Налог на землю под дороги

Как рассчитать налог на землю общего пользования в СНТ?

Я собственник земельного участка (531 м кв) и налог на землю оплачиваю согласно получаемой налоговой квитанции через банк. Также ежегодно оплачиваю стоимость сотки земли повторно. Председатель объясняет, что этот платёж — Налог на землю общего пользования- в снт рассчитывают опять же из расчёта налоговой стоимости м кв. моего участка Правомерно ли поступает председатель снт

Ответы юристов (1)

Правомерно ли поступает председатель снт

Вопрос: О земельном налоге в отношении земельных участков общего пользования, приобретенных или созданных СНТ за счет целевых взносов либо за счет средств специального фонда.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 марта 2017 г. N 03-05-06-02/11677

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога за земли общего пользования садоводческих некоммерческих товариществ и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
На основании статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон N 66-ФЗ) имуществом общего пользования является имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона N 66-ФЗ установлено, что в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 392 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Таким образом,учитывая вышеуказанные положения, в отношении имущества общего пользования, приобретенного или созданного СНТ за счет целевых взносов, налогоплательщиками по земельному налогу являются члены СНТ, а в отношении имущества общего пользования, приобретенного или созданного за счет средств специального фонда, налогоплательщиком по земельному налогу является СНТ как юридическое лицо.
При этом обращаем внимание, что согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставлялись в собственность садоводческому, огородническому и дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу.
В связи с этим полагаем, что если земельные участки общего пользования ранее были предоставлены в собственность СНТ как юридическому лицу, то налогоплательщиком в отношении этих земельных участков является СНТ.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
02.03.2017

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Налог на земли общего пользования

Вернуться назад на Общие налоги

Земли общего пользования в садоводческих некоммерческих товариществах — это дороги, проезды, подъездные пути, проходы, разворотные и детские площадки, используя которые, садоводы попадают на свои садовые участки. Также к землям общего пользования относят линии водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, охрана и организация отдыха и прочие общие для владельцев земельных участков потребности.

Другими словами, земли общего пользования в СНТ — все недвижимое имущество, находящееся на территории садоводческого товарищества, предельных линиях земельных участков, за исключением имущества непосредственно принадлежащего конкретным садоводам.

СНТ — это юридическое лицо, владеющее земельным участком. Земля в СНТ является имуществом общего пользования и оформляется в собственность либо во временное пользование товарищества как юридического лица. Отсюда и возникает налоговое бремя.

Статья 388 Налогового кодекса РФ признает налогоплательщиками земельного сбора организации и физические лица, у которых имеются земельные участки в собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Часто возникает путаница между налогом на земли общего пользования в СНТ и налогом на земельный участок члена СНТ. Сами участки, принадлежащие членам СНТ, облагаются стандартным земельным налогом. С земель же общего пользования в СНТ также взимается свой сбор. Он делится на всех членов-владельцев земельных участков в СНТ равномерным образом.

Более конкретный нормативно-правовой акт в области налогообложения членов садовых некоммерческих товариществ — это Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Пункт 6 статьи 19 вышеназванного закона обязует членов СНТ своевременно платить членские и другие взносы, предусмотренные законом и уставом подобного объединения, налоги и платежи.

При ведении садоводства необходимо заключить договор с садовым товариществом на использование общего имущества. Порядок оплаты в таком случае должен быть обусловлен договором в соответствии с пунктом 2 статьи 8 вышеназванного законодательного документа.

Земельные налоги являются сборами в местную казну. Они устанавливаются Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов. Вводить их в действие и прекращать взимание допускается только в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов.

Кто должен платить налог?

Налог на земли общего пользования в СНТ платится непосредственно самим садовым некоммерческим товариществом как юридическим лицом. Уже в самой организации налог распределяется пропорционально между всеми членами товарищества.

Обязанность платить налог появляется с момента государственной регистрации прав на земельные участки, а именно права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения.

Не признаются плательщиками сбора физические и юридические лица, у которых участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или переданы им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ).

Садоводческое товарищество — это некоммерческий вид организации, соответственно прибыль она не извлекает из своей деятельности. Главный источник доходов СНТ — вступительные, членские и целевые взносы физических лиц, имеющих земельные участки в пределах такого садоводческого товарищества и использующих имущество общего пользования. Поэтому членам садоводческого товарищества необходимо уплачивать земельный налог на земли общего пользования.

Земельный налог, как и другие текущие расходы, является частью членских взносов, периодически уплачиваемых каждым членом садоводческого некоммерческого товарищества.

Как рассчитать размер налога?

Размер налога на земли общего пользования можно посчитать так: кадастровую стоимость земельного участка общего пользования умножить на налоговую ставку земли.

Кадастровую стоимость можно узнать на сайтах управлений федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по интересующему вас региону.

Кадастровая стоимость для расчета должна быть взята по состоянию на 1 января налогового периода.

Ставки могут устанавливаться каждым муниципалитетом отдельно, однако главное правило — не более 1,5% для земельных участков всех назначений.

Для того чтобы рассчитать налог на ЗОП, необходимо узнать кадастровую стоимость земель общего пользования. Кадастровая стоимость земель общего пользования (ЗОП) = площадь земель общего пользования умножить на усредненное значение кадастровой стоимости земли.

Налог на ЗОП в СНТ = Кадастровая стоимость ЗОП * 0,003 (общая налоговая ставка). В результате получаем размер налога, необходимый для уплаты в местный бюджет.

Полученный результат делится равномерно для всех членов садоводческого товарищества и, как правило, просто включается в сумму членского взноса.

Заплатить земельный налог можно несколькими способами:

• Платежным поручением в банке на перечисление в местный бюджет на соответствующий расчетный счет Федерального казначейства денежных средств при наличии достаточного денежного баланса для списания налоговой суммы в день платежа;
• Простым перечислением наличных денежных средств в банке, кассе местной администрации или в организации федеральной почтовой связи на расчетный счет Федерального казначейства бюджетной системы РФ;
• Путем проведения операции по списанию с лицевого счета юридического лица суммы, необходимой для погашения суммы налога;
• С помощью налогового агента, на которого может быть возложена обязанность исчислять и удерживать налог из денежных средств налогоплательщика;
• Декларационным платежом согласно федеральному закону об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

Определение границ земельного участка проводится квалифицированным кадастровым инженером.

За неуплату земельного налога или его просрочку собственник обязан уплатить штраф.

Льготы по земельному налогу бывают трех видов:

• Полное освобождение от уплаты земельного налога для конкретных категорий граждан;
• Уменьшение на 10 тыс. рублей налоговой базы в отношении конкретных категорий граждан;
• Льготы, устанавливаемые нормативно-правовыми актами городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Полностью освобождаются от выплаты земельного налога в полном объеме только физические лица коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов.

Налоговая база в отношении сбора на земли общего пользования в СНТ, как и на другие виды земельных налогов, уменьшается на сумму в 10000 рублей, не облагаемую земельным налогом, на одного налогоплательщика одной территории муниципалитета. То есть уменьшается не сам размер налога, а кадастровая стоимость объекта, от которой и производится расчет налоговой суммы.

Действует льгота для определенных категорий налогоплательщиков, в которые входят:

• Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
• Инвалиды I и II групп инвалидности;
• Инвалиды с детства;
• Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
• Граждане, имеющие право получать социальную поддержку по Законам Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
• Граждане, принимавшие участие в работе подразделений особого риска по испытаниям ядерного и термоядерного оружия, ликвидациям аварий ядерных установок на вооружениях и военных объектах;
• Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами из-за испытаний, учений и других работ, касающихся любых разновидностей ядерных установок, в том числе ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшить налоговую базу по вышеназванной льготе возможно на основании подтверждающих документов принадлежности к одной из перечисленных категорий.

Документы подаются в любой орган налоговой инспекции по выбору налогоплательщика. Если налоговая база после отчисления льготы становится равной сумме менее 10000 рублей, то налог признается нулевым.

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам орденов Славы необходимо предоставить соответствующие орденские книжки и книжки Героев. Инвалиды могут уменьшить свою налоговую базу, предоставив удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение, справку врачебно-трудовой экспертной комиссии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами признают граждан:

• Принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества или осуществлявших обеспечение воинских частей действующей армии в местах боевых действий;
• Проходивших военную службу либо отработавших в тылу во время Великой Отечественной войны не менее полугода, не включая время работы на оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в ходе Великой Отечественной войны.

Помимо общей льготы, предусмотренной Налоговым кодексом РФ, общее собрание садоводческого некоммерческого товарищества может предоставить льготы в отношении размера членских взносов и порядка их уплаты в СНТ. В основном льготные членские платежи позволяется производить пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям.

Если подобные льготы общее собрание или устав СНТ не определили, то льготные категории граждан вносят членские взносы на общих условиях.

Налог на земли общего пользования в садоводческом некоммерческом товариществе — обязательный вид платежа в местные бюджеты. Дороги, проезды, проходы, площадки общего использования, занятые одной организацией, должны облагаться налогом.

Индивидуальный налог
НДФЛ
Земельный налог
Налог на доход от продажи квартиры
Налог на имущество
Налог на имущество организаций

Назад | | Вверх

Как рассчитывается налог на землю общего пользования в СНТ и правомерно ли его начисляют?

Здравствуйте. я собственник 2-х участков по 6 соток. В СНТ мы пока не вступали. Председатель СНТ потребовал уплатить налог на земли общего пользования в размере 24 тыс. (за три года) — по 12 тыс.р. за участок за три года. Кадастровая стоимость 6 соток в нашем СНТ около 1 900 000р. Стоимость налога на земли общего пользования получается почти равной налогу на собственную землю. Общая стоимость требуемого налога делится на количество участков (тогда владелец 2-х, 3-х участков должен платить в 2, 3 раза больше), или на количество владельцев (их может быть, естественно, меньше, чем кол-во участков) и каждый человек платит равную сумму независимо от размера участка?

Какие документы/данные нужно попросить у председателя, чтобы удостовериться в правильности расчета?

Ответы юристов (4)

СНТ, как юридическое лицо, получает налоговое уведомление об уплате налога, его вы и можете запросить у председателя. Кроме того, ежегодно председатель обязан проводить общее собрание СНТ, на котором отчитываться, в том числе и по финансовым вопросам, в СНТ должны быть платёжные поручения с отметками банка об уплате налогов, в том числе и земельного налога.

Кроме этого, вы можете самостоятельно рассчитать налог на сайте ФНС России (можно зайти по ссылкеhttps://www.nalog.ru/rn77/serv. . Первый параметр выберете — земельный налог.

Уточнение клиента

Рассчитала налог самостоятельно (помогла ваша ссылка!), получилось почти в 4 раза меньше.

Также появилась неофициальная информация (от сотрудника, связанного с БТИ), что председатель переводит участки в общую собственность и обратно. Есть подозрение, что это какие-то махинации с участками. Получается, что нас, как это сейчас говорится, пытаются «развести».

Что делать? Куда обращаться?

31 Мая 2018, 12:06

Уточнение клиента

Благодарю за ответ. Будем запрашивать налоговое уведомление.

К сожалению, сказать, с какими именно участками председатель оперирует, не могу. В этом и вопрос.

Адрес СНТ — Московская область, Пушкинский район, д.Нагорное, СНТ «Нагорное-4». Кадастровый номер дороги (я так понимаю, что это и есть земли общего пользования) — 50:13:0040220:19.

Вряд ли это понадобится, но кадастровые номера наших двух участков — 50:13:0040220:24 и 50:13:0040220:25 (по документам), пока не отображены на карте, поскольку межевание только делается…

31 Мая 2018, 13:56

Есть вопрос к юристу?

Не совсем понятно, что имеется ввиду — перевод участков в общую собственность и обратно? В СНТ есть общие земли (проезды, проходы и пр.) и участки членов СНТ. О каких участках идёт речь? Поставлена ли земля общего пользования на кадастровый учёт и произведено ли оформление права собственности СНТ на земли общего пользования? Здесь уже нужно смотреть конкретно по кадастровому номеру земельного участка, что с ним происходит, какова площадь и кадастровая стоимость земельного участка. Это всё можно посмотреть на сайте Росреестра в разделах Справочная информация и на публичной кадастровой карте.

В любом случае, при оплате земельного налога на земли общего пользования, Вы можете потребовать у председателя СНТ представить налоговое уведомление об оплате земельного налога, либо расчёт платы земельного налога за общие земли СНТ (указывается стоимость земли, ставка налога, сумма к оплате), исходя из этого можно посмотреть, правильно ли уплачивается земельный налог. Кадастровая стоимость земель общего и индивидуального пользования в одном СНТ должна быть примерно одинаковая. Тут всё зависит от установленной категории земли и вида разрешённого использования. А уж по конкретике можно точно дать ответ если Вы напишите кадастровый номер участка.

Здравствуйте, Лариса! Посмотрел по публичной кадастровой карте, там в принципе нечего делить по этому земельному участку — проезды и проходы, поэтому ничего не могу сказать по переводу. По кадастровой стоимости — земли общего пользования стоят 10,8 млн рублей — кадастровая стоимость, в целом не маленькая, вполне возможно, что на каждого владельца СНТ приходится много, но установить, сколько собирается, а сколько платиться можно только по платёжным документам СНТ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Обложение земельным налогом


Обложение земельным налогом

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Уплата земельного налога за земли, занятые территориальными автомобильными дорогами общего пользования, числящиеся на балансе главных управлений автомобильных дорог

В соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от обложения земельным налогом полностью освобождены земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает одну или несколько проездных частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ) установлено, что землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов транспорта и объектов дорожного хозяйства земельные участки предоставляются для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; установления полос отвода автомобильных дорог.

К землям, занятым федеральными автомобильными дорогами общего пользования, относятся земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог). В полосу отвода автомобильных дорог входят и земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям. Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проектно-сметной документацией.

Вышеперечисленные земли, а именно земли, предоставленные для размещения федеральных автомобильных дорог и их конструктивных элементов и дорожных сооружений, для размещения их автовокзалов и автостанций, других объектов федерального автомобильного транспорта и установленных полос отвода федеральных автомобильных дорог, освобождаются от обложения земельным налогом.

В то же время за земли, занятые территориальными автомобильными дорогами общего пользования, в том числе с установленными полосами отвода территориальных автомобильных дорог, земельный налог уплачивается в общеустановленном порядке, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации о земельном налоге.

Что касается положений п. 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» , в соответствии с которым от обложения земельным налогом полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, то необходимо отметить следующее.

Главные управления автомобильных дорог являются исполнительными органами власти. Оформление конкретного земельного участка на исполнительный орган власти не означает, что данный земельный участок предназначен для обеспечения деятельности вышеуказанного органа власти. В рассматриваемом случае земельные участки хотя и предоставляются исполнительному органу власти, но предназначены не для обеспечения его деятельности, а для размещения автомобильных дорог общего пользования (а не только для пользования данного органа власти).

Применение ставок земельного налога при отнесении населенных пунктов в течение года к другой категории поселений

В Российской Федерации земли подразделяются по целевому назначению на семь категорий земель. Отнесение земель к соответствующим категориям и их перевод из одной категории в другую устанавливается ст. 8 ЗК РФ. В соответствии со ст. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (далее — Градостроительный кодекс) к городским поселениям отнесены города и рабочие, дачные, курортные поселки, а к сельским поселениям — села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные поселения. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав жителей и являющиеся служебными объектами в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и тому подобное), а также одиночные дома находятся в ведении муниципальных органов, с которыми вышеуказанные поселения связаны в административном, производственном и территориальном смыслах. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса территории за пределами границ поселений определены как межселенные территории.

Черта поселений устанавливается на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Вопросы разработки, согласования и утверждения проекта черты поселений регулируются в основном Градостроительным кодексом. Черта сельских поселений утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования (за исключением проектов черты городов федерального значения) утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий. Включение земельных участков в черту поселений не прекращает прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Проекты черты городских и сельских поселений, других муниципальных образований должны утверждаться с учетом мнения граждан, интересы которых при этом затрагиваются (ст. 36 Градостроительного кодекса).

Согласно ст. 10 и 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 18 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю” при отнесении в течение года населенного пункта к другой категории поселений земельный налог в текущем году взимается с налогоплательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам, а в следующем году — по ставкам, установленным для вновь образованных вышеуказанных городских поселений (например, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сельский населенный пункт отнесен к рабочему поселку или городу либо рабочий поселок отнесен к городу).

При упразднении населенного пункта и включении его территории в состав другого населенного пункта на территории упраздненного населенного пункта новая ставка должна применяться со следующего года.

Освобождение от уплаты земельного налога санаторно-курортных, оздоровительных учреждений и учреждений отдыха, расположенных на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов и используемых для рекреационных целей

В соответствии с п. 15 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности.

Статьей 96 ЗК РФ установлено, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранности их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Лечебно-оздоровительная местность — это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Курорт — это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Согласно ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

В соответствии с п. 15 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” от уплаты земельного налога освобождаются организации, осуществляющие деятельность по профилю санаторно-курортных и оздоровительных учреждений и учреждений отдыха (в том числе баз отдыха). При этом имущество организации должно находиться в государственной, муниципальной и (или) профсоюзной собственности.

Организации, основными видами деятельности которых не является санаторно-курортная и оздоровительная деятельность или организация массового отдыха населения, на балансе которых находятся отдельные объекты санаторно-курортного и оздоровительного профиля и (или) в состав которых входят структурные подразделения, ведущие вышеуказанную деятельность, не могут быть признаны санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями и учреждениями отдыха. Такие организации подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Вместе с тем организации, полностью освобожденные от уплаты земельного налога на основании ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” , освобождаются от уплаты земельного налога и за земли, занятые их базами отдыха.

Возможность предоставления льготы по земельному налогу участникам боевых действий в Афганистане

В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” от уплаты земельного налога полностью освобождаются участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.

Категория граждан, отнесенных к участникам Великой Отечественной войны, установлена Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». Основанием для предоставления им льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122 «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны». В удостоверении делается запись «ветеран-участник». Вышеуказанные лица, не получившие удостоверение ветерана Великой Отечественной войны нового образца, реализуют свои права и льготы на основании имеющихся у них удостоверений, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года. В этом случае для вышеназванной категории граждан основанием для предоставления льготы служат удостоверение участника войны, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 10.11.1978 N 907; удостоверение, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27.02.1981 N 220; удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением Совмина СССР от 12.05.1988 N 621; удостоверение, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 14.05.1985 N 416. В удостоверениях производится отметка о праве на льготы, установленные ст. 15 и 17 Федерального закона «О ветеранах». Порядок оформления и выдачи удостоверений вышеназванным гражданам определен Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда России от 11.10.2000 N 69.

Согласно Федеральному закону «О ветеранах» граждане, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане при исполнении служебных обязанностей в период с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года, отнесены к ветеранам боевых действий.

Таким образом, вышеуказанные категории граждан не отнесены Федеральному закону «О ветеранах» к участникам Великой Отечественной войны.

Кроме того, Федеральному закону «О ветеранах» не содержит нормы о распространении социальных гарантий и льгот участников Великой Отечественной войны на лиц, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане при исполнении служебных обязанностей в период с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.

Вместе с тем ст. 16 вышеуказанного Федерального закона установлено, что льготы по налогообложению в соответствии с законодательством предоставляются ветеранам боевых действий из числа следующих лиц:

— военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников вышеуказанных органов, работников Минобороны СССР и работников Минобороны Российской Федерации, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах;

— военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

— военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.

Однако нормы ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» не являются нормами прямого действия и носят отсылочный характер.

Закон РФ «О плате за землю» не предусматривает льготы для вышеуказанных лиц (кроме военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более).

В соответствии с п. 3 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Поэтому граждане, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане при исполнении служебных обязанностей в период с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года, могут воспользоваться частичной льготой по земельному налогу при условии, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, руководствуясь ст. 13 и 14 Закона РФ «О плате за землю», примут решение о предоставлении льгот по земельному налогу отдельным категориям налогоплательщиков в пределах суммы налога, находящейся (остающейся) в их распоряжении.

Уплата земельного налога организациями жилищно-коммунального хозяйства в случае приобретения гражданами в собственность жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда

В соответствии со ст. 1 и 15 Закона РФ “О плате за землю” собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления налога и арендной платы за землю являются документы, удостоверяющие право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Для организаций жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) такими документами являются технические паспорта, выдаваемые организациями технической инвентаризации, свидетельства на право собственности на землю, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей и другие. В технических паспортах, в частности, указывается площадь земельных участков, занимаемых постройками (жилой фонд), в том числе нежилыми помещениями, и площади земельных участков, обслуживающих эти постройки.

Организации ЖКХ являются плательщиками земельного налога за земли, находящиеся в их пользовании, включая земли, необходимые для эксплуатации жилищного фонда и нежилых строений, находящихся на их балансе. Если их земельные участки расположены на территории города или поселка, то они уплачивают земельный налог согласно ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», в соответствии с которой налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 51,84 коп. за 1 кв.м в 2003 году и не менее 57,02 коп. за 1 кв.м — в 2004 году.

В случае продажи отдельных помещений в зданиях (приобретения гражданами жилых помещений в собственность) отчуждение доли земельных участков пропорционально доле площади этих помещений в зданиях не происходит. Поэтому плательщиком земельного налога продолжает оставаться юридическое лицо, которому согласно ранее выданным документам была произведена передача всего земельного массива в собственность или пользование. При этом порядок самостоятельной уплаты земельного налога гражданами за квартиры, находящиеся в их личной собственности, не установлен.

Таким образом, организации ЖКХ, являющиеся балансодержателями жилого фонда, должны уплачивать земельный налог за весь земельный участок под жилым домом.

Другие статьи:  Возврат налога на лечение и обучение