, можно сделать вывод, что в подавляющем большинстве случаев указанная выплата либо вообще не производилась за прошедшее время (2009-2010 гг.), либо была осуществлена 1-2 раза в крайне незначительных размерах.

Денежные средства на указанные выплаты не берутся из воздуха и бюджетом Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрены. Эти стимулирующие выплаты, как установлено в вышеназванном приказе, осуществляются в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лиц гражданского персонала.
Экономия средств, в пределах которой может осуществляться премирование, исчисляется как разница между плановым фондом оплаты труда на соответствующий квартал и фактическими выплатами, произведенными за этот же период, с учетом свободных остатков средств (включая наличность в кассах) после осуществления всех полагающихся выплат. Истребовать на дополнительные выплаты средства сверх установленных лимитов нельзя. Распределение этой экономии централизовано и производится от Министерства обороны Российской Федерации до командующих объединениями, командирами соединений, которые осуществляют это для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Многие финансовые работники вводят гражданский персонал в заблуждение или умышленно недоговаривают по поводу источников формирования и использования экономии фонда оплаты труда гражданского персонала, заявляя, что экономии по этому фонду нет.
Однако это не так. Один источник существовал всегда и формируется в самой воинской части за счет вакантных должностей, временной нетрудоспособности работников и прочих экономий в течение года и рассчитывается по требованию командира воинской части, а в дальнейшем по его же приказу за счет этой экономии и производятся стимулирующие выплаты гражданскому персоналу.
Второй источник формируется, как указано выше, за счет экономии бюджета по выделенному фонду оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями (т.е. за счет сокращения численности гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации) и распределяется в объединения, соединения и воинские части по решению указанных в приказе воинских должностных лиц. В этом случае все зависит от наличия выделенного конкретной воинской части лимита и расчетной суммы, определенной Министром обороны Российской Федерации для стимулирования гражданского персонала на текущий квартал. Можно выделить фонды экономии конкретной воинской части только при наличии распределенного объема бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала.
В данном вопросе практика не утешительна и даже не оптимистична на будущее. По опыту прошедшего года в соединения и воинские части лимиты по указанной экономии практически не поступали и выплаты гражданскому персоналу не производились.
Вместе с тем, из писем работников воинских частей следует, что на уровне объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, стоящих на финансовом обеспечении у распорядителей бюджетных средств, гражданский персонал указанные стимулирующие выплаты ежеквартально получает в суммах, исчисляемых десятками и сотнями тысяч рублей. Каким же образом это происходит?
Во-первых, само содержание приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, по мнению автора настоящей статьи, устанавливает для воинских должностных лиц, производящих распределение экономии бюджетных средств по фонду оплаты труда, необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Главное, в этом приказе отсутствуют нормы, предусматривающие обязанность распорядителей бюджета доводить экономию по фондам оплаты труда до каждой воинской части, что является коррупциогенным фактором и должно было быть выявлено при проведении антикоррупционной экспертизы в Министерстве обороны Российской Федерации (Порядок проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 299).

Во вторых, по каким критериям соответствующий воинский начальник выбирает воинские части, военные организации, куда направляются денежные средства для премирования, неизвестно. В сложившейся ситуации можно предполагать все что угодно, включая и корыстную или иную личную заинтересованность в соответствующем распределении денежных средств.
Фактически сложилась ситуация, когда в Министерстве обороны Российской Федерации при отсутствии законных оснований введены различия, связанные с материальным стимулированием одной и той же категории работников — гражданского персонала воинских частей, бюджетных учреждений, чем нарушены требования ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), запрещающей какую-либо дискриминацию в сфере оплаты труда. Вместо повышения должностных окладов и установления понятной и разумной системы премирования предлагается высчитывать экономию фонда оплаты труда, получить согласие на использование этой экономии, премировать достойных в размере расчетной суммы, которую установит Министр обороны Российской Федерации по представлению его заместителя, но только при наличии свободных лимитов, выделенных на дополнительное материальное стимулирование, которых для большей части работников нет и не будет.

Другим достаточно часто встречающимся нарушением трудового законодательства, связанного с оплатой труда, является нарушением сроков выплаты заработной платы, компенсационных выплат за время ежегодного оплачиваемого отпуска.
Правило ст. 136 ТК РФ о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца является обязательным. Поэтому ни заявления работников, написанные по просьбе работодателя, о выплате заработной платы один раз в месяц, ни подобные условия, внесенные в трудовые, коллективные договоры, не дают работодателю права для нарушения трудового законодательства. Кроме того, обязанность выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца часто понимают как обязанность выплачивать заработную плату не реже чем два раза в месяц. Но это не совсем правильно. Полмесяца — это около 15 дней. Не реже чем каждые полмесяца — это не реже чем каждые 15 дней.
В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников.
Например, Положением об оплате труда организации установлено, что заработная плата выдается работнику 3-го и 17-го числа каждого месяца. В этом случае с 17-го числа текущего месяца до 3-го числа следующего месяца пройдет более 15 дней, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 136 ТК РФ.
Или, например, Положением об оплате труда организации установлено, что заработная плата выдается работнику 2-го и 17-го числа каждого месяца. В этом случае со 2-го числа до 17-го числа текущего месяца и с 17-го числа текущего месяца до 2-го числа следующего месяца пройдет не более 15 дней, что соответствует требованиям ч. 6 ст. 136 ТК РФ.
Следующий важный аспект состоит в том, что два раза в месяц работник должен получать заработную плату именно за отработанное время. Таким образом, выплата заработной платы хотя и два раза в месяц, но с опозданием более чем на полмесяца также противоречит трудовому законодательству.
Например, коллективным договором, действующим в организации, установлено, что заработная плата выплачивается 15-го и 30-го числа следующего за отчетным месяца. В результате плату за отработанное время работник получает через полтора месяца. Положения коллективного договора в этой части не соответствуют трудовому законодательству и не подлежат применению в силу ч. 2 ст. 8 ТК РФ.
Согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от 1 марта 2007 г. N 472-6-0 иные сроки выплаты заработной платы, в отличие от указанных в ст. 136 ТК РФ, могут быть установлены отдельным категориям работников только федеральным законом. Таким образом, для гражданского персонала воинских частей, бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации выплата заработной платы один раз в месяц является нарушением трудового законодательства.
Что же касается оплаты отпуска, то выплаты должны быть произведены не позднее чем за три дня до его начала. Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.
При этом, на основании ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Руководитель организации, а также иные должностные лица, допустившие задержку выплаты заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Другие статьи:  Налог с продажи на авито

В.И. Ковалев,
заслуженный юрист Российской Федерации,
кандидат юридических наук,
доцент

«Право в Вооруженных Силах», N 4, апрель 2011 г.

Другие новости и статьи

Запись создана: Четверг, 22 Сентябрь 2011 в 17:18 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.

Ограничение размера заработной платы как нарушение трудовых прав работников военных организаций (Зайков Д.Е.)

Дата размещения статьи: 28.01.2017

Современные экономические условия оказывают негативное влияние на уровень доходов населения страны, показателем чего является снижение средней заработной платы. Указанная ситуация затронула практически все слои населения и отрасли производства, в стороне не остались и работники организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации (далее — военные организации).
Однако поставленную перед государством задачу — снижение бюджетных расходов Министерство обороны Российской Федерации пытается решить, в частности, проверенным путем — за счет работников военных организаций.
Так, решением Министра обороны Российской Федерации от 18 января 2016 г. были установлены максимальные размеры среднемесячной заработной платы руководителей военных организаций и ограничения в максимальных размерах стимулирующих выплат работниками военных организаций в 2016 г.
———————————
Было доведено до военных организаций указанием Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации. Опубликовано не было.

При этом если подобная практика в отношении руководителей военных организаций имела место и ранее, то в отношении работников военных организаций она появилась впервые.
Так, в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от 18 января 2016 г.:
— максимальный размер среднемесячной заработной платы руководителей (сложившейся в течение года) определяется без учета районного регулирования и выплат закрытого характера, а также единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год, денежной компенсации за неиспользованный отпуск и выплат за счет грантов;
— среднемесячная заработная плата заместителей руководителей (главного бухгалтера) не может превышать максимального размера среднемесячной заработной платы, установленной для руководителей (начальников);
— максимальный размер выплат премий и стимулирующих выплат (с учетом районного регулирования), устанавливаемых за счет экономии фонда оплаты труда: заместителям руководителей (начальников) учреждений (организаций), начальникам филиалов учреждений (организаций), структурных подразделений и их заместителям не может превышать в среднем в месяц 80,0 тыс. руб., другим категориям работников — 50,0 тыс. руб.;
— максимальный размер выплат премий и стимулирующих выплат (с учетом районного регулирования), устанавливаемых за счет средств от приносящей доход деятельности, — 50,0 тыс. руб.
Максимальный размер выплат премий и стимулирующих выплат, устанавливаемых за счет экономии фонда оплаты труда или за счет средств от приносящей доход деятельности, отдельным работникам военных организаций может быть увеличен на сумму до 50,0 тыс. руб. в среднем в месяц на основании письменного решения руководителя вышестоящего центрального органа военного управления, заместителя Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и командующих войсками военных округов по мотивированному ходатайству руководителей военных организаций.
При этом порядок правоприменения указанного решения Министра обороны Российской Федерации остается неясным в силу отсутствия полноты соответствующего регулирования, например:
— подлежит ли установленный максимальный размер премий и стимулирующих выплат, устанавливаемых как за счет экономии фонда оплаты труда, так и за счет средств от приносящей доход деятельности, применению в отношении конкретно каждого работника военной организации или же указанный размер рассчитывается в среднем в месяц на весь личный состав военной организации;
— подлежит ли учету общий размер произведенных выплат работникам военных организаций как за счет экономии фонда оплаты труда, так и за счет средств от приносящей доход деятельности за год в целях установления возможности стимулирования работников военных организаций в части неизрасходованных до достижения максимальных размеров выплат?
Кроме того, реализация решения Министра обороны Российской Федерации от 18 января 2016 г. вызывает большое количество вопросов относительно его обоснованности и законности.
Так, согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Необходимо отметить, что исходя из Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Система оплаты труда работников) и размеров должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» (далее — приказ Министра обороны Российской Федерации N 255), именно выплаты стимулирующего характера составляют значительную часть заработной платы работников военных организаций.
Заработная плата работников военных организаций складывается из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат.
Должностной оклад и компенсационные выплаты (за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и др.) определены в конкретных размерах .
———————————
Частично опровергая данное утверждение, можно сослаться на такие компенсационные выплаты, как: за работу в ночное время, за сверхурочную работу, однако и они имеют свои максимальные значения. Кроме того, они являются исключением, а не общим правилом.

Пунктом 31 Системы оплаты труда работников предусмотрены следующие стимулирующие выплаты:
— за интенсивность и высокие результаты работы;
— за качество выполняемых работ;
— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
— премиальные выплаты по итогам работы.
При этом если выплата за интенсивность и высокие результаты работы и выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет ограничены в своих размерах (до 100% и до 40% должностного оклада соответственно), то соответствующие ограничения в отношении выплаты за качество работ и премиальные выплаты по итогам работы отсутствуют.
Таким образом, ограничение размера указанных стимулирующих выплат приводит к ограничению размера заработной платы.
В силу ч. 1 ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (выделено авт. — Д.З.), за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В связи с изложенным необходимо проанализировать подзаконные правовые акты, регулирующие рассматриваемые правоотношения.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации 2008 г. N 583), с 1 декабря 2008 г. были введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Пунктом 8 указанного правового акта федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, было поручено утвердить, в частности, условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу, а также их размеры в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Во исполнение данного поручения был издан Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» (далее — Приказ Министра обороны Российской Федерации N 555) , которым было утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Положение о системе оплаты труда).
———————————
Утратил силу.

Следует указать, что данный правовой акт прямо предусматривал реализацию положений ч. 1 ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации:
— руководителям бюджетных учреждений и воинских частей устанавливается премия по результатам работы учреждения за квартал в пределах средств, направляемых на эти цели, и предельными размерами не ограничивается (п. 3 Положения о системе оплаты труда);
— конкретный размер премии определяется в соответствии с личным вкладом работника в выполнение задач, стоящих перед воинской частью (подразделением), в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, максимальными размерами не ограничивается и выплачивается на основании приказа руководителя воинской части (п. 84 Положения о системе оплаты труда).
Вместе с тем Приказ Министра обороны Российской Федерации N 555 был признан утратившим силу с 27 июля 2015 г. в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации N 255, утвержденное которым Положение о системе оплаты труда работников уже не содержало норм, исключающих возможность ограничения размера стимулирующих выплат .
———————————
Хотя само по себе данное обстоятельство, разумеется, не имеет никакого правового значения в свете требований ч. 1 ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации. См., например, п. 34 Порядка, условий и размеров выплат стимулирующего характера рабочим и служащим территориальных органов и подведомственных организаций Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Перечню видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях», утвержденных Приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 29 августа 2008 г. N 262.

Необходимо отметить, что позиция об отсутствии оснований для ограничения стимулирующих выплат была изложена в п. 7.3 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 425н.
Указанного подхода придерживаются и федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба: МЧС России , Федеральная служба исполнения наказаний и др.
———————————
Пункт 7.1 Условий, размеров и порядка осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. N 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России».
Пункт 17 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008 г. N 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы».

Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в письме от 31 августа 2016 г. N 182/5/2704 на обращение автора по вопросу законности решения Министра обороны Российской Федерации от 18 января 2016 г. указал:
«В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 2008 года N 583 Министру обороны Российской Федерации предоставлено право регулировать (устанавливать) условия оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, включающие размеры должностных окладов (тарифных ставок), условия, размеры и порядок определения выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Таким образом, утвержденные решением Министра обороны Российской Федерации от 18 января 2016 г. предельные среднемесячные размеры заработной платы и ограничения в максимальных размерах стимулирующих выплат установлены в пределах полномочий Министра обороны Российской Федерации и не противоречат трудовому законодательству Российской Федерации».
Подобная аргументация органа военного управления представляется необоснованной и не учитывающей требования законодательства Российской Федерации.
Свою обязанность по определению условий и порядка осуществления стимулирующих выплат работникам, а также их размеров, предусмотренную п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации 2008 г. N 583, Министр обороны Российской Федерации выполнил посредством издания Приказа Министра обороны Российской Федерации N 555, в дальнейшем — Приказа Министра обороны Российской Федерации N 255, в котором и реализовал соответствующее правомочие.
При этом необходимо отметить, что Система оплаты труда работников, конечно же, не предусматривает какие-либо ограничения размера заработной платы работников вне зависимости от их источника (за счет экономии фонда оплаты труда или за счет средств от приносящей доход деятельности).
Кроме того, согласно п. п. 32 и 33 Системы оплаты труда работников размер выплат стимулирующего характера, зависящих от результата труда работника, устанавливается ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности. Указанные выплаты, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами) организаций в соответствии с трудовым законодательством.
Таким образом, даже нормативный правовой акт Министерства обороны Российской Федерации, регулирующий соответствующие правоотношения, прямо определяет, что размер стимулирующих выплат зависит исключительно от результата труда работника. А размеры выплат (в том числе ограничивающие их максимальные размеры) могут быть установлены только положениями об оплате труда (коллективными договорами) военных организаций.
Следовательно, решение Министра обороны Российской Федерации от 18 января 2016 г., принятое вне рамок его компетенции, противоречит Приказу Министра обороны Российской Федерации N 255.
В то же время удивляет форма выражения решения Министра обороны Российской Федерации от 18 января 2016 г., содержательно представляющего собой правовой акт, затрагивающий трудовые права работников военных организаций, но не облеченного в форму приказа Министра обороны Российской Федерации, что позволило обойти необходимость проведения согласования, общественного обсуждения, антикоррупционной экспертизы, регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальное опубликование.
И даже если, закрыв на все глаза, представить правоту вышеуказанной позиции Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации 2008 г. N 583, наделяя Министра обороны Российской Федерации соответствующей компетенцией, не исключает обязательность соблюдения императивных требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Вместе с тем и судебная практика также стоит на позиции недопустимости законодательного ограничения заработной платы работников.
Абзац 6 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывающий работодателя устанавливать одинаковый размер оплаты труда работникам, выполняющим одинаковые трудовые обязанности в одних и тех же условиях, а также ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая зависимость заработной платы работника от количества и качества затраченного труда, направлены на реализацию основных принципов правового регулирования трудовых отношений — равенства прав и возможностей работников, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, запрещения дискриминации в сфере труда (ст. ст. 2 и 3 Трудового кодекса Российской Федерации), учитывают баланс интересов сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений, а также гарантируют надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении и не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя .
———————————
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 1605-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб общества с ограниченной ответственностью «Тольяттикаучук» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 22, 129, 132 и 191 Трудового кодекса Российской Федерации».

Другие статьи:  Обратный билет на электричку срок действия

В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. В этой связи определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера — прерогатива работодателя .
———————————
Обзор судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за июль 2014 года.

Последнее из указанных обстоятельств также имеет важное значение.
Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Работодателем для руководителей военных организаций является Министерство обороны Российской Федерации в лице Министра обороны Российской Федерации, который делегировал соответствующие полномочия работодателя соответствующим должностным лицам .
———————————
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Для работников военных организаций работодателем является не Министерство обороны Российской Федерации, а военная организация, в которой они осуществляют трудовую деятельность, в лице ее руководителя или иного уполномоченного должностного лица.
Данные положения полностью коррелируют с п. п. 32 и 33 Системы оплаты труда работников.
Следует отметить, что, кроме всего прочего, решение Министра обороны Российской Федерации от 18 января 2016 г. нарушает права и законные интересы военных организаций, имеющих организационно-правовую форму автономного (бюджетного) учреждения, в сфере экономической деятельности.
Так, в силу п. п. 2 и 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы, полученные автономным (бюджетным) учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение.
Согласно ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, как орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя соответствующей военной организации, не вправе распоряжаться ее доходами, в том числе ограничивать размеры стимулирующих выплат ее работникам, осуществляемых за счет средств от приносящей доход деятельности.
Изложенное позволяет прийти к выводу о незаконности решения Министра обороны Российской Федерации от 18 января 2016 г. и нарушении им трудовых прав работников военных организаций. При этом таким решением Министра обороны Российской Федерации созданы дискриминационные условия указанной категории лиц в части права на оплату труда по отношению к работникам организаций, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Данная ситуация представляется недопустимой, подлежащей незамедлительному устранению, а нарушенные трудовые права работников военных организаций — восстановлению.

Новое Положение об оплате труда гражданского персонала Вооруженных Сил (Заболонкова О.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

17 июня 2014 г. в Минюсте зарегистрирован, а в июле текущего года официально опубликован в «Российской газете» Приказ Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» (далее — Приказ N 255). Прежнее Положение, утвержденное Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 N 555 (далее — Положение N 555), регулирующее оплату труда гражданского персонала, признано утратившим силу. Следовательно, уже в августе текущего года гражданскому персоналу воинских частей и учреждениям Вооруженных Сил необходимо выплачивать заработную плату с учетом положений нового документа.

Новым Приказом N 255 утверждены:
1) Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение 1);
2) Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение 2) (далее — Положение N 255);
3) Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение 3).
Как и утративший силу, новый документ объемен, охватывает разнообразные области деятельности гражданского персонала в Вооруженных Силах: медицину, науку, спорт, искусство и т.д. Поэтому в статье приведем основные, общие нормы Положения N 255, касающиеся структуры системы оплаты труда.
В частности, установлено, что система оплаты труда гражданского персонала включает в себя:
— размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок);
— условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностные оклады (тарифные ставки). Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и учреждений устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных Приложением 1 к Приказу N 255. Размеры должностных окладов по должностям, не предусмотренным в этом Приложении, устанавливаются министром обороны (п. 7 Положения N 255).
Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала включаются в трудовые договоры.
Как и прежде, должностные оклады заместителям руководителей воинских частей и организаций и главным бухгалтерам (кроме поименованных в Приложении 1 к Приказу N 255) устанавливаются на 10 — 30% ниже должностных окладов соответствующих руководителей, а заместителям руководителей структурных подразделений — на 5 — 10% ниже должностных окладов соответствующих руководителей структурных подразделений.
Размеры тарифных ставок рабочих устанавливаются исходя из групп по размерам тарифных ставок, соответствующих присвоенному согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) квалификационному разряду, а также в зависимости от сложности выполняемой работы, напряженности нормированных заданий и норм обслуживания.
Как и прежде, высококвалифицированным рабочим, которым в соответствии с ЕТКС присвоены 6 — 8-й разряды, а также водителям автомобилей всех типов независимо от грузоподъемности на время выполнения важных и ответственных работ или на определенный период (месяц, квартал, год) по соглашению сторон трудового договора устанавливаются тарифные ставки по IX группе по размерам тарифных ставок.
Должности высококвалифицированных рабочих, важные и ответственные работы устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций. Расходы на указанные цели все так же должны производиться за счет экономии фонда оплаты труда и утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала.
Пунктом 12 Положения N 255 установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) за работу в особых условиях, сопряженных с риском для здоровья и жизни (в условиях вооруженного конфликта, чрезвычайного положения, боевого дежурства и других), повышаются за:
а) выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов — на 100%. Это повышение производится за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов;
б) периоды работы в воинских частях и организациях, дислоцированных на территории Чеченской Республики, командирования в воинские части и организации, дислоцированные на территории Чеченской Республики, для участия в выполнении восстановительных мероприятий, в том числе по обустройству, — на 50%;
в) работу в воинских частях и организациях, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан и государств Закавказья, — на 50%;
г) несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд — на 15%. Данное повышение производится гражданскому персоналу, привлекаемому к несению боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд, на основании приказов руководителей воинских частей и организаций;
д) выполнение задач по охране особо важных и режимных объектов в составе караулов военизированной охраны — на 15%.
По основаниям для повышения окладов и ставок, указанным в двух последних пунктах («г» и «д»), приведены уточнения: их увеличение возможно при условии несения боевого дежурства (караульной службы) в течение месяца не менее 10 смен (караулов) при 12-часовом или не менее 5 смен (караулов) при 24-часовом графике работы.
При этом если гражданским персоналом не полностью отработана месячная норма рабочего времени и, как следствие, не отработано необходимое для повышения должностного оклада (тарифной ставки) количество смен (караулов):
— по уважительным причинам (в том числе по причине отпуска, болезни), — должностной оклад (тарифная ставка) повышается за фактически отработанное время;
— по неуважительным причинам (в том числе по причине прогула, появления на рабочем месте в состоянии алкогольного или токсического опьянения), — должностной оклад (тарифная ставка) не повышается.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) за выполнение задач по охране особо важных и режимных объектов в составе караулов производится гражданскому персоналу, занимающему штатные должности в подразделениях военизированной охраны и осуществляющему охрану объектов с огнестрельным нарезным оружием.
Если гражданский персонал имеет право на повышение:
— в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и Положением N 255, тогда должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка);
— одновременно по нескольким основаниям — должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений.
Выплаты компенсационного характера. Работникам воинских частей и учреждений устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера:
1) за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (п. п. 16 — 20 Положения N 255). В целом повторяются нормы Положения N 555. Положением N 255 установлено, что гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) (п. 18). Ранее такая выплата в этом же размере была предусмотрена Приказом Министра обороны РФ от 03.09.2011 N 1550 «О дополнительных выплатах отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Согласно п. 6 Приказа N 255 данный документ утрачивает силу.
Гражданскому персоналу филиала N 2 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны, занятому приемом, обработкой и отправкой погибших, устанавливается компенсационная выплата в размере 50% должностного оклада (тарифной ставки) (п. 19);
2) за работу в местностях с особыми климатическими условиями (п. п. 21 — 22 Положения N 255). Новым документом по данной выплате ничего принципиального нового не введено;
3) за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (п. п. 23 — 37 Положения N 255). Новым Положением предусмотрено, что водителям боевых и специальных машин войсковых частей 11406, 22351, 22352, 55271, 55275, 81605 (отдельные автомобильные роты (многоосных тяжелых колесных тягачей)) за квалификацию устанавливается компенсационная выплата в размере 100% тарифной ставки. Эта же надбавка до утверждения Положения N 255 была регламентирована Приказом N 1550, но, как уже было сказано выше, он утратил силу.
По-прежнему за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в следующих размерах:
— специалистам и рабочим хлебозаводов и хлебопекарен — 75% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы);
— остальному гражданскому персоналу воинских частей и организаций — 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
Как видим, в редакции Положения N 255 отдельно не указаны рабочие, постоянно занятые на выпуске газет в стереотипных, формных-офсетных, цинкографических и печатных цехах и на участках. Ранее для них была предусмотрена доплата в размере 50% тарифной ставки. Вероятно, они попадают в категорию остального персонала с 35%-ной доплатой;
4) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (п. п. 28 — 30 Положения N 255). Размер и порядок выплаты данного вида надбавок остались прежними.
Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера. Гражданскому персоналу устанавливаются выплаты стимулирующего характера:
1) за интенсивность и высокие результаты работы (п. п. 34 — 35 Положения N 255).
В п. 34 приведен перечень лиц (в него вошли руководящие должности), которым устанавливается ежемесячная выплата в размере 100% за сложность, напряженность и специальный режим работы.
Гражданскому персоналу, не поименованному в этом пункте, данная ежемесячная выплата устанавливается по решению министра обороны на основании ходатайств заместителей министра обороны, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для ее выплаты;
2) за качество выполняемых работ. В Положении N 255 не приведены рекомендации по ее выплате. Вместе с тем признан утратившим силу Приказ Министра обороны РФ от 13.07.2012 N 1865 «О дополнительных выплатах отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»;
3) за стаж непрерывной работы, выслугу лет (п. п. 36 — 47 Положения N 255). Размеры и правила выплаты этой надбавки аналогичны установленным Положением N 555;
4) премиальные выплаты по итогам работы (п. п. 48 — 64 Положения N 255).
Как и прежде, гражданскому персоналу за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) (п. 51 Положения N 255).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на данные цели фондом оплаты труда.
Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).
Кроме того, работникам выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года.
Порядок премиальных выплат аналогичен правилам, установленным Положением N 555.
Случаи, когда вознаграждение по итогам года не выплачивается, указаны в п. 64 Положения N 255, они также аналогичны приведенным в Положении N 555, но внесено дополнение, согласно которому можно предусмотреть в положении об оплате труда (коллективном договоре, локальном нормативном акте) случаи невыплаты годовой премии.
Если выплаты стимулирующего характера зависят от результата труда работника, то они устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п. 32 Положения N 255).
Выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и учреждений в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также с Положением N 255 с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для осуществления выплат компенсационного стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и учреждений.

Другие статьи:  Приказ мо ссср 200 от 1982

Оплата труда руководителей воинских частей и учреждений

Заработная плата руководителей воинских частей и учреждений состоит из (п. 3 Положения N 255):
1) должностного оклада (размеры должностных окладов приведены в Приложении 1 к Приказу N 255);
2) компенсационных выплат:
— за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате);
— надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;
— другие виды выплат, предусмотренные трудовым законодательством РФ, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Положением N 255;
3) выплат стимулирующего характера:
— надбавки за выслугу лет — до 40% должностного оклада в порядке, установленном Положением N 255;
— надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы — до 100% должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда. При этом Положением N 255 уточнено, что в ином размере данная надбавка устанавливается по решению министра обороны руководителям воинских частей и учреждениям на основании ходатайств заместителей министра обороны, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для данной выплаты;
— премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) — в пределах средств, направляемых на названные цели;
— единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год — до двух должностных окладов в порядке, установленном Положением N 255.
При установлении размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и премии по результатам работы учитываются установленные показатели и критерии оценки эффективности деятельности руководителей воинских частей и учреждений.
Должностные оклады, размеры компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются руководителям приказами должностных лиц, наделенных в их отношении полномочиями работодателя, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Как видим, состав оплаты труда руководителей воинских частей и учреждений остался прежним.

В заключение следует сказать, что в связи с утверждением нового Положения N 255 необходимо:
— пересмотреть штаты воинских частей и учреждений и внести изменения в них в части, касающейся установления размеров должностных окладов (тарифных ставок) руководителям, специалистам и рабочим;
— организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, Приказом N 255;
— обеспечить выплату заработной платы гражданскому персоналу в соответствии с Приказом N 255.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Законопроектом предусматривается обязательная перерегистрация в 2019 — 2020 годах предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, зарегистрированных ранее по различным методикам.

Законопроектом предусматривается введение регулирования деятельности лизинговых компаний, связанных с государством и получающих меры государственной поддержки, и отнесение таких лизинговых компаний к числу некредитных финансовых и их регистрацию, а также введение саморегулирования на лизинговом рынке для лизинговых компаний, сведения о которых внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности.

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.