Налог на имущество организаций алтайский край

Налог на имущество организаций в Алтайском крае 2018

Реквизиты документов

Задайте вопрос по налогам и бухгалтерии

Вопросы по теме

здравствуйте! мне не приходит квитанция об уплате налога на квартиру. как узнать о задолженности, не выезжая в налоговую? а также …

Здравствуйте. Нежилое помещение в общедолевой собственноси. 1/2 у ИП. и 1/2 у организации. Как отстоять в налогоаой право на льготу …

о каком долге с моей стороны идет речь? Налог на имущество оплачен в размере 330 руб. в августе 2018г. Просьба …

Например, в квартире площадью 56 кв.м. три собственника по 1/3 доли, не облагается налогом на человека 20 м. Освобождается ли …

Я имею квартиру 50м, ( проживает 4 человека, в том числе ребенок 10 лет), дачу 5 соток с домом 90м …

Налог на имущество организаций в 2018 году

Льгота прекращает действовать с 1 января 2018 года (п. 25 ст. 381 НК РФ).

С 1 января 2018 года данную льготу устанавливают региональные власти. Если регион закон принял, то в 2018 году движимое имущество моложе 2013 года также облагается налогом, как и старое.

Депутаты 15 ноября определили, что в субъекты РФ могут устанавливать ставку налога не более 1,1%.

Определение движимого и недвижимого имущества даны в статье 130 ГК РФ.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Из статьи 374 НК РФ следует, что объект обложения налогом на имущество определяется по статье 130 ГК РФ. Так, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Например, это автомобили, оборудования и другое движимое имущество.

При этом земельные участки не признаются объектом налогообложения налогом на имущество. Также не признаются объектом суда и объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу.

Недвижимое имущество — это все то, что прочно связано с землей. Капитальные строения, заводы, дома, фабрики и др. Также закон относит к недвижимости суда внутреннего плавания и космические объекты.

Движимое имущество — все то, что не относится к недвижимости, Это ценные бумаги, деньги, автомобили и др.

Налог платят организации в отношении движимого имущества. Исключение сделано только для малого бизнеса — плательщиков УСН и ЕНВД.

Напомним, упрощенцы освобождены от уплаты налог на имущество (кроме объектов, которые включены в кадастровые списки регионов). Поэтому малый бизнес пока может не волноваться.

Упрощенцы не будут платить налог на имущество с автомобилей, оборудования и другого движимого имущества. С 2018 года каждый регион сам определяет, предоставлять ли льготу по движимому имуществу. Если регион не примет свой закон о льготах, то в 2018 году фирмы платят налог за движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1 процента. Правила о региональных льготах не касаются упрощенцев, так как они освобождены от налога со всего движимого имущества (п. 2–3 ст. 346.11 НК РФ).

Упрощенцы платят налог на имущество только с кадастровой стоимости недвижимости – торговых и деловых объектов, жилых помещений, которые фирма не учитывает в составе основных средств.

Смотрите льготы по регионам в таблице ниже. Если в таблице нет региона, значит, нужно платить налог на движимое имущество.

С 2018 года компания сможет не платить налог за движимое имущество, только если это право пропишут в законе субъекта РФ. Проверьте, есть ли в таблице ниже ваш регион. Если его нет – компания должна с 2018 года платить налог на имущество за движимые активы, которые приняла на учет с 1 января 2013 года.

Налог на движимое имущество действует с 2018 года (за исключением льгот, указанных в таблице ниже):

• Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
• Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
• Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;
• Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Список регионов, где введены льготы по налогу на имущество с 2018 года (обновлено 10.01.2018, все законы приняты).

В данной таблице собран список регионов, где введены льготы. Если регион не занесен в таблицу, то компания должна платить налог по имуществу.

Имущество, на которое распространяется льгота

Администрация
Курьинского района
Алтайского края

Новости и события

Налог на имущество юридических лиц в 2016 году.

С 1 января 2016 года на территории Алтайского края введено исчисление налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (по Перечню);
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (по Перечню);
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Ставка налога с кадастровой стоимости объекта недвижимости 2 процента.

В раздела 3 налоговой декларации (расчете) по налогу на имущество организаций рассчитывается налог, исходя из кадастровой стоимости. Порядок заполнения раздела 3 утвержден Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 (ред. от 05.11.2013) «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения».
Раздел 3 декларации (расчета) заполняется по каждому объекту недвижимости, налог по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Раздел 3 декларации (расчета) представляется в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимости.

Формулы расчета налога исходя из кадастровой стоимости.
1. Кадастровая стоимость*2%= годовая сумма налога.
2. Кадастровая стоимость* на коэффициент К* 2%= годовая сумма налога.
Коэффициент К определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) период. При этом месяц, в котором зарегистрировано возникновение или прекращение права собственности на объект, принимается за полный (письмо ФНС России от 23.03.2015 № БС-4-11/4606@).

Перечень нормативных документов для исчисления налога на имущество организаций с кадастровой стоимости имущества

1. Закон Алтайского края от 29.06.2015 № 57-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края от 27.11.2003 № 58-ЗС «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края».
2. Приказ Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 24.11.2015 № 134 «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год».
3. Перечень объектов недвижимого имущества размещен на официальном сайте Администрации Алтайского края в разделе «О регионе/Экономика/Инвестиции».
4. Информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества организация может получить в территориальном органе Росреестра по месту нахождения объекта недвижимого имущества в форме кадастровой справки (приказ Минэкономразвития России от 01.10.2013 N 566 «Об утверждении формы кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости»).

Всем выйти из сумрака: бизнес Алтайского края получит налоговые послабления

В начале 2018 года в Алтайском крае произойдет несколько налоговых изменений. Они коснутся предпринимателей, которые работают по «упрощенке», с патентами, а также позволят «скостить» «мертвые» долги по налогу на имущество организаций и транспортному налогу. Рассказываем, конечно, не обо всех, а только о тех, что были приняты на ноябрьской сессии краевого парламента.

Закон «О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Алтайском крае».

По нему отдельные категории хозяйствующих субъектов будут иметь сниженную налоговую ставку:

  • Вместо 6% будет 3% с объектом налогообложения «доходы». Для семи видов деятельности (сбор и заготовка грибов и ягод; производство изделий народных художественных промыслов; корзиночных и плетеных изделий; предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и удаления отходов; уход за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания; услуги по дневному уходу за детьми; научные исследования и разработки в области естественных и технических наук).
  • Вместо 15% будет 7,5% с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Для 14 видов деятельности (производство спортивных товаров; игр и игрушек; сырого овечьего и козьего молока; сырой (немытой) шерсти и волоса козы; шерстяных тканей, фетра и войлока; кормового микробиологического белка, премиксов, кормовых витаминов, антибиотиков, аминокислот и ферментов; оборудования для приготовления кормов для животных; машин и оборудования для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий; удобрений и азотных соединений; прочих станков; электронных печатных плат; частей приборов и инструментов для навигации, управления, измерения, контроля, испытаний и прочих целей; исследования и разработки в области естественных и технических наук).

Снижение ставки доступно только тем субъектам, где средняя численность наемных работников не менее трех человек, среднемесячная зарплата составляет не менее 15 тысяч рублей, доля доходов от реализации товаров, работ или услуг от осуществления перечисленной деятельности не ниже 70%, а доходы не превышают 15 млн рублей.

Закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

По словам депутата АКЗС, руководителя фракции «Единая Россия» Сергея Приба, власти региона ожидают увеличения бюджетных поступлений, в том числе по налогу на доходы физических лиц, с заработной платы работников. Иными словами, изменение закона должно стимулировать выход такого бизнеса из тени.

А вот по мнению главы фракции «Справедливая Россия» Александра Молотова, для выхода малого бизнеса из тени требуются более серьезные налоговые изменения.

Справка
На 1 января 2017 года на территории Алтайского края зарегистрировано 36,4 тыс. налогоплательщиков, использующих в своей деятельности упрощенную систему налогообложения. В том числе 19,7 тыс. юридических лиц и 16,7 тыс. индивидуальных предпринимателей. Общий объем поступлений в консолидированный бюджет Алтайского края в 2016 году составил 2,9 млрд рублей, в том числе с объектом налогообложения «доходы» — 1,8 млрд рублей, с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» — 0,9 млрд рублей. По итогам 9 месяцев 2017 года доходы консолидированного регионального бюджета по данному налогу составили 2,5 млрд рублей.

Закон «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения».

Эти изменения снижают на 10% размер потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей, работающих по патентам. Но коснется это изменение только четвертой группы муниципалитетов, это 39 районов, и 63 из 68 видов деятельности, за исключением услуг по перевозке пассажиров различными видами транспорта, грузоперевозок и сдачи недвижимости в аренду.

Вот список районов: Алейский, Баевский, Бийский, Бурлинский, Быстроистокский, Егорьевский, Ельцовский, Залесовский, Заринский, Калманский, Ключевский, Косихинский, Красногорский, Краснощековский, Крутихинский, Курьинский, Кытмановский, Немецкий национальный, Новичихинский, Панкрушихинский, Петропавловский, Романовский, Рубцовский, Смоленский, Советский, Солонешенский, Солтонский, Суетский, Табунский, Тогульский, Третьяковский, Тюменцевский, Угловский, Усть-Калманский, Усть-Пристанский, Хабарский, Целинный, Чарышский, Шелаболихинский.

Справка
Патентная система налогообложения — налоговый режим. Его суть – в получении патента на осуществление определенной деятельности (услуги и розничная торговля в небольших магазинах с количеством работников не более 15 человек), но только для индивидуальных предпринимателей. Приобрести патент можно на срок от 1 до 12 месяцев. Налоговая ставка при патентной системе составляет 6%. Она рассчитывается от потенциально возможного годового дохода.

Например, если раньше такой вид деятельности, как «Ремонт, чистка, окраска и пошив обуви» стоил 118 тысяч, теперь 100 тысяч рублей. Стоимость патента в месяц составит 6000 рублей вместо 7080.

По словам Сергея Приба, это позволит «повысить привлекательность патентной системы налогообложения в Алтайском крае», особенно на отдаленных сельских территориях региона. То есть та же задумка, что и с «упрощенкой» — попытка вывести такой бизнес из тени.

Изменения вступают в силу 1 января 2018 года.

Закон «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края».

Теперь, в соответствии с федеральным законом, из кадастровой стоимости будет определяться налоговая база для «нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания». Изменения вступят в силу к концу 2017 года.

Закон «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

По измененному закону налогоплательщик только лишь вправе, но не обязан предоставлять в налоговую документальное доказательство наличия льготы по уплате. Запрашивать эту информацию теперь обязаны налоговые органы. Это изменение принято уже в окончательном чтении, оно вступит в силу с 1 января.

Кроме того, на днях вступит в силу еще одно изменение по транспортному налогу. Касается оно и имущественных налогов физических лиц. Так, в регионе расширили список оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам.

Это коснется граждан, которые:

имеют долги до 1 января 2014 года, если есть заключение от налоговиков о невозможности взыскания;

умерли более трех лет назад, если долги не взял на себя наследник;

уехали на постоянное место жительства за пределы России и имеют долги давностью свыше трех лет;

имеют истекший срок по исполнительным документам или исполнительное производство закрыто, если с даты образования недоимки и задолженности по пеням и штрафам прошло не менее трех лет;

имеют долги по отмененным более трех лет назад региональным налогам, если не возбуждалось производство по делу о банкротстве.

Задолженность по уплате имущественных налогов физлиц в Алтайском крае, по последним данным, предоставленным порталу Amic.ru региональным управлением Федеральной налоговой службы России, составляет 2,6 млрд рублей. В том числе 1,6 млрд — по транспортному налогу.

После изменения закона списать могут до 200 млн рублей.

В Алтайском крае внесли изменения в закон о налоге на имущество организаций

Комитет Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике обнародовал закон «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края», принятый на ноябрьской сессии алтайского парламента. Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

В закон Алтайского края от 27 ноября 2003 года № 58-ЗС «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края» вносятся следующие изменения.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке (статья 1).

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, устанавливается в следующих размерах: в 2014 году – 1,0%, в 2015 году — 1,5%, в 2016 году и последующие годы — 2% (статья 1.1).

«Упрощенцам» – плательщикам налога на имущество в 2017 году

Автор: Галочкина А. Б., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В первую очередь проблемы исчисления налога на имущество затрагивают организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, которые имеют в собственности какое-либо недвижимое имущество. При этом до 2015 года вопросы уплаты налога на имущество «упрощенцев» вообще не интересовали, но сегодня налог при УСНО не заменяет уплату налога на имущество с кадастровой стоимости. Это касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности).

Мы изучили вопросы исчисления и уплаты налога на имущество «упрощенцами» в 2017 году, ответы – в предложенном материале.

«Упрощенцы» и региональное законодательство

Актуальность рассматриваемого вопроса связана также с тем, что уплата налога на имущество с кадастровой стоимости напрямую регулируется региональным законодательством (п. 2 ст. 378.2 НК РФ). А с 2017 года налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется в 72 субъектах РФ. Таким образом, постоянно увеличивается число регионов, в которых «упрощенцы» должны платить данный налог.

Напомним, что отмена льготы по налогу на имущество организаций для «упрощенцев» была обусловлена тем, что на практике значительное число налогоплательщиков – собственников крупных нежилых объектов недвижимости в целях снижения фискальной нагрузки различными способами пытались оптимизировать свои налоговые платежи, а попросту – уменьшить их. Основным способом такой оптимизации стало использование специальных налоговых режимов, поскольку их применение освобождает налогоплательщика от уплаты ряда налогов, в том числе от уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц: указанные объекты переводились на баланс организаций или в собственность индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, с целью избежать уплаты налога на имущество.

Для обеспечения получения дополнительных доходов в региональные бюджеты с отдельных категорий налогоплательщиков (собственников крупных нежилых объектов недвижимости) льгота по налогу на имущество организаций и физических лиц для «упрощенцев» была отменена Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ (ст. 346.11 НК РФ).

К сведению: в соответствии со ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Преференции субъектам малого бизнеса.

При этом субъекты РФ активно используют полномочия, которые у них есть, по предоставлению налогоплательщикам, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, отдельных преференций по уплате указанного налога, таких как установление пониженной ставки налога, предоставление налоговой льготы (полное или частичное освобождение от уплаты налога).

По состоянию на 1 января 2017 года в 56 из 85 субъектов РФ приняты соответствующие законы, в которых есть такие особенности:

в 30 субъектах РФ установлены ограничения по минимальной площади объекта недвижимости, подлежащего налогообложению по кадастровой стоимости, в размере от 100 (Республика Алтай) до 10 000 кв. м (Тюменская область), из них в 23 субъектах РФ минимальная площадь установлена в размерах от 1 000 до 5 000 кв. м. В пяти субъектах РФ (г. Москва, Республика Хакасия, Кемеровская, Псковская, Тюменская области), помимо ограничения по площади объекта недвижимости, предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом величину кадастровой стоимости от 50 до 300 кв. м;

в 12 субъектах РФ установлены налоговые преференции в форме уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом величину кадастровой стоимости от 50 (Белгородская область) до 300 кв. м (Республика Бурятия, Ханты-Мансийский автономный округ) или на 20% кадастровой стоимости объекта недвижимости (Приморский край), а также в форме установления пониженных ставок по налогу на имущество организаций (Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край, Вологодская область и др.).

Что касается налоговой ставки, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также могут предусматривать дополнительные налоговые льготы (ст. 372 НК РФ). При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения (Письмо Минфина России от 29.08.2017 № 03-05-05-01/55431).

Обратите внимание: поскольку индивидуальные предприниматели в вопросе уплаты налога на имущество приравнены по статусу к физическим лицам, они самостоятельно налог не рассчитывают и декларацию не представляют. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 408, 409). При этом правила исчисления налога на имущество с кадастровой стоимости одинаковы для организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 378.2 НК РФ).

Перечень объектов недвижимого имущества.

Кроме принятия соответствующего закона, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1 января календарного года должен определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (перечень). Перечень направляется в налоговый орган по субъекту РФ, а также размещается на официальном сайте субъекта РФ в Интернете (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

К сведению: «упрощенцы», имеющие в собственности или на праве хозяйственного ведения административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, предусматривающие размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, должны изучить региональное законодательство на предмет необходимости уплаты налога на имущество с кадастровой стоимости, а также перечни, которые ежегодно обновляются.

Таким образом, применяющие УСНО организации – собственники включенных в перечень объектов недвижимого имущества являются плательщиками налога на имущество организаций в отношении указанных объектов (Письмо ФНС России от 27.07.2017 № БС-4-21/14711@).

Налог на имущество с кадастровой стоимости уплачивается

Согласно нормам действующего налогового законодательства по общему правилу «упрощенец» должен уплачивать налог на имущество в случае, если:

он владеет на праве собственности (праве хозяйственного ведения) объектами недвижимого имущества;

субъектом РФ принят соответствующий закон;

данный объект включен в перечень, принятый субъектом РФ.

Рассмотрим отдельные вопросы практического применения норм, установленных ст. 346.11 и 378.2 НК РФ.

Офис в бизнес-центре

На практике вызывает вопросы ситуация, когда «упрощенец», например организация, владеет на праве собственности нежилым помещением, находящимся в административно-деловом центре (допустим, офис организации находится в бизнес-центре). Обязан ли в данном случае налогоплательщик уплачивать налог на имущество с кадастровой стоимости, если здание самого центра включено в перечень, а находящиеся в нем помещения нет?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, поименованных в ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Административно-деловым или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ.

Кроме того, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п. 3, 4 и 5 ст. 378.2 НК РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 9 ст. 378.2 НК РФ).

В качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использование здания, и (или) фактическое использование здания.

При этом налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках ст. 378.2 НК РФ должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой.

Из приведенных норм следует: если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне.

К сведению: организация, применяющая УСНО и имеющая нежилые помещения в здании, признаваемом административно-деловым или торговым центром, включенным в перечень, обязана уплатить налог на имущество организаций в рамках ст. 378.2 НК РФ в отношении нежилых помещений, не включенных в перечень(письма Минфина России от 09.10.2017 № 03-05-05-01/65614, 03-05-05-01/65605).

Если здание не признается административно-деловым или торговым центром, то зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) указанные в пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ нежилые помещения в этом здании включаются в перечень исходя из назначения, разрешенного или фактического использования нежилых помещений с учетом условия, установленного п. 5 ст. 378.2 НК РФ, при котором фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Таким образом, помещения в указанных зданиях могут не включаться в перечень, однако включение здания в перечень с соответствующим кадастровым номером здания и его адресом является основанием применения норм ст. 378.2 НК РФ в отношении этих объектов (Письмо Минфина России от 29.08.2017 № 03-05-05-01/55328).

Если организация, применяющая УСНО, имеет не включенные в перечень нежилые помещения в здании, не признаваемом административно-деловым центром или торговым центром, то она не уплачивает налог на имущество организаций в силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ в рамках ст. 378.2 НК РФ.

К сведению: при определении фактического использования площади нежилого помещения в целях применения п. 5 ст. 378.2 НК РФ в многоквартирном доме следует учитывать общую площадь этого нежилого помещения, в том числе неиспользуемую площадь (Письмо Минфина России от 25.08.2017 № 03-05-04-01/54572).

Соответственно, если здание, в котором расположены помещения организации, применяющей УСНО, не включено в перечень объектов недвижимого имущества, то в отношении данных помещений налог на имущество организаций не исчисляется и налоговая декларация (расчет) в налоговые органы не представляется.

При этом в отношении помещений организации, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, расположенных в здании, которое не включено в перечень объектов недвижимого имущества, налог на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости с указанием в декларации по налогу на имущество организаций кода 11 «Объекты недвижимого имущества, включенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость».

Жилые дома (помещения), не учитываемые в качестве основных средств

В соответствии с пп. 4 п. 1 и п. 2 ст. 378.2 НК РФ жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости в случае установления законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении указанных объектов. При этом согласно пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объекты недвижимого имущества, облагаемые налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, подлежат налогообложению у собственника.

Аналогичное мнение приведено в Письме Минфина России от 11.08.2017 № 03-05-05-01/51686 в отношении организации, применяющей УСНО.

Но при этом субъектами РФ могут быть установлены особенности исчисления налога касательно указанных объектов. Например, согласно ст. 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении, в частности, жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.

Таким образом, принадлежащие организации на праве собственности расположенные на территории Московской области жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, признаются объектом обложения налогом на имущество организаций по истечении одного года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету, но не ранее возникновения у налогоплательщика права собственности на указанные объекты.

По мнению ФНС, в случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на расположенные в Московской области жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, указанные объекты подлежат налогообложению в следующем порядке (Письмо ФНС России от 16.08.2017 № ЗН-4-21/16191@):

если на момент возникновения права собственности истек год с даты их принятия к бухгалтерскому учету, то исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества будет осуществляться с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с п. 5 ст. 382 НК РФ;

если на момент возникновения права собственности не истек год с момента принятия объектов к бухгалтерскому учету, то в отношении обозначенных объектов недвижимого имущества исчисление налога (авансовых платежей по налогу) будет осуществляться с момента истечения указанного периода. Налоговая база в данном случае также будет исчисляться с учетом коэффициента владения, определяемого в соответствии с п. 5 ст. 382 НК РФ.

Изменение характеристик объекта недвижимости

Нередко характеристики объекта недвижимости могут меняться: например, он может быть разделен на части между собственниками или может измениться вид разрешенного использования. Как в этом случае будет рассчитываться налог на имущество в 2017 году?

Раздел объекта недвижимости.

В случае если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества, включенного в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Пунктом 5 ст. 382 НК РФ установлено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, названные в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых эти объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества, поименованные в ст. 378.2 НК РФ, произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) этого права.

Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества, перечисленные в ст. 378.2 НК РФ, произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) такого права не учитывается при определении коэффициента, обозначенного в названном пункте (Письмо ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18430).

К сведению: в случае образования в течение налогового периода помещений в результате раздела объекта недвижимого имущества, включенного в перечень, налог на имущество организаций и суммы авансовых платежей в отношении вновь образованных помещений исчисляются исходя из их кадастровой стоимости с учетом положений п. 5 ст. 382 НК РФ.

Изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости.

Вид фактического использования зданий и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с установленным порядком (п. 9 ст. 378.2 НК РФ).

В качестве условий признания зданий административно-деловым или торговым центром определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использование здания, и (или) фактическое использование здания.

Налоговая база в отношении указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества (административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) определяется согласно п. 2 ст. 375 НК РФ как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода при условии включения в перечень на соответствующий налоговый период соответственно зданий (строений и сооружений, включающих помещения в них) и нежилых помещений.

Кроме того, гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ не предусмотрен порядок применения в течение налогового периода разных налоговых баз, установленных ст. 375 НК РФ.

К сведению: по мнению Минфина, вне зависимости от изменения в течение 2017 года назначения здания (строения, сооружения) или нежилого помещения, указанного в пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении нежилого помещения должна определяться за этот налоговый период как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2017 года (Письмо от 25.05.2017 № 03-05-05-01/32174).

Налог на имущество с кадастровой стоимости не уплачивается

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество с его кадастровой стоимости установлен ст. 378.2 НК РФ. Соответственно, во всех остальных случаях налог на имущество «упрощенцы» не должны уплачивать, но на практике возникают вопросы. Рассмотрим их.

Кадастровая стоимость не определена

Поскольку сейчас идут процессы принятия субъектами РФ соответствующих законов и введения налога на имущество с кадастровой стоимости в регионе, бывают и нестыковки, не урегулированные действующим законодательством. Например, объект недвижимого имущества включен в перечень, а его кадастровая стоимость не определена.

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 378.2 НК РФ, закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. При этом перечень утверждается не позднее 1-го числа очередного налогового периода на этот налоговый период.

Согласно пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества была определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются без учета положений ст. 378.2 НК РФ.

По мнению финансистов, если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена в течение налогового периода, то положения ст. 378.2 НК РФ не подлежат применению в отношении такого объекта недвижимости (Письмо Минфина России от 27.09.2017 № 03-05-04-01/62799). При этом в НК РФ отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в указанном случае.

К сведению: в отношении включенного в перечень объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается. Данная позиция Минфина доведена до налоговых органов Письмом ФНС России от 29.09.2017 № БС-4-21/19633@.

Жилое помещение, учитываемое на балансе как основное средство

«Упрощенцы», имеющие на балансе жилые дома и жилые помещения, учитываемые в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не должны исчислять и уплачивать налог на имущество (Письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-05-05-01/6118).

В отношении относящихся к объектам незавершенного строительства жилых домов, принадлежащих организации на праве собственности и предназначенных для реализации, отметим, что согласно ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ст. 15). При этом к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.

Таким образом, в силу положений ст. 374 и 378.2 НК РФ объекты незавершенного строительства, в том числе не завершенные строительством жилые дома (и помещения в них), не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций.

К сведению: правовых оснований для применения пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в отношении не завершенного строительством жилого дома (в том числе жилых помещений в нем), не введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства, не имеется (Письмо Минфина России от 17.04.2017 № 03-05-05-01/22623).

Объекты недвижимости – товар

Далеко не всегда объекты недвижимости учитываются на балансе организации в качестве основных средств: нередко здания предназначены для перепродажи. Нужно ли в этом случае исчислять и уплачивать налог на имущество с кадастровой стоимости данного объекта, если он включен в региональный перечень?

Представители Минфина неоднократно давали разъяснения по данному вопросу (письма от 19.05.2017 № 03-05-05-01/30753, от 29.06.2017 № 03-05-05-01/41189, от 30.06.2017 № 03-05-05-01/41582). Вывод, к которому приходят финансисты, следующий: имущество, не учитываемое на балансе в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в соответствии с положениями ст. 378.2 НК РФ, за исключением объектов, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

К сведению: объекты основных средств, учитываемые на счетах 08, 41, 43, не являются объектами обложения налогом на имущество организаций, за исключением жилых домов и жилых помещений объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.

«Упрощенцы», владеющие на праве собственности (праве хозяйственного ведения) объектами недвижимого имущества в регионе, в котором принят соответствующий закон и данный объект внесен в перечень, принятый субъектом РФ, уплачивают налог на имущество с кадастровой стоимости этого объекта. В статье рассмотрены отдельные вопросы практического применения норм, установленных ст. 346.11 и 378.2 НК РФ.

Другие статьи:  Размер пособия при стаже 3 года