Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними (Куропацкая Е.Г.)

Дата размещения статьи: 04.05.2015

В российском праве опека (попечительство) над несовершеннолетними имеет свою давнюю историю и относится к числу традиционных, стабильных и востребованных способов устройства в семью детей-сирот и защиты их прав. Опека всегда была связана с заменой осиротевшему ребенку родителей, как «суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе» , и в настоящее время является наиболее распространенной формой семейного устройства детей, утративших родительское попечение. Так, по данным Аппарата Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, в начале 2013 года в России было 643757 детей, утративших родительское попечение, из них в семьи передано более 580 тысяч детей . Опека и попечительство составляют более 60% от всех форм семейного устройства осиротевших детей .
———————————
Опека устанавливается над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет, попечительство — с 14 до 18 лет. С точки зрения обеспечения права осиротевшего ребенка на жизнь и воспитание в семье между опекой и попечительством нет разницы. Поэтому далее автор употребляет термин «опека над несовершеннолетними».
Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002. С. 529.
Арифметика сиротства // Российская газета. 2013. 24 декабря.
http://www.usynovite.rU/statistics/2012/3

Такая популярность опеки по сравнению с другими формами устройства несовершеннолетних обусловлена тем, что она отличается доступностью с правовой точки зрения и позволяет сохранить не только правовую связь ребенка с его родителями (родителем), но и во многих случаях — его привычное социальное окружение (88% опекунов — бабушки осиротевших детей ). Кроме того, учреждение опеки требует минимального количества юридических формальностей и осуществляется в административном, а не судебном порядке. И, наконец, еще одной объективной причиной востребованности опеки над несовершеннолетним является предусмотренная законодательством государственная помощь опекунской семье, способствующая созданию условий жизни и воспитания подопечного ребенка, которая сочетается с государственным контролем за деятельностью опекуна.
———————————
См.: Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // СоцИс. 2009. N 10. С. 11.

Потребность в опеке над несовершеннолетними объективно оправданна, а в условиях постоянного увеличения числа детей, утративших родительское попечение, правовое регулирование отношений по опеке и попечительству над ними приобретает особую важность. Поэтому все нововведения и поправки, вносимые в законодательство, регулирующее отношения по устройству тех, кто лишился семьи и родителей, нуждаются в научном анализе, так как необходимо расширять правовые предпосылки учреждения опеки над несовершеннолетними, устранять неоправданные помехи на ее пути и тем самым наилучшим образом обеспечивать интересы осиротевших детей.
Поиск верного направления совершенствования института опеки и попечительства над несовершеннолетними напрямую связан с решением вопроса о правовой сущности опеки. Иными словами, необходимо дать правильный с точки зрения обеспечения интересов ребенка ответ на вопрос: какова правовая природа опеки над несовершеннолетними, утратившими родительское попечение?
В истории права России нормы об опеке и попечительстве в зависимости от принципов и задач данного института на каждом временном этапе отличались по содержанию и занимали свое место в отечественной правовой системе.
В дореволюционной России все нормы института опеки и попечительства располагались в гражданском законодательстве: опека понималась только как гражданско-правовой институт, и ее основным назначением было представление имущественных интересов подопечного в гражданском обороте. В 1918 году правила об опеке и попечительстве, помещенные в раздел IV Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве («Опекунское право»), также касались главным образом имущественных прав подопечного лица. Однако уже во втором по счету Семейном кодексе (1926 года), названном Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР , в положениях, посвященных опеке над несовершеннолетними, на первом месте оказывается забота о воспитании ребенка, защита его личности, законных прав и интересов.
———————————
Принят ВЦИК 16 сентября 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. N 76 — 77. Ст. 818.
Введен в действие Постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г. // СУ РСФСР. 1926. N 82. Ст. 612.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года много лет не подвергался существенным изменениям и дополнениям, поэтому значительные перемены в правовом регулировании опеки над несовершеннолетними произошли лишь в 1969 году, с принятием нового Кодекса о браке и семье РСФСР (далее — КоБС РСФСР) . Обязанности опекуна по воспитанию подопечного ребенка были четко отделены от обязанностей по обеспечению имущественных интересов. Опекун наделялся всей полнотой родительских прав и обязанностей, и закон возлагал на него такую же ответственность за судьбу несовершеннолетнего, как и на родителей. Этот факт подчеркивала также безвозмездность опеки: КоБС РСФСР 1969 года не содержал никаких оговорок относительно какого-либо вознаграждения опекуну за осуществление им своих обязанностей по отношению к несовершеннолетнему подопечному.
———————————
Утвержден Верховным Советом РСФСР 30 июля 1969 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1397.

Институт опеки и попечительства продолжал развиваться, что нашло свое отражение в Семейном кодексе 1995 года (далее — СК РФ) . Текст первой редакции нового Кодекса включал в себя достижения прошлых лет в области законодательного регулирования правоотношений по опеке над несовершеннолетними с акцентом на защите личных (неимущественных) прав и интересов подопечного ребенка. Раздельность семейного и гражданского законодательства стала традиционной для отечественной правовой системы, а принадлежность норм по опеке над несовершеннолетними семейному праву не оспаривалась.
———————————
Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., введен в действие с 1 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

Кардинальные перемены в правовом регулировании отношений по опеке начались с принятием первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), в которой закреплены правила об установлении, осуществлении и прекращении опеки как в отношении взрослых, так и в отношении детей (ст. ст. 31 — 40). И хотя в СК РФ осталась гл. 20, посвященная опеке и попечительству как форме воспитания детей, утративших родительское попечение, после принятия ГК РФ, а потом и Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ) отношения в этой сфере стали предметом гражданско-правового регулирования. Нормы гражданского права заняли ведущее место в правовом регулировании отношений по опеке и попечительству, вследствие чего защита прав осиротевших детей растворилась в проблемах гражданско-правового характера, что не могло не сказаться на понимании сущности опеки над несовершеннолетними, оставшимися без родителей и семьи.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755; 2013. N 27. Ст. 3477; Российская газета. 2014. 7 мая.

В настоящее время в научном мире нет единого мнения о характере правового регулирования отношений по опеке над детьми. С точки зрения семейного права опека над несовершеннолетним, утратившим родительское попечение, — это способ семейного устройства осиротевшего ребенка, а с точки зрения гражданского права — способ восполнения его дееспособности. Поэтому отраслевая принадлежность института опеки над несовершеннолетними напрямую зависит от определения семейного права как самостоятельной отрасли.
Однако в науке до сих пор отсутствует единое мнение относительно отраслевой принадлежности семейных правоотношений. А соответственно и вопрос об отраслевой принадлежности опеки над несовершеннолетними, утратившими родительское попечение, относится к числу дискуссионных тем. Тем более что Семейный кодекс Российской Федерации не содержит понятия опеки и попечительства над несовершеннолетними. Закрепляя основные составляющие содержания опеки, он лишь определяет ее цели: согласно пункту 1 ст. 145 СК РФ, опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Тем не менее, говоря о целях опеки, необходимо отметить, что они взаимосвязаны, так как благоприятные условия семейного воспитания включают в себя и бережное отношение к личным правам подопечного ребенка, и его содержание, и охрану его имущественных прав. Однако уяснение главной цели установления опеки над ребенком определяет сущность и назначение этого института, что, в свою очередь, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, так как оказывает влияние на выбор опекуна; характер и объем его прав и обязанностей по отношению к подопечному; особенности контроля за деятельностью опекунов; специфику прекращения оснований опеки; ответственность за ненадлежащее осуществление опекунских обязанностей.
Следовательно, в зависимости от акцентов, которые ученые-цивилисты расставляют, рассматривая назначение опеки, зависит правовая природа самого института опеки и характер правового регулирования этих отношений. Если, по мнению ряда авторов , обязанности опекуна по воздействию на личность подопечного вторичны, а устройство под опеку предполагает в первую очередь восполнение недостающей дееспособности несовершеннолетнего, то вполне логично отдать пальму первенства гражданскому законодательству в правовом регулировании отношений по опеке и попечительству. Если же основная функция опекуна сводится к воспитанию ребенка, формированию его личности, а гражданско-правовое представительство и защита имущественных прав подопечного носят второстепенный характер, то существо отношений по опеке над несовершеннолетним, лишенным родительского попечения, является семейно-правовым и, следовательно, регулируются эти отношения только семейным законодательством .
———————————
См., например: Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2004. С. 251; Антокольская М.В. Семейное право. М., 2010. С. 396; Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2009. С. 31 — 37.
См., например: Пергамент А.И. Опека и попечительство. М., 1966. С. 3 — 9; Свердлов Г.М. Основные вопросы советского семейного права: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 1954. С. 81; Рясенцев В.А. Семейное право. М., 1971. С. 11; Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. А.М. Нечаевой. М., 2009. С. 30; Рабец А.М. Реформа законодательства об опеке и попечительстве в современной России: достоинства, просчеты, проблемы. М., 2009. С. 97.

Другие статьи:  Нотариус тутов

На наш взгляд, опека и попечительство над несовершеннолетним, утратившим родительское попечение, — это способ его устройства в семью опекуна с целью создания ему подходящих условий семейного воспитания, и именно этой цели подчинена защита его прав, и прежде всего права жить и воспитываться в семье. Поэтому между опекуном и несовершеннолетним подопечным вследствие установления опеки или попечительства возникают именно семейные отношения, которые регулируются семейным законодательством.
Вместе с тем при осуществлении опеки возникают правоотношения между опекуном и третьими лицами. И эти отношения, в частности, могут иметь административный характер. Административные правоотношения возникают между опекуном и органами опеки и попечительства в целях реализации прав подопечного и исполнения обязанностей опекуна. И хотя опекун в этих отношениях действует от своего имени, он призван обеспечить интересы подопечного ребенка. Поэтому эти правоотношения в системе правоотношений по опеке над детьми, по сути дела, играют вспомогательную роль.
Следовательно, в настоящее время важной задачей становится совершенствование семейного законодательства в части, касающейся регулирования отношений по опеке и попечительству над детьми, утратившими родительское попечение. От его улучшения зависит эффективность использования этого института как способа устройства осиротевших детей в семьи. К сожалению, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» не помогает, а затрудняет решение подобного рода задачи. Связано это с тем, что введение им новых правил правовой регламентации отношений по опеке наряду с унификацией законодательства об опеке и попечительстве как над несовершеннолетними, так и над совершеннолетними недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами, свидетельствует о стремлении законодателя перевести регулирование вопросов опеки над детьми на гражданско-правовые рельсы.
Так, в указанном Федеральном законе опека не рассматривается как способ защиты прав осиротевших детей. Законодатель лишь вскользь упоминает о главном для ребенка — его воспитании в семье, заменяющей родительскую, и концентрирует свое внимание на защите имущественных прав и интересов гражданина, ужесточает требования, касающиеся контроля за хозяйственной деятельностью опекуна (ст. 25), тем самым усиливая бюрократическую сторону опеки. Однако подавляющее большинство детей, лишенных родительского попечения и переданных под опеку, — это так называемые социальные сироты, и, как правило, никакого имущества, подлежащего охране, у них нет, поскольку их родители либо страдают алкоголизмом (наркоманией), либо находятся в местах лишения свободы, либо не имеют определенного места жительства и занятий.
Кроме того, согласно части 1 ст. 14 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», установлению опеки должно предшествовать заключение гражданско-правового договора, если опека осуществляется на возмездных началах. Однако при установлении опеки над детьми возмездность отсутствует, так как труд опекуна не оплачивается, а правоотношения между опекуном и подопечным ребенком безвозмездны по своей природе. Поэтому гражданско-правовой договор не должен быть основанием возникновения правоотношений по опеке над несовершеннолетними, так как это противоречит ее сути, искажает семейно-правовую природу отношений между опекуном и подопечным несовершеннолетним и превращается в препятствие на пути обеспечения права ребенка на жизнь и воспитание в семье.
Заключение договора «представляет собой волевой акт, волеизъявление лиц, результат волевого процесса» , к которому органы опеки и попечительства почему-либо окажутся неготовыми. Например, из-за отсутствия финансовых возможностей, связанных с выплатой государственного пособия на подопечного ребенка. Не желая брать на себя ряд обязательств, облегчающих опекунам выполнение их функций, орган опеки и попечительства имеет полное право отказать в заключении договора об установлении опеки, так как его гражданско-правовой характер предполагает свободу его заключения в соответствии с пунктом 1 ст. 421 ГК РФ . Да и другая сторона, участвующая в договоре, также может иметь свои пожелания, с которыми органы опеки будут несогласны. Следовательно, в праве ребенка на жизнь и воспитание в семье будет отказано просто потому, что стороны — опекун и орган опеки и попечительства — не смогли прийти к соглашению.
———————————
Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. Очерки теории, философии и психологии права. Душанбе, 1983. С. 123. Цит. по: Михеева Л.Ю. Указ. соч. С. 136.
В пункте 3 Правил заключения договора об установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423, прямо говорится, что в случае, если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение шести дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572.

Кроме того, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», рассматривающий опеку как договор, позволяет считать ее услугой, предусмотренной п. 2 ст. 779 ГК РФ. На наш взгляд, воспитание ребенка опекуном нельзя считать обязательством со стороны опекуна по оказанию услуг. Воспитание — это процесс формирования гармонично развитой личности ребенка, что предполагает систематическое и целенаправленное воздействие в первую очередь на его духовное развитие. Следовательно, воспитание относится к сфере семейного права, и отношения по воспитанию могут быть только семейно-правовыми, так как подопечный ребенок становится фактически членом семьи своего опекуна.
Таким образом, положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» порождают противоречия между семейным и гражданским законодательством по существу регулируемых отношений по опеке над несовершеннолетними, хотя ст. 4 Семейного кодекса Российской Федерации, посвященная применению к семейным отношениям гражданского законодательства и сохраняющая свою правовую силу, гласит, что к отношениям, касающимся способов устройства детей, лишившихся родительского попечения, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство только постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Вот почему целесообразно разделить Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» на две самостоятельные части: одна из них, касающаяся сугубо гражданско-правовых отношений (восполнение дееспособности гражданина, его представительство и т.п.), по-прежнему будет касаться сферы гражданско-правового регулирования, а другая, имеющая прямое отношение к семейному воспитанию детей в форме опеки над ними, станет составляющей частью Семейного кодекса Российской Федерации.

Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Институт опеки и попечительства рассматривается гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство регулирует правоспособность и дееспособность граждан различного возраста, определяет понятие опеки и попечительства, фиксирует права и обязанности сторон данного правоотношения, условия возникновения и прекращений опеки и попечительства (глава 3 ГК РФ, ст. 31–40 ГК РФ).

Семейное законодательство устанавливает обязанность и перечень действий органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, по выбору формы устройства таких детей (ст. 2, ст. 121–123 СК РФ).

– одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Регулируется гражданским и семейным законодательством (последним в части воспитания малолетних). Согласно ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан; регулируется гражданским и семейным законодательством. Согласно ст. 33 ГК РФ. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечными содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Эти органы по месту жительства подопечных осуществляют надзор за деятельностью их попечителей.

Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

Опека устанавливается над малолетними, к которым относятся дети, не достигшие 14 лет. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего.

Другой вопрос – защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия. Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права, как гражданина, становятся реальностью.

По достижении малолетним подопечным 14 лет опека прекращается. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения. Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. В части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством, по общему правилу, не существует. Что же касается имущественных, жилищных прав подопечного, то их защита попечителем имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Другие статьи:  Задачи на наследование групп крови с решением

Относительная свобода, предоставленная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием: она может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных, так или иначе, помочь подростку.

Попечитель призван, также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям; во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего; в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.

Предмет договора
Товаром по договору мены могут быть любые вещи, то есть «имущество» в узком смысле слова, как имеющиеся в наличии, так и те, которые будут созданы или приобретены в бедующем, не изъятые из оборота. Субъективные гражданские обязанности, личные неимущественные блага, а также имущественные права не мо .

Применение контрольно-кассовой техники
При продаже товаров, работ, услуг за наличный расчет (или при оплате пластиковыми картами) в установленных случаях должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Гос. Реестр. Нормативные документы. Основными документами, которые регламентируют порядок ведения кассовых операций и услов .

Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств
Исполнительными документами, также являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные или иные счета должника, о полном или частичном неисполнении тре .

Нотариальная деятельность

Защита прав и свобод граждан — одна из важнейших задач государства. Важнейший признак деятельности правоохранительных органов: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, в установленной законом процессуальной форме.

Понятие опеки и попечительства: полезно знать родителям

Действующие положения законодательной базы затрагивают понятие опеки и попечительства. Непосредственные функции по опеке осуществляются специальным отделом государственной организации местного самоуправления. Посредством оформления специальных административных актов принято назначать опекуна или так называемого попечителя.

Нормами семейного права в большинстве примеров регулируются вопросы определения опеки исключительно в отношении детей, не достигших совершеннолетия, если они на данный момент не находятся на попечении родителей. Опека устанавливается над несовершеннолетними детьми, не достигшими 14 лет. Попечительство относится к гражданам, находящимся в возрастной категории от 14 до 18 лет.

Подробнее об опекунах и попечителях

Опекуны несут большую ответственность

В действующем ГК РФ существуют определенные положения относительно законной деятельности попечителей и опекунов:

  • В качестве таковых могут быть назначены только трудоспособные лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста при наличии их официального согласия с принятием во внимание их личностных качеств, нравственных и мировоззренческих стандартов. Также у гражданина должны быть выявлены соответствующие способности, позволяющие осуществлять воспитательную деятельность по отношению к несовершеннолетним и ухаживать за нетрудоспособными. Также принимается во внимание желание и интересы самого подопечного;
  • Опекун должен назначаться по месту проживания подопечного. Это происходит на протяжении месяца после выявления необходимости обеспечения надлежащего ухода за подопечным. После того, как нетрудоспособность гражданина признается в судебной инстанции, в ближайшие три дня органы опеки обязательно должны быть поставлены в известность. Органы опеки обязаны выполнять попечительские обязанности в отношении нетрудоспособных граждан в ситуации, когда не удается на протяжении ближайших 3-х месяцев определить лицо, которое будет ухаживать за подопечным. Заинтересованные граждане имеют возможность обжалования в судебной инстанции осуществленное предварительно назначение опекуна.

В обязанности опекунов входят такие действия:

  1. Проявление заботы о подопечном безвозмездно, кроме предусмотренных законодательством ситуаций;
  2. Жить вместе со своими подопечными, если они не достигли возраста 18 лет;
  3. Если место проживание изменяется, органы опеки обязательно должны быть поставлены в известность;
  4. Если подопечный несовершеннолетний, необходимо обеспечивать процесс его обучения, организовать защиту законных прав и интересов.

Обязательно необходимо принимать во внимание необходимость составления заявления о снятии с попечительства гражданина, чья трудоспособность была восстановлена.

Что нужно знать о порядке установления?

Орган опеки: отдел опеки и попечительства

Каждый попечитель или опекун будет определяться строго по месту проживания несовершеннолетнего ребенка или нетрудоспособного гражданина. Только в исключительных ситуациях, когда складываются определенные обстоятельства, заслуживающие непосредственного внимания гражданина, он может быть оформлен опекуном по адресу собственного проживания.

Гражданин может получить право опекунства при подписании главой городской или районной администрации соответствующего постановления. На основании такого документа опекун, либо попечитель может получить специальное опекунское удостоверение с одновременным заведением персонального дела лица, являющегося его подопечным, в котором будут собраны все документы, необходимые для проведения официальной процедуры установления опеки.

В ст. 121 СК РФ приведен примерный список возможных причин, в соответствии с которыми несовершеннолетние дети могут остаться без должного родительского попечения. К таким причинам относятся:

  • Гибель родителей;
  • Принудительное лишение отца или матери родительских прав;
  • Тяжелое заболевание;
  • Чрезмерно продолжительное отсутствие;
  • Целенаправленное уклонение отца или матери от необходимости воспитания своих детей или от отстаивания их законных прав, а также интересов.

В качестве опекунов ответственными органами государственной власти могут быть рассмотрены кандидатуры совершеннолетних, трудоспособных граждан с обязательным принятием во внимание их персональных качеств и возможностей осуществлять определенные действия, входящие в список их прямых обязанностей.

При определении опекуна обязательно принимается во внимание характер взаимоотношений между детьми и лицом, предоставившим свою кандидатуру.

Не в последнюю очередь уделяется внимание объективному предпочтению самого ребенка.

Изменение, либо прекращение попечительства

Понятие опеки и попечительства прописано в ГК

Уполномоченные сотрудники органов опеки могут подписать распоряжение о принудительном освобождении опекуна от соблюдения им своих непосредственных обязанностей в отношении несовершеннолетних граждан, если оформляется усыновление или ребенок возвращается для продолжения воспитания его родителям.

Также подобное распоряжение может быть подписано, если опекун по состоянию здоровья помещается в стационарное лечебное заведение, либо имеет какие-либо другие уважительные причины.

В ситуации, когда опекун относится к своим непосредственным обязанностям безответственно, он может быть навсегда или временно отстранен от их выполнения. Также не следует исключать возможность возложения на опекуна ответственности, в случае, если его действия противоречат нормам законодательной базы. Попечительство или опека могут останавливаться, кроме вышеуказанных, в таких ситуациях:

  1. Над лицом, возраст которого достигает 18 лет, опека может быть прекращена в ситуации, когда гражданин признается трудоспособным. Также опекун имеет право написать и предоставить в соответствующую инстанцию заявление о том, что с его подопечного должны быть сняты какие-либо ограничения в дееспособности;
  2. Когда подопечный достигает возраста 14 лет. В данной ситуации опекун, выполняющий определенные обязанности может продолжить правоотношения с подопечным без дополнительно принимаемого решения;
  3. Если гражданину исполняется 18 лет, и он обретает полноценную трудоспособность.

Также следует отметить существующие особенности патронажа, осуществляемого над дееспособным лицом. Попечительство в виде официального патронажа может быть утверждено в ситуации, когда совершеннолетний житель страны, обладающий оптимальным уровнем трудоспособности, оказывается не в состоянии самостоятельно отстаивать свои права.

Распоряжаться материальной собственностью такого гражданина получает право сам попечитель в соответствии с положениями действующего договора поручения или соглашения об утверждении доверительного управления. Только при наличии официально оформленного согласия подопечного могут осуществляться различные сделки на бытовом уровне, а также другие соглашения, направленные на организацию условий содержания и полноценное удовлетворение возникающих потребностей в повседневной жизни.

Заметки специалистов

Опека и попечительство — разные понятия

Сегодня в мире не определен четкий устав, регламентирующий правовое регулирование процесса попечительства над несовершеннолетними и нетрудоспособными гражданами. Если рассматривать подобные действия со стороны семейного права, оказание опеки несовершеннолетнему представляет собой реализацию принятой в обществе возможности вести обычную семейную жизнь для осиротевшего малыша.

Если рассматривать опеку над детьми с учетом положений гражданского права, подобные действия характеризуются, как помощь несовершеннолетнему в обретении трудоспособности. По этой причине отраслевая принадлежность действующего института опеки над гражданами, не достигшими возраста 18 лет, полностью обуславливается конкретными положениями семейного права в качестве исключительно самостоятельной отрасли.

Среди ученых до сих пор нет точных определений относительно конкретной отраслевой принадлежности стороны обыденных семейных правоотношений. Законодательством определяются только цели назначения опекунов и попечителей. Однако, с учетом целей этих двух понятий можно сделать вывод, что их определение при построении может иметь довольно-таки плотную взаимосвязь.

Принятие во внимание основной цели определения опеки над несовершеннолетними позволяет осознать конкретное значение данного института. Подобное всегда будет иметь практическое и немаловажное теоретическое значение, поскольку имеет место определенное влияние на процедуру выбора гражданина, который будет действовать в качестве опекуна. Также определяется перечень его обязанностей гражданина, назначенного опекуном соответствующими инстанциями, по отношению к подопечному.

С учетом определенных акцентов, расставляемых учеными специалистами при рассмотрении вариантов назначения опеки, формируется правовая природа действующего института опеки, а также основные принципы законодательного регулирования образующихся правоотношений между людьми.

Если большинство ученых считают, что формирование личности подопечного посредством взаимоотношений с опекуном вторичны по сравнению с необходимостью обретения несовершеннолетним гражданином трудоспособности, то вопрос правового регулирования должен, прежде всего, решаться законодательством нашей страны.

Другие статьи:  Судебная практика тамбовской области

В отечественном праве понятие опеки над детьми имеет весьма продолжительную историю, связанную, прежде всего, с необходимостью обеспечения сиротам нормальной семейной жизни. Подобное действие со стороны государства по отношению к несовершеннолетним всегда расценивалось, как некое обеспечение суррогата нормальных семейных отношений и должного родительского попечения, которое должно быть оказано детям.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Статья 31 — Опека и попечительство:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. Таким образом, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.

Среди ученых — юристов стало традиционным отношение к институту опеки и попечительства как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: “Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права”. Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 2002. С. 46 Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства.

В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Обоснованной представляется точка зрения Н.М. Ершовой, которая определяет опеку и попечительство как “комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав” Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 2002. С. 32.

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных, как уже замечалось, и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы — органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ (ст. 31 — 40), который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. ст. 150 Семейного кодекса РФ). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36 — 38 ГК.

Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.

СК РФ определяет, во-первых, над кем устанавливаются опека или попечительство; во-вторых, — в каких целях. На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей. В качестве цели опеки и попечительства СК РФ устанавливает содержание, воспитание, образование, а также защиту прав и интересов ребенка.

Обеспечение содержание ребенка — обязательная предпосылка для его роста и развития. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится поэтому к главным обязанностям матери и отца. Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или попечителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами; с другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он также имеет право. Хотя СК не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования — одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого опекуном (попечителем). Отсутствие заботы опять-таки может быть восполнено с помощью опекуна или попечителя, которому предстоит защищать все права и интересы своего подопечного. ГК РФ обращает внимание на то обстоятельство, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на опекуна (попечителя) установленных законом прав и обязанностей.

Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

Опека устанавливается над малолетними, к которым относятся дети, не достигшие 14 лет. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего.

Другое дело — защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия. Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права как гражданина становятся реальностью.

По достижении малолетним подопечным 14 лет опека прекращается. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения. Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. Правда, в части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством, по общему правилу, не существует. Что же касается имущественных, жилищных прав подопечного, то их защита попечителем имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Относительная свобода, предоставленная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием: она может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку.

Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям; во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего; в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.

В подтверждение вышеизложенного можно привести мнение Е.А. Чефрановой: “Что касается опеки и попечительства, то это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц. Нормы, направленные на достижение этой основной цели опеки и попечительства, помещены в ГК РФ, тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели — обеспечение воспитания несовершеннолетних, составили предмет Семейного кодекса” Чефранова Е.А. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция. 2006. № 10. С. 31..

Таким образом, с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью.