Методическое пособие по истории средних веков для студентов историков

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В пособии представлена программа курса истории Средневековой Европы, тематика семинарских занятий, список тем контрольных работ и рекомендации по их написанию, список важнейших источников и литературы. Также в пособии содержится перечень вопросов к зачету и экзамену. В приложении даны источники по темам семинарских занятий.

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения исторического факультета Казань

Главная > Учебно-методическое пособие

федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«казанский государственный университет»

Кафедра истории древнего мира и средних веков

история средних веков

Учебно-методическое пособие для студентов


заочного отделения исторического факультета

Утверждено к печати кафедрой истории древнего мира

и средних веков исторического факультета

Казанского государственного университета

(протокол № 8 от 19 марта 2008 г.)

Печатается по решению учебно-методической комиссии

Казанского государственного университета

Научный редактор

доктор исторических наук, профессор Г.П. Мягков

История средних веков: Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «История». – Казань, 2008. – 79 с.

В пособии представлена программа курса истории Средневековой Европы, тематика семинарских занятий, список тем контрольных работ и рекомендации по их написанию, список важнейших источников и литературы. Также в пособии содержится перечень вопросов к зачету и экзамену.

В приложении даны источники по теме 9 семинарских занятий.

© Н.Ю. Бикеева, 2008

© Казанский государственный университет, 2008

Вводная часть с. 4

Содержание курса «История Средних веков» с. 6

Рекомендуемые источники и литература

по курсу «История средних веков» с. 13

Программа семинарских занятий с. 22

Методические указания по подготовке

контрольных работ с. 37

Тематика контрольных работ с. 39

Вопросы к зачету с. 42

Экзаменационные вопросы с. 43

Источники по теме 9 семинарских занятий с. 47

Программа предназначена для студентов второго курса заочного отделения исторического факультета КГУ и призвана познакомить их с особой эпохой в истории Западной Европы, охватывающей V-ХVII века 1 , традиционно называемой Средними веками.

Цель курса — сформировать у студентов комплексное представление о Средневековой эпохе, показать её специфику и характерные черты, место Средневековья во всемирно-историческом процессе.

Основные задачи курса состоят в том, чтобы определить истоки формирования Средневековой цивилизации, проследить основные этапы ее развития, познакомить студентов со структурообразующими элементами средневекового общества, их функционированием и эволюцией, реконструировать картину мира средневекового человека и ее трансформацию.

Методология основана на сочетании структурного и сравнительно-исторического подходов, позволяющих как вскрыть особенности развития основных институтов средневековья, обычно группируемых вокруг понятий феодализма и католицизма, так и сформировать комплексное видение предмета.

В результате освоения этого материала студенты должны

знать основные факты истории Средних веков;

представлять себе логику развития Средневековой цивилизации, определять ее основные этапы, видеть ее историческое и культурное своеобразие;

понимать специфику работы со средневековыми источниками;

ориентироваться в основных, наиболее значимых, современных методологических подходах к средневековой истории.

Курс делится на три части в соответствии с традиционной периодизацией средневековой истории.

1 часть курса охватывает период раннего Средневековья. Именно тогда были заложены основы современной нам европейской цивилизации, поскольку до этого времени «Европа» как некая культурно-историческая общность не существовала. Она выросла на почве взаимодействия наследия распадавшейся цивилизации римской империи, порожденного ею христианства и культуры варварского мира. Это было время варварских и раннефеодальных королевств, несущих на себе печать переходного времени.

Развитому или классическому Средневековью посвящена 2 часть курса. Период характеризуется внутренним и внешним подъёмом, расцветом феодальных отношений, рыцарства и куртуазной культуры, массовым ростом городов, возникновением феодальной монархии, формированием сословно-представительных учреждений. Появляются первые ростки светского знания, университеты.

3 период называется поздним Средневековьем или ранним Новым Временем. Это эпоха Возрождения и Великих географических открытий, Реформации и развития естественных наук и рационализма, абсолютной монархии, приведшей к угасанию феодального строя. Но, не смотря на новые черты этого периода, не следует забывать, что «картина мира», ценностные ориентации, свойственные средневековому сознанию, изживали себя медленно.

Курс истории средних веков для студентов заочного отделения читается в III и IV семестрах. Общий объем составляет 48 часов (30 ч. — лекции, 18 ч. — семинарские занятия).

До начала зимней сессии студенты 2 курса ОЗО должны подготовить контрольную работу по одной из тем, указанных в данном пособии. Также в пособии даны методические рекомендации по написанию контрольной работы.

В период зимней сессии студенты изучают первую часть курса истории средних веков (10 ч. – лекции, 6 ч. – семинары) и сдают зачет.

Проблемы истории классического и позднего Средневековья рассматриваются в IV семестре (20 ч. – лекции, 12. ч. — семинары). Для допуска к экзамену студенты должны также приготовить реферат одной монографии по проблемам Средневековой истории из списка научной литературы, приведенного в данном пособии.

Автор выражает особую благодарность Маргарите Максимовне Базиной за помощь в обсуждении текста и основных идей работы, за ценные замечания и советы.

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Методическое пособие по истории средних веков для студентов историков

Вы находитесь в рубрике: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ (сменить рубрику) ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ:

Архивные фонды — это спецфонды Порталуса, которые не доступны в Читальном зале.

Последние 10 архивов:

МЕНЮ ДЛЯ АВТОРОВ:

НОВИЧКАМ: Хотите стать нашим автором и публиковать свои материалы в Библиотеке? ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ!

Дата публикации: 09 июня 2017
Автор: Н. П. МАНАНЧИКОВА →
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ →
Номер публикации: №1496991835 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!

В настоящем обзоре идет речь о тех учебно-методических пособиях, изданных в течение последних 6 — 7 лет, которые затрагивают узловые проблемы истории феодализма и в приложении к которым опубликованы источники по важнейшим вопросам медиевистики, в том числе и впервые переведенные на русский язык. Этот вид пособий является наиболее интересным и находит все более широкое применение в работе со студентами исторических факультетов университетов, а также пединститутов.

Генезис феодализма в Западной Европе — фактически первая большая и серьезная проблема, с которой начинается изучение курса истории средних веков. Преподаватели, ведущие практические занятия, сталкиваются с трудностями, обусловленными недостаточной подготовленностью второкурсников, а также теоретической сложностью и многоплановостью самой проблемы. Конкретно-исторический материал к этой теме в большинстве случаев не отличается особой яркостью, и преподавателю приходится приложить максимум усилий, чтобы научить студентов за кажущейся простотой и описательностью источников увидеть качественные изменения в структуре раннесредневекового общества, проследить важнейшие процессы и закономерности исторического развития.

Опыт проведения таких занятий позволяет положительно оценить пособие по истории возникновения и формирования феодальных отношений, изданное Московским университетом и принадлежащее перу А. Р. Корсунского 1 . Два выпуска этого пособия, отчасти дополняющие и продолжающие друг друга, включают характеристику комплекса вопросов социально-экономического и политического развития ряда областей Западной Европы в период перехода от рабовладельческого и первобытнообщинного строя к феодальному. В отличие от других ранее изданных методических пособий общего характера, затрагивавших отдельные стороны генезиса феодализма 2 , данное пособие, и особенно его второй выпуск, содержит глубокую методическую разработку широкого круга вопросов, логически тесно связанных между собой. Материал исторических источников, рекомендованных пособием, строго систематизирован и соответствует назначению — помочь студентам выявить закономерности и конкретно- исторические формы возникновения феодальной формации. Научный уровень этого пособия вполне отвечает современным требованиям. Кроме того, оно вводит в научный оборот для исследовательской работы студентов большое количество новых источников в переводе самого составителя и других авторов.

Второй выпуск пособия состоит из шести разделов — шести больших тем. Содержащийся в них материал вполне обеспечивает практические занятия и постановку спецсеминара. Ряд тем, например, «Общественный строй древних германцев», «Франкское общество в конце V — начале VI в.», ставших теперь классическими, ориентированы на использование старого, сложившегося фонда источников. Однако формулировка многих частных вопросов (докладов), на которые разбиваются эти темы, звучит вполне современно. Тема «Процесс феодализации во франкском обществе в VI-

1 А. Р. Корсунский. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников II курса исторических факультетов государственных университетов. Вып. 1 и 2. М. 1968, 1973.

2 См., например, Ю. М. Сапрыкин, Н. М. Сидорова. История средних веков. Тематика докладов для студентов-заочников II курса исторических факультетов государственных университетов. М. 1968.

IX вв.» до издания разбираемого пособия была недостаточно оснащена источниками. Теперь же стало возможным глубокое изучение процесса феодализации во франкском обществе благодаря публикации источников в приложении к двум выпускам пособия А. Р. Корсунского. Студенты могут использовать готовую подборку ценных исторических материалов — статьи из «Рипуарской правды», капитулярии франкских королей, «Анжерские формулы», главы из «Истории франков» Григория Турского 3 . Темы «Англосаксонское общество VII-X вв.» и «Социально-экономические отношения в Италии при остготах и лангобардах» рассчитаны на использование источников, опубликованных в последнее время и в основном в приложении к данному пособию. Изучение этих тем предполагает знакомство с новейшими выводами советской историографии генезиса феодализма; в результате перед студентами как бы развертывается картина формирования феодальных отношений в Западной Европе, при этом упор делается на двух различных проявлениях одного и того же процесса — на территории Англии в VII-X вв., где синтез римских и германских общественных элементов почти отсутствовал, и в Италии при остготах и лангобардах, где удельный вес римских элементов был значительно большим.

Таким образом, содержание пособия подводит студентов вплотную к пониманию актуальной проблемы типологии генезиса феодализма, проблемы общего и особенного в историческом процессе. Пособие, помогающее студентам изучить эти трудные проблемы, отличается глубиной раскрытия сути процессов и явлений. Можно ожидать выхода последующих выпусков, в которых будет продолжена публикация источников, расширено количество тем за счет привлечения материала по истории других областей Западной Европы этого периода, а также найдется место и для культурно-идеологического аспекта генезиса феодализма.

Пособие по истории восстания Дольчино, подготовленное В. В. Самаркиным 4 , предназначено для студентов-заочников, но оно может быть использовано и студентами дневного и вечернего отделений при изучении истории крестьянских движений в Западной Европе в XIV-XVI веках. По своему содержанию это пособие шире названия: его методическая часть, помимо общих рекомендаций по подготовке докладов и курсовых работ, содержит перечень тем по истории средневековых крестьянских восстаний с прилагаемым к каждой теме списком источников и литературы. Тематика этой узловой проблемы разрабатывалась и раньше в общих и специальных пособиях 5 , так или иначе отразивших успехи советской историографии в исследовании истории классовой борьбы при феодализме. В. В. Самаркин, предоставляя студентам возможность выбора, ввел в свое издание как старые, классические темы (например, «Английское крестьянство XIII-XIV вв.» и др.), так и обновленные (например, «Жакерия и французский город» и др.) и совсем новые темы («Идеология английского крестьянства XIII-XIV вв.»), соответствующие направлениям советских исследований в области медиевистики.

Другие статьи:  Земельный налог отменен

Пособие В. В. Самаркина вызывает особенный интерес и потому, что оно вводит в круг вопросов, доступных для самостоятельной работы студентов, очень важную и относительно мало изученную проблему: место и значение в истории народных движений восстания североитальянских крестьян под руководством Дольчино. В центре внимания составителя находятся две темы — «Ересь апостольских братьев» и «Восстание Дольчино», которые снабжены обстоятельными методическими указаниями. Основная часть пособия (около 3/4 всего объема) представляет собой публикацию важнейших источников по восстанию Дольчино в переводе на русский язык В. В. Самаркина и Т. П. Гусаровой. Эти источники вышли из-под пера ярых врагов плебейско-крестьянского движения. Самые ранние из приведенных в пособии — отрывки из «Хроники» Салимбене, протоколы Болонской инквизиции — рассказывают о первом периоде деятельности (со второй половины XIII в.) апостольской секты, о братьях-апостоликах, выступавших в качестве бродячих проповедников и пропагандистов сво-

3 «История франков» Григория Турского занимает значительную часть приложений к пособию А. Р. Корсунского. Думается, что после представленной публикации нетрудно будет подготовить и полное издание этого интересного источника.

4 В. В. Самаркин. Восстание Дольчино. М. 1971.

5 См. Ю. М. Сапрыкин. Крестьянские движения в Западной Европе в XIV- XVI вв. М. 1960, и др.

его учения, о популярности их еретических идей в народе, об ареале, охваченном влиянием секты, наконец, о социальной принадлежности лиц, сочувствовавших проповеди апостоликов. Трактат инквизитора Бернардо Гви «О секте тех, которые называют себя принадлежащими к ордену апостолов» — пока единственный из известных источников, где приведены извлечения из двух не дошедших до нас посланий Дольчино, теоретика общины апостоликов и руководителя восстания. В источнике отчетливо отразился тот факт, что пророчества Дольчино о царстве божьем на Земле носили характер революционных призывов к борьбе и число его сторонников в Ломбардии было «сверх всякой меры». О начале восстания и ходе борьбы крестьян повествует фрагмент анонимной хроники «История ересиарха фра Дольчино». Страх церкви перед лицом народного возмущения, ее стремление любыми методами вырвать с корнем еретические идеи из сознания народа хорошо прослеживаются в отрывках из «Наставления по практике инквизиционного расследования» Бернардо Гви. Даже это краткое описание содержания приводимых материалов дает достаточное представление об их значении.

Подборка разнохарактерных источников, комментарии, предпосланные документам, свидетельствуют о серьезном намерении составителя дать в руки студентов пособие, направляющее самостоятельную разработку предложенных тем. Эта задача вполне реальна, поскольку подкреплена разработкой методологических подходов к перечисленным темам, намеченным в известных статьях акад. С. Д. Сказкина и Е. В. Гутновой 6 . Но как же реализуется этот принцип составителя — ориентировать студентов на самостоятельный анализ источников — в методических указаниях к этим темам (стр. 17 — 22)? Нам думается, что здесь проявилась некоторая непоследовательность позиции В. В. Самаркина — его указания порой содержат излишние подробности, подсказывающие студентам пути работы и снижающие тем самым уровень столь трудно достигаемой студенческой самостоятельности. На стр. 20 — 21, например, дана схема разработки вопросов о социальном составе восставших, о стихийном характере движения и т. д. Подобная практика составления методических указаний к предлагаемым темам не нова: она применялась в учебных пособиях 60-х годов, применяется и в пособиях 70-х годов. Но, может быть, стоит нарушить эту традицию, если рекомендованная к теме литература помогает студентам разобраться в материале источников? Это побудит их активнее использовать знания, полученные из рекомендованных работ.

Другое небольшое замечание, ни в коей мере не умаляющее достоинств пособия В. В. Самаркина, является лишь попыткой поддержать разговор о практических занятиях, ведущийся сборником «Средние века» в разделе «Медиевистика в высшей школе» (см. вып. 26, 27, 35). Стоит ли так категорично во всех случаях осуждать студенческие работы, где последовательность изложения, аргументация заимствованы из исследований советских историков (см. пособие, стр. 7)? Нет ничего страшного в том, что на практических занятиях будут поставлены один-два доклада, воспроизводящие систему доказательств по избранному вопросу автора рекомендованной монографии. Подобный доклад нельзя считать лишь подготовительной, второстепенной работой: для студентов второго курса тщательный разбор серьезного исследования, выявление концепции автора — труд нелегкий, включающий элемент самостоятельного анализа. Кроме того, в настоящее время мастерство исследовательского процесса нельзя постичь, не познакомившись с приемами источниковедческой работы, логикой аргументов выдающихся советских ученых.

К пособию В. В. Самаркина тематически примыкает сборник документов по крестьянской войне 1525 г. во Франконии, подобранных и переведенных В. А. Ермолаевым 7 и изданных Саратовским университетом. Нет необходимости говорить об ак-

6 С. Д. Сказкин. Первое послание Дольчино. Избранные труды по истории. М. 1973; его же. Восстание Дольчино. «Преподавание истории в школе», 1949, N 4; Е. В. Гутнова. Некоторые проблемы идеологии крестьянства эпохи средневековья. «Вопросы истории», 1966, N 4.

7 «Крестьянская война 1525 года во Франконии». Сборник документов. Учебно- методическое пособие к курсу истории средних веков по теме «Крестьянская война в Германии». Составил и перевел В. А. Ермолаев. Вып. 1. Саратов. 1968; вып. 2. Саратов. 1969.

туальности проблем Реформации и Крестьянской войны 1524 — 1525 гг. в Германии. Драматизм событий, значительность и сложность проблемы в целом, разнообразие аспектов ее исследования как нельзя лучше отвечают любознательности студентов. Но круг доступных для учебной работы источников по истории Германии этого периода долгое время был весьма ограниченным, рассчитанным лишь на то, чтобы проиллюстрировать общий лекционный курс по истории средних веков. Поэтому рассматриваемый сборник — своевременное и необходимое издание, дающее студентам обширный материал для создания письменных работ и докладов по истории Германии в XV- XVI веках.

В первый выпуск вошло свыше 40 источников, сгруппированных в три раздела: а) Социальная борьба в Германии накануне Великой крестьянской войны; б) Ход Крестьянской войны во Франконии и в) Программные документы Крестьянской войны во Франконии. Основная часть этих материалов взята из хроник современников Крестьянской войны — Лоренца Фриса и Томаса Цвейфеля, которые не только подробно описали события своего времени, но и включили в свои хроники большое количество документов, впоследствии утраченных. Источники второго выпуска более разнообразны и характеризуют социально-экономические предпосылки Крестьянской войны во Франконии. Они составили два раздела: а) Аграрные отношения во Франконии перед Крестьянской войной; б) Положение во франконских городах перед Крестьянской войной. Все эти источники позволяют представить живую действительность Германии конца XV — первой четверти XVI в., конкретно ощутить, как проявляли себя здесь в то время важнейшие исторические закономерности. Специальных методических указаний сборник не содержит, однако многие источники сопровождаются комментариями. В предисловии к каждому выпуску предложены темы докладов, которые могут быть выполнены на материале опубликованных ранее и вошедших в этот сборник источников. Некоторые темы рассчитаны на создание работ описательного характера (например, «Ход Крестьянской войны во Франконии» или «Положение населения мелких городов Франконии»), но без этой описательности нельзя решить важные теоретические задачи. Думается, что В. А. Ермолаев достиг своей цели — документы убеждают в специфике событий Крестьянской войны во Франконии, где «крестьянские силы были менее разбросаны, города приняли наиболее активное участие в восстании, союз бюргерства и крестьянства был более длителен. а национальная задача создания централизованного государства, получившая свое отражение в известной Гейльброннской программе, ставилась здесь наиболее определенно и решительно» (вып. I, стр. 4).

Обширной и столь непростой в методологическом отношении проблеме — средневековый город — за последнее пятилетие, к сожалению, посвящено лишь одно изданное МГУ учебно-методическое пособие В. В. Стоклицкой-Терешкович и С. Л. Плешковой 8 . Первая часть пособия включает введение, методические указания и четыре узловых вопроса, или раздела, к которым приложены списки необходимых источников и литературы, а также рекомендованы темы небольших докладов. Публикация фрагментов из различных источников в переводах В. В. Стоклицкой-Терешкович и С. Л. Плешковой составляет вторую, большую часть пособия.

Первые три раздела, по-видимому, были рассчитаны на активное вовлечение в учебный процесс тех источников по истории западноевропейских средневековых городов, которые ранее публиковались на русском языке в различных изданиях. В основном это материалы по истории французских, немецких и английских городов. Сама по себе такая задача не может вызвать каких-либо возражений. Она же до некоторой степени оправдывает и тот факт, что темы этих разделов акцентируют внимание студентов на проблемах, ставившихся в советской медиевистике предшествующего периода (до начала 60-х годов), как-то: привилегии и вольности средневековых городов XII-XIII вв., организация цехового ремесла в средневековом городе, социально-политическая борьба внутри города в XIV-XV веках. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что в формулировке тем для докладов отсутствует необходимая целенаправленность. Например, «Города-коммуны Лан, Бовэ и Руан»,

8 В. В. Стоклицкая-Терешкович, С. Л. Плешкова. Средневековый город в Западной Европе в XI-XV веках. Вып. 1. М. 1969.

«Немецкий город под властью феодалов». Подобная постановка темы, конечно, не исключает проблемного построения доклада и выбора новых аспектов при освещении материала, однако, думается, что следует специально обсудить вопрос о формулировке тем для студентов II курса. Нужно учитывать, что она может не только организовать, но и рассеять их внимание при работе над источником. В этом отношении удачнее сформулированы подобные темы в пособии Саратовского университета 9 , например, «Система эксплуатации города сеньором (выяснить из анализа древнейшего городского права Страсбурга, XII в.)» или: «Причины, формы и цели освободительной борьбы горожан (выяснить из анализа истории Ланской коммуны)»; «Основные типы городского самоуправления» и другие.

Самый интересный в пособии В. В. Стоклицкой-Терешкович и С. Л. Плешковой раздел — «Организация и характер средиземноморской и северной торговли в средние века». Большинство источников, включенных в приложение, предназначено для работы над этим разделом. В кратком обзоре невозможно дать характеристику всей публикации новых материалов. Следует лишь отметить, что многие из документов вносят необходимый элемент новизны в наши знания о южнофранцузских городах, об организации морской торговли в средние века и т. д. Любопытны также фрагменты из морского права различных областей Европы. Недавно на русском языке появился еще один важный источник по истории морского права в Средиземноморье — «Морской закон» родосцев 10 . По-видимому, в дальнейшем можно будет предложить студентам новые темы по истории средиземноморской торговли городов как Западной, так и Восточной Европы. К сожалению, на русском языке пока еще нет компактной подборки источников по истории итальянских городов и их торговли в Средиземном море 11 . Естественно поэтому, что составители не могли уделить итальянским городам должного внимания. Однако непонятно, почему в списках литературы к этому и другим разделам не указаны исследования по истории итальянских городов. Многие из этих работ имеют далеко не частное значение.

Другие статьи:  Материнский капитал за второго ребенка сроки

Касаясь пособия в целом, нельзя не отметить, что в список литературы не вошло большое количество изданных в 60-е годы работ по истории средневековых городов. Последними из указанных в этих списках оказались исследования, опубликованные в 1963 году. Не нашли отражения в пособии и проблемы, поставленные в новейших работах (например, взаимовлияние города и деревни, специфика социальной природы патрициата и др.). Таким образом, использование этого пособия на практических занятиях несколько затруднено из-за ограниченности круга поставленных вопросов и недостаточного привлечения новейшей исторической литературы. Можно надеяться, что во второй выпуск этого пособия будут внесены необходимые дополнения. Однако широта общей темы — средневековый город — заставляет предположить, что для ее разработки потребуется еще не одно учебно-методическое пособие 12 .

Особого внимания заслуживает первая на русском языке хрестоматия по истории средневековых европейских университетов, подготовленная и изданная Г. И. Ли-

9 «Методическое пособие по истории средних веков». Для студентов-заочников. Составитель Н. И. Девятайкина. Под редакцией С. М. Стама. Саратов. 1974. Кафедра истории средних веков Саратовского университета плодотворно работает над созданием учебно-методических пособий. Пособие Н. И. Девятайкиной нами не рассматривается, так как не содержит публикации источников. Однако оно дает интересные рекомендации по проблемному чтению лекционного курса для студентов-заочников и обновляет тематику курсовых работ. Соответствие этого пособия современному уровню знаний по ряду узловых вопросов дает основание рекомендовать его преподавателям и студентам других университетов.

10 «Морской закон». Предисловие и перевод М. Я. Сюзюмова. «Античная древность и средние века». Вып. 6. Свердловск. 1969 .

11 В известных изданиях документов по истории итальянских городов источники опубликованы на итальянском языке (см., например, «Итальянские коммуны XIV-XV веков». Сборник документов из архива Ленинградского отделения Института истории АН СССР. М. -Л. 1965).

12 Новые пособия по частным вопросам истории средневекового города уже начали выходить в свет (см., например, «Венецианский цех в XIII-XV веках». Учебное пособие для практических занятий студентов исторического отделения. Ч. 1. Составитель Н. А. Фионова. Под ред. Н. П. Соколова. Горький. 1971).

патниковой 13 . Сейчас становится очевидным, что без знания университетской жизни, городской культуры нельзя полностью разобраться в антифеодальных народных движениях, процессах централизации европейских государств и т. д., равно как и в идеологической борьбе средневековья. Источники, подобранные Г. И. Лилатниковой, в определенной мере восполняют пробелы в наших знаниях по истории культуры и образования в средние века, помогают разобраться в истинном отношении светской власти и католической церкви к университетам. Свидетельства документов (раздел второй, стр. 57) убеждают в намерении церкви поставить университеты на службу своим целям и разбивают попытки буржуазной историографии приписать церкви особые заслуги в развитии европейской науки и образования.

Тематика докладов, предлагаемая в конце пособия, может быть использована в работе спецсеминара. В сборнике нет особых методических указаний, однако их вполне могут заменить предисловие А. Е. Москаленко и вступительная статья Г. И. Липатниковой. В предисловии дан краткий историографический очерк всех работ по истории университетов, опубликованных на русском языке, во вступительной статье в сжатой форме изложены новейшие взгляды главным образом зарубежной историографии по основным проблемам истории университетов и намечены направления возможных в дальнейшем исследований. Примечания к каждому разделу значительно раздвигают тематические рамки пособия и содержат ценный справочный материал об античных и средневековых философах и их сочинениях, о направлениях в тогдашней европейской науке и т. д. Таким образом, студент может извлечь из этого сборника все необходимые для серьезной самостоятельной работы рекомендации.

Рассмотренные учебно-методические пособия представляют собой определенный вклад в нашу учебную литературу и историографию. Содержащиеся в них методические рекомендации обобщают накопленный многими преподавателями опыт практической работы со студентами, и теперь уже невозможно себе представить проведение занятий и выполнение курсовых работ без использования этих пособий 14 . Нам думается, что подобные издания открывают перед учеными и педагогами широкие возможности в будущем. В тематике опубликованных пособий далеко не исчерпаны те проблемы современной медиевистики, которые уже получили достаточно глубокое освещение в статьях и монографиях советских ученых и которые могут быть предложены для самостоятельной работы студентов. Таковы проблемы генезиса феодализма, аграрных отношений в Византии, в славянских странах Юго-Восточной Европы, в Южной Италии, Испании, в скандинавских странах и т. д. Эпоха расцвета феодализма, представленная в пособиях лишь темами по истории крестьянских движений и развитию городов в отдельных странах, также должна получить более широкую разработку. Возможно, следует подготовить учебный материал, показывающий эволюцию форм земельной собственности и видов феодальной ренты параллельно в нескольких странах Европы, а также подборку источников, отразивших развитие рыночных связей, созревание предпосылок для возникновения капиталистических отношений. Сложнейшие процессы периода позднего средневековья, связанные с генезисом капитализма, мало затронуты в пособиях, хотя они требуют пристального внимания на занятиях.

Рассмотренный вид пособий позволяет наиболее быстро использовать новейшие результаты исследований советских историков в учебном процессе, вводить студентов в круг актуальных вопросов исторической науки и давать им необходимый материал для первых шагов в самостоятельной исследовательской работе.

13 «Документы по истории университетов Европы XII-XV вв.». Учебное пособие. Вступит. ст., пер. и примеч. Г. И. Липатниковой. Под ред. и с предисл. А. Е. Москаленко. Воронеж. 1973.

14 Хрестоматийный фонд источников хорошо иллюстрирует лекционный курс по истории средних веков, но он слишком фрагментарен и стабилен для целенаправленной работы на семинарских занятиях (см. «Хрестоматия по истории средних веков». Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Т. I. M. 1961; т. II. М. 1963, и др.).

Опубликовано 09 июня 2017 года

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, «Библиографическая запись»)

Н. П. МАНАНЧИКОВА, НОВЕЙШИЕ ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ [Электронный ресурс]: электрон. данные. — Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 09 июня 2017. — Режим доступа: http://portalus.ru/modules/sensation/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1496991835&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.12.2018.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, «Библиографическая ссылка»)

Н. П. МАНАНЧИКОВА, НОВЕЙШИЕ ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 09 июня 2017. URL: http://portalus.ru/modules/sensation/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1496991835&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.12.2018).

Ваше мнение о публикации ?

Автору публикации:

Методическое пособие по истории средних веков для студентов историков

I курс 2-й семестр

Понятия, термины, важнейшие события, знание которых обязательно для сдачи экзамена по Античности обязательные для знания

II курс 1-й семестр

II курс 2-й семестр

Слайд-шоу по лекции «Крестьянская война в Германии (1524-26гг.)» + текст лекции, которая сопровождается данным слайд-шоу

Слайд-шоу по лекции «Правление Елизаветы Тюдор» + текст лекции, которая сопровождается данным слайд-шоу

III курс 1-й семестр

III курс 2-й семестр

Лекция «Сферы исторического познания» для самостоятельного освоения по теоретическому курсу «Методология истории»

Образцы студенческих контрольных работ по методологии по номерам практик: №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8

Методическое пособие по истории средних веков для студентов историков

Учебные пособия к курсу истории Древнего Востока:

Образцы студенческих контрольных работ по методологии по номерам практик: №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8

«Сферы исторического познания» — Лекция для самостоятельного освоения по теоретическому курсу «Методология истории»

Постнеклассическая парадигма, синергетика и теории хаоса (Лекция для магистров по курсу «Философия и методология науки»)

Авторизация на сайте

Учебно-методические пособия и информация с открытым доступом

Учебно-методические и учебные пособия

1. Тематика контрольных работ по истории Средних веков и методические рекомендации. Част I. — Пенза: ПГПУ, 2004. -32 с. Тираж 100 экз.

2. Тематика контрольных работ и методические рекомендации. Часть 2.- Пенза: ПГПУ, 2005.- 25 с. Тираж 100 экз.

6. История Средних веков. Бакалавриат. Практические занятия Часть I. — Пенза: ГУМНИЦ, 2011. — 30 С. Тираж 100 экз.

8. История Средних веков. Бакалавриат. Практические занятия Часть I. — Пенза: ГУМНИЦ, 2012. — 36 с. Тираж 100 экз.

9. История средних веков: учебно-методическое пособие. / сост. В.П. Митрофанов В.П.- Пенза: Изд-во ПГУ, 2013.- 48 с. — тираж 100 экз.

15. Шувалов В.И. Национальные государства Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI вв. Учебное пособие. Пенза: ПГПУ, 2005. — 100 экз.

16. Шувалов В.И. Многофакторный подход к истории. Учебное пособие к спецкурсу. Пенза: ПГПУ, 1999. — 100 экз.

17. Шувалов В.И. История Североамериканских Соединённых Штатов как государства-нации во 2-ой половине XX века. Учебно-методическое пособие. Пенза: ПГПУ, 1999. — 100 экз.

18. Шувалов В.И. Теория индустриального общества. Учебное пособие. Пенза: ПГПУ, 2008. — 100 экз.

19. Шувалов В.И. Первый позитивизм как явление мировой теоретической мысли. Учебное пособие. Пенза: ПГПУ, 2008. — 100 экз.

Лекции

Научные статьи по темам

Эпоха наполеоновских войн

Историография всеобщей истории

Темы контрольных работ по истории средних веков (для студентов I курса исторического факультета ОЗО)

1 Темы контрольных работ по истории средних веков (для студентов I курса исторического факультета ОЗО) 1. Социально-политическое развитие Германии XII XIV вв. 1. Тенденции аграрного и городского развития. 2. Социальная база центральной власти и сепаратизма. 3. Исторические личности на имперском престоле и последствия их централизаторской политики. Основной вопрос. Существовала ли сословно-представительная монархия в Германии эпохи классического средневековья и в какой форме? Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., Колесницкий Н. Ф. «Священная римская империя»: притязания и действительность. М., История крестьянства в Европе. Т.II. М., Глава VIII. 2. Типологические особенности византийского феодализма 1. Экономическое развитие. 2. Социальная структура. 3. Феодальный город. 4. Государственность. Основной вопрос. Можно ли считать Византию особым типом феодального общества или она органическая часть западноевропейского феодализма? Византийские очерки. М.,1931; М.,1971; М.,1977. Удальцова З. В. Италия и Византия в VI в. М.,1959. Горянов Б. Т. Поздневизантийский феодализм. М.,1962. Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в XI ХII вв. М.,1960. История крестьянства в Европе. Т. I. М.,1985; Т.2. М.,1983. История Византии в 3-x тт. М., Культура Византии в 3-х тт. М., Социально-политическое развитие Англии в XI XIII вв. 1. Тенденции аграрного и городского развития. 2. Социальная структура. 3. Основные вехи борьбы центральной власти и сил сепаратизма. 4. Особенности возникновения парламента как органа сословного представительства. Основной вопрос. В чем проявился феодальный характер Великой хартии вольностей как политического документа? Гутнова Е. З. Возникновение английского парламента. М.,1959. Кертман Л. Е. География, история и культура Англии. М.,1979. Левицкий Я. А. Город и феодализм в Англии. М., Становление сословной монархии во Франции 1. Экономические предпосылки. 2. Тенденции развития структура феодального класса. 3. Историческая смена инструментов и методов королевской политики централизации.

Другие статьи:  Займ от частного лица под залог квартиры

2 2 Основной вопрос. В чем проявилось влияние Столетней войны на процесс складывания сословного представительства во Франции? Блок М. Характерные черты французской аграрной истории. М., Бессмертный Ю. Л. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе ХII XIII вв. М., Басовская Н. К. Столетняя война гг. М., Хачатурян Н.А.Сословная монархия во Франции ХIII XIV вв. М., Исторические судьбы французского крестьянства и Жакерия 1. Основные типы феодальной вотчина XI XIII вв. 2. Прогресс товарного производства и «новый серваж». 3. Историческое своеобразие крестьянской войны во Франции. Основной вопрос. Позволяет ли антифеодальный характер движения «жаков» считать его пробуржуазным? Блок М. Характерные черты Французской аграрной истории. М., Бессмертный Ю. Л. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе ХII ХIII вв. М., Конокотин А. В. Жакерия 1358 г. во Франции. Иваново, История крестьянства в Европе. Т. II. М., История Франции. Т.I. М., Аграрное развитие Северной и Средней Италии, и восстание Дольчино 1. Влияние города на развитие деревни. 2. Социальное содержание ереси «апостольских братьев». 3. Основные вехи истории восстания Дольчино. Основной вопрос. Можно ли считать это восстание крестьянской войной? Самаркин В. В. Восстание Дольчино. Учебно-методическое пособие. М., Котельничева Л. А. Феодализм и город в Италии. М., Исторические особенности итальянского гуманизма 1. Ядро гуманизма собственно гуманистические идеи. 2. Периодизация истории гуманизма в Италии. 3. Проблема социальных истоков гуманизма. Основной вопрос. Можно ли назвать гуманизм в такой же степени явлением антифеодальным, как и Реформация? Итальянское Возрождение. Сборник статей. Л.,1967. Брагина Л. М. Социально-этические взгляды итальянского гуманизма. М., Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) под. ред. Л. М. Брагиной. М.,1985. Горфункель А. X. Философия эпохи Воз рождения. М., Генезис капитализма в Англии позднего средневековья 1. Мануфактура как первый росток капиталистической промышленности. 2. Сущность процесса первоначального накопления капитала. 3. Основное рычаги этого процесса в Англии XV XVII вв.

3 Основной вопрос. Как характер социального развития Англии объясняет тот факт, что расцвет абсолютизма в стране был исторически кратким? Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., Штокмар В. В. Экономическая политика английского абсолютизма эпохи его расцвета. Л.,1982, Проблема генезиса капитализма. М., Кертман Л. Е. География, история и культура Англии. М., Французский абсолютизм XVI XVII вв. 1. Складывание основ абсолютизма в социальной структуре Франции. 2. «Религиозные войны» и политическое развитие страны. 3. Историческое значение Нантского эдикта. Основной вопрос. В чем состоят черты исторического своеобразия французского абсолютизма? История Франции. Т I. М.,1972. Люблинская А. Д. Франция в начале XVII века. Л.,1959. Она же. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. М. Л., Она же. Франция при Ришелье. М., I. Учебные пособия Основная и дополнительная литература по истории средних веков (для студентов I курса исторического факультета ОЗО) 1. Абрамсон М. Л., Кириллова А. А., Колесницкий Н. Ф. Средние века. Учебное пособие для студентов исторических факультетов пед. институтов / Под ред. Н. Ф.Колесницкого М., Виноградов П. Г. Учебник всеобщей истории. Часть II. Средние века. 8-е изд. М., Виппер Р. Ю. История средних веков. Курс лекций. Киев, 1996; СПб., История средних веков. В 2-х тт. Учебник / Под ред. С. П. Карпова. М., 2001 (или другое издание). 5. История средних веков / Под ред. Е. А. Косминского и С. Д. Сказкина. М., Т. I II. 6. История средних веков / Под ред. М. М. Стасюлевича. М., История Средних веков. От падения Западной Римской империи до Карла Великого ( гг.) / Под ред. М. М. Стасюлевича. М., История Средних веков. От хаоса к порядку ( гг.) / Под ред. М. М. Стасюлевича. М., История Средних веков. Крестовые походы ( гг.) / Под ред. М. М. Стасюлевича. 3-е изд., испр. и доп. М., История Средних веков: Европа / Авторы-сост.: А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. М., История Средних веков: Европа и Азия/ Авторы-сост.: А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. М., II. Хрестоматии и сборники источников 1 1. Абрамсон М. Л. Ртищева Г. А. Фрейденберг М. М. Практикум по истории средних веков. В 2-х вып. Вып.1. М., Абрамсон М. Л. Сливко С. А. Фрейденберг М. М. Практикум по истории средних веков. В 2-х вып. Вып. 2. М., Византийские легенды / Сост.: С. В. Полякова. М., Документы по истории феодального государства и права // Черниловский З. М. История феодального государства и права. М., Зарубежная литература средних веков. Латинская, кельтская. Скандинавская, провансальская, французская литературы // Сост. Б. И. Пуришев. Издание второе, испр. и доп. М., Опыт тысячелетий. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., Очень многие источники по истории средних веков (в русскоязычном переводе) опубликованы в Интернете на сайте: Важно заметить, что материалы этого сайта являются электронными версиями соответствующих печатных изданий, и в этих версиях, как правило, приводится пагинация оригинальных изданий.

4 4 7. Памятники византийской литературы IV IX вв. М., Памятники средневековой латинской литературы IV IX вв. М., Памятники средневековой латинской литературы X XII вв. М., Практикум по историй средних веков/ Сост. М. Л. Абрамсон. М., 1967; Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В. М. Корецкого. М., Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. Т. I III. М., Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. С. Д. Сказкина. Т. I II. М., III. Общие работы, в том числе исследования культуры средневековья и историографические работы 1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. М., Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М. Л., Вейс Г. История цивилизации. Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Том II. Темные века и Средневековье. IV XIV вв. М., Виолле-де-Люк. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., Всемирная история. М., Т Господствующий класс феодальной Европы. М., Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. М., Грацианский Н. П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., Он же. Средневековый мир: Культура безмолствующего большинства. М., Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. М., Она же. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI XV вв.). М., Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. М., Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, Европа в средние века: Экономика, политика, культура. М., Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков. Екатеринбург, Иванов В. Г. История этики средних веков. СПб., Иванов К. А. Многоликое средневековье. М., Ивонин Ю. Е., Ивонина Л. И. Властители судеб Европы: императоры, короли, министры XVI XVII вв. Смоленск, Идейно-политическая борьба в средневековом обществе. М., История дипломатии / Под ред. В. П. Потемкина. М., 1941; Т. I. 25. История Европы. М., Т. II III. 26. История крестьянства в Европе. М., Т. I III. 27. История мира. Средние века. Африка. Америка. Западные страны. Арабский мир. Дальний Восток. М., Егер О. Средние века. М., 1996; Кандель Б. Л. История зарубежных стран: Библиография русских библиографий, опубликованных с 1857 по 1965 год. М., Карсавин Л. П. Культура средних веков. Киев, Кенигсбергер Г. Средневековая Европа годы. М., Киссинджер Г. Дипломатия. М., Классы и сословия средневекового общества. М., Козлов А. С. Средневековая Европа: основные общественные процессы, управление, власть. Екатеринбург, Колесницкий Н. Ф. Феодальное государство. М., Косминский Е. А. Историография средних веков. V в. середина XIX в.: Лекции. М., Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург, Он же. Цивилизация средневекового Запада. М., Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л., Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М., Новое в изучении всеобщей истории. Учебное пособие. Владивосток, Осокин Н. А. История средних веков. Минск, Петрушевский Д. М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М., 2003.

5 45. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. Л., Поршнев Б. Ф. Феодализм и народные массы. М., Почепко Г. П., Фролова И. И. История зарубежных стран: Библиография зарубежных библиографий. М., Проблема развития феодальной собственности на землю. М., Самаркин В. В. Историческая география Западной Европы в средние века. М., Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М., Соколов В. В. Средневековая философия. М., Средние века. Возрождение и реформация. Эпоха просвещения. М., Феодальная рента и крестьянские движения в Западной Европе XIII XV вв. М., Хвостова К. В. Количественный подход в средневековой социально-экономической истории. М., Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., Штѐкль А. История средневековой философии. Репринт. воспроизведение издания 1912 г. СПб., Элита и этнос средневековья. М., IV. Энциклопедические издания, словари 1. Словарь исторический (личности, общество, политика) в 2-х тт. М., Новиков С. В., Маныкин А. С., Дмитриева О В. Всеобщая история. Справочник студента. М., Рыжов К. Все монархи мира. Западная Европа. М., 1999 (и другие издания). 4. Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского М., 1991 (или другое издание). 5. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Словарь-справочник / Науч. ред. В. А. Федосик, Е. Д. Смрнова. 2-е изд., испр. Минск, Христианство: Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева М., Т. I III. V. Периодические и продолжающиеся издания 1. Античная древность и средние века. Свердловск-Екатеринбург, Вып Византийский временник. М., Т Одиссей. Человек в истории. М., Вып Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., Вып Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. СПб., Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. Выпуск 3 (Сборник статей в честь 70-летия Г. Л. Курбатова) / Под ред. Г. Е. Лебедевой. М., Средневековый город. Саратов, Вып Средние века Вып