Пособие по обучению цифрам

Пособия своими руками

Те кто работают с дошкольниками, знают какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, завязывать, складывать, лепить, вырезать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляю его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением выше упомянутых действий.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В ходе работы с детьми 3-7 лет по развитию сенсорной культуры и мелкой моторики возникла необходимость в разработке многофункциональных пособий и игр, то есть направленных на решение одновременно нескольких задач, что и было сделано. Хочу поделиться своим опытом по созданию пособий с коллегами. Огромную помощь в создании пособий и сборе различного материала для пособий оказали родители. Были изготовлены игровые пособия “Божья коровка”, “Ёлочка”, “Бабочка”, “Накрути пробки”:

Основа пособий — фанера. В ней просверлены отверстия, в них вставлены горлышки от пластиковых бутылок. Чтоб горлышки не прокручивались, их закрепили на фанере гвоздиками. Лицевая сторона пособия обклеена цветной, самоклеющейся бумагой.

Играя с такими пособиями, дети учатся ориентироваться на плоскости, закрепляют цвета, учатся работать с образцом.

Пособие “Теремок” помогает закреплять знания детей о цвете, цифрах. Можно дать задание типа “Кто живет в оранжевой квартире” или “Кто живет в квартире № 3”. Откручивая пробку, дети видят в окошечке кошку, собачку, мышку или любых других героев сказок.

Для детей старшего дошкольного возраста изготовили пособие “Игротека”

Левая часть пособия “Читай — считай” окажет неоценимую помощь в обучении детей счету, чтению, ориентировке в пространстве и многое другое.

Изготовлено оно, как и предыдущие, из горлышек от пластиковых бутылок. Они расположены друг под другом в десять рядов по десять штук. Это можно использовать для построения числовой лесенки, решения примеров и задач.

Примеры предлагаемых заданий:

1. Выложи по образцу.

3. Построй геометрическую фигуру.

На начальном этапе дети выкладывали схематично слова, обозначая гласные звуки красной пробкой, согласные твердые – синей, согласные мягкие – зеленой. А когда дети познакомились с буквами, то к пробкам приклеили буквы на двухсторонний скотч, а сами буквы и цифры взяли из пособия для первоклассников “Касса букв и слогов”.

Можно много придумать заданий по математике.

6. Найди соседей числа.

7. Считай дальше.

8. Задание типа “Прикрути в верхнем левом углу синюю пробку, в нижнем левом углу две оранжевых пробки, в середине — красную” или “Справа 5 штук — зеленых пробок, слева – 3 желтых” и т.п.

В центре пособия “Игротека” — уголок “Девочка в платье”.

Как сделано: голова из линолеума, на голове девочки – косички из ниток, к косичкам привязаны банты. На платье девочки пришили пуговицы разной формы и разного цвета. По бокам платья на уровне талии прикреплены ковровые кольца, в одно из них продеты два шнурка. В карманы платья вложены разные по цвету ленты, бусины. На первом этапе дети нанизывают на шнурок бусины в заданном порядке, например: белая, синяя, розовая. На втором этапе уже учитывается и время, затраченное на выполнение работы. А так как шнурков два, то дети могут соревноваться. После окончания упражнений шнурок, на который нанизывались бусины, закрепляется в кольце с другой стороны и завязывается, чтоб бусины не рассыпались. Получается красивый поясок к платью. Расстегнув все пуговицы на платье, ребенок увидит кольца, закрепленные в два ряда – это шнуровка.

1. Заплети косички.

2. Завяжи справа белый бант, слева – красный.

3. Какой формы пятая пуговица сверху.

4. Между какими пуговицами находится коричневая.

5. На каком месте красная пуговица.

6. Какого цвета бант в левом (правом) кармане.

Правая часть пособия – “Цветные резинки”.

Как сделано: к фанере прибиты цветные силовые гвоздики. Имеются образцы для выполнения и цветные резинки. Дети по образцам натягивают резинки на декоративные гвоздики, получая изображение “Гусь”, “Дом”, “Клоун” и другие.

К уголку “Клубочки” подобрали клубки ниток разных цветов и разной фактуры (шерстяные, пуховые, синтетические). Клубочки закреплены на контактную ленту.

1. Смотать нитку на палочку, пока звучит музыка.

2. Кто быстрее размотает клубок.

3. Сравнить клубки по цвету, качеству (с опорой на тактильные ощущения).

Чтоб у детей не пропадал интерес к такому роду заданий, внутрь клубка прячу небольшой предмет: колечко, пуговицу, бусину, игрушки из киндер-яиц и т.п.

В нижней части пособия “Игротека” сделана дорожка из самоклеющейся бумаги. Ведя по дорожке фломастером, дети помогают добраться ежику до леса. После выполнения фломастером графических заданий, дети стирают тряпочкой следы фломастера, и пособие используется многократно.

При изготовлении этих пособий я ставила перед собой следующие цели:

  • развивать мелкую моторику (накручивание, нанизывание);
  • закреплять знание о цветовой гамме и об оттенках цветов;
  • упражнять в прямом и обратном счете, учить решать простейшие арифметические задачи;
  • учить составлять симметричные узоры и узоры по принципу мозаики;
  • делать звуковой анализ слов.

Работа по созданию пособий своими руками продолжается. Некоторые пособия изменяются, совершенствуются. Пожалуй, самым ценным и важным стало для меня эмоциональное отношение детей к заданиям, играм. Дети проявляют к ним устойчивый интерес. Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее, что способствовало формированию произвольности поведения и психических процессов.

Учим цифры: подсказки для родителей

Итак, за окном осень, а значит, пришла пора отпустить летние воспоминания и немного больше уделить внимания развитию и обучению. Обучение ребенка счету, знакомство с цифрами – один из новых шагов в развитии малыша.

Чтобы в дальнейшем ему все удавалось как можно легче, а цифры были друзьями, а не составляющими сложных заданий, начинать нужно с легкой и позитивной ноты.

У нас на этот счет есть несколько идей, с которыми мы хотим вас сегодня познакомить.

Первое знакомство

Первое знакомство с цифрами должно быть запоминающимся. Конечно, ничего страшного не случится, если вы просто на листочке напишите малышу 1, 2 и 3 и озвучите их названия. Но, как вы думаете, такая презентация сможет заинтересовать ребенка?

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Современные дети – достаточно требовательны.Таково веяние времени, с этим сложно бороться и нет смысла не признавать. С самого раннего детства наши малыши окружены разнообразной информацией, которая привлекает их внимание. Современные детские книжки – яркие, мультики – динамичные, а занятия – непременно развивающие. Попробуйте открыть книгу своего детства и сравните ее с любой детской книгой ребенка, которую вы приобрели недавно. Даже визуально заметно, что акцентов, на которые обратит внимание малыш в современной книге – гораздо больше, чем в книгах, выпущенных 30-40 лет тому назад. Мультик про Львенка и Черепаху – гораздо спокойнее и флегматичнее, чем любая серия Смешариков. В современном мире информация активно поступает к ребенку ежесекундно. Поэтому если родители хотят привлечь внимание ребенка к какой-то новой информации так, чтобы она ему запомнилась и стала интересной – важна яркость и оригинальность подачи материала».

Если современных детей важны яркость и оригинальность, значит цифры должны быть именно такими. Кстати, не стоит сразу вводить в обиход ребенка сразу все значения от 1 до 10, да еще и 0 в придачу. Остановимся на первых пяти цифрах, а если ребенку еще не исполнилось 3-4 лет – будет достаточно и первых трех.

А теперь подумайте, чем ваш малыш любит заниматься лучше всего: рисовать, лепить из пластилина или играть в ролевые игры. Исходя из решения вы можете изначально сами подготовить цифры для знакомства: нарисовать на листах формата А4, раскрасив и декорировав на свое усмотрение, слепить из пластилина или выпечь из теста, сшить из ткани, сделав объемными. Рисовать цифры можно на альбомном листе или картоне. Если картон достаточно твердый, то цифры можно вырезать, чтобы ребенок мог держать их в руке и свободно перемещать. Главная задача – цифры должны быть достаточно крупными и запоминающимися.

Особо креативные и творческие мамы могут сами придумать каждой цифре характер и воссоздать его в образе. Конечно, в советских мультфильмах единица всегда была высокомерной и заносчивой, но ведь ничего не помешает нам сделать ее просто высокой и спортивной. Например, спортсменом-баскетболистом или принцессой модельной внешности.

Если с образами сложновато, то нарисовать цифрам глазки и улыбающийся ротик советуем. Гораздо приятнее знакомиться с теми, кто может тебя увидеть и улыбнуться, ведь правда?

Итак, цифры готовы. Теперь можно браться и за знакомство. Предлагаем устроить чаепитие, когда в гости к малышу будут по очереди приходить его новые знакомые. Цифры могут представляться в стихах – так ребенку будет легче их запомнить, приносить небольшие подарки (например, конфетку или яблочко).

Расскажите малышу о том, как важны в нашей жизни его сегодняшние гости, приведите простые и понятные примеры. Например, посчитайте пальчики на ручках, любимые игрушки, акцентируйте внимание на том, что из цифр состоит номер вашей квартиры, а также цифры помогут ему в лифте нажать на кнопочку с нужным этажом.

Важно чтобы эффект эмоционального окрашивания от первого знакомства был позитивным, ведь дальше нам придется сотрудничать с цифрами еще очень долго.

Уроки на закрепление

Безусловно, закрепление выученного материала должно проходить в игровой форме. Есть несколько условий успеха: систематичность, легкость и терпение.

Если вы хотите, чтобы малыш запомнил цифры и научился в них разбираться, элементарные вопросы и задания на эту тему нужны ему каждый день. Конечно, это не значит, что ребенка нужно усаживать за стол, давать листочек и ручку и писать с ним математический диктант. Отнюдь, все гораздо проще.

Вы на кухне сервируете стол к обеду? Сначала озвучивайте сами, сколько именно чашек, тарелок, вилок и ложек вы выкладываете на стол и аргументируйте, почему именно столько. Например, первое время вы рассказываете ребенку: «Для нас с тобой на обед нам нужны 2 тарелочки, 2 ложечки и 2 чашечки, потому что нас двое, а когда вечером с работы вернется папа – мы будем ставить на стол не 2, а 3 чашечки, положим 3 тарелочки и 3 вилочки, потому что 2 + 1 это 3». Со временем вы уже сможете ненавязчиво спросить у карапуза, сколько чашек вам сейчас нужно поставить на стол? Пусть кроха посчитает всех присутствующих в доме людей и, если ему удастся, сообщит вам правильное количество посуды.

Другие статьи:  Ставки транспортный налог в ставропольском крае на 2019 год

Показывайте ребенку цифры там, где они ему наиболее интересны, привычны и понятны: на вашем мобильном телефоне или на его игрушечном, на пульте от телевизора и на номерах машин, ищите цифры на упаковках его любимого сока и рассказывайте, что за бананы вы заплатили в этот раз 8 гривен. Считайте на улице друзей, цветочки или деревья – ребенку важно понимать, что цифры это не просто знаки, а это еще и количество чего-то.

Итак, правило систематичности состоит в том, что тем или иным образом цифры и манипуляции с ними должны присутствовать в жизни малыша каждый день.

Удаваться посчитать, повторить, понять или запомнить, ребенку, конечно, может не сразу, и тут вступает в силу правило легкости. Помните, что у каждого ребенка свой индивидуальный темп развития. И если ваш малыш еще что-то не понимает – не нужно делать из этого трагедию. Это вам понятно, что 2+1 = 3, а ему для этого необходимо провести достаточно сложную мозговую работу. И если тон мамы, которая в тысячный раз скажет ему правильный ответ, не будет легким, у ребенка возникнет ощущение, что он разочаровывает, не оправдывает надежд, делает что-то не так. Подобное состояние прямой путь к детской замкнутости, неуверенности и комплексам.

Поэтому третье правилотерпение, это наше все. Да, некоторые дети пойдут в школу, и еще не будут свободно ориентироваться в цифрах. Это нормально даже для 6-ти лет. Они всему научатся. Со временем. Темп у каждого свой. Поэтому 3-4 летнего карапуза торопить и стыдить уж точно не нужно. Занятия с ребенком – в игровой и ненавязчивой форме.

Ежедневные приемы-помощники

Изучение цифр хорошо сочетается с изучением цветов. Например, вы ищете в парке и считаете сначала красные, а потом желтые цветочки. Или рисуете дерево, а на нем размещаете 3 желтых и 4 зеленых листочка. Если ребенок может выполнить задание сам – прекрасно. Если нет – присоединяйтесь и помогайте, в этом нет ничего зазорного.

Помощником, который облегчит не только процесс изучения цифр, а и внесет свой вклад в творческое развитие малыша, а также разработку его внимательности и мелкой моторики будут раскраски и мозаики по номерам. В таких наборах каждой цифре соответствует свой цвет, и ошибка сразу будет видна и понятна.

Веселые искалки. Попробуйте посвятить день какой-то цифре, например 3. В течение дня вместе с ребенком ищите все, что будет ей соответствовать. Вот, у подъезда сидят три кошки, на речке по воде одна за другой плывут три уточки, мы принесли и угостили белочку тремя орешками… Продолжать можно сколько угодно, главное – чтобы взрослый сам мог увидеть то, чего не видит ребенок и то и дело спрашивать его, не замечает ли он что-то необычное вокруг, инициируя малыша к поиску, активизируя его внимательность.

Наша мама-форумчанка vanilla рассказывает: «В начале знакомства ребенок так полюбил цифры, что даже макароны считала в тарелке. Особо никак не занимались, смотрели мульты, читали книжки, а еще я каждый день пыталась сделать так, чтобы шел акцент на цифры. Например, вечером ее заданием было посчитать членов семья и сказать мне, сколько надо отрезать кусков колбасы, чтобы всем хватило бутербродов. А если папа вдруг будет еще и бутерброд с сыром, то тогда сколько?»

Книжки, пазлы, кубики, карточки, лото. В современной игрушечной и книжной индустрии есть множество прекрасных методических пособий, разработанных в соответствии с возрастом ребенка и простых в обращении. Приобрести их и заниматься с ребенком может любой родитель, для этого не нужно педагогическое или другое специальное образование. Главное – желание родителей научить ребенка считать.

Магнитные цифры, счетные палочки и счеты. Понимать, как нужно считать, гораздо проще, если счетный материал у тебя в руках. Разместите на дверце холодильника или на магнитной доске магнитные пластиковые цифры и картинки, на которых изображено соответствующее количество предметов. Например, цифра 2 и 2 машинки или 2 вишенки. Сначала разместите цифры и картинки по порядку, а затем все перемешайте, предложив малышу воссоздать логичную последовательность.

Говорящие плакаты, книжки, стихи, песенки и мультфильмы. Кто сказал, что цифры можно только считать? О них можно петь, рассказывать стихотворения, смотреть мультики или заниматься с говорящими интерактивными плакатами. Это прекрасные способы расширить познание ребенка.

Наша мама-форумчанка Наталья рассказывает: «Однажды с ребенком в парке гуляла моя мама и они вернулись с прогулки с огромной книжкой с дивным названием «Считарь». Слушайте, книга – отличная, всем советую. Я сама ее малому читаю с удовольствием. Там все про цифры, в стихах, с красивенными картинками, с юмором, с логическими заданиями. Словом с этой книжкой наши познания в математике продвинулись гораздо активнее, и математичка теперь для нас не нудно, а очень даже весело».

Логика. Чаще всего детям сложно освоить такие понятия, как «соседи чисел», научиться считать в разброс, называть цифры через одну, вычислять, что больше 7 или 5. Это уже второй, более трудный этап в освоении математического ряда. Именно такие вопросы детям придется решать уже в школе, поэтому советуем уделить как можно больше внимания, спокойно воспринимая детские ошибки и непонимание. Со временем у маленького математика все получится, главное – заниматься в этом направлении регулярно и постоянно. Например, чтобы малышу было легче называть цифры через одну, попробуйте вместе с ним раскрасить всех представителей ряда четных в красный, а нечетных – в желтый цвет. Визуальная картинка облегчит ребенку запоминание, и процесс пойдет быстрее. Понятие «соседи чисел» также вызовет меньше затруднений, если вы сгруппируете и поселите цифры, например, в разные по форме и цвету домики или острова.

Мотивация. Если у ребенка нет особого желания что-либо запоминать, в игру вступает мотивирование. Например, договоритесь с малышом, о какой-то системе поощрений. Скажем, если в течение недели он хорошо занимается, запоминает и повторяет все, что нужно, вы вручаете ему какой-то небольшой приз за его труд.

Копилка. Иногда родители, особенно папы, приходя домой, высыпают мелочь на столик в прихожей, чтобы не мешала по карманам. Закрепите за ребенком задание собирать и считать монетки, складывая их в свою специальную копилку. Со временем у малыша накопится 5-10 гривен, на которые, предварительно их посчитав, он сможет купить себе что-то в магазине по своему желанию.

Классики. Эта замечательная уличная игра сейчас незаслуженно забыта, а вспомните, как часто мы прыгали в классики в детстве. А наши мамы и папы делали это еще чаще! Ведь тогда дети проводили у телевизоров гораздо меньше времени, а о том, что такое айпады и компьютерные игры вообще не слышали. Для того, чтобы расчертить классики без цифр не обойтись. Более простой вариант для непогоды — напольные домашние пазлы-классики.

Настольные игры. Игры по типу Монополии или Морского боя (в бумажном варианте, как мы играли в школе) прекрасно развивают математические способности ребенка. В процессе игры маленький умник поймет, зачем ему могут понадобиться те или иные знания, а также без труда запомнит цифры.

Календарь и часы. Эти хранители времени – ваши молчаливые помощники. Начинайте утро с ребенком с того, что определяйтесь, какой сегодня день (попутно изучая и дни недели), какое число, ищите его на календаре, а также запоминайте, в котором часу вы сегодня проснулись, сели завтракать или вышли на улицу. В календаре можно отмечать особо удачные или неудачные дни, закрашивая цифры разными цветами. Если календарь отрывной – пусть обязанностью ребенка будет оторвать и торжественно отнести в мусорку вчерашний листочек, со словами «Пока-пока, 8 сентября, сегодня у нас уже настало 9-е».

Изучение цифр – процесс и легкий и сложный одновременно. Просто выучить и запомнить цифры это ведь еще только половина дела. Впереди наших малышей ждет сложение и вычитание, умножение и деление, а потом, даже страшно подумать, дроби и дискриминант. Но все это – впереди. Пока мы спокойно и терпеливо осваиваем циферку за циферкой с твердой уверенностью, что у нас все получится.

Пусть ваш путь к познанию будет легким и интересным!

ОТ ПЕРЕСЧИТЫВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ —
К ЗНАНИЮ ОТВЕТОВ НАИЗУСТЬ

Обучая маленького ребенка начальной математике, взрослый должен понимать одну простую истину: СЧИТАТЬ В ПРЕДЕЛАХ ДЕСЯТИ НЕВОЗМОЖНО. Тот, кто пытается научить ребенка выполнять арифметические действия в пределах первого десятка, сам не понимает сути этого процесса.

«Сколько будет три плюс два?» — спрашиваем мы.

«Пять», — откликается взрослый мгновенно. Взрослый не считает такие примеры, он знает правильный ответ наизусть. К механике счета такие знания не имеют никакого отношения. И пока ребенок не выучит правильные ответы наизусть, он будет вынужден пользоваться очень неудобным и непродуктивным способом счета — последовательным пересчитыванием предметов один за другим: «Один-два-три-четыре. «.

Чтобы не сбиться с этого последовательного пересчета, ребенок, как правило, пытается воспользоваться собственными пальцами. И если взрослый не разрешает малышу пользоваться пальцами или иными предметами, то ребенку, не знающему наизусть, сколько будет три плюс два, остается лишь гадать: «Может четыре, может пять. Скажу шесть, авось не рассердятся».

Итак, у ребенка есть лишь три способа ответить на задание типа «Сколько будет 3 + 2» :

ПЕРВЫЙ СПОСОБ —
последовательно пересчитать сначала три предмета, затем еще два предмета, и затем все вместе.

ВТОРОЙ СПОСОБ —
назвать ответ наугад и при этом почти наверняка ошибиться.

ТРЕТИЙ СПОСОБ —
знать правильный ответ наизусть, отвечать не задумываясь, не гадая и не пересчитывая.

ЧЕТВЕРТОГО СПОСОБА, заключающегося в выполнении арифметических действий, в пределах первого десятка не существует и существовать не может.

В истории человечества появлялись самые разные цифровые системы. Сквозь тысячелетия прошли и дожили до наших дней именно те системы, которые давали людям визуальную опору к последовательному пересчитыванию. Так, например, древние шумерские цифры (прототип современных арабских цифр) выглядели как геометрические фигуры с определенным количеством углов. Количество углов в каждой фигуре символизировало ее числовое значение:

С такими цифрами любой человек мог считать либо в уме, либо последовательно пересчитывая углы один за другим, каждый в силу своего умения и образования. Жаль, что сегодняшняя педагогика не использует столь простую и мудрую практичность древних. Современная педагогика почему-то игнорирует сам исток десятичной системы счета, который от рождения дан каждому ребенку и буквально просится в помощники при обучении: руки ребенка! А ведь десять римских цифр символизировали именно количество пальцев на руках и так же давали возможность к элементарному пересчитыванию.

Наша тетрадь «ЗНАТЬ как свои 10 пальцев» уделяет рукам и пальцам огромное внимание. Однако нами учтен один очень важный момент: СЧЕТ НА ПАЛЬЦАХ, КАК ПРАВИЛО, ПРИУЧАЕТ РЕБЕНКА ЛИШЬ К ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМУ ПЕРЕСЧИТЫВАНИЮ. Если малыш способен сказать «Мне пять лет» и при этом показать растопыренную ладошку —

Другие статьи:  Понятие договора дарения и его признаки

— это еще совсем не значит, что он понимает значение числа 5. Покажите ему пять пальцев в другом сочетании, например три и два на разных руках, и переспросите: «Пять?»

Ребенок скорее всего отрицательно помотает головой, скажет «Нет, вот такие пять!» и снова покажет заученную пятерню.

Становится понятно, что ребенок еще совсем не готов к пониманию абстрактных цифр, и что еще слишком рано предлагать ему письменные цифровые задания 3+2 и даже 1+1.

Заметим, что почти все зайчики и белочки в современных учебниках пригодны только к последовательному пересчитыванию и не дают возможность считать и складывать объекты сразу небольшими группами. Все эти красивые, забавные, красочные зайчики, белочки, шарики, орешки, рыбки, конфетки, человечки нарисованы либо в линию один за другим, либо образуют одну большую хаотичную кучу, которая в этом учебнике больше никогда не повторится. То есть ребенок вынужден снова и снова последовательно пересчитывать новые комбинации, и не может привыкнуть к формулировке «Три и два будет пять», он учит лишь «Один-два-три, и еще четыре-пять».

По этой причине мы не предлагаем ребенку пересчитывать веселые картинки. Мы используем иные объекты, визуально строгие и компактные, например двухцветные пирамидки:

Пирамидка из десяти кружочков (на эту гармоничную геометрическую комбинацию обратил внимание еще Пифагор) дает ребенку возможность одним взглядом охватить и мгновенно понять все составляющие числа — нужна лишь небольшая привычка. Дети наизусть заучивают, что пять — это «три и два», или «два, два и один», или «один и четыре». Ища восемь красных кружочков в десятичной пирамиде, ребенок не станет пересчитывать красные восьмерки, а сразу покажет на синие двойки, ведь «Восемь — это десять без двух» — должен выучить ребенок наизусть.

В дополнение к тетради «ЗНАТЬ как свои 10 пальцев» прилагается набор карточек с пирамидками. Эти карточки позволяют проводить с ребенком множество комбинаторных игр различного уровня сложности. Лучше всего, если есть возможность организовать соревнование между несколькими детьми, с мотивом «Кто найдет больше карточек, кто найдет быстрее». Если занятия проводятся лишь с одним ребенком, то мы советуем взрослому самому посоревноваться с ребенком. Вам не придется слишком долго поддаваться, очень скоро ребенок начнет всерьез Вас побеждать.

Первые задания нашей тетради направлены не на математические понятия, а на уточнение для ребенка слов «слева», «справа», «сверху», «снизу», «посередине», а также на различение синего и красного цвета. Весь материал нацелен также на развитие у ребенка полярного зрения, важного для быстрого чтения. Ребенок учится схватывать одним взглядом сразу множество объектов.

В результате работы с карточками «Пирамида-10» и с тетрадью «ЗНАТЬ как свои 10 пальцев» у ребенка развивается ощущение визуальных пропорций. Чувство пропорции — это чувство, родственное чувству ритма, чувству такта, чувству гармонии. Все эти качества необходимы человеку, чтобы правильно и адекватно ощущать природу — окружающую среду вокруг себя и себя внутри неё.

Подробные методические описания и примерные задания Карточек и Тетради вы можете посмотреть в разделе «Обучение счету — Учебные пособия по математике».

Заказать учебные пособия Вы можете в разделе «Наш магазин».

Развивающее пособие. Изучаем цифры эффективная методика обучения. Андреева И.А.

  • Торговая марка Книжный Дом
  • Артикул 3101970
  • Сертификат ЕАС
  • Страна производитель Беларусь
  • Состав Бумага, картон
  • Серия Развивающее пособие
  • В боксе 50 шт
  • Фасовка по 1 шт
  • Индивидуальная упаковка Без упаковки
  • Размер упаковки 21 см × 16 см × 0,1 см
  • Вес брутто 43 г

Задумываетесь о том, как привить ребёнку любовь к чтению? Рецепт прост: возьмите издание с красивыми картинками, захватывающей историей и милыми героями.

Развивающее пособие. Изучаем цифры эффективная методика обучения. Андреева И.А. — отличный вариант для тех родителей, которые привыкли окружать своего малыша только лучшими и качественными вещами. За такой книжкой ваш ребёнок проведёт время с пользой и удовольствием, узнает много нового и интересного.

Задумываетесь о том, как привить ребёнку любовь к чтению? Рецепт прост: возьмите издание с красивыми картинками, захватывающей историей и милыми героями.

Развивающее пособие. Изучаем цифры эффективная методика обучения. Андреева И.А. — отличный вариант для тех родителей, которые привыкли окружать своего малыша только лучшими и качественными вещами. За такой книжкой ваш ребёнок проведёт время с пользой и удовольствием, узнает много нового и интересного.

Сима-ленд вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать отзывы для публикации. Мы не размещаем отзывы, которые:

  • не относятся к тематике работы магазина, осуществлению покупок в нём;
  • не относятся к реальному опыту использования данного товара;
  • не содержат полезной информации для других пользователей;
  • содержат ненормативную лексику, высказывания оскорбительного характера;
  • содержат ссылки на другие веб-сайты.

Мы не публикуем подборки и обзоры товаров, в которых содержатся:

  • ссылки на другие веб-сайты в тексте подборки и обзора, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
  • утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (в том числе магазинов, производителей и импортёров товаров);
  • материалы (в том числе в виде текста, видео, графических изображений, кода), нарушающие права третьих лиц, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Сима-ленд оставляет за собой право удалить опубликованный отзыв, подборку и обзор товаров в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого отзывы считаются актуальными и на который они публикуются в рамках сайта Сима-ленд.

Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения публикации и удаления ранее опубликованных отзывов, оценок, подборок и обзоров товаров.

Если пользователь отвечает на отзыв или вопрос к нему, он соглашается получать уведомления от сайта Сима-ленд о новых ответах на свои комментарии.

Сима-ленд вправе самостоятельно и без уведомления пользователей отбирать вопросы для публикации. Мы не размещаем вопросы, которые:

  • не относятся к тематике работы магазина, осуществлению покупок в нём;
  • содержат ненормативную лексику, высказывания оскорбительного характера;
  • содержат ссылки на другие веб-сайты.

Мы не публикуем вопросы, в которых содержатся:

  • ссылки на другие веб-сайты, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
  • утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (в том числе магазинов, производителей и импортёров товаров);
  • материалы (в том числе в виде текста, видео, графических изображений, кода), нарушающие права третьих лиц, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Сима-ленд оставляет за собой право удалить опубликованный вопрос в любое время, а также самостоятельно определять срок, в течение которого вопросы считаются актуальными и на который они публикуются в рамках сайта Сима-ленд.

Мы не принимаем на себя обязательств сообщать пользователям о причинах отклонения вопросов и удаления ранее опубликованных вопросов.

Если пользователь задаёт вопрос, он соглашается получать уведомления от сайта Сима-ленд о новых ответах на свои вопросы.

Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Как научить ребенка устному счету

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте «Семь ступенек к книжке» я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: «У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5»; «- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2».

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета «по линеечке»:

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5»;

Другие статьи:  Что такое патент для такси

«Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2».

Этот способ счета с использованием такого примитивного «калькулятора», как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия «больше» и «меньше». Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний», или «learning bricks», по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру «Гномики в домике». Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: «Один гномик пришел в домик». Потом спросите: «А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: «Один останется».

Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.