Матрилинейное наследование

Матрилинейное наследование

ПИКТЫ

Таинственные воины древней Шотландии

Глава 1. Формирование пиктского королевства

Племенные обычаи пиктов

Рассказывая книжную легенду о происхождении пиктов, Беда пишет: «Если возникает сомнение, они выбирают короля скорее из наследников по женской пинии, чем по мужской, и этот обычай, как известно, сохраняется у пиктов и по сей день». Сама легенда не имеет никакой исторической ценности, однако замечание Беды показывает, что матрилинейное наследование существовало у пиктов и в VIII столетии. Его уточнение «если возникает сомнение» мы вполне может отбросить: фактически он, видимо, хотел сказать «когда трон оказывается пустым».

Беда (679—735) — англосаксонский церковный писатель, автор книги «Церковная история народа англов», ряда житий и других сочинений.

Сравнение с независимым источником — ирландскими анналами — показывает, что список пиктских королей представляет собой список правителей этого народа в хронологической последовательности. В нем мы не найдем случаев наследования сыновей отцам, за исключением самое большее двух примеров, и то в самом конце. Однако братья постоянно наследуют друг другу. Такой порядок, конечно, мог быть прерван могущественными узурпаторами, однако сыновья незаконно занявшего трон сына короля наследниками обычно не становились.

Поскольку у других кельтских народов такой системы не наблюдается, она, скорее всего, была унаследована от местного населения бронзового века.

То, что говорят античные авторы о сексуальной жизни пиктов, предполагает, что у северных племен существовал какой-то вид многобрачия1. Наследование по женской линии могло быть принято просто в виде решения практической проблемы доказательства отцовства, но при этом многобрачие всегда могло сопровождать наследование по женской линии, служа своего рода поддержкой религиозного и законодательного табу, запрещавшего сыновьям наследовать отцам.

Странно, что в раннесредневековых источниках нет никаких указаний на то, как церковь относилась к брачным обычаям пиктов. Хотя источники достаточно скудны, от Адамнана1 или Беды можно было бы ожидать каких-то замечаний по этому вопросу, если пикты действительно вели себя чрезвычайно распущенно. После обращения в христианство полигамию у пиктов, какой бы ограниченной она ни была, терпеть не стали бы2. Однако наследование по женской линии может сохраняться даже в обществе, где принято единобрачие. В этом случае особую важность приобретают браки сестры и дочери короля.

Если в обществе принята полиандрия (многомужество) или просто полигамия (многобрачие), то личность отца нового короля могла быть неясна. Однако с появлением христианства такое незнание было уже иснозможно. Именно в этом могут лежать корни другого приписываемого пиктам обычая — экзогамии, когда брачного партнера выбирали в другом племени. В исторический период есть только два доказанных примера экзогамии, однако соседнее королевство Дал 1’иада могло постоянно снабжать пиктов иностранными принцами и такие смешанные браки, как это час-го утверждают, могли подорвать пиктское единство. Тем не менее бесспорных доказательств того, что пиктское общество было экзогамным, пока нет.

Античных писателей поражала не только неразборчивость пиктов в половых связях, но и принятый у

них обычай татуировки. Недавний анализ этих материалов доктором Норой Чэдвик показывает, что лишь очень немногие из этих сообщений являются независимыми друг от друга и что за каждым из них лежит очень мало сведений, полученных из первых рук. Доктор Чэдвик предположила, что, возможно, представление о татуированных пиктах принадлежит к области «чудес, которые римляне и жители Александрии любили рассказывать о варварах, которых они завоевали». Одним словом, это всего лишь небылицы, плод вырождения классической традиции. Пример такого отношения можно видеть на исполненном в классическом стиле рисунке Джона Уайта, где изображен удивительным образом татуированный пикт (фото 2).

Здесь само римское название — пикты, то есть «разрисованные» — становится частью традиции, поскольку это просто латинское прилагательное, а не латинизация не имеющего никакого смысла местного названия. Называя этот народ «пиктами», римляне должны были иметь в виду, что пикты каким-то образом себя раскрашивали. Здесь следует принять во внимание и более древнее название — притены. Это северная форма имени *Pritani, которым обозначались жители южной Британии еще в начале железного века. Оно означает «люди рисунков» и, скорее всего, относится именно к татуировке или рисункам — обычай, возможно унаследованный от более древнего населения. Обычай мог попасть на север во время переселения, о котором рассказывалось выше.

Хотя данные на этот счет довольно смутные, сопоставление античной традиции, хотя и расцвеченной фантастическими деталями, с информацией, которая содержится в самих названиях притены и пикты, позволяет предполагать, что северные племена до самого IV века н. э. носили татуировку.

Матрилинейное наследование

Константин Редигер: Перечитываю «Золотую ветвь» Фрэзера и как-то пришла мне в голову идея альтернативы. Итак, напоминаю — у многих примитивных культур (а так же, возможно, у греков до дорийского периода, возможно в Риме и Альбе царских вемен и т.д.) была принята весьма своеобразная форма наследования власти — по принципу матрилинейной экзогамии. Думаю, все знают о чем речь, но на всякий случай поясню: экзогамия, это когда мужчина обязан жениться на женщине из другого рода, клана, города — вплоть до субэтноса. Матрилинейность -передача власти по женской линии, в основном через дочь. То есть царю наследует не сын, а зять. Собственно альтернатива — этот принцип наследования сохраняется в Античном мире и переходит в Средневековье в Европу. Не суть важно, будет наследование идти по лествичному пути или по пути примогенитуры — важно, чтоб матрилинейно и по принципу экзогамии. Можно достичь самых неожиданных результатов.

Curioz: Константин Редигер пишет: Можно достичь самых неожиданных результатов О да! Какие роскошные в этом мире будут династические браки! Уже в Античном мире — римскими императорами станут самые неожиданные личности. А уж сколько государств унаследует Аттила с его гаремом. 🙂

Magnum: Curioz пишет: Аттила с его гаремом. 🙂 Смутно помню, что обсуждалось, но без последствий. Проблема в том, что история действительно меняется неузнаваемо. Впрочем, можно поиграть с отдельными личностями. А если бы это началось при Александре, при Августе, при Теодорихе.

Константин Редигер: Ну прежде всего мы решаем проблему Норманской-Антинорманской теории. Естественно, Рюрик женится надочере Гостомысла, Игорь по маме (что суперважно) чистый Новгородец. =) И даде по списку. но на самом деле расчитать, конечно, не возможно — слишком мощное изменение.

Krutyvus: Боже упаси Русь от гаремов. И так междуусобиці достали. Пришлось бі как в Турции — всех хлопцев кроме одного в один момент убивать после смети отца.

Константин Редигер: А кто предлагает в России гаремы? Вот это, понимаю, альтернатива! Но опять же сложно расчитать.

Другие статьи:  Исковое заявление в органы опеки

Magnum: Константин Редигер пишет: Рюрик женится на дочере Гостомысла, Игорь по маме (что суперважно) чистый Новгородец. =) Но Игорю все равно придется искать новое королевство (которое прилагается к жене), а Новгород и далее достанутся дочери Рюрика и его зятю.

Krutyvus: Извините, перепутал с будуна матрилинейность и полигамию.

Curioz: Константин Редигер пишет: Рюрик женится надочере Гостомысла Олег на дочери Рюрика, Игорь на дочери Олега. 🙂 Борис Годунов на Феодосье Фёдоровне :)) Ольгу Николаевну выдадут таки за румынского принца Карола, и он станет российским императором. [сползая под стол]

thrary: Curioz пишет: А уж сколько государств унаследует Аттила с его гаремом. 🙂 Вообще-то ровным счетом ничего. Наследование ведь идет по женской линии.

Curioz: thrary пишет: ровным счетом ничего. Наследование ведь идет по женской линии Константин Редигер пишет: царю наследует не сын, а зять Вы представляете, скольким царям Бич Божий приходился зятем?

thrary: Curioz пишет: Вы представляете, скольким царям Бич Божий приходился зятем? Пофиг. Посмотрите что будет после него.

Curioz: thrary пишет: Посмотрите что будет после него После него царство развалится, ибо замужних дочерей у вождя несколько десятков. Впрочем, возможен попил государства относительно более мирным путём, чем в РИ. Ладно, фиг с ним, с Божьим Бичом. Кто наследует Марку Аврелию? Неужели таки Коммод женится на Люцилле? 🙂

thrary: Есть более сложные формы наследования. Когда наследование отдельно ведется по женской линии и отдельно по мужской. Например земли полученные в приданое матерью будут наследовать дочери, ну и всё в таком духе, вплоть до того, что религия у мужчин может быть одна, а у женщин другая.

Krutyvus: религия у мужчин может быть одна, а у женщин другая Оце збочення. Паралельные миры не пересекаются? Где есть такое?

thrary: Krutyvus пишет: Паралельные миры не пересекаются? Где есть такое? Смешаные униатско-православные, католическо-униатские, католическо-православные браки. Украина, Польша. Дочерей крестят в веру матери, сыновей в отцовскую веру. Обычаи народа нужно знать.

Krutyvus: Дак это не религия другая, а другая конфесия. Но чтобы все поголовно хлопцы одной веры, а женцины другой.

Magnum: Curioz пишет: Неужели таки Коммод женится на Люцилле? 🙂 Отсюда вывод: в Египте, в Карии и некоторых других государствах эту развилку даже не заметят.

Dusty: Но чтобы все поголовно хлопцы одной веры, а женцины другой. В Новой Гвинее и на островах Микронезии (а также кое-где еще) есть племена, в которых мужчины разговаривают на одном языке, а женщины — на другом. Недавно видел статью, где исследуются пережитки такого состояния в Японии.

Curioz: Magnum пишет: в Египте, в Карии и некоторых других государствах эту развилку даже не заметят Хм, хм. Ну если правит однозначно зять, той же Клеопатре ничего не светит. Придётся Птолемею самому Цезаря обольщать.

Magnum: Curioz пишет: правит однозначно зять, той же Клеопатре Не «правит зять», а «наследование по женской линии». И если она Птолемея в мужья не захочет, у него вообще никаких прав.

Curioz: Magnum пишет: Не «правит зять», а «наследование по женской линии» Ещё раз: Константин Редигер пишет: царю наследует не сын, а зять Т.е. мужем Клёпы может быть кто угодно, но наследовать и править будет он, а не она. Гм, предположим, Птолемея не родилось или за день до свадьбы с Клеопатрой он случайно сел на змею/подавился персиком. Приплыл Цезарь и унаследовал трон великих фараонов!

Magnum: Curioz пишет: за день до свадьбы Можно и через день после, услдовия этому нисколько не мешают. Приплыл Цезарь и унаследовал трон великих фараонов! => в Египте, в Карии и некоторых других государствах эту развилку даже не заметят.

Нава: учитывая широкие сексуальные вгляды Цезаря, вполне может пообольщать и Птолемей.

Матрилинейная система

Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь . 2013 .

Смотреть что такое «Матрилинейная система» в других словарях:

Матриархат — гипотетическая форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщинам. Теория матриархата возникла в русле естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине XIX века, как оппозиция патриархатной (см.… … Термины гендерных исследований

матрилинейный — ая, ое. mantilinéaire. Матрилинейная система. 1905. Система при которой счет происхождения и наследования производится по материнской линии. Социс 2002 5 130 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Тулу — народ в Индии. Населяют округ Тулува на З. штата Тамилнад, а также примыкающие к нему районы штатов Махараштра, Карнатака и Керала. Общая численность 1157 тыс. чел. (1971, перепись). Язык относится к дравидийским языкам (См. Дравидийские… … Большая советская энциклопедия

БОДО (в этнографии) — БОДО (бара бодо), группа народностей в Бангладеш и Северо Восточной Индии, преимущественно живущих в Ассаме, в северной части долины реки Брахмапутры. Они составляют наиболее значительное национальное меньшинство в Ассаме. Общая численность около … Энциклопедический словарь

Примогенитура — или первородство система наследования трона в монархиях по праву первородства. Различают следующие виды: агнатическая примогенитура или патрилинейная примогенитура, наиболее известна как салическая система. Женщины полностью исключаются из линии… … Википедия

Палау — (Palau), архипелаг и гос во в Тихом океане, в зап. ч. группы Каролинских о вов. Пл. 497 км². Население 19 тыс. чел. (2001), в осн. белау. Юж. о ва сложены коралловыми известняками, сев. – вулканическими породами. Поднимаются до 224 м, подвержены… … Географическая энциклопедия

Оттава (племя) — У этого термина существуют и другие значения, см. Оттава (значения). Оттава … Википедия

Матрилинейность — система родства, устанавливающая происхождение по материнской (женской) линии, согласно которой наследуются имя, состояние и (иногда) статус матери. По английски: Matrilinearity Синонимы: Матрилинейная семья См. также: Родство Институт… … Финансовый словарь

Чуру (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чуру. Чуру Самоназвание Chu Ru … Википедия

Тюру (народ) — Чуру (вьетн. Chu ru; чру, тюру, тёру самоназвание, «люди, осваивающие новые земли») австронезийский народ группы горных тямов. Проживают на юге Вьетнама в провинциях Ламдонг и Биньтхуан. Численность 14 978 человек (1999, перепись). Входят в 54… … Википедия

Матрилинейность

МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. mater — мать и linea — линия), унилинейное правило счёта родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с матерью. Таким образом, связь от потомка к предку («линию») поддерживают исключительно женщины. В сочетании с названием той или иной родственной группировки (матрилинейный род или линидж) термин «Матрилинейность» указывает на то, что принадлежность к ней определяется через женщин, т. е. дети принадлежат к одной родственной группе с матерью. Матрилинейность противопоставляется патрилинейности.

Другие статьи:  Заявление на отставку госслужащего

Матрилинейность типична для доиндустриальных обществ. В обществах, где матрилинейность полностью определяет социальные отношения, например, у аристократических каст малаяли, линиджи, включающие здравствующих потомков родоначальницы-прародительницы по женской линии, представляют собой корпоративные группы, сообща владеющие имуществом. Брак либо вообще не заключается, либо организован так (часто при практике полиандрии и дислокальном или матрилокальном поселении — см. Дислокальность, Матрилокальность), чтобы лишить мужчину — реального отца детей женщины — всяких юридических прав и на неё и на её потомство, и на её имущество. Женщина и её брачные или половые партнёры не имеют общей собственности и часто не ведут общего хозяйства, дети подчиняются и наследуют брату (или братьям) матери, нередко он имеет юридический статус их отца. Все властные функции в линидже осуществляются мужскими родственниками женщин, через которых прослеживается родство, что, так же как и ярко выраженный авункулат, типично и для не столь экстремальных случаев матрилинейности, когда существуют нормальный брак, постоянное брачное поселение и совместное хозяйство супругов.

Длительное время острую полемику в отечественной литературе вызывал вопрос об историческом соотношении матрилинейных, патрилинейных и иных форм родственных структур (в особенности, о соотношении материнского и отцовского рода, по бытовавшей терминологии). Вслед за некоторыми западными эволюционистами 19 в. структуры с материнской филиацией считались исторически более ранними, чем структуры с отцовской, а также чем билатеральные или амбилинейные (см. Амбилинейность, Билатеральность). В основе идеи первичности матрилинейности лежало представление о промискуитете и групповом браке как о первоначальных формах взаимоотношений полов, которые исключали фиксацию родственных связи между детьми и отцом. Высказывалось также мнение, что первичные формы экономики — охота и собирательство — неизбежно предполагали исключительно тесные связи детей с матерями и слабые связи с отцами (или вообще отсутствие таковых). Однако гипотезы промискуитета и группового брака практически не могут быть аргументированы, а этнографические аналоги первобытных охотников и собирателей часто обнаруживают либо развитые формы отцовской или амбилинейной филиации, либо билатеральные системы родственной организации. Сказанное, а также сравнительная редкость матрилинейных систем (главным образом по сравнению с патрилинейными) и бытование их преимущественно у достаточно сложно организованных земледельческих народов (например, те же высшие касты малаяли, акан, минангкабау и др.) побуждают многих исследователей либо настаивать на историческом равноправии материнской и иных форм счёта родства, либо предполагать сравнительно позднее возникновение и локально ограниченное распространение матрилинейности. В западной этнологии такие подходы преобладают. Несомненно, однако, что немалое число так называемых патрилинейных обществ в прошлом характеризовалось матрилинейностью и что в этнографии зафиксированы многочисленные случаи перехода от матрилинейности к патрилинейности и практически неизвестны случаи прямого (неопосредованного амбилинейностью или билатеральностью) обратного перехода. Последнее, по-видимому, находит объяснение в определённых закономерностях структурообразования родственных систем (Дж. Мёрдок) и само по себе не может рассматриваться как аргумент в пользу универсальной первичности матрилинейности. Однако патрилинейные и матрилинейные системы в виде корпоративных групп могут синхронно сосуществовать в одних и тех же обществах, выполняя каждая свои функции и не являясь одна пережитком другой (так называемый двойной счёт родства).

Ряд авторов публикуемых в настоящем издании статей (главным образом по народам Африки) настаивает на отнесении термина «Матрилинейность» только к определённой, стадиально сравнительно поздней, категории родственных структур, для которых характерны наличие генеалогий или, по используемой ими терминологии, линейного принципа счёта родства. К стадиально более ранним родственным структурам они применяют термин «матрилатеральность». Однако это разграничение не является общепринятым даже в пределах настоящего издания.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 889.

Матрилинейность

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Матрилинейность» в других словарях:

матрилинейность — матрилинейность … Орфографический словарь-справочник

Матрилинейность — (от латинского mater, родительный падеж matris мать), счёт происхождения и наследования по материнской линии. Согласно устаревшим представлениям некоторых советских этнографов, матрилинейность одна из важнейших особенностей эпохи материнско… … Википедия

МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ — счет происхождения и наследования по материнской линии … Большой Энциклопедический словарь

матрилинейность — сущ., кол во синонимов: 1 • родство (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ — (от лат. mater (matris) мать и linea линия ) англ. matrilinearity; нем. Matrilinear itat. Система родства, устанавливающая происхождение по материнской, женской линии, согласно к рой наследуются имя, состояние, иногда и статус. см.… … Энциклопедия социологии

Матрилинейность — счет происхождения и наследования по материнской линии в эпоху матриархата. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

матрилинейность — (от лат. mater — мать и linea — линия), унилинейное правило счёта родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с матерью. Таким образом, связь от потомка к предку ( линию ) поддерживают исключительно женщины.… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

матрилинейность — счёт происхождения и наследования по материнской линии. * * * МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ, счет происхождения и наследования по материнской линии … Энциклопедический словарь

Матрилинейность — (от латинского mater, родительный падеж matris мать) счёт происхождения и наследования по материнской линии. М. одна из важнейших особенностей эпохи материнско родового строя, основной принцип организации людей в Материнский род как… … Большая советская энциклопедия

МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ — счет происхождения и родства по женской линии: основной принцип организации людей в материнский род как социально экономич. единицу первобытного общества (см. Матриархат). М. наиболее стойкий институт этой эпохи, долго сохраняющийся даже после… … Советская историческая энциклопедия

Патрилинейное и матрилинейное родство.

Отцовский род, материнский род

Бытует представление о том, что в древности во многих сообществах людей царил матриархат, понимаемый обывателем как «безраздельная власть женщин». В современных нам обществах, даже самых архаичных, такая ситуация не наблюдается и в историческое время зафиксирована не была. Однако существует немало обществ с матрилинейным счетом родства. В самом общем виде это означает, что ребенок принадлежит к тому же роду (семье, клану, племени), что и его мать.

В большинстве европейских обществ принят патрилинейный счет родства, когда ребенок принадлежит к семье отца. В Европе ребенок получает фамилию отца как символ принадлежности к семье отца. Таким же образом часто решается и вопрос об этнической принадлежности ребенка. В подобных обществах обычно принято, чтобы жена переходила после свадьбы в дом мужа. Этот брак называется патрилокалъным. Такая ситуация порождает многие традиции и обычаи, например обычай уплаты калыма за невесту. Семья как бы «покупает» жену для своего отпрыска. Положение молодой женщины в чужой семье часто описывается как достаточно приниженное: ей поручается самая неприятная и тяжелая работа и т.д. Ее положение становится более прочным после появления ребенка, которого она родила для этой семьи. У многих народов в случае развода женщина должна оставить детей в семье мужа, поскольку они принадлежат этой семье. В таких обществах право наследования также является натрилиней- ным: сын наследует отцу.

Другие статьи:  Ответственность директора после увольнения из ооо

При матрилинейном счете родства ребенок, как уже отмечалось, принадлежит к роду (семье, клану, племени) матери, кем бы ни был отец. Соответственно в обществах с матрилинейным родством браки часто оказываются матрилокальными. муж переходит жить в дом жены. Дочь наследует матери. Это вовсе не означает, что в таких сообществах наблюдается матриархат в бытовом значении этого слова. Большинство коренных народов Северной Америки имеют матрилинейный счет родства, однако во властные структуры (например, совет старейшин) входят только мужчины. Многие руководящие должности являются наследственными, но передаются не от отца к сыну, а от дяди по материнской линии к племяннику — сыну сестры, т.е. через женщину.

Это происходит потому, что родной (биологический) отец и его сын принадлежат к разным родам, поскольку род определяется по линии матери (браки внутри одного рода запрещены). Сын никак не может наследовать почетный статус отца: ведь он отцу чужеродец. Ближайшим родственни- ком-мужчиной для мальчика является брат матери: он принадлежит к тому же роду, что и ребенок. Даже если этот ‘дядя-по-матери’ женат и имеет детей, они будут ему не ближе, чем племянник — сын сестры, потому что его дети, в свою очередь, принадлежат к другому роду — к роду их матери, и там ими занимается соответствующий родственник.

Мы видим, что в традиционном обществе, где социальное положение человека во многом определяется его родовой принадлежностью, при наличии материнского счета родства серьезно усиливается значение родственников с материнской стороны. Как правило, в таких обществах брат матери называется иным термином, чем брат отца, а двоюродные братья и сестры с материнской стороны приравниваются к родным. Напротив, ‘дядя — брат отца’, чужеродец, принадлежащий к тому же роду, что и отец, может именоваться одним и тем же термином, что и отец. Двоюродные братья с отцовской стороны воспринимаются как чужие.

Тут мы подходим к важному для очень многих народов разграничению кросс-кузенов и параллельных кузенов (орто-кузенов). Параллельными кузенами называются двоюродные братья и сестры — дети двух братьев или двух сестер. Кросс-кузены — дети брата и сестры. Ключевым моментом является то, связаны они через сиблингов одного пола или противоположных полов (рис. 8.10).

Рис. 8.10. Кросс-кузены и параллельные (орто-) кузены

Такого рода разграничения между родственниками по линии отца и но линии матери характерны для унилинейных систем родства, т.е. таких, которые считают родство только по одной линии. Они могут быть патрили- нейными или матрилинейными.

Об этом подробнее

В обществах с унилинейным счетом родства часто запрет вступать в брак распространяется только на орто-кузенов. Брак между кросс-кузенами не только разрешен, но часто считается самым предпочтительным. Это легко объяснимо. Ведь дети брата и сестры всегда будут членами разных родов (кланов), говоря современным языком, будут носить разные фамилии, а поскольку в понимании того, что такое родство, много воображаемого, эти люди не будут считаться близкими родственниками. Наоборот, иногда между людьми, входящими в один род, родство бывает трудно установить, т.е. трудно вспомнить, кто был тот общий предок, на происхождении от которого основана их родственная связь. Тем не менее брак между ними будет запрещен. Например, до недавнего времени в Китае не приветствовались браки между однофамильцами. Это как если бы мы запретили Петрову жениться на Петровой, хотя между ними нет никаких родственных связей, зато поощряли бы женитьбу Петрова на Ивановой, хотя она его двоюродная сестра. Если бы Петров нас послушался, его дети от этого брака носили бы фамилию

Петров и могли бы жениться / выходить замуж за своих двоюродных или троюродных кузенов Ивановых. Так складываются брачные связи между кланами, которые на протяжении длительного времени обмениваются женихами и невестами. В частности, у ирокезов существовало восемь племен, которые объединялись в две группы (Волк-Медведь-Бобр- Черепаха и Ястреб-Цапля-Кулик-Олень 1 ). Представители каждого из четырех племен, входящих в группу, считались между собой родственниками, и их члены могли сочетаться браком только с индивидом из другой четверки. В такой ситуации с биологической точки зрения люди из родов, обменивающихся мужьями и женами, являются близкими родственниками, хотя с социальной точки зрения они чужие.

В знакомых нам европейских обществах принята билинейная система счета родства, когда учитывается родство по обеим линиям — как по материнской, так и но отцовской. В подобных случаях сиблинги родителей не различаются по этим линиям, как в линейной системе (существуют отец и дядя), либо каждый из родственников поколения родителей имеет собственное наименование (бифуркативная латеральная система: различаются отец, вуй и стрый).

ТУБУАЙЦЫ, тубу, тубуаи, полинезийский народ, коренное население островов Тубуаи во французской Полинезии. Численность 15 тыс. человек. Говорят на языке тубуаи восточноавстронезийской группы австронезийской семьи. Распространён также французский язык. Выделяются говоры островов Тубуаи, Руруту, а также Рапа, Раиваваэ, где отмечены черты неполинезийского субстрата. Большое значение приобретает неотаитянский язык. Тубуайцы — христиане (протестанты и католики), часть придерживается традиционных верований.

Острова заселены в 700—1100, по легендам — с земель Паруту и О’Гвива (предположительно, Тонга и Хива-Оа). Наиболее вероятно заселение и сильное влияние с островов Общества. Часть тубуайцев происходит с островов Кука, Туамоту. Полинезийские традиции устойчиво сохранились в силу относительной изоляции.

Основные занятия тубуайцев — ручное земледелие (таро, ямс, кокосы, бананы, хлебное дерево) и рыболовство. Свиньи и домашние птицы ввезены европейцами. Тубуайцы — искусные мореплаватели, знают несколько десятков типов судов. Современные тубуайцы заняты также в производстве копры и ванили.

Тубуайцы жили патрилинейными родами, объединения которых возглавлялись вождями (арики). При отсутствии мужского наследника возможно было матрилинейное наследование. Во главе островов стояли правители, связанные с династиями Таити, нередко совмещавшие светские и религиозные функции. Выделялась группа жрецов (пуре). Современные тубуайцы живут малыми семьями с неолокальным поселением. Посёлки возглавляются выборными советами.

Развита орнаментация тапы, резьба по дереву, в том числе антропоморфная на домах, вёслах. На острове Раиваваэ обнаружены каменные скульптуры, напоминающие скульптуры острова Пасхи. Распространены крепости, укрепления (остров Рапа).

У тубуайцев сохраняются культы верховных богов (Тангароа, Роотеабу) и культы богов отдельных родов, связанные с культом предков. Предком всех тубуайцев считается Аа. У тубуайцев усиливаются процессы этнической консолидации с таитянами и другими народами французской Полинезии. См. также Полинезийцы.