Оформить иконостас

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Домашний иконостас: как расположить иконы, как сделать своими руками

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться наше сообщество в инстаграме Господи, Спаси и Сохрани †. Нас, единомышленников, больше 7000 и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы. Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня, наверное, нет такого дома, в котором не было хотя бы одной иконы или церковной свечки. Люди веря в Бога покупают в иконных лавках свечи, иконы, ходят на праздники молятся святят вербу и т.д. Но несмотря на такое вероисповедание, мало кто знает, как правильно это все хранить в доме. Для таких целей обязательно должен быть домашний православный иконостас.

В данной статье мы разберемся как его сделать, где разместить и как правильно в нем располагать иконы. Данная информация будет полезной для каждого верующего человека.

Традиции и современность

Даже в древние времена, когда за веру православных крестьян преследовали власти, они все равно обустраивали в доме почитаемое место для икон. Его еще в народе называют «красный угол». Как правило такой уголок имел месторасположение по диагонали от входной двери. Делалось это специально для того, чтобы входящий в дом мог сразу увидеть святые образа перекрестится перед ними и поклонится.

В доме к этому месту всегда относились по-особому.:

  • В нем всегда было чисто;
  • Там ставили цветы и украшали его как могли;
  • Кроме того, там же ставили церковные свечи и зажигали при необходимости лампадки.

С тех прошло уже достаточно много времени, но содержание в доме красного уголка практически не изменилось. В нем по-прежнему ставят святые образа. Его также украшают вышитыми рушниками и ставят как живые, так и искусственные цветы. Как уже упоминалось выше священные церковные свечи и лампадки также хранятся рядом с иконами. Также тут принято хранить священные масла.

А вот касательно святой воды, то тут уже на усмотрение хозяина. Она может стоять как рядом с иконами, так и в другом месте. Главное, чтобы ее пили для укрепления духа утром натощак, сразу после молитвы.

Очень важным моментом является лампада для домашнего иконостаса. Ее нужно зажигать во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам. Нив коем случае нельзя рядом с иконами ставить фотографии известных священников, старцев и праведников. С точки зрения священнослужителей, это неправильно. Так как фотография является отпечатком земной жизни человека.

Где и как устроить домашний иконостас

Стоит отметить, что в храме иконостас размещается во внутренней центральной части помещения. Он украшен позолотой, с помощью чего и создается особая атмосфера в храме. Делается это для того, чтобы выделить алтарь с остальным пространством в храме.

Церковь размещает алтарную часть в восточной стороне. Соответственно перед тем как расположить домашний иконостас, необходимо в доме выбрать угол именно в восточной стороне. Если по каким-то причинам в том угле вы не можете расположить иконы, тогда необходимо найти приближенный к нему угол.

На практике очень сложно придерживается именно такой традиции, поэтому она не является обязательной. Как правило место под иконостас выделяют в самой большой комнате. Самое главное условие, которое очень важно соблюсти это достаточное количество места перед «красным уголком». Там должно помещаться как минимум два молящихся человека.

Считается недопустимым, когда в комнате с таким уголком соседствует телевизор или компьютер. Также не рекомендуется рядом с ним размещать и другие электронные блага цивилизации.

Как сделать домашний иконостас своими руками

Перед тем, как сделать домашний иконостас в квартире или доме, рекомендуется сначала изучить рекомендации по его устройству, затем выбрать нужный угол в доме. И только после то рассматривать всевозможные варианты как сделать иконостас своими руками.

Конечно нельзя упомянуть о том, что современные мебельные магазины учитывая потребность клиентов, также предлагают хоть и небольшой, но достаточно неплохой выбор таких уголков. Но большинство семей хочет изготовить его индивидуальным и уникальным. Кстати, специальные навесные шкафчики для икон не обязательно должны быть угловыми. Все это зависит от места, которое вы выбрали.

Также есть вариант изготовления специального шкафчика на заказ. В таком случае будут учтены все особенности и пожелания. В таком варианте он может быть сложенным из нескольких цветов или иметь резьбу.

  • Для самостоятельного изготовления специального уголка для икон можно использовать абсолютно любые материалы.
  • Главное сначала сделать чертежи шкафчика, который вы хотите разместить с этой целью у себя дома.
  • И еще не забывайте о достаточном расстоянии между полками. Так как при горящей свечи они могут нагреваться и воспламенятся.
  • Что касается высоты размещения, то особой технологии и рекомендаций нет. Просто помните, что коны должны находится на уровне глаз, не выше и не ниже.
  • Если для икон вы сделали полочки, то разумно было бы поставить под ним столик. На нем можно будет зажигать и свечки, и лампадки.
  • Также на нем можно размещать святые писания, святую воду и т.д.

Иконы для домашнего иконостаса

Многие люди очень много внимания уделяют форме и виду святого уголка. Но на самом деле намного важней его формы — это правильное расположение икон. В этом вопросе уже традиции не обойти. Как правило традиционно иконостас состоит из двух икон. Это образ Спасителя и Божией Матери. Они обязательно должны быть в каждом доме.

Из всех видов образов Спасителя выбирают иконы с поясным изображением. Что касается икон Богородицы, то отдают предпочтение «Одигитрия», иконе «Умиление».

Если у верующих есть желание в доме разместить больше двух икон, то не обойтись изображения Святой Троицы и других известных святынь. Тут уже все зависит от личных пожеланий владельцев помещения.

Еще из древних времен особое место занимает образ Николая Чудотворца, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, пророк Илья и т.д. Нужно отметить, что очень хорошо, когда в доме присутствует икона Неопалимая Купина. Она оберегает дом от пожаров. Также рекомендуется обзавестись иконами с именами жильцов дома.

Как расположить иконы в домашнем иконостасе

Согласно древним традициям иконостас в доме должен иметь пять рядов. Согласно этого существует свой порядок икон. Все нюансы и правильную иерархию святых образов не компетентному человеку учесть достаточно сложно. Поэтому существует понятная схема домашнего иконостаса:

  • В самом верху над всеми иконами рекомендуется разместить православный крест,
  • В центре всего иконостаса принято ставить икону Спасителя. Над ним принято размещать образ Святой Троицы.
  • По правую сторону от Спасителя размещают икону Божьей Матери. По бокам от перечисленных икон или выше их можно размещать остальные образы святых.

Как правило все рекомендации по обустройству красного угла гласят о том, что он должен быть выдержан в едином стиле. Но теория это одно, а практика совершенно иное. Как показывает практика придерживаться единого стиля достаточно тяжело. Так как иногда нам иконы дарят, или зайдя в иконную лавку мы выберем нужный образ, а вот оформления такого как нам нужно нет.

В таких ситуациях не стоит отказываться от намеренной покупки. Ведь на самом деле обрамление образа большой роли не играет. Главное, не превращать домашний иконостас в предмет интерьера. Его обязательно нужно создавать только с верой в сердце.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео из которого Вы узнает о месте икон в доме:

Оформить иконостас

Липовой Александр

православный христианин
(новоначальный)
нет доступа
на форум

Тема: #33644
Сообщение: #1001939
30.09.04 21:13

******Как оформить домашний иконостас? Прошу ваших советов. Или подскажите, где можно посмотреть его фотографию.

Я конечно не спец в этих вопросах, но меня иконописец учил — оформление иконостаса должно быть не пышным и ярким, а спокойным, вроде простой рамочки для икон.
Что бы впереди было не золоченые украшения, а икона.

Я лично собираюсь делать себе иконостас (у меня уже 8 писаных икон 25*32 см.) из простых обрамлений, которые продаются в магазине строй материалов и пройдусь морилкой.
А верхний ряд у меня будут иконы — Богородица — Спас Нерукотворный — Ангел-хранитель
Над верхним рядом хочу поставить крест.
А нижние 2 ряда — иконы святых нашей семьи.

А в Храме наоборот — внизу иконы Спасителя и Богородицы, выше — двунадесятые праздники — выше апостолы — выше пророки.

Если я так поставлю себе — иконы Спасителя и Богородицы будут слишком низко, чего мне не очень нравится. Но может эти иконы я поставлю во второй ряд.

А главное, как говорил ап. Павел «только все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:40)
Благопристойно — на первом месте.

Боголюбов Матвей

православный христианин

Тема: #33644
Сообщение: #1001933
30.09.04 21:09

Однажды я узнал правило от одного священника: дома иметь такие иконы только, которым молишься. Вот этому правилу стараюсь следовать. Иконы, к которым ты знаешь тропарь, молитву и молитву эту читаешь. Иметь дома выставки икон, древних или вырезанных из календарика, но к которым мы не обращаемся даже с краткой молитвой, бессмысленно. Так что можете это взять за правило и держаться его.

28 декабря 2018 в 00:31С. Александра
Отец Илия Диаманти́дис Мироточивый Отец Илия Диаманти́дис Мироточивый Мы продолжаем публиковать главы из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший . читать далее »

27 декабря 2018 в 21:45Андрей Рыбак
Натуральные лекарства помогут на начальной стадии болезни Натуральные лекарства помогут на начальной стадии болезни 1. При пeрвых признаках простуды разрежьте большую свежую луковицу и вдыхайте пaры . читать далее »

26 декабря 2018 в 22:21Андрей Рыбак
Гельфанд Израиль Моисеевич Читает прот. Максим Колесник. Авторство приписывалось академику Израилю Гельфанду В апреле 2006 года в интернете появилось письмо под названием «Обращение ко всем . читать далее »

26 декабря 2018 в 14:43Андрей Рыбак
«Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце». «Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце». Святитель Николай Сербский (Велимирович) читать далее »

24 декабря 2018 в 22:35Владимир М.
Санта Клаус собственной персоной «Зри в корень!» Козьма Прутков Как-то 19 декабря, в день святителя Николая, мне довелось побывать в одном из храмов центральной России, где в конце службы батюшка . читать далее »

22 декабря 2018 в 12:24Андрей Рыбак
Афон. Старец Гавриил. Как научиться молитве? О невосполнимом ресурсе. Афон. Старец Гавриил. Как научиться молитве? О невосполнимом ресурсе. Старец Гавриил Афонский указывает нам на важнейшие . читать далее »

20 декабря 2018 в 18:54Андрей Рыбак
Противошоковый набор. Противошоковый набор. Предназначен для использования при травматическом болевом шоке. Tри ампулы набрать в один шприц и сделать укол внутримышечно или подкожно в не пораженную . читать далее »

Другие статьи:  Какое условие в трудовой договор требует включить минтруд россии

20 декабря 2018 в 13:27Садовников Андрей
Зима! Никола Зимний! День Святителя Николая Чудотворца! (Вохма 2018) 19 декабря Сретенский Храм читать далее »

19 декабря 2018 в 16:31Андрей Бузик
Для профессиональных и начинающих фотографов, которые специализируются на панорамной съемке, нет лучшей возможности заявить о себе, чем конкурс The EPSON International Pano Awards. Уже в девятый раз . читать далее »

17 декабря 2018 в 11:30Андрей Рыбак
папа и патриарх Иеродиакон Иоанн (Курмояров). Основная ошибка Католицизма — юридическая теория искупления Сегодня для довольно большого количества людей, интересующихся историей христианской Церкви, . читать далее »

Чемпионат Уральского Федерального Округа по сноукайтингу. Коматек приглашает гостей. Соревнования пройдут 18-21 января 2019 года на территории Губернского яхт-клуба Коматек . Приглашаем . читать далее »

Современные технологии приходят в подводную археологию. Веками корабли шли ко дну по вине штормов, айсбергов, войн, пиратов, коварных скал и мелей. На дне морском по всему миру по приблизительным . читать далее »

27 декабря 2018 в 23:20Андрей Рыбак
Будьте, как дети! Мультфильм Простоквашино на церковнославянском читать далее »

27 декабря 2018 в 14:48Андрей Бузик
Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей Акафист святому преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу Составитель: Александр Кононов Одобрен: решение Св. Синода 26 июня 1895 года . читать далее »

26 декабря 2018 в 19:13Андрей Рыбак
Земля Кеты. Земля Кеты. Фильм читать далее »

25 декабря 2018 в 20:30Андрей Рыбак
Красивый слоеный салат «Рождественский венок» Очень красивый слоеный новогодний салат «Рождественский венок» для вашего праздничного стола. Продукты Куриное филе (отварное) — 200 г Сыр твердый — . читать далее »

24 декабря 2018 в 19:12С. Александра
Святой Паисий Святогорец с паломниками из Украины «Нужно, чтобы были пост и молитва. Будет пост и молитва, и храм останется за тобой. » О борьбе с захватами храмов и пророческих словах Паисия . читать далее »

22 декабря 2018 в 01:13Минасян Розанна
Здравствуйте добрые и не равнодушные к чужому горю люди!! Я мама замечательной девочки Дианы. Моя дочь похожа на маленькую принцессу — она очень добрая и ласковая девочка. У Дианы редкая генетическое . читать далее »

20 декабря 2018 в 18:39Андрей Рыбак
Беседы прп Исаака Сирина о сокровенной молитве. Преподобный Исаак Сирин. «О божественных тайнах и о духовной жизни» Беседы мар Исаака о сокровенной молитве. читает Олег Шкловский. читать далее »

20 декабря 2018 в 12:51Андрей Рыбак
Икона Спиридону Тримифунтскому Как молиться Спиридону Тримифунтскому? Память 25 декабря Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому первая О Великий и пречудный святителю Христов и чудотворче . читать далее »

18 декабря 2018 в 16:27Андрей Рыбак
ДЕТСКИЕ СЛЕЗЫ. Святитель Николай Чудотворец Мирликийский Дело было в Киеве — при немецкой оккупации. В одной семье — умирает мать. Остаются трое детей, мал мала меньше, а отец — на фронте. Дети . читать далее »

15 декабря 2018 в 15:18Андрей Рыбак
Сергий Алиев Сергий Алиев: Почему я всегда рад гостям читать далее »

Гоночная школа SportFlot приглашает будущих капитанов. 30 января стартует авторская программа Юрия Шувалова, которая проводится только раз в год. Программа состоит из пяти лекций и практической . читать далее »

Сегодня в Кусе (Челябинская область) на ГК «Евразия» мужчины провели свою заключительную в уходящем году гонку Кубка России — в специальном слаломе. На старт вышли 73 горнолыжника. Лучшим по итогам . читать далее »

27 декабря 2018 в 22:12Андрей Рыбак
Наталья Поклонская. Наталья Поклонская. Интервью читать далее »

27 декабря 2018 в 14:41Андрей Бузик
15 декабря по старому стилю / 28 декабря по новому стилю пятница Седмица 31-я по Пятидесятнице. Глас 5. Рождественский пост. Пища с растительным маслом Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии . читать далее »

26 декабря 2018 в 15:50Андрей Бузик
Художественный фильм «Угрюм-река» снял на Свердловской киностудии режиссер Ярополк Лапшин в 1968 году. Состоящую из четырех серий картину выпустили на советском телевидении. В основу сюжета лег . читать далее »

24 декабря 2018 в 23:24Андрей Рыбак
Варфоломей и Порошенко Спецпроект «Раскол». Документальный фильм Аркадия Мамонтова В Киеве 15 декабря прошел так называемый «объединительный собор» — а по сути Госдеп, Варфоломей и Порошенко созвали . читать далее »

24 декабря 2018 в 18:10Сергей Г.Р.
Рюриково Городище находилось на месте города Кострома. Кремль в Костроме Добрый день Давно собираю информацию о родном крае, часть уже опубликовал на странице Кострома столица древней Руси Часть . читать далее »

21 декабря 2018 в 00:50Андрей Рыбак
Поисковая машина Яндекс скончалась. Похоже на то, что поисковая машина Яндекс скончалась. Как бы это не было прискорбно, но следует констатировать то что российская разработка поисковой машины . читать далее »

20 декабря 2018 в 18:30Андрей Рыбак
Истинное смирение всегда незаметно, поэтому его трудно найти Ученик однажды спросил Старца: «Как мне научиться разбираться в людях, — кому мне доверять и кого опасаться?» — «Скажу тебе вначале, кого . читать далее »

19 декабря 2018 в 18:56Андрей Рыбак
Высказывания иеромонах Симона (Симеона Афонского) Высказывания иеромонах Симона (Симеона Афонского) Рассеянный ум — не молитва; Беспорядочные мысли — не созерцание; Необузданная радость — не . читать далее »

17 декабря 2018 в 11:38Андрей Рыбак
Как защитят российский интернет в случае кибервойны Как защитят российский интернет в случае кибервойны В Госдуму внесен законопроект, предполагающий создание инфраструктуры, способной защитить . читать далее »

15 декабря 2018 в 13:42Владимир Лучит
*** Единый Бог – твердыня наша, Долиной скорбной поводырь. Что ж без Него душа? – пустырь Иль опрокинутая испитая чаша! Господь единый – наша стража, Наш вождь в Обетованный мир; С Ним не опасны ров . читать далее »

14-я Московская Международная Акваконвенция AFT 2018. 31 октября — 1 ноября на севере столицы состоялась уже четырнадцатая по счету Московская международная аквафитнесконвенция AFT-2018. Это . читать далее »

Андрей Карр — один из тех людей, кто украшает сообщество русских сёрферов. Бейсджампер, пилот и охотник за адреналином, в сёрфинге он выбрал самое опасное направление — бигвейв. Третью зиму подряд он . читать далее »

Как устроить домашний иконостас

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» ( Мф. 21:13 ) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ( Быт. 2:8 ).

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ( Вар. 4:36 ).

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ( Иез. 11:1 ).

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Другие статьи:  Материнский капитал суммы по регионам

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его ( 1Пар. 16:29 ) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Другие статьи:  Кредит погашен страховка возвращается

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! ( Ис. 6:3 ) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ( Лев. 20:26 )

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6 ).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.