Налоги в российской федерации учебное пособие колчин сп

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Рассматриваются вопросы ведения налогового учета, формирования регистров налогового учета, а также варианты формирования учетной политики для целей налогообложения. Комментируется состав доходов и расходов, признаваемых и не признаваемых для целей налогообложения прибыли. Определены условия и порядок признания доходов и расходов, их классификация при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Даны вопросы для самопроверки и контрольные тесты. Материалы подготовлены с учетом требований Налогового кодекса РФ. Учтены изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 1 января 2009 года. Пособие предназначено для бухгалтеров, аудиторов, экономистов, работников налоговых инспекций, руководителей организаций, студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, аспирантов, преподавателей, а также широкого круга читателей.

Налоги в российской федерации учебное пособие колчин сп

  • .
  • 65 Экономика. Экономические науки
  • 65.2-4 Специальные и отраслевые экономики
  • 65.26 Финансы. Денежное обращение. Кредит

Налоги и таможенные платежи. Учебное пособие

Библиографическая запись

Издательство: Вузовское образование

Автор: Заббарова О.А.

Год издания: 2018

Автор: Колчин С.П.

Год издания: 2017

Автор: Назарова А.В.

Год издания: 2017

Автор: Черник Д.Г., Кирова Е.А., Захарова А.В., Сенков В.А., Шмелёв Ю.Д., Черник И.Д., Типалина М.В.

Год издания: 2017

Автор: Волкова Г.А., Поляк Г.Б., Крамаренко Л.А., Косов М.Е., Коваль Л.С., Суглобов А.Е., Барикаев Е.Н., Малолетко А.Н.

Год издания: 2017

Автор: Оканова Т.Н., Косов М.Е.

Год издания: 2017

С этой книгой также читают

Издательство: Российский государственный университет правосудия

Год издания: 2012

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Козинцева С.В., Сусин М.Н.

Год издания: 2012

Издательство: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа

Автор: Славнова Т.П.

Год издания: 2012

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: sale@iprmedia.ru, adm@iprmedia.ru

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Тел./факс: 8 (8452) 24-77-97, 24-77-96

Мы в социальных сетях:

Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

доб. 206, 213, 144, 145

Установите баннер на ваш сайт:

Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

Для установки одного из баннеров ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

Налоги в российской федерации учебное пособие колчин сп

Развитие налоговой системы и налогообложения в целом было актуально во все времена. В любой период развития налогообложения важным было формирование эффективной налоговой системы, которая бы отвечала основным требованиям и разумно сочетала в себе не только интересы государства, но и интересы налогоплательщиков. В последнее время особую важность приобретают современные механизмы налогообложения в России. Так как информационные технологии все больше проникают во все сферы жизни общества. Для россиян уже давно привычны оплата услуг через Интернет, on-line общение и многое другое. IT – технологии не обошли и такую сферу, как налоги. Специальные подразделения ФНС РФ предоставляют возможность налогоплательщикам использовать разнообразные сервисы для упрощения налоговых взаимоотношений. В первую очередь современные технологии и сервисы затронули налогоплательщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как они наиболее заинтересованы в оптимизации работы. Самое важное значение имеют проекты по электронному документообороту счетов–фактур и предоставлению налоговой отчетности, пилотные варианты по которым были запущены еще в 2009 году. Но налогообложение физических лиц, также не осталось без внимания. В современных условиях механизм имущественного налогообложения по-прежнему является составной частью налоговой системы Российской Федерации. Налоги на имущество как часть налоговой системы страны возникли в результате налоговой реформы 90-х годов прошлого века. Введение имущественных налогов было ориентировано на развитие, в те времена, рыночной экономики в стране, в которой возникновение имущественных отношений было новшеством для российской налоговой системы по своему содержанию. На момент возникновения имущественных налогов в России для других государств имущественные налоги были уже давно устоявшимися и традиционными. В ходе своего существования налоги на имущество претерпели большое количество изменений, которые происходит и в настоящее время. В налоговой системе России имущественным налогам отводится значимая роль, так как они охватывают всех собственников имущества без исключения и тем самым выступают в качестве важного источника формирования доходной части бюджетов всех уровней нашей страны и в том числе различных муниципальных образований. Проведение анализа сложившейся системы имущественных налогов в России, а также международного опыта взимания налогов на имущество должно послужить для формирования эффективной системы имущественного налогообложения. Таким образом, все вышеперечисленные аргументы повествуют об актуальности исследования системы имущественного налогообложения как составной части налоговой системы Российской Федерации, а также о необходимости поиска новых путей совершенствования имущественного налогообложения в стране. Цель дипломной работы – изучить особенности имущественного налогообложения физических лиц, провести анализ действующего порядка налогообложения и разработать пути по совершенствованию имущественного налогообложения в России. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: — Изучить историю развития и функции налогов и налоговой системы Российской Федерации; — изучить историю развития имущественных налогов; — изучить сущность налогообложения имущества физических лиц; — выявить место имущественных налогов в налоговой системе Российской Федерации; — выявить значение и рассмотреть основные характеристики элементов налога на имущество физических лиц; — выявить особенности действующего порядка исчисления налогов на имущество физических лиц; — определить проблемы налогообложения имущества физических лиц в России; — наметить пути оптимизации имущественных налогов в Российской Федерации. Объектом исследования выступает действующая система налогообложения Российской Федерации, а предметом – имущественные налоги физических лиц, как составляющая налоговой системы. Вопросы теории налогов и налогообложения, совершенствования налогового механизма отражены в трудах таких ученых как С.В. Барулин, А.В. Брызгалин, Л.А. Дробозина, Л.П. Павлова, С.Г.Пепеляев, Д.К. Черник, Т.Ф.Юткина и др. В настоящее время вопросы оценки, учета и регулирования процессов налогообложения имущества поднимаются в той или иной степени в работах таких ученых как В.Б. Балкизов, М.Ю. Березин, А.Г. Гаджиев, А.Г.Грязнова, Б.В.Гусев, А.З. Дадашев, В.Р. Захарьин, Н.В. Калинина, Н.И. Малис, В.В. Остапенко А.В. Сорокин, А.В.Ульянин и
других ученых и практиков. Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе представлены

Процесс всестороннего изучения имущественного налогообложения физических лиц показал, что значимость имущественных налогов во все времена была на высоком уровне как одного из основных источников пополнения бюджета. Имущество является самым стабильным объектом для налогообложения по причине его постоянного нахождения на одном месте. В ходе анализа имущественного налогообложения физических лиц были выявлены следующие проблемы: — проведенная кадастровая оценка земель еще не закончена, фактически отсутствует рынок земли, проблемы администрирования данного налога, связанные с большими временными, трудовыми, финансовыми затратами, наличие значительного числа земельных участков, которые не имеют границ, т.е. не определены и не имеют правообладателя, речь идет о земельных участках, не прошедших государственную регистрацию, вследствие чего данные участки не подлежат налогообложению; — многие объекты имущества на территории Российской Федерации не прошли инвентаризационный учет, инвентарная стоимость имущества физических лиц, которая является налоговой базой данного налога, не отражает реальной цены облагаемого имущества ввиду того, что используемая в настоящее время органами технической инвентаризации методика расчета инвентаризационной стоимости имущества необъективна, устарела и содержит массу противоречий. Одним из методов решения существующих проблем налогообложения недвижимого имущества физических лиц является введение главы 32 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на имущество физических лиц», консолидирующего в себе земельный налог и налог на имущество. Основными принципами увеличения эффективности налогообложения имущества физических лиц, призванными способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований, повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах должны стать: простота системы налогообложения недвижимости, зависимость размера налога на недвижимость от качества и местоположения земельного участка и объекта недвижимости, справедливость распределения налогового бремени, незначительное повышение налогового бремени в части жилой недвижимости, разумность и понятность системы налоговых льгот и стимулов, определение налоговой базы по рыночной стоимости имущества, применение необлагаемых налоговых минимумов.

Налоги в российской федерации учебное пособие колчин сп

Взимание налогов – это одно из главных условий существования страны, развития общества на пути к социальному и экономическому процветанию. Налоги возникли с разделением общества на классы и происхождением государственности, как взносы людей, которые необходимы для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно правительство не могло подняться без налогов, так как для исполнения собственных функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма валютных средств, которые могут быть собраны лишь с помощью налогов. Налоги — главный источник доходов бюджетной системы, в том числе бюджеты всех 3-х уровней: местные, субъектов Федерации федеральный. Актуальность темы в том, что налоговые финансы — главная часть доходов страны, при этом возрастает часть, которая приходится на налоги с физических лиц. В курсовой работе приведена характеристика имущественных налогов, которые взимаются с физических лиц. Рассмотрены налоги создающие бюджет Российской Федерации. Произведен анализ и оценка современного состояния российской системы налогообложения недвижимого имущества физических лиц.[1] Цель курсовой работы – это определение и характеристика имущественных налогов, которые взимаются с физических лиц. Для достижения представленной цели нужно исполнить следующие задачи: — изучить теоретические основы налогообложения недвижимого имущества физических лиц, — провести анализ и оценка современного состояния российской системы налогообложения недвижимого имущества физических лиц, — выявить проблемы действующей системы налогообложения недвижимого имущества физических лиц, — определить экономические и организационные подходы к внедрению налога на недвижимость в Российской Федерации. Объект изучения — имущественные налоги, которые взимаются с физически лиц. Предмет изучения – конкретные составляющие данные налогов.

При рассмотрении основных положений по налогообложению имущества с физических лиц и их проблемы, можно сделать несколько выводов. Налог на имущество физических лиц – местный налог, поэтому он играет важную роль в местном бюджете государства. Таким образом, перспективы налоговой системы определяются путем поиска объектов недвижимости, при налогообложении которого происходит соблюдение фискальных приоритетов государства, и при этом не ущемляло бы интересы налогоплательщиков. Особенность налогообложения на имущество с физических лиц прежде всего заключается в том, что имущество служит одним из правдивых показателей финансовой состоятельности налогоплательщика. Учитывая не разрешенную необходимость создания приемлемой для условий эффективной системы имущественного налогообложения нашей страны, стоит отметить, что главным звеном является недвижимость. Таким образом, проводимые мероприятия на сегодняшнее время и запланированные на ближайшее будущее, приобретают особую актуальность и практическую значимость. Также следует отметить, что по результатам законодательной практики в НК РФ, еще не один раз будут вноситься изменения, которые затрагивают систему организации взимание местных налогов в нашем государстве. Решение таких теоретических и методологических проблем налогообложения имущества с физических лиц могут стать основой для разработки перспектив для будущего совершенствования системы налогообложения имущества в России. Обложение недвижимого налога на имущество реализуется на местном и региональном уровнях. По данным закона Российской Федерации « О налогах на имущество физических лиц»: . Налог устанавливается в рамках местного налога, который формирует доходную часть местного бюджета. Таким образом, он будет базироваться на нормативно- правовых актах местных органов власти, при этом самостоятельно органами местного самоуправления будут на самостоятельной основе определяться налоговые ставки, налоговые льготы и элементы налога; . Налогоплательщиками налога на имущество являются физические лица, у которых в собственности находятся недвижимые объекты налогообложения; . Налоговый период для исчисления налога на имущество признается календарный год; . Сумма налога исчисляется по истечению периода налогообложения; . Определена норма налога, с помощью которой местный орган власти вправе предусмотреть уплату налога в течении двух авансовых платежей; . Сумма налога исчисляется по месту нахождения объекта налогообложения; . Перечень льготных категорий по налогу на имущество физических лиц сократился. В настоящее время вопрос о введении налога на недвижимость с физических лиц состоялся и вступил в силу с января 2015 года. Как будет дальнейшее функционирование данного налога, покажет время, так как только с 2016 года они станут взиматься. Только на практике можно увидеть функционирование налога на недвижимость с физических лиц, так что вопрос об данной налоге остается до конца не изученным и открытым.

Московский государственный университет печати

Спиридонов А.А, Спиридонов П.А, Никольская Ю.П.

Налоги и налогообложение: Учебное пособие

для студентов Факультета экономики и менеджмента, обучающихся по специальности 80109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Налоги были и остаются одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. В современных условиях, когда многие государства в той или иной степени пострадали от экономического кризиса, законодатели всего мира предпринимают меры, направленные на защиту экономики, в частности путем коррекции налогового законодательства. Налоги являются важным рычагом экономического регулирования экономики, но реально использовать налоги через присущие им функции возможно только тогда, когда в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная как на понимании экономической необходимости существования налоговой системы, так и законодательно установленных правил взимания конкретных налогов. Знание налогового законодательства, налоговая грамотность, умение применять законные методы налоговой оптимизации является одним из условий выхода отдельных хозяйствующих субъектов и государства в целом из кризиса. Знание налогового законодательства необходимо не только экономистам и хозяйственным руководителям, оно необходимо и гражданам России вне зависимости от профессии, пола и места жительства. Граждане должны знать свои права и обязанности как налогоплательщика, тогда как незнание налогового законодательства приводит к тому, что многие граждане не умеют оформлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц и получать налоговые вычеты, связанные с оплатой обучения, медицинских услуг, приобретением и продажей имущества.

Рыночные преобразования в России привели к необходимости создания принципиально новой системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также налоговой системы, отвечающих требованиям рыночной экономики. За короткое время отечественная налоговая система прошла сложный путь от законов, регламентирующих особенности взимания отдельного налога, до Налогового кодекса РФ, который постоянно совершенствуется. Знания в области налогообложения необходимы бухгалтерам и экономистам для выполнения своих профессиональных обязанностей на надлежащем уровне.

Цель настоящего учебного пособия — оказание помощи в углублении и систематизации знаний в области налогообложения.

Предлагаемое студентам учебное пособие составлено в соответствии с требованиями стандарта. В нем представлены теоретические аспекты налогообложения, а также представлена налоговая система РФ по состоянию на 1 марта 2010 года.

© Центр дистанционного образования МГУП

Раздел 1. Понятие налогов, взимаемых с физических лиц.

Общая характеристика налогов с физических лиц, их место и роль в налоговой системе России. (2 часа).

Характеристика налогов, взимаемых с физических лиц.

Место налогов, взимаемых с физических лиц в налоговой системе

Роль налогов с физических лиц в налогообложении.

Задание для самостоятельной работы студентов.

Рассмотреть общую характеристику налогов с физических лиц, взяв за основу различные публикации в отношении налогового законодательства. Подготовьте рефераты по выбранной теме, в которых следует отразить

вопросы налогообложения физических лиц. Сделайте выводы на основе проведенного анализа и обоснуйте их убедительными аргументами о месте и роли налогов с физических лиц в налоговой системе России.

Бюджетный кодекс РФ.- Новосибирск. Сиб. Унив. Изд-во, 2005.-

2Гражданский кодекс РФ: Часть первая (по состоянию на 15 марта г.).- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2005.-с.196.

Кодекс РФ об Административных Правонарушениях по состоянию на 1 марта 2005г.-Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2005.-с.378

Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 20 октября 2006 г. (вкл. изм., вступающие в силу с 1 января 2007 г.).- Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2006.-762 с- (Кодексы и законы России)

Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 — 2010 годах от 9 марта 2007 года Спра- вочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Другие статьи:  Сам себе адвокат приватизация

Закон от 7 декабря 1991 года №1998″О подоходном налоге с физических лиц» принят Верховным Советом РСФСР Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Федеральный закон от 30.12.2006 №269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами»

Абрамова Э.В. Изменения в налогообложении с 2005 года / Э.В Абрамова //Все о налогах — 2004 — №11//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Абрамова Э.В. Уплата налога//Все о налогах- 2006 — №1/ Э.В Абрамова //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Амосов А. Делиться по справедливости / А Амосов //Наше право- 2007-№2-с.5

Борзунова О. А. Правовые вопросы совершенствования налоговой системы/ О.А. Борзунова //Финансы — 2005 — №17 — с.33

Волков А.И. Некоторые проблемы определения объекта налогооб- ложения//Все о налогах — 2005 — №1 / А.И Волков //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Данилькевич Л.И. Налоговый контроль и санкции за налоговые на рушения: французский опыт/ Л.И Данилькевич //Финансы — 2004 -№10 — с.32

Ильин А. Е. Налоговый механизм государственного регулирования доходов / А. Е Ильин //Финансы — 2005 — №3 — с. 16

Илюшечкин А., Налог на доходы физических лиц/ А Илюшечкин., А Кононова // Учет. Налоги. Право — 2006 — №3//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Колчин СП. Налогообложение «Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002 (Рекомендовано Институтом профессиональных бух галтеров России в качестве учебного пособия для подготовки профессиональных бухгалтеров) / С.П. Колчин //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Исторический аспект и зарубежный опыт налогообложения

физических лиц.(2 часа).

Исторический опыт налогообложения физических лиц.

Зарубежный опыт налогообложения, в том числе

Задание для самостоятельной работы студентов.

Используя отечественные и зарубежные публикации, самостоятельно подберите литературные источники, отражающие взгляды их авторов на исторический аспект и зарубежный опыт налогообложения фи-зических лиц.

Сопоставьте различные точки зрения авторов на возможность применения зарубежного опыта в налогообложении физических лиц в России.

1.Бюджетный кодекс РФ.- Новосибирск. Сиб. Унив. Изд-во, 2005.-

2Гражданский кодекс РФ: Часть первая (по состоянию на 15 марта г.).- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2005.-с.196.

Кодекс РФ об Административных Правонарушениях по состоянию на 1 марта 2005г.-Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2005.-с.378

Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 20 октября 2006 г. (вкл. изм., вступающие в силу с 1 января 2007 г.).- Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2006.-762 с- (Кодексы и законы России)

5.Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 — 2010 годах от 9 марта 2007 года Спра- вочно-правовая система «Консультант-Плюс»

6.Закон от 7 декабря 1991 года №1998″О подоходном налоге с физических лиц» принят Верховным Советом РСФСР Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Федеральный закон от 30.12.2006 №269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Абрамова Э.В. Изменения в налогообложении с 2005 года/ Э.В. Абрамова /Все о налогах — 2004 — №11//Справочно-правовая система «Кон-сультант-Плюс»

Абрамова Э.В. Уплата налога/ Э.В Абрамова /Все о налогах- 2006 — №1//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Амосов А. Делиться по справедливости/ А Амосов. /Наше право- 2007-№2-с.5

Борзунова О. А. Правовые вопросы совершенствования налоговой системы/ О.А. Борзунова /Финансы — 2005 — №17 — с.33

Волков А.И. Некоторые проблемы определения объекта налогообложения/ А.И. Волков /Все о налогах — 2005 — №1 //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Данилькевич Л.И. Налоговый контроль и санкции за налоговые на рушения: французский опыт/ Данилькевич Л.И /Финансы — 2004 -№10 — с.32

Ильин А. Е. Налоговый механизм государственного регулирования доходов/ А. Е Ильин /Финансы — 2005 — №3 — с. 16

Илюшечкин А. Налог на доходы физических лиц/ А Илюшечкин., А Кононова / Учет. Налоги. Право — 2006 — №3//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Колчин С.П. Налогообложение «Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002 (Рекомендовано Институтом профессиональных бух-галтеров России в качестве учебного пособия для подготовки профессиональных бухгалтеров)/ С.П. Колчин /Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Малыхин В.И. Две основные задачи налогообложения/Налоги и налогообложение — 2006- №7/ В.И Малыхин /Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» Малыхин В.И

Медведева О.В. О налоге на доходы физических лиц/ О.В Медведева /Финансы -2003-№8 — с.34

Пансков В. Г.Налоги и налогообложение в Российской Федерации «Книги Издательского Дома «МЦФЭР», 2002/ В. Г Пансков /Справочно- правовая система Консультант-Плюс»

Поляк Г.Б. Бюджетная система России/Учебник для вузов/ М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.-540с.

Рабинович A.M. У физических лиц своя специфика//Учет. Налоги. Право — 2004 — №9/ Рабинович A.M./Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»

Черник Д.Г. /Учебное пособие -5-е издание/ М.: Финансы и статистика , 2001-656 с.

Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение

1 Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение Учебное пособие 3-е издание, переработанное и дополненное СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, с. 1

2 Введение Преподавание дисциплины «Налоги и налогообложение» построено на основе базовой подготовки экономистов в области теории и практики налогообложения. Конечная цель изучения данной дисциплины формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков, необходимых при исчислении и уплате федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов. Задачи изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» состоят в реализации требований, установленных Государственным стандартом высшего профессионального образования к подготовке специалистов по вопросам налогов и налогообложения. Предлагаемое студентам и слушателям курсов подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями стандарта к учебно-методическим изданиям. В нем собраны федеральные законы, затрагивающие налогообложение и налоговый контроль, по состоянию на 1 января 2010 г. Книга содержит информацию о федеральных налогах России, об изменениях в Налоговом кодексе РФ, а также о региональных, местных налогах и специальных налоговых режимах. В учебном пособии приведены сведения о неналоговых платежах, которые наряду с налогами и сборами формируют бюджеты РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Особенность настоящего издания заключается в том, что оно является универсальным пособием как для студентов высших учебных заведений финансовоэкономического профиля, ознакомленных с основами налогообложения в ходе освоения дисциплин «Экономическая теория» и «Финансы», так и для слушателей курсов, претендующих на аттестат профессионального бухгалтера или аудитора. В пособии использовано значительное количество федеральных и региональных законов, нормативных актов представительных органов муниципальных образований, приказов Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ. Перечень использованных кодексов, законов и других нормативных правовых актов приведен в конце книги. Мы стремились сохранить стилистику нормативных актов, так как тесты и вопросы к письменно-устным экзаменам для претендентов на аттестат профессионального бухгалтера или аудитора составлены на основе кодексов и федеральных законов. Автор выражает особую благодарность профессорам А. З. Дадашеву, С. П. Колчину и Л. П. Павловой за ценные советы и критические замечания при подготовке учебного пособия. 2

3 Часть 1. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации 1. Основы налогообложения Экономическая сущность налогов «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства», констатировал Карл Маркс. В процессе развития государство требует все больше денежных средств в казну для выполнения своих функций и обязательств перед обществом. Налогообложение дает возможность принудительно изымать часть национального дохода для образования государственных фондов денежных средств. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налог собирают в бюджет на основе: 1) обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения; 2) индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика; 3) безвозмездности уплачиваемых сумм; 4) отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу. Посредством налогов совокупный продукт общества распределяется между реальными производителями и государством, перераспределяется валовой внутренний продукт. Цель указанного перераспределения формирование доходной части бюджета государства. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени. Налогообложение страны должно строиться на таких принципах, как: принцип публичности (введение налогов открыто и гласно); принцип приоритетности государственных интересов (получение государством налогового дохода для последующего финансирования общественно необходимых затрат); принцип законности; 3

4 принцип нейтральности (правовое равенство налогоплательщиков); принцип защищенности налогоплательщика (система защиты законных интересов налогоплательщика в налоговом законодательстве); принцип экономического равенства налогоплательщиков (для субъектов с одинаковым экономическим потенциалом и организационно-правовым статусом устанавливают одинаковые налоги); принцип соразмерности налогового бремени (налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными); принцип единства налогообложения (недопустимо установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ); принцип налогового федерализма (определение компетенции в налогообложении на федеральном, региональном и местном уровнях управления). Функции налогов и сборов Фискальная функция означает использование части налоговых поступлений на содержание государственного аппарата управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, обслуживание государственного долга, осуществление природоохранных мероприятий. Распределительная функция выражается в перераспределении налогов, аккумулированных в бюджете, на осуществление расходов государства, решение задач по развитию народного хозяйства. Регулирующая функция проявляется в изменении ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, создании условий для оптимального развития предпринимательства в РФ, регулировании внешнеэкономической деятельности. Стимулирование налогоплательщиков проявляется во введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок, которые применяются государством при проведении налоговой политики. Налоговая политика Налоговая политика это комплекс мероприятий в области налогов, направленный на достижение государственных целей. Она является частью финансовой политики государства. Главная цель налоговой политики состоит из двух частей: 1) формирование доходной части бюджетов всех уровней; 2) стимулирование развития экономического потенциала страны. Проявлениями налоговой политики служат налоговые льготы, объекты и ставки налогов. ПРИМЕР В числе главных задач налоговой политики России повышение собираемости основных налогов. Федеральная налоговая служба России один из основных государственных органов, занятых решением указанной задачи. С 2008 г. полномочия главного администратора доходов не только федерального, но и 4

5 региональных и местных бюджетов возлагаются на налоговую службу. В результате к 2010 г. планируется снизить задолженность по налогам и сборам на 23,2 %. Задача, которую ставит перед собой Министерство финансов РФ, обеспечить экономически обоснованную налоговую нагрузку путем ее перераспределения между видами налогов и между налогоплательщиками. Налоговую нагрузку, которую сегодня несут добросовестные налогоплательщики, планируется распределить между всеми плательщиками. Больше внимания будет уделено отраслям с низкой нагрузкой. Классификация налогов В мировой практике по признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или других объектов налогообложения. В свою очередь, прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были земельный и подомовой. К реальным налогам относятся промысловый налог и налог на ценные бумаги. Личные налоги в практике налогообложения представлены такими видами, как подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарения, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала. Косвенные налоги это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость. Еще одним видом классификации налогов является их деление на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные (целевые) налоги (взносы) имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования). По уровням бюджетной системы в России различают федеральные, региональные и местные налоги. В ст НК РФ приведена следующая классификация налогов (с 1 января 2005 г.). К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость (НДС); 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ); 5

6 4) единый социальный налог (утратил силу с 1 января 2010 г.); 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); 7) утратил силу с 1 января 2006 г.; 8) водный налог; 9) сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН); 2) упрощенная система налогообложения (УСН); 3) система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Существуют также неналоговые платежи. Их уплата в бюджет контролируется наряду с Федеральной налоговой службой Министерства финансов РФ (ФНС) другими федеральными службами. С 1 января 2010 г. утратила силу гл. 24 НК РФ. Все отношения по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, ФСС России, Фонд медицинского страхования РФ и его территориальные отделения будут регулироваться Федеральным законом от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ. Кроме того, из Налогового кодекса будут исключены все упоминания о ЕСН и внебюджетных фондах. К платежам, контролируемым Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров, работ, услуг через таможенную границу. Платежи, контролируемые Федеральным агентством по недропользованию, включают платежи за пользование недрами. 6

7 К платежам, контролируемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата за негативное воздействие на окружающую среду. Платежи, контролируемые Федеральным агентством лесного хозяйства, включают плату за использование лесов. Государственным органом, контролирующим плату за пользование водными объектами, является Федеральное агентство водных ресурсов. Налоговое законодательство Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ: 1) виды налогов и сборов; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований. Законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования. 7

8 Федеральные законы, акты законодательства субъектов РФ и акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, отягчающие ответственность за нарушение законодательства, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Положения, предусмотренные Налоговым кодексом, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. В отношении нормативных правовых актов, которые регулируют порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, применяются положения, установленные Таможенным кодексом РФ. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока. Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, следующих подряд. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. Квартал считается равным 3 месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующий месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, нежели 8

Другие статьи:  Ганин андрей адвокат

9 предусмотренные НК РФ и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. Элементы налогообложения Совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: 1) объект налогообложения; 2) налоговая база; 3) налоговая ставка; 4) налоговый период; 5) порядок исчисления налога; 6) порядок и сроки уплаты. Факультативным элементом налогообложения является льгота. 1. Объект налогообложения реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. 2. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. 3. Налоговая ставка величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки делятся на твердые и процентные (пропорциональные, прогрессивные и регрессивные). 4. Налоговый период календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. 5. Порядок исчисления налога установлен НК РФ. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. 6. Порядок уплаты налогов определен НК РФ. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме разовым перечислением всей суммы налога либо в ином порядке. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. 9

10 Сроки уплаты налогов устанавливаются НК РФ. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. Налоговые льготы могут предусматриваться в необходимых случаях в акте законодательства о налогах или сборах при установлении налога или сбора. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Эволюция налоговой системы РФ Становление налогообложения в России с периода существования Древней Руси до момента распада СССР подробно описано во многих учебниках, выпущенных в последние годы. Создание и организация налоговой системы связаны с возникновением и развитием государства. Изменения в истории Российского государства оказывали влияние на формирование налоговой системы. Эпоха перестройки в СССР и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х гг. была предпринята серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране. В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между Президентом СССР М. Горбачевым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельциным на территории России введен особый «суверенный» режим налогообложения. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР О налогах с предприятий, объединений и организаций». Согласно этому закону для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде определенных налоговых льгот и снижения налоговых ставок. Данное положение стимулировало процесс «переподчинения» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет. Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость»; Закон РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц»; Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций»; 10

11 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В декабре 1991 г. налоговая система России в основном была сформирована. В данном учебном пособии преимущественно показаны изменения в налоговой системе Российской Федерации с 1991 г. Главная государственная налоговая инспекция в составе Министерства финансов СССР была образована в 1990 г. Государственная налоговая служба России учреждена в 1991 г. как независимый от Министерства финансов РФ орган исполнительной власти. Закон РФ от 27 декабря 1991 г «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее Закон РФ «Об основах налоговой системы») установил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, определил права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Закон также закрепил общие правила установления новых налогов. ПРИМЕР До вступления в силу Налогового кодекса РФ в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы» к федеральным налогам относились: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль организаций; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; налог на игорный бизнес; плата за пользование водными объектами; 11

12 сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; налог на добычу полезных ископаемых. К региональным налогам относились: налог на имущество организаций; лесной доход; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налог с продаж; транспортный налог. К местным налогам относились: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; 12

13 сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса. Указанный закон утратил силу с 1 января 2005 г. Формирование Налогового кодекса РФ (НК РФ) продолжается с 1 января 1999 г. 2. Участники налоговых отношений Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ). Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты обязаны: 13

14 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ; 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; 3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; 5) в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, которыми могут быть организация или физическое лицо. Законные представители налогоплательщика выступают представителями на основании закона. Уполномоченные представители налогоплательщика представляют его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами внебюджетных фондов) на основании доверенности (организация) или нотариально заверенной доверенности (физическое лицо). Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут влиять на экономические результаты их деятельности, а именно: 1) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %; 2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 3) лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства. Суд может признать лица взаимозависимыми, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров. Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Министерства финансов РФ, региональных и местных финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований; 14

15 4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; 6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах; 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; 12) обжаловать акты налоговых органов; 13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны; 14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов; 15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты); 5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность; 6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, а также не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 15

16 8) в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (Федеральная налоговая служба Министерства финансов и ее подразделения в РФ). Основная функция Федеральной налоговой службы России обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы РФ контролируют соблюдение налогового законодательства РФ, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в бюджет налогов, платежей при пользовании недрами, а также соблюдение валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах», иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В Законе РФ «О налоговых органах» окончательно оформляются полномочия налоговых органов по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. Налоговым органам предоставляется право: 1) производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет; получать необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну. Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт; за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверять документы, связанные с применением ККТ; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводить проверки выдачи кассовых чеков; налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт; 2) контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью; 16

Другие статьи:  Штраф за повторное нарушение тонировка

17 3) получать от организаций и граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения; 4) обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые помещения организаций и граждан; 5) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций и граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах; 6) приостанавливать операции организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках в случаях непредставления налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; 7) изымать у организаций документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли (дохода), с одновременным производством осмотра документов; 8) выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений; 9) взыскивать недоимки по налогам и пени; 10) возбуждать ходатайства о запрещении заниматься индивидуальной трудовой деятельностью; 11) предъявлять в суде и арбитражном суде иски: о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия и взыскании доходов, полученных в этих случаях; признании сделок недействительными, взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; взыскании неосновательно приобретенного имущества не по сделке, а в результате других незаконных действий; 12) создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением. Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать налогоплательщиков и налоговых агентов о законодательстве о налогах и сборах, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; 17

18 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; 6) сообщать налогоплательщикам и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства; 7) принимать решения о возврате налогоплательщику или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов; 8) соблюдать налоговую тайну; 9) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа; 10) представлять налогоплательщику или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам; 11) осуществлять по заявлению налогоплательщика или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов; выдавать копии решений, принятых налоговым органом. Если в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Должностные лица налоговых органов обязаны: 1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; 2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, не унижать их честь и достоинство. Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и за проведение в них документальных проверок не реже одного раза в 2 года. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. Суммы налогов, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки, причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов, возмещаются в порядке, установленном законодательством. В налоговом администрировании ФНС придерживается таких принципов, как: равенство перед законом всех участников налоговых правоотношений; 18

19 адекватная и своевременная реакция на различные модели поведения налогоплательщиков; достижение максимальных результатов при минимальных затратах. Рост доходов государства должен обеспечиваться за счет: увеличения количества налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства; сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в ненаблюдаемом секторе экономики. Данные принципы также являются основой работы налоговых администраций других стран. Однако в отличие от зарубежных налоговых администраций, которые сосредоточены только на налоговом администрировании, ФНС осуществляет функции: регистрирующего органа; лицензирования и контроля производства и оборота спирта и алкогольной продукции; лицензирования и контроля игорного бизнеса и лотереи; уполномоченного органа государства в делах о банкротстве. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. 3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство Обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов сформулирована в Конституции РФ и ст. 3 НК РФ. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство РФ основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплаты налогов и сборов, а также иных взносов и платежей, не предусмотренных НК РФ. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. 19

20 Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога или сбора прекращается: с уплатой налога или сбора; со смертью налогоплательщика физического лица или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. Исполнение налоговой обязанности Обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком самостоятельно в срок, установленный законодательством. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога. Взыскание налога в судебном порядке осуществляется: 1) с организации, которой открыт лицевой счет; 2) в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев: за организациями, являющимися зависимыми обществами, с соответствующих основных обществ в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары зависимых обществ; за организациями, являющимися основными обществами, с зависимых обществ, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары основных обществ; 20

21 3) с организации или предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки налогоплательщика или характера деятельности этого налогоплательщика. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком: с момента предъявления в банк поручения для перечисления на счет Федерального казначейства средств со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточного денежного остатка; с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ; со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных средств для их перечисления на соответствующий счет Федерального казначейства; со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога; со дня удержания сумм налога налоговым агентом; со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях: отзыва налогоплательщиком или возврата банком неисполненного поручения на перечисление средств в бюджетную систему РФ; отзыва организацией или возврата уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов, налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ; возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику физическому лицу наличных денежных средств; неправильного указания налогоплательщиком в поручении номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление суммы в бюджетную систему РФ; если на день предъявления налогоплательщиком в банк поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету и в соответствии с ГК РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога. 21

22 Налоговая декларация Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты применительно к конкретному налогу. Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках, и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы в электронном виде. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации в электронном виде. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде. Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового 22

23 отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме, и обязан: проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации на бумажном носителе; передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Налогоплательщик подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные сроки. Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Форматы представления налоговых деклараций в электронном виде утверждаются ФНС на основании форм налоговых деклараций, утвержденных Министерством финансов РФ. Министерство финансов РФ не вправе включать в форму налоговой декларации, а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением или уплатой налогов и сборов, за исключением: вида документа: первичный (корректирующий); наименования налогового органа; места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица; фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения); номера контактного телефона налогоплательщика. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации факта ошибок, приводящих к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При обнаружении налогоплательщиком в поданной налоговой декларации ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, налогоплательщик вправе внести 23

24 необходимые изменения и представить уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Если уточненная декларация представляется до истечения срока подачи, декларация считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации. Если уточненная декларация представляется после истечения срока подачи, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. Если уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях: представления уточненной декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок, приводящих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки, при условии, что до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и пени; представления уточненной декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены ошибки, приводящие к занижению суммы налога. Уточненная декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. При обнаружении налоговым агентом в поданном им расчете факта ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, налоговый агент обязан внести изменения и представить уточненный расчет. Уточненный расчет должен содержать данные только о тех налогоплательщиках, в отношении которых обнаружены ошибки, приводящие к занижению суммы налога. Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных сумм Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае возможной излишней уплаты налога по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по 24