Пошлина бралась с кого

Торговые пошлины в Древней Руси — гостиное, торговое, мыть, перевоз, весчая, предмер, корчмиты, пись, пятно

К категории торговых пошлин принадлежали: 1) гостиное, 2) торговое, 3) мыть, 4) перевоз, 5) весчая, 6) предмер, 7) корчмиты, 8) пись, 9)пятно.

Гостиная — так называлась пошлина, сбираемая с гостей, т, е. купцов, приезжавших для торговли из иных городов или из иных земель. Она могла, как мы уже видели, отдаваться на откуп, в оброк, или же взималась слугами правительства. По свидетельству Всеволодовой грамоты пошлина сия взималась за складку гостиного товара на торговой площади, где, конечно, имелись для этого особые амбары. В грамоте сказано: «А буевище Петрянина дворище от прежних дверей Св. Иоанна до погреба, а от погреба до кончанского мосту, а с того буевища имати куны старосте Иванскому и по бережаискому. А тые куны класть з дом Св. Иоанна Великого». По позднейшим памятникам гостиная пошлина состояла из следующих частей — подворного, амбарного, свального и привязного.

Гость, привозивший транспорт товара, непременно должен был останавливаться на гостином дворе, а на других дворах ему не дозволялось останавливаться, и за въезд на гостиный двор платил первую часть пошлины, называвшуюся подворным или поворотным; потом платил вторую часть пошлины за складку товара в амбар на гостином дворе, что называлось амбарным, третья доля пошлины, называвшаяся свальным, собиралась при складке товаров с судна или с воза, и наконец,, четвертая доля, известная под именем привязного, собиралась с судов, входивших в торговую пристань. Еще в договоре новгородцев с Ганзой в XII веке упомикается о пошлине при входе судна в гостиную пристань; в грамоте сказано: «Когда гости входили в гостиную пристань то всякое судно, нагруженное товарами, платило пошлины гривну кун». Эта пошлина разнилась по правам тех гостей, с которых она взималась.

Торговое была пошлина, взыскивавшаяся при самой продаже товаров на торгу. Для этого, по свидетельству Русской Правды, на торгу всегда присутствовал сборщик, называвшийся тогда вообще мытником. Собиралась эта пошлина как со своих торговцев, так и с приезжих гостей. Каким образом взыскивалась и какой процент товара составляла торговая пошлина, дошедшие до нас памятники не объясняют; ко, судя по позднейшим свидетельствам, должно допустить, что торговую пошлину платил покупатель, а не продавец.

Мыт. Это была пошлина, собираемая за провоз товаров через мытные заставы, которые преимущественно устраивались при мостах, перевозах и при въездах вселения и города; при заставах, обыкновенно, строились мытные избы, в которых находился мытник и его помощники. Каждый приезжающий с товаром останавливался мытником и должен был платить мытную пошлину, как с людей находящихся при обозе, так и с товаров. Мытная пошлина с людей, иначе называвшаяся косткой или поголовщиной, взималась с головы; пошлина же с товаров бралась с воза или с судна; кроме того, пошлина с судна различалась по величине судна, именно — раскладка пошлины шла по числу досок, составлявших дно судна, причем с судна с набоем с каждой доски взималась двойная пошлина. В сборе мытной пошлины наблюдалось различие и в том, с кого она собиралась — со своих ли торговцев или с иногородных; иногородние платили дороже. Пошлина сия иногда отдавалась на откуп, иногда на оброк, а иногда собиралась непосредственно слугами князя.

Перевоз. Перевозом называлась пошлина за перевоз товаров и обозов через реки; она была неопределенна, и ею пользовались не только князья, но и частные землевладельцы, которые устраивали в своих имениях перевозы через реки и устанавливали перевозные пошлины по своему благоусмотрению, ставили своих людей по рекам и не дозволяли торговцам переезжать вброд. Взималась эта пошлина с возов, лошадей и людей. Она иногда отдавалась на откуп казной посторонним откупщикам или на оброк земским общинам, во владениях которых были перевозы. Пошлина сия учреждалась только на летнее время или, как тогда выражались, от полой воды до тех мест, как реки станут.

Весчее была пошлина, взимаемая за взвешивание товаров; для этого правительством учреждались на торгах общие весы, за исправностью которых, по уставам Владимира и Ярослава, строго смотрела церковь и проверяла их ежегодно, для чего образцы гирь всегда хранились или при известных церквях, или в других безопасных местах, и гири, употребляемые на торгу, сравнивались с этими образцами. При всех весах находились особые старосты, в должность которых избирались люди, пользующиеся особым доверием общества, настоящие, пошлые купцы. Так, в грамоте Всеволода, данной церкви Иоанна Предтечи на Опоках, сказано: А веси-тиимв притворе Св. Ивана, где дано ту его и держати; а весити старостам Иванским двема купцем пошлым, добрым людем. и нг пошлым купцем старощенья не держати, ни весу им не весити Ивангкаго.

А в другой Всеволодовой грамоте — о церковных судех и о мерилах торговых, так описан надзор за торговыми весами, предоставленный епископу: «Торговые все весы, херила и скалвы вощаныя и пуд ладовой и гривенка рублевая и всякая извесъ, иже на торгу промеж людьми, епископу блюсти без пакости не умаливати, ни умноживати, а на всякий год извешивати; а искривится, а кому приказано, и того казнити близко смерти, а живот, его натрое: треть живота Св. Софии, а другая треть Свят. Ивану, а третья треть соцким и Новгороду. О проверке же весов и о хранении образцов при церквях упоминается в договорной грамоте Мстислава Давидовича Смоленского с Ригой и Готским берегом: Аже вощный пуд исказится, лежит кап в Св. Богородици на горе, а другая в Немечской Богородицы, то тым пуд извиряче, право учинити. Платеж весчей пошлины — почем с кяпн, лудя, берковца и гривенки и за какой товар, обыкновенно определялся особыми уставными грамотами, и плательщиком всегда был покупатель, а не продавец, и обыкновенно с приезжих купцов или гостей бралась пошлина дороже, нежели со своих.

Так, в грамоте Всеволода, данной Новгородской церкви Иоанна Предтечи яа Опоках, сказано: «Л у гостя им имати у Низовскаго от дву берковска вощаных пол-гривне серебра, да гривенка перцу, у Полоцкаго и у Смоленского по две гривны кун от берковска вощаного, у Новоторженина полторы гривны кун от берковска вощанаго, у Новгородца шесть мордок от берковска воща-наго. Весчая пошлина преимущественно, кажется, жаловалась церкви и епископу, но впрочем не без участия в ней и самого князя. Так, во Всеволодовой грамоте, по которой вес предоставлялся Иванской церкви, сказано: «А взять князю великому из весу вощанаго полтретьядцать гривен серебра через год». Впрочем, иногда вес содержался и самим правительством, а иногда отдавался на откуп и на оброк, как и все пошлины.

Предмер или померное. Так называлась пошлина, взимаемая при перемере сыпучих товаров — ржи, пшеницы, гороху, орехов и других, для чего правительство имело на торгах казенные меры, называвшиеся кадями (кадь = б четверикам), оковами (половина кади); коробьями, четвертями, осминами; вероятно, правила при взимании померной пошлины были одинаковы с правилами весчей пошлины, но мы на это не имеем никаких свидетельств из первой половины второго периода русского законодательства, кромеодной Роетиславовой грамоты, где упоминаетеяо предмере как о пошлине, доставлявшей доход князю. Притом в грамоте эта пошлина очевидно представленаотданной на откуп или переведенной на землю, т. е. пооброченной, потому что грамота говорит, что предмера с 9 вержавских погостов сходится в год 100 гривен, чего, конечно, нельзя было бы сказать определенно, ежели бы эта пошлина не была переведена на землю или по-оброчена. Обычай переводить торговые пошлины на землю мы встречаем и в последующее время; об этом свидетельствует одна уставная грамота 1564 года, где сказано: А будет таможенных деньги возьмут на землю, и вы б земские люди и казаки все без помены платили по торгам и головам, о- не животам, кто больше торгует, тот больше и дает». Померыое, т, е. платеж пошлин за перемер товара, по свидетельству позднейших памятников, лежало на продавце, а не на покупателе; так, в одной грамоте 1551 года сказано: А номерное им имати с продажи; но кто платил эту пошлину в настоящем периоде — неизвестно.

Пись. Об этой пошлине упоминается в грамоте Всеволода о судах церковных и о мерах торговых, В грамоте сказано: «А попу Яванскому Русская пись с Борисоглебским на пол, т. е. писчая пошлина от товара, привозимого из Руссы, делилась пополам между Ивановским и Борисоглебским священниками или, может быть, причтами. Пошлина, очевидно, взималась при записи в книги товара, привезенного на торг, ибо торговцы, приезжая на торг, обыкновенно должны были объявлять свой товар мытникам, или таможникам, которые и записывали товар в книги привоза в брали за это пошлины.

Пятно. Пятном называлось клеймение лошадей при продаже. О клеймении лошадей упоминается под 1170 годом, где сказано, что Мстислав отослал от себя Петра и Нестора БориславичеЙ « про ту вину, оже бяху холопи его покрали кони Мстиславли у стаде и пятны свое всклале, разнаменываюче. То же говорится о клеймении лошадей и в Русской Правде: «А за княжь конь, иже той с пятном, три гривне. От пятна или клеймения и сама пошлина, взимаемая при продаже лошадей, называлась пятном, в сборщик сей пошлины назывался пятешдиком. Пошлина эта взималась с покупателя и продавца. Торговля лошадьми обыкновенно производилась следующим образом: продать или купить лошадь нельзя было иначе, как только при пятенщике или мытнике, который при совершении торговой сделки клал на лошадь пятно или клеймо и вносил имена покупщика и продавца в особую книгу, где помещалось показание и о самой лошади — какой она шерсти и каких примет. Пятен-ная пошлина иногда давалась от государя владельцам земли на оброк, чтобы они собирали ее на себя со всех продаваемых и покупаемых лошадей в их имении; иногда она отдавалась на откуп, а иногда она отдавалась посторонним лицам, как бы в жалованье или награду. Так, во Все-володовой грамоте о церковных судах пятно с русских лошадей отдано было Иванскому сторожу.

Корчмиты. Эта пошлина упоминается только в уставной грамоте Ростислава Смоленского, а именно в следующих выражениях: На Копысе хорчмити неведомо что ся сойдет; на Прупаи 10 гривен, а из того епископу гривна, а в корямитех не ведати, что ся сойдет. В Лучине мыта, корч-мити не ведомо, что ся сойдет. Из этого свидетельства видно только то, что корчмитв, как и прочие пошлины, по природе своей не была определена, но, судя по свидетельству грамоты, иногда отдавалась на откуп или на оброк; но в чем состояла эта пошлина, в каких случаях взималась, грамота этого не объясняет, а других современных свидетельств мы пока не имеем. Но если судить по свидетельству позднейших памятников, в которых пошлина за варение и продажу пива и меда называлась корчми-тою, то можно допустить, что в XII веке корчмита имела то же значение, как и в позднейшее время.

Государственная пошлина

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы
  • Налоговые проверки
  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
  • Налоговое администрирование и налоговый контроль
  • Упрощенная система налогообложения
  • Принципы налогообложения
  • Функции налогов
Другие статьи:  Как правильно оформить командировку сотрудника

Государственная пошлина

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Другие статьи:  Уголовный кодекс статьи за коррупцию

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

Пошлина бралась с кого

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой. Во время президентства Рейгана наблюдалась тенденция поддержки бизнеса, что привело к нарушениям работы транспорта, систем телесвязи и банков. [c.128]

Отечественные товаропроизводители и торговые посредники в России нуждаются в защите со стороны государства, в определенном протекционизме. Инструментом защиты являются торговые пошлины, система лицензирования. Но главное — это политическая стабильность, льготные кредиты для малого предпринимательства, снижение и упрощение налоговой системы, преодоление криминогенной ситуации. [c.209]

Единая торговая пошлина — 33 [c.419]

Политические факторы. Отношение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса непосредственно влияют на такие действия правительства, как налогообложение корпораций, установление льгот или льготных торговых пошлин и т.д. Для компаний, ведущих производство или имеющих рынки сбыта в других странах, важен фактор политической нестабильности (ограничение прав собственности, специальные пошлины на импорт и т.д.). [c.52]

Наконец, огромное значение в процессе принятия решения о выходе на зарубежный рынок имеет уровень таможенных тарифов. Ни у кого не вызывает сомнения, что угроза высоких таможенных тарифов на импорт товаров в страны Европейского сообщества способствовала прямым инвестициям американских и японских компаний. Отказ от торговых ограничений в пределах Единого европейского рынка повысил привлекательность международной торговли в Европе, поскольку в результате не только понизились торговые пошлины, но и сократилась необходимость адаптации продукции к требованиям национальных стандартов. [c.628]

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина мыт взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина перевоз — за перевоз через реку, гостиная пошлина — за право иметь склады, торговая пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины вес и мера устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. [c.9]

В начальные периоды развития промышленности Великобритания, а затем и США, Япония и другие страны использовали таможенные и торговые пошлины для проведения политики протекционизма, создавали налоговые льготы своим товарам и своим купцам. Россия использовала этот метод еще при великих князьях. [c.319]

Торговые пошлины (сборы) 9 Требования к электронному информационному хранилищу (ЭИХ) 340 [c.424]

Учитывая исключительное значение внешней торговли, каждая страна проводит свою торговую политику, направленную на упрочение своих позиций в мировой торговле и на повышение эффективности и полезности этой торговли для собственной страны. Торговая политика осуществляется через налоговую систему, торговые пошлины или тарифы, квотирование ввоза или вывоза или даже просто ограничение экспорта или импорта. [c.472]

Торговые пошлины большей частью состояли из таможенных сборов, взимаемых при ввозе, провозе и вывозе товаров. За конвой, охранявший купцов, тоже бралась пошлина. Пошлины вносились не только деньгами, но и продуктами (вином, сыром, сельдью, перцем и т.п.). Рыцарство и в некоторых странах духовенство пошлины не платили. Закон, в силу которого запрещалось кому бы то ни было брать пошлины или вводить новые без особого на то разрешения императора или короля, часто не соблюдался, и был произвол. Базарная пошлина с иностранцев взималась в больших размерах, чем с местных жителей. Зарубежным купцам иногда даже запрещали продавать некоторые товары. Традиционно небольшие рынки открывались по нескольку раз в неделю, более крупные — по праздникам и длились более недели. [c.34]

Сборам с продажи не подлежали самые необходимые продукты потребления. Местные жители города, где взимались сборы, были или совсем освобождены от уплаты торговой пошлины, или пользовались льготами. Наоборот, торговцы, приезжавшие из отдаленных мест, а также иностранцы, платили пошлину в наибольшем размере. [c.48]

На Руси при первых князьях взималась пошлина мыт за провоз товаров через горные заставы, пошлина перевоз — за перевоз товаров через реку, гостиная пошлина — за право иметь склады, торговая пошлина — за право устраивать торги и рынки. [c.248]

Развитой меркантилизм представлен концепцией торгового баланса (или системой мануфактуры). Фискальная направленность экономической политики сменяется политикой хозяйственного характера. Было принято, что богатство государства растет с увеличением разницы между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Обеспечение такого положения было возможно в двух случаях. Во-первых, поощрялся экспорт готовой продукции, ограничивался вывоз сырья и импорт предметов роскоши. Во-вторых, стимулировалась посредническая торговля. В этих целях допускался вывоз денег за границу. При этом необходимыми считались покупки по дешевым ценам в одних странах и продажа их как можно дороже в других. Согласно такому подходу устанавливались высокие торговые пошлины на импорт, выплачивались экспортные премии, правительства стремились обеспечивать безопасность коммуникаций на внешних рынках, предоставляли привилегии торговым компаниям, обеспечивали государственные субсидии для развития экспортно ориентированных и импорте замещающих производств. Особенность этого этапа состояла в том, что деньги рассматривались как капитал (преимущественно торговый), а приток в страну драгоценных металлов обеспечивался экономическими средствами на основе активного торгового баланса. Важнейшим аспектом в политике меркантилизма было всемерное поощрение национальной промышленности, прежде всего ориентированной на экспорт, путем импорта дешевого сырья, введения высоких протекционистских тарифов на импортируемые промышленные изделия, ограничения роста и сокращения заработной платы рабочих как законодательными мерами, так и средствами демографической политики. [c.365]

Ведал городом, судил черных горожан, следил за крепостными сооружениями, правильным сбором торговых пошлин и питейных доходов княжеский наместник. Наряду с этим существовали и институты самоуправления тяглых горожан, возглавляемые представителями купечества — десятскими и сотскими. Разверстка налогов и отбывания повинностей (строительных, городовых и т.п.), управление общественными зданиями и страховыми запасами городских житниц, благоустройство улиц и дорог, контроль за участием горожан в военных действиях и за тем, чтобы посадская земля не выбывала из тягла, — вот вероятный круг забот городского самоуправления. [c.46]

Торговые пошлины делились на таможенные и рыночные. Перечень их огромен, а величина и условия взимания могли изменяться в разных местностях и по времени года. Важнейшей таможенной пошлиной была «тамга» (этот термин использовался часто и для других видов пошлин), которая взималась с торговцев при пересечении их товарами границ княжеств или территорий городов и торгов. Аналогом таможенной пошлины было и «мыто», взимаемое с провозимого товара, прогоняемого скота или проходящих людей. [c.47]

На мировых рынках экспортная цена товара, как правило, выше чем внутренняя. Это связано не только с дополнительными затратами на транспортировку, торговые пошлины и тарифы. Но наиболее существенный компонент в экспортном ценообразовании это мировая цена. Она используется на большинстве важнейших товарных рынков, где заключаются крупные и регулярные экспортно-импортные сделки. [c.96]

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных [c.143]

Ограниченные территории, в которых действуют особо льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей. Зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических проблем. Условно могут быть разбиты на следующие виды 1. Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях базируются на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее нацелены преимущественно на перевалку, подработку и хранение грузов. 2. Экспортные промышленные зоны основываются не только на применении льготного торгового и таможенного режима, но и на льготном финансировании и налоговом режиме, в том числе для иностранного капитала ориентированы преимущественно на производство экспортной частично импортозамещающей продукции. 3. Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций (одним из видов подобных зон являются «налоговые гавани»). 4. Технологические зоны (технологические парки, технополисы), обеспечивающие на основе различных льгот разработку и внедрение современной технологии с помощью не только национальных, но и иностранных предприятий и организаций. 5. Комплексные зоны (свободные, или «открытые», города, особые районы и др.), ставящие перед собой широкие задачи и использующие элементы разных видов зон. [c.87]

Членство России в ВТО ставит перед правительством проблемы, поиска источников пополнения доходных статей бюджете в связи со снижением таможенных пошлин и тарифов и согласования обязательств России перед некоторыми странами СНГ, с которыми уже заключены таможенные союзы или иные торговые соглашения. Став членом ВТО, Россия закрепит правовые основы открытой экономики в рамках мирового хозяйства. Принимая правила игры ВТО, Россия должна поставить дело внутри страны так, чтобы отечественные компании получили от государства поддержку, смогли окрепнуть и выдержать международную конкуренцию. Эффекта от открытия экономики можно ожидать лишь в том случае, если внутренний социальный климат станет союзником этого процесса и если все рыночные субъекты получат шанс проявить себя в реальных рыночных, а не в тепличных условиях. [c.232]

Серьезные последствия будущих международных обязательств России в связи с вступлением ее во Всемирную торговую организацию (ВТО) последовательное снижение бюджетной помощи сельскому хозяйству, ликвидация квотирования импорта, снижение импортных пошлин, т.е. в конечном счете полностью открытие своего рынка для импорта продовольствия. Потеря прав регулирования внешней торговли и принятия мер по защите отечественного сельского хозяйства, особенно животноводства и внутреннего продовольственного рынка. [c.166]

Известно, что валютный демпинг обостряет противоречия между странами, нарушает их традиционные экономические связи, усиливает конкуренцию. В стране, осуществляющей валютный демпинг, увеличиваются прибыли экспортеров, а жизненный уровень трудящихся снижается вследствие роста внутренних цен. В стране, являющейся объектом демпинга, затрудняется развитие отраслей экономики, не выдерживающих конкуренции с дешевыми иностранными товарами, усиливается безработица. Крупные фирмы-экспортеры используют валютный демпинг как средство валютной и торговой войны для подавления своих конкурентов. В 1967 г. на конференции бывшего Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) был принят Антидемпинговый кодекс, предусматривающий специальные санкции при применении демпинга, включая валютный. Правилами ГАТТ предусмотрено право государства, понесшего ущерб от демпинга, облагать соответствующий товар специальной антидемпинговой импортной пошлиной, равной разнице между внутренней ценой на рынке страны-экспортера, и ценой, по которой данный товар экспортируется. Ныне, когда конкурентоспособность экспортных товаров определяется не столько их ценой, сколько качеством, организацией сбыта, послепродажного обслуживания и других услуг, падает значение демпинга как средства завоевания экспортного рынка. [c.52]

Другие статьи:  Оскорбление иск в суд

США упорно сопротивлялись проведению назревшей девальвации доллара и настаивали на ревальвации валют своих торговых партнеров. В мае 1971 г. была осуществлена ревальвация швейцарского франка и австрийского шиллинга, введен плавающий курс валют ФРГ, Нидерландов, что привело к фактическому обесценению доллара на 6—8%. Скрытая девальвация устраивала США, так как она не отражалась столь губительно на престиже резервной валюты, как официальная. Чтобы сломить сопротивление торговых соперников, США перешли к политике протекционизма. 15 августа 1971 г. были объявлены чрезвычайные меры по спасению доллара прекращен размен долларов на золото для иностранных центральных банков ( золотое эмбарго ), введена дополнительная 10%-ная импортная пошлина. США встали на путь торговой и валютной войны. Наплыв долларов в страны Западной Европы и Японию вызвал массовый переход к плавающим валютным курсам и тем самым спекулятивную атаку их окрепших валют на доллар. Франция ввела двойной валютный рынок по примеру Бельгии, где он функционировал с 1952 г. Страны Западной Европы стали открыто выступать против привилегированного положения доллара в мировой валютной системе. [c.82]

Инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком выступает таможенный тариф. Это совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура определяется Правительством РФ на основе принятых в международной практике систем классификации товаров. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории. [c.569]

Ставки таможенных пошлин единые, определяются Правительством РФ и зависят от страны происхождения товаров. Их можно подразделить на ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наибольшего благоприятствования, и ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, торго-во-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена. В последнем случае ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в два раза, кроме случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот — преференций. [c.570]

Инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком выступает таможенный тариф. Это совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. [c.580]

При осуществлении торговой политики Российской Федерации допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или в исключительных случаях — освобождения от пошлины [Черник, Починок, Морозов, с. 241-242]. [c.157]

Данные торгового баланса дают общее представление об изменениях в торговле за анализируемый период времени. Однако приводимые в платежных балансах сведения об экспорте и импорте в значительной мере искажаются недостоверностью первичных статистических данных. Например, все легальные внешнеторговые операции фиксируются достаточно точно при пересечении товарами таможни. Затем валютные власти страны вносят необходимые поправки, чтобы приспособить таможенную статистику к требованиям платежного баланса, а именно пересчитывают импорт в ценах СИФ в импорт в ценах ФОБ (т. е. отделяют расходы на фрахт и страхование от прямых затрат на покупку товаров), учитывают импорт по ценам, из которых исключены пошлины, из валютной статистики вычитают стоимость товаров, полученных в рамках помощи, и т. д. Однако из-за отсутствия необходимых данных многие развивающиеся страны исчисляют импорт по ценам СИФ, что ведет к искажению как торгового баланса, так и расчетов за услуги. Во многих развивающихся странах значительная часть внешней торговли осуществляется контрабандным путем и не учитывается в их таможенной и валютной статистике. [c.594]

Рассчитывается прибыль от выпуска товарной продукции как разница между стоимостью всего товарного выпуска по ценам продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью товарной продукции планируемого периода. [c.55]

Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между объемом выручки в ценах продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью реализуемой продукции. Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции определяются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Для расчета прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по укрупненному методу используется универсальная формула, которую можно представить в следующем виде [c.57]

В период феодальной раздробленности (XIII—XIV вв.) кроме указанных видов налогообложения постепенно распространяются судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины вес и мера устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина вира взималась за убийство, пошлина продажа — за прочие преступления. Размеры судебных пошлин составляли обычно от 5 до 80 гривен. [c.21]

К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей. Черносошными крестьянами в русском государстве XIV— XVII вв. назывались лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные феодальные повинности в XVIII в. стали государственными крестьянами. Посадские люди — торгово-промышленное население, несшее государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. посадские люди были разделены на купечество и мещан. [c.22]

Важным источником доходов казны были торговые пошлины. В 1653 г. разрозненные торговые пошлины заменяются единой торговой пошлиной, взимавшейся в размере 5% с цены товара1. Данную пошлину можно считать прообразом современного регионального налога с продаж. [c.33]

Иначе вели себя страны с менее развитой промышленностью, чьи рынки заполнялись импортируемыми товарами, сокращавшими своим присутствием сферу сбыта отечественных товаров. При свободной торговле импорт начинал превышать экспорт. Такое их соотношение называется пассивным торговым балансом. Чтобы защитить становление промышленности, правительства рано или поздно переходили на политику протекционизма,чпри которой значительная часть ввозимых товаров облагается налогом, или торговыми пошлинами. Введение таможенных пошлин обеспечивает монополию своим промышленникам и торговцам. Так торговый капитал, выводя сбыт товаров на международные рынки, порождает противоречия между промышленниками и торговцами разных стран, при которых они отступают от принципа свободы конкуренции. [c.258]

В отличие от проезжих пошлин торговые пошлины взимались в городах или торжках с товара, привезенного на продажу, и с денег на покупку товаров (с цены товаров). Существовали раз- [c.47]

В XII-XIII вв., когда экономические связи Новгорода со странами Западной Европы, только начинали развиваться они осуществлялись при посредничестве немецких купцов, создавших Ганзейский торговый союз городов во главе с Любеком. Используя этот фактор, немецкое купечество сумело занять в Новгороде привилегированное положение. В частности, ганзейцы имели большие привилегии в области права. Так, их подворье в Новгороде — двор святого Петра — являлось самоуправляющей общиной немецкие купцы управлялись и судились своими властями, по своим законам, а юрисдикции Новгорода они подчинялись только в случаях столкновений с его жителями. Ганзейские купцы почти полностью были освобождены от уплаты пошлин при проезде через новгородские владения они платили только одну проезжую пошлину, а из торговых пошлин — только за вес продаваемых и покупаемых товаров. [c.52]

Русский историк С.М. Соловьев в монографическом исследовании История России с древнейших времен подчеркивал, что торговые пошлины были важнейшей частью дохода великих русских князей. Со времени нашествия монголо-татар и до правления Ивана III доходы состояли более чем из двенадцати статей1. [c.58]

Русский царь предоставил французской компании в 1587 г. торговые привилегии, разрешил ей вести торговлю в Холмого-рах, Архангельске, Вологде, Ярославле, Новгороде, Пскове и Москве. По царскому Указу с французских купцов брали только половину торговой пошлины, взимаемой с иностранцев, потому что это были первые французы, дерзнувшие поплыть в Архангельск для торговли. Такую же торговую политику по отношению к Франции проводило и правительство Бориса Годунова. [c.88]

С XIII века на Руси входит в обиход название таможник для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского тамга — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником. [c.248]

Ремесла и торговля развитие городов. В VI—IX вв. ремесло стало отделяться от сельского хозяйства, становясь основой роста городов. Города развивались сначала как административные центры, где жил и творил «суд и расправу» князь сюда свозили дань и военные контрибуции здесь собирались судебные и торговые пошлины. В дальнейшем города стали развиваться как ре -месленные и торговые центры. В IX—X вв. в Киевской Руси известны 24 города, в XI в. к ним прибавилось еще столько же, а в XII веке их стало уже более 60. Наиболее значительные города — Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога, Любеч, Переяславль сложились как крупные центры восточно-славян- [c.21]

Начала складываться финансовая система, базировавшаяся на различных налогах в пользу князя. В документах XI—XII вв. упоминаются даньщики, ведавшие сбором дани на князя, мытники — сборщики проезжей пошлины, и осменки, взимавшие торговую пошлину и выполнявшие роль налоговой полиции. В период удельного междоусобья эта стройная система была разрушена, хотя оставались и множились местные поборы. [c.24]

Несмотря на большое количество торговых пошлин, их совокупная сумма, видимо, не была разорительной для торговцев. Об этом свидетельствует постоянный рост ярмарок и торжков, а также и тот факт, что когда в XVII в. торговые пошлины были объединены в единую рублевую, то она оказалась равной всего пяти копейкам с рубля цены товара. [c.48]

Для предприятий-экспортеров особенно выгодно применение инструментов документарного бизнеса в префинансировании, когда прямое кредитование заменяется на предоставление кредитных линий под конкретные торговые сделки, предусматривающие расчеты посредством документарных операций. Например, экспортер может получить часть средств по выставленному в его пользу аккредитиву с красной оговоркой (red lause) в виде аванса. Как правило, данный аванс необходим экспортеру для осуществления отгрузки, страховки, уплаты таможенных пошлин и т.п. В свою очередь, импортер получает гарантию возврата аванса от банка-экспортера. Таким образом, при данной схеме финансирования с использованием экспортною аккредитива и гарантии возврата аванса риски по сделке значительно снижаются. Кроме того, банк сам может кредитовать своего клиента-экспортера под выставленный в его пользу экспортный аккредитив (под экспортную выручку). В данном случае банк имеет возможность следить за строго целевым использованием кредита и претендовать на его погашение сразу же после отгрузки и получения платежа по экс- [c.130]

Нетарифные методы регулирования. Основным инструментом внешнеэкономической политики государства являются нетарифные ограничения внешней торговли. К наиболее распространенным формам нетарифного ограничения относят квоты. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Ограничивать импортные поступления в страну можно при помощи лицензирования — когда государство выдает лицензии на импорт или экспорг ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Определенное распространение получила особая форма офаничения импорта — добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну В число нетарифных мер регулирования импорта также входят различные сборы и налоги, антидемпинговые пошлины, торговые эмбарго, санитарные нормы и предписания, специфические требования, требования к упаковке и транспортировке. [c.149]