Ликвидация экологических последствий

Ликвидация экологических последствий

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций должна выполняться в максимально короткие сроки. В этой деятельности различают три основных этапа.

На первом этапе реализуются мероприятия по экстренной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чрезвычайных ситуаций и о необходимости использования средств индивидуальной защиты. Проводятся эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи. Принимаются неотложные меры для локализации аварий, а в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий. Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение.

На этом этапе проводится подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ. Для этого заблаговременно создаются специально обученные спасательные формирования. На промышленных объектах спасательные подразделения формируются из числа работников этого объекта (подразделения гражданской обороны объекта).

Для получения сведений о сложившейся в результате чрезвычайной ситуации обстановке проводят разведку очага поражения – территории, на которой возникли негативные последствия в результате действия опасных и вредных факторов, вызванных чрезвычайной ситуацией. Форма очага поражения зависит от вида чрезвычайной ситуации: при взрывах и землетрясениях – форма круглая, при ураганах, затоплениях и смерчах – имеет вид полосы, при пожарах и оползнях образуется очаг поражения неправильной формы и т.д. Различают простые и сложные (комбинированные) очаги поражения. Простые очаги поражения возникают под действием одного опасного или вредного фактора чрезвычайной ситуации, а комбинированные – от воздействия нескольких факторов.

На втором этапе проводятся спасательные и другие неотложные работы, а также продолжается выполнение задач по защите населения и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, начатых на первом этапе. Продолжаются локализация и тушение пожаров, а также спасение людей из горящих зданий и сооружений. Если в результате чрезвычайной ситуации разрушены или завалены защитные укрытия и убежища, в которых находились люди, проводится их розыск и извлечение из завалов. Пострадавших и получивших ранения доставляют в медицинские учреждения. Продолжается также эвакуация населения из опасных зон.

В случае необходимости (выброса в окружающую среду радиоактивных или токсичных химических веществ, а также бактериологических агентов) проводят специальную обработку, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности людей, входящих в состав специальных формирований, и используемой техники к продолжению аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, а также подготовки объектов к возобновлению производственной деятельности.

Специальная обработка состоит из обеззараживания и санитарной обработки. Обеззараживание включает в себя следующие операции: дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию и дератизацию. Дезактивация – это удаление радиоактивных веществ с поверхностей различных предметов, а также очистка от них воды. Различают механический и физико-химический (химический) способы удаления радиоактивных веществ (радиоактивной пыли) с очищаемых поверхностей. Механическое удаление радиоактивной пыли сводится к смыванию ее водой под давлением с поверхности загрязненных предметов. При использовании химического способа радиоактивную пыль связывают специальными растворами, препятствуя тем самым ее распространению в окружающей среде. Для этого используют поверхностно-активные (порошок Ф-2, препарат ОП-7 и ОП-10) и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи (фосфаты натрия, трилон Б, щавелевую и лимонную кислоты, соли этих кислот).

Если загрязненная территория имеет твердое покрытие, то ее дезактивируют механическим способом. Территории без твердого покрытия обрабатывают пленкообразующими и закрепляющими растворами (латекс, спиртосульфатная барда, нефтяные шламы и др.) или просто водой, после чего связанную таким образом радиоактивную пыль удаляют с поверхности зараженной территории, срезая бульдозерами или грейдерами загрязненный слой грунта толщиной 5–10 см. Этот грунт помещают в металлические контейнеры и захоранивают на специальных полигонах. Обработанную территорию засыпают слоем незагрязненного грунта толщиной 9–10 см. Дезактивацию поверхностей зданий проводят путем связывания радиоактивной пыли пленкообразующими составами с последующим ее удалением мощными пылесосами. Возможна также обработка поверхностей малоэтажных зданий и растительности водой или дезактивирующими растворами с привлечением специальной техники (пожарных машин, мотопомп).

Существуют различные методы дезактивации воды: фильтрование, отстаивание, перегонка, очистка с использованием ионообменных смол. Зараженные открытые водоемы дезактивируют, обрабатывая абсорбирующими и комплексообразующими глинами. Очистку рек, ручьев и иных стоков проводят, пропуская воду через плотины фильтрующего типа. В качестве фильтрующего элемента в них используют адсорбирующий наполнитель. Дезактивацию колодцев проводят многократным откачиванием из них воды и удалением зараженного грунта со дна. Для дезактивации упакованных продуктов питания заменяют загрязненную тару. Если продукты не были упакованы, то с их поверхности снимают зараженный слой.

Следующая операция обезвреживания – дегазация. Ее используют для разложения отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. В качестве дегазирующих веществ используются также химические соединения, которые вступают в реакцию с отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.

Для удаления отравляющих и сильнодействующих химических веществ с зараженных поверхностей используют моющие растворы, приготовленные на основе порошка СФ-24 или бытовых синтетических моющих веществ. Эти растворы, не обезвреживают отравляющие вещества, а лишь позволяют быстро смыть их с зараженной поверхности.

Дегазацию проводят с применением воды, моющих растворов, растворов дегазирующих и органических веществ, используя моечные машины. Если имеет место комбинированное загрязнение радиоактивными и отравляющими веществами, то сначала проводят дегазацию, а уж затем дезактивацию.

Для уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных в окружающей среде проводят дезинфекцию. Ее осуществляют физическими, химическими и механическими методами.

Физические методы применяют в основном при кишечных инфекциях. К ним относятся: кипячение белья, посуды, предметов ухода за больными, сжигание ненужных и непригодных для дальнейшего использования вещей. Химический метод дезактивации заключается в уничтожении болезнетворных микробов и разрушении токсинов дезинфицирующими веществами, в качестве которых используются этанол, пропанол, фенол (карболовая кислота) и его производные (например, трихлорофенол), а также ряд других веществ. Зараженную бактериологическими агентами территорию обрабатывают (поливают) дезинфицирующими веществами. Этот способ дезактивации является основным. Механический метод дезинфекции заключается в удалении зараженного слоя грунта или устройстве настилов.

С целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний используют методы дератизации, заключающиеся в уничтожении переносчиков этих заболеваний (мышей, крыс, других грызунов). Как и дезинфекция, дератизация может осуществляться химическим, механическим и биологическим методами. Например, крыс уничтожают, используя в качестве ядохимиката карбонат бария.

Как уже сказано выше, специальная обработка включает в себя и санитарную обработку, под которой понимают комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава спасательных формирований и населения радиоактивными и отравляющими веществами, а также бактериологическими средствами. При санитарной обработке обеззараживают как поверхность тела человека, так и наружные слизистые оболочки. Обрабатывают также одежду, обувь и индивидуальные средства защиты.

Различают полную и частичную санитарную обработку. Первой из них подвергается личный состав спасательных формирований, а также эвакуированное население после выхода из загрязненных зон. При полной санитарной обработке обеспечивается полное обеззараживание от радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. Она проводится на пунктах специальной обработки людей. Одежда и другие предметы и вещи обеззараживают камерным или газовым методом, а также замачиванием в растворах дезинфектов и последующей стиркой, кипячением и др.

Частичная санитарная обработка осуществляется непосредственно в очаге поражения для исключения вторичного инфицирования людей. При этом проводят механическую очистку и обработку открытых участков кожи, поверхностей одежды, обуви и индивидуальных средств защиты.

На заключительном (третьем) этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов народного хозяйства, которые выполняются строительными, монтажными и другими специальными организациями. Кроме этого, осуществляется ремонт жилья или возведение временных жилых построек. Восстанавливаются также энерго- и водоснабжение, объекты коммунального обслуживания и линии связи. После окончания этих и ряда других работ производится возвращение (реэвакуация) населения к месту постоянного жительства.

Статья 237. Непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения

Уклонение от проведения или ненадлежащее проведение на территории, подвергшейся загрязнению опасными веществами или излучением, дезактивационных

либо других восстановительных мероприятий по ликвидации или устранению последствий экологического загрязнения лицом, на которое возложена такая обязанность, если это повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия,наказывается ограничением свободы на срок до пяти

лет или лишением свободы на такой же срок, с лишением

права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. Объектом преступления является охрана окружающей природной среды Украины, ее безопасность для жизни и здоровья людей, растительного и животного мира.

2. Объективная сторона характеризуется деянием (бездействием), последствиями такого деяния и причинной связью между деянием и последствиями.

Экологическое загрязнение — выбросы, сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, радиоактивное излучение, повлекшие

превышение допустимых пределов, установленных экологическими нормативами, правилами и стандартами,

опасное для жизни и здоровья людей, растительного и

Другие статьи:  Где получить сертификат на материнский капитал в белгороде

Под гибелью людей следует понимать смерть хотя бы

одного человека в результате уклонения от проведения

либо ненадлежащего проведения на территории, загрязненной опасными веществами либо излучением, дезактивационных либо иных восстановительных мероприятий

по ликвидации или устранению последствий экологического загрязнения.

Иные тяжкие последствия — причиненный большой экологический вред или крупный имущественный ущерб: заболевание хотя бы одного человека, повлекшее за собой последствия, отнесенные к тяжким (ст. 121); заболевание двух

и более людей, повлекшее последствия, которые относятся

к телесным повреждениям средней тяжести (ст. 122); повышение уровня заболеваемости, проявление вредных на498

следственных изменений, уменьшение продолжительности

жизни, нарушение половых функций; гибель или повреждение большого количества сельхозпродукции, значительных площадей угодий, посевов, насаждений, падеж либо заболевание многих голов скота).

3. Субъективная сторона характеризуется умышленной

виной, отношения к последствиям характеризуется неосторожной виной.

4. Субъектом преступления может быть должностное

лицо, на которое возложена обязанность принятия мер по

ликвидации экологического загрязнения.

Например, при проектировании и эксплуатации хозяйственных и иных объектов, деятельность которых может

вредно влиять на окружающую природную среду, разрабатываются и осуществляются мероприятия по ликвидации

вредных экологических последствий возможных аварий,

этими мероприятиями определены должностные лица, на

которые возложена обязанность проведения отдельных ме.роприятий.

Ликвидация экологических последствий деятельности БЦБК продолжается

На заседании правительства Иркутской области, которое провел сегодня Руслан Болотов, глава кабинета министров региона, рассмотрен вопрос о создании казенного учреждения «Дирекция по эксплуатации гидротехнических сооружений и ликвидации экологического ущерба».

Как сообщил министр природных ресурсов и экологии области Андрей Крючков, цель создания такой дирекции – реализация мероприятий по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов, в том числе в результате деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Также создаваемое учреждение будет обеспечивать безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в региональной собственности.

Создание дирекции осуществляется в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина от 4 августа 2017 года по обеспечению в полном объеме мероприятий по ликвидации отходов БЦБК. Минприроды Иркутской области заключило долгосрочный государственный контракт с АО «Росгеология», которое в октябре прошлого года определено Правительством РФ единственным подрядчиком работ по ликвидации отходов комбината. Стоимость работ составляет 5,9 млрд рублей, сообщает пресс-служба правительства Иркутской области. Эти средства предназначены для рекультивации лигнина в шлам-накопителях.

Однако выяснилось, что это не единственные объекты, негативно воздействующие на окружающую среду. В Байкальске рекультивировать и содержать придется все переданное в областную собственность недвижимое имущество – это 61 объект, расположенный на промышленной площадке БЦБК. Для этого нужны специалисты. Поэтому в ноябре прошлого года Губернатор Сергей Левченко поручил минприроды и минимущества региона создать структуру, специализирующуюся на данных задачах

Предельная штатная численность казенного учреждения составит 24 единицы. Один из отделов будет размещен непосредственно в Байкальске.

– В случае начала реализации мероприятий по демеркуризацией цеха ртутного электролиза на промплощадке ООО «Усольехимпром», такое же подразделение будет дислоцироваться непосредственно в городе Усолье-Сибирское, – отметил Андрей Крючков.

Дирекция по эксплуатации гидротехнических сооружений и ликвидации экологического ущерба будет находиться в ведении регионального министерства природных ресурсов и экологии. Осуществить все юридические действия, связанные с созданием казенного учреждения, в том числе утвердить его устав, необходимо до 1 марта текущего года.

Особенности экологических катастроф: грозит ли миру новая опасность

С давних времён люди изучают то, как меняется пространство вокруг них. Это позволило приобрести огромное количество знаний. На их основании можно делать прогнозы и выводы о том, какие причины привели к тем или иным изменениям в природе и окружающей среде.

Второе столетие учёные России и всего мира говорят про экологические катастрофы. Их глобальные последствия стимулируют создание сообществ, призванных не допустить новых негативных явлений.

Основные черты экологических катастроф

Под экологической катастрофой принято понимать необратимое изменение природного комплекса, которое способно привести к гибели живых существ. Определение указывает на то, что это могут быть даже самые мелкие виды организмов. Важной разновидностью этого явления считается водно-экологическая катастрофа.

Иногда экологический кризис развивается в течение длительного времени. Его окончанием является глобальная катастрофа. В России учёные активно дискутируют по поводу того, можно ли землетрясения, тайфуны и другие природные явления относить к такому виду подобных проблем. Ведь основные черты, по которым ставят данный «диагноз», сходятся.

Такое явление принято определять по следующим характеристикам:

  • постепенное изменение температуры и климата;
  • животные мигрируют в другие места обитания;
  • загрязнение водно-земляных и воздушных сред;
  • разрушение в определённых местах или над всей поверхностью биосферного экрана;
  • разрыв естественных связей в природе, связанный с антропогенным воздействием на водные или другие ресурсы.

Главная черта, позволяющая отделить экологические катастрофы от других проблем, – это невозможность вернуть всё в первоначальное состояние.

Что может привести к экологической катастрофе?

Причины, которые способны привести к необратимым изменениям в природе, не всегда имеют антропологический след. Но большая часть из них связана с деятельностью человека.

Считается, что в России хуже всего дела обстоят с решением экологических проблем. Долгое время они были практически без внимания со стороны общественности и государства. Промышленные предприятия России, пользуясь отсутствием должного контроля, допускают вредные выбросы в воздух, загрязняют или нерационально используют водно-земляные ресурсы страны.

Причины, которые могут спровоцировать катастрофу, сводятся к следующему:

  • фаза развития биосферы, которая подразумевает смену живых организмов;
  • природные явления;
  • технические проблемы или аварии;
  • вредные выбросы промышленных предприятий;
  • постепенное накопление вредных элементов вследствие неправильного поведения человека и активной ликвидации естественных условий природной среды;
  • разлив нефти;
  • использование биологического, атомного оружия.

Некоторые исследователи полагают, что создание психотропного оружия также следует относить к факторам, которые приводят к катастрофам в области экологии. По их словам, человек становится неуправляемым, уничтожает себе подобных или способен осуществить действия, приводящие к большим разрушениям. Эти поступки уже впоследствии станут причиной экологического кризиса или катастрофы. В России такое мнение разделяет минимальное число специалистов.

Классификация экологических катастроф

Несмотря на общность черт и причин, любая экокатастрофа может быть определена по разным классификационным основаниям.

По масштабу явления катастрофа бывает:

По виду фактора, который спровоцировал проблему, экологическую катастрофу могут считать:

  • химической;
  • физической (тепловой, шумовой, радиоволновой);
  • биологической – связана с микроорганизмами, результатами применения генной инженерии и т. д.

Природные катастрофы подразделяются на такие типы, как:

  • извержения вулканов;
  • землетрясения;
  • лимнологическая катастрофа;
  • кислородная катастрофа;
  • земля-снежок, вытекающая из гипотезы о том, что достаточно быстро может быть спровоцировано покрытие льдом поверхности земли и воды.

Нередко случаются ситуации, когда в одно и то же время негативно действуют разные факторы. Например, в результате землетрясения происходят аварии на промышленных объектах, что провоцирует выброс вредных веществ. Это свидетельствует о том, что необходимо предусматривать способы защиты опасных объектов по разным направлениям.

Какие последствия могут наступить?

Спектр неблагоприятных последствий настолько широк, что исследователи призывают задуматься о возможном исчезновении людей и многих стран. Также после различных катастроф возможно:

  • возникновение «парникового эффекта»;
  • выпадение кислотных дождей;
  • исчезновение плодородных почв вследствие заболачивания, превращения их в пустыню;
  • уменьшение объёма продуктов питания ввиду исчезновения каких-либо растений или животных;
  • исчезновение пресной воды, доступной для жителей, вследствие засоления почв и водных ресурсов;
  • исчезновение каких-либо видов растений, животных, микроорганизмов и всего живого на планете Земля.

Многие кинорежиссёры берут за основу своих фильмов различные научные гипотезы, которые демонстрируют развитие событий после того, как происходит катастрофа экологического плана.

Наиболее известные российские катастрофы

В последнее время произошёл ряд крупных экологических катастроф в России. Среди них можно отметить следующие.

  • Пробоина на трубопроводе в Брянской области в 2006 году, в результате чего произошло не только повреждение большой площади плодородных земель, но и гибель растений. Животные и люди также пострадали.
  • Авария акционерного общества «Химпром», вследствие которой недавно произошёл выброс хлора.
  • Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
  • Утечка брома, случившаяся на железнодорожной станции в Челябинске в 2011 году. Достоверно неизвестно, что могло спровоцировать её.

Особое место в памяти жителей России имеют катастрофы, которые произошли ещё в советский период:

  • взрыв на Чернобыльской атомной станции;
  • водно-экологическая проблема, которая привела к высыханию Аральского моря.

Лесные пожары в России ежегодно уничтожают миллионы квадратных метров зелёных массивов, а вместе с ними исчезают животные, птицы, растения. Такое положение заставляет думать о мерах профилактики экологических проблем и их последствий.

Как не допустить экологическую катастрофу?

Законодательство России описывает большое количество мер, которые должны предотвращать экологические проблемы. К ним можно отнести:

  • установление норм выбросов промышленных предприятий;
  • рекомендации по технологиям производства;
  • организацию защитных и санитарных зон;
  • обязательства по очистке стоков;
  • обязательства по лесовосстановлению;
  • запрет и ограничения на ведение деятельности в морских водах, выдача квот на вылов рыбы;
  • запрет на охоту;
  • поддержание Красной книги;
  • климатические исследования, позволяющие скорректировать зоны, где допустимо создание промышленных производств и др.

Нужно помнить о том, что любой человек может невольно стать причиной гибели какой-либо территории. Даже если небольшая площадь на планете уже не сможет восстановиться, то это повод сделать всё, чтобы не допустить подобной ситуации.

Ликвидация экологических последствий

Счет за свалку

Министр природных ресурсов Сергей Донской 10 апреля направил в правительство предложения по рекультивации мусорных полигонов. Документ подготовлен в рамках правительственного поручения от 15 марта 2018 года о создании финансовых моделей источников финансирования таких работ. У РБК есть копия письма, чью подлинность подтвердил представитель Минприроды Николай Гудков.

В письме Донского говорится о проработке вопроса о создании ликвидационных фондов для организаций, эксплуатирующих полигоны по хранению твердых коммунальных отходов, по примеру ликвидационных фондов для нефтяных компаний и других недропользователей. Министр предлагает направлять в эти фонды на специальные банковские счета средства, которые будут расходоваться только для рекультивации земель и восстановления окружающей среды после вывода свалок из эксплуатации. «Мы разрабатываем концепцию изменений законодательства с целью обеспечения финансовых обязательств собственников полигонов по их ликвидации с момента закрытия или на последних стадиях эксплуатации», — передал РБК Донской через пресс-службу. Он подтвердил, что этот механизм будет аналогичен ликвидационным фондам в недропользовании. А в случае банкротства владельца свалки деньги не попадут в перечень средств, распределяемых между его кредиторами, а будут направлены на рекультивацию земель.

По словам Донского, ликвидационные фонды для свалок успешно действуют в Казахстане. Он также отметил, что по закону «Об охране окружающей среды» при размещении отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, плата не взимается. Поэтому размер бюджетных поступлений от платы за негативное воздействие будет постепенно уменьшаться, если на полигоны после создания системы сортировки и переработки мусора будет поступать меньше опасных отходов.​

До утверждения механизма работы ликвидационных фондов инструментом финансирования рекультивации свалок могут стать средства, которые организации платят за размещение твердых коммунальных отходов по существующему закону «Об обращении с отходами», добавил Гудков. Сейчас весь этот объем средств идет в бюджет и может быть использован на любые цели. А в случае принятия предложений Минприроды экологические платежи будут резервироваться для восстановления окружающей среды и устранения экологического вреда.

Гудков сказал, что предложения Минприроды будут представлены профильному вице-премьеру Александру Хлопонину.

Минприроды разработало законопроект о создании ликвидационных фондов для недропользователей еще в 2013 году, но в связи с мораторием на увеличение неналоговых платежей для бизнеса этот документ может вступить в силу не ранее 2019 года. По словам Гудкова, актуализация законопроекта находится в активной фазе.

Ликвидационный фонд

Ликвидационные фонды для недропользователей предполагалось сделать гарантией устранения экологических последствий добычи нефти и газа после окончания эксплуатации месторождений. Средства на эти нужды должны были направляться на банковский счет и использоваться только на эти цели, например на ликвидацию скважин. Но после того как в феврале 2015 года руководители пяти крупных нефтяных компаний (за исключением главы «Роснефти» Игоря Сечина) написали президенту Владимиру Путину письмо, в котором выступили против чрезмерной нагрузки на бизнес в виде неналоговых платежей, законопроект был заморожен до 1 января 2019 года.

Сырое предложение

«Каждый регион вправе определить, какую модель работы своих полигонов ему выбрать. А на федеральном уровне нужно предоставить им меню вариантов», — сказал РБК Михаил Абызов, министр по вопросам «открытого правительства» и руководитель рабочей группы по разработке модели управления отраслью по обращению с отходами производства и потребления в РФ при правительственной комиссии​, которому известно о предложении Минприроды. По его словам, это могут быть создание внебюджетных ликвидационных фондов, страхование экологической ответственности владельцев полигонов, обязательства вести рекультивацию земель и дегазацию свалок на весь период ее работы (а не копить ущерб до момента утилизации) и другие варианты. Все эти мероприятия должны контролироваться со стороны надзорных органов, отметил Абызов.

На последнем заседании правкомиссии по вопросам обращения с отходами, прошедшем 10 апреля, предложение Минприроды о создании ликвидационного фонда для свалок не обсуждалось, поскольку ​пока это только базовое предложение, которое нуждается в проработке и экономическом обосновании, добавил участник совещания. По его словам, у этого предложения есть противники в Минфине, выступающие категорически против любых внебюджетных фондов (источник в Минфине сказал РБК, что предложение Минприроды пока сырое и любые неналоговые платежи нуждаются в обосновании, а официальный представитель Минфина добавил, что законопроект пока не поступал в ведомство).

По словам собеседника РБК, подобные ликвидационные фонды — это попытка избыточного вмешательства федерального центра в деятельность регионов по обороту отходов: «Власти регионов сами определяют оператора по хранению или переработке отходов, назначают для него тариф, собирают с него налоги: они способны справиться с устранением экологических последствий работы таких операторов без посредников из центра». Непонятно, зачем нужны отдельные ликвидационные фонды именно для полигонов, если экологический вред образуют и другие отрасли промышленности, от атомных станций до металлургических заводов, указывает источник.

Другой участник заседания правкомиссии рассказал РБК, что пока не проводились расчеты, сколько именно средств должны отчислять владельцы свалок в новые фонды. Правительство поручило провести такие расчеты в этом году и согласовать как минимум с пятью курирующими ведомствами — Минфином, Минэкономразвития, Минприроды, Минстроем и ФАС.

Пресс-секретарь Хлопонина Наталья Платонова сказала РБК, что правительство поручило проработать финансовые модели функционирования отрасли по обращению с отходами, включая рекультивацию полигонов после завершения срока их службы. Предложение Минприроды о создании ликвидационных фондов — одна из инициатив в рамках этого поручения. «Не факт, что будет принято именно оно, будут изучены разные варианты, рабочая группа обсуждает их: каждому варианту предстоит экспертиза», — сообщила она.

Стимулы для полигонов

Заместитель гендиректора Юридического центра промышленной экологии, член рабочей группы комитета по экологии и охране окружающей среды по обращению с отходами Госдумы Диана Обухова ​считает логичной инициативу Минприроды по созданию ликвидационных фондов для полигонов. Но такая инициатива не должна превратиться в очередной административный барьер для бизнеса, потому что это может привести к удорожанию стоимости хранения отходов, предупреждает она. Кроме того, бизнесу должны быть предоставлены гарантии получения этих средств из ликвидационного фонда вовремя, чтобы не было задержек с рекультивацией свалок.

Гендиректор полигона в Вологодской области «Вторресурсы» Геннадий Тряничев считает, что успех идеи Минприроды будет зависеть от того, какие именно суммы предложат отчислять в ликвидационные фонды. Если туда пойдет часть средств, которые предприятия уже перечисляют в бюджеты в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, это заслуживает поддержки, отмечает он. А если это будут дополнительные платежи, вопрос в их размере. «Легальные современные полигоны такая мера может поддержать, если стимулирует предприятия свозить отходы на них, а не на подпольные свалки, где стоимость хранения дешевле, потому что они не гарантируют, что будут устранять последствия своей работы», — заключает Тряничев.

В случае введения механизма ликвидационных фондов для полигонов тариф за утилизацию и вывоз бытового мусора (за исключением промышленных предприятий) вырастет на 15–20%, предполагает доктор геолого-минералогических наук, профессор РУДН Александ Хаустов. В тех странах, где такие фонды уже созданы, компания — владелец свалок отчисляет на такие нужды до 20% своего дохода. Он напомнил, что в Москве тариф на вывоз мусора частично субсидируется городским бюджетом, поэтому в столице новая нагрузка также может лечь на город.

Жители против свалок

Первые крупные акции протеста из-за ситуации с мусорными полигонами в Подмосковье в этом году прошли в феврале. От 2500 до 3000 жителей подмосковной Коломны приняли участие в митинге из-за ситуации с полигоном «Воловичи» 11 февраля. В марте акции протеста продолжились в Волоколамске у мусорного полигона «Ядрово» и собирали по нескольку тысяч человек. 21 марта, после выброса свалочного газа, который стал причиной госпитализации десятков человек, стихийный митинг прошел у здания больницы, куда были доставлены пострадавшие. Главу Волоколамского района Евгения Гаврилова и губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, которые приехали навестить пострадавших, протестующие закидали снежками. При этом 28 марта стало известно о первых задержаниях на акции протеста. Вскоре последовали и кадровые решения — 29 марта директор мусорного полигона «Воловичи» Владимир Плясунов был уволен по собственному желанию. А 23 марта губернатор Подмосковья Андрей Воробьев отправил главу Волоколамского района Евгения Гаврилова в отставку. Также было принято решение о прекращении завоза мусора в «Ядрово» до 14 апреля и начале дегазации полигона. 14–15 апреля крупные митинги против свалок прошли в Красноармейске, Серпухове, Балашихе, Клину и Дмитрове.

В Краснодарском крае, где продолжается ликвидация последствий шторма в Керченском проливе 11 ноября, за минувшие сутки собрано 2 тысячи 56 тонн нефтесодержащих отходов. Как сообщает южный региональный центр МЧС России, всего с начала работ очищено 42 км побережья, собрано 17 тысяч 488 тонн твердых нефтесодержащих отходов с береговой линии залива, передает «Газета».

Photo: trud.ru

По данным МЧС, за сутки собрано 326 голов павшей птицы. Всего с начала работ собрано и утилизировано 4 тысячи 946 погибших птиц. В ходе уточненной разведки протяженность загрязненной береговой линии составила 49 км. Из-за шторма происходит повторное загрязнение ранее очищенных участков береговой полосы.

При этом, по данным Экологической вахты по Северному Кавказу, как выяснилось, работы по очистке берега вообще не ведутся на обширных участках побережья (между мысами Панагия и Тузла, в южной части косы Чушка и между мысами Ахиллеон и Пеклы). В связи с этим, вчера организация направила письмо в межведомственную комиссию по ликвидации последствий шторма в Керченском проливе.

Шторм 11 ноября стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях — за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера в море вылилось около двух тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находится около семи тысяч тонн серы.

По данным «Гринпис», только на пляжах Тамани обнаружено около 2 000 тонн мазута. В результате разлива нефти, по некоторым оценкам, пострадало около 30 тысяч птиц. Для ликвидации последствий аварии привлечены добровольцы морской пехоты Черноморского флота РФ.

Ночью с 10 на 11 ноября на Керченский пролив и Таманский полуостров обрушился шторм силой до 7 баллов. В результате стихии на открытом рейде в Керченском проливе, затонуло несколько судов речного класса. Из-за скученности, в открытом всем ветрам проливе, сорванные с якорных стоянок корабли налетали один на другой. Погибли люди. Произошла крупная утечка нефтепродуктов. На затонувших судах находится груз мазута и серы. Нанесён огромный вред экологии Чёрного и Азовского морей – такова сухая статистика происшествия.

Администрацией Таманского сельского была поселения объявлена чрезвычайная ситуация, и создан штаб. На федеральном уровне был также создан штаб по ликвидации последствий стихии.

Масштабы катастрофы
По данным заместителя начальника Росприроднадзора Олега Митволя, при крушении танкера «Волганефть-139» в воду вылилось более двух тысяч тонн мазута. Чиновник называет серьезным экологическим происшествием ЧП в Керченском проливе, «Для восстановления экологического состояния пролива потребуется не один месяц, – сказал Митволь российским СМИ. – Это серьезное экологическое происшествие, которое потребует большого количества восстановительных, рекультивационных мероприятий», – считает он.

Маршрутное обследование косы Тузла, показало, что вся прибрежная ее часть со стороны Черного моря загрязнена мазутом. Ширина полосы загрязнения составляет до 10 метров на глубину до 20 -30 см. Часть мазута в виде комков находится в море, непосредственно у берега в прибойной зоне шириной до 20-30 м.

Можно предположить, что в дальнейшем во время штормов мазут будет продолжать выбрасываться на берег. Во время шторма 12 ноября волны перехлестывали через косу, и часть мазута попала в Таманский залив и достигла косы Чушка.

Мазут, попавший в воду, находится во взвешенном (комкообразном) состоянии, в связи с низкой температурой. При такой температуре он не образует плёнку на поверхности воды. Поэтому комочки этого вида нефтепродуктов либо выбрасываются волнами на берег, либо прилипают к водорослям или оседают на дно. По этой причине обычно используемые при разливах нефтепродуктов боновые заграждения могут оказаться малоэффективны.

Мазут, в отличие от нефтепродуктов с содержанием лёгких фракций, мало токсичен. Он с трудом окисляется и долго разлагается в морской среде и в донных отложениях в случае его захоронения под песчаными или илистыми донными осадками.

Ущерб от экологической катастрофы в Керченском проливе предварительно оценивается в 304 миллиарда рублей. По данным начальника Азово-Черноморского территориального Управления Госкомрыболовства Николая Безирганина, эта сумма включает не только непосредственный ущерб от катастрофы, но и последствия, устранять которые придется в ближайшие 10 лет. Вместе с тем он не исключил, что сумма ущерба может и увеличиться.

Для устранения последствий не хватает сил и техники
Из-за недостатка в специалистах и волонтерах для проведения очистительных работ, глава края Александр Ткачев обратился к землякам с просьбой помочь в работах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Керченском проливе. «Уже убрано более 350 тонн мазута и загрязненного грунта. Однако предстоит убрать втрое больше. И чем быстрее мы это сделаем, тем больше шансов спасти природу, спасти наше Азовское море», – говорится в этом обращении.

В Темрюкском районе создан специальный фонд, через который будут финансироваться аварийно-спасательные работы.

Ряд регионов страны тоже готовил специальную команду, для помощи Краснодарскому краю. В частности, под руководством Мурманского областного комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды, была собрана команда из 20 человек, состоявших из специалистов «Экоспаса» и специального авиадесантного подразделения.

По словам председателя комитета Николая Бичука, эта команда полностью готова: «В их распоряжении имелось специальное оборудование, одежда, мы могли помочь и финансово, – рассказал он в интервью «Беллоне.Ру», – но помощь нашего региона пока не понадобилась», – прокомментировал он.

По мнению чиновника, подобная катастрофа вряд ли возможна в акватории Баренцева моря. «Сильнейшие ветра для нас не новость, – рассказал он, – но из-за небольшой глубины акватории таких штормов у нас не бывает»,- считает он.

Прогнозы
«На очистку керченского берега понадобится несколько недель, а привести в норму море можно будет за несколько месяцев. Следующим летом, когда вода прогреется, бактерии разложат мазут, осевший на дне. На полное восстановление экосистемы понадобится 5-10 лет»,- такой прогноз высказали представители экологических организаций на пресс-конференции, посвященной последствиям катастрофы в Керченском проливе.

По оценкам директора российского отделения Всемирного фонда дикой природы Игоря Честина, для ликвидации последствий аварии, требуется от трех до четырех тысяч добровольцев, которых экологи приглашают в район катастрофы и обещают обеспечить жильем, питанием и амуницией.

По его словам, в Краснодарском крае не оказалось заранее подготовленных волонтеров – в нормальных условиях обучение этой работе занимает 108 часов. Сейчас времени нет, и инструктаж приходится проводить более оперативно. Для организации специальный тренингов по передаче опыта в Краснодарский край вылетел координатор нефтегазовых проектов Баренцевоморского офиса ВВФ Вадим Краснопольский.

Смертельные последствия для птиц и рыб
Порт Кавказ, куда выносит вытекший из кораблей мазут, находится в непосредственной близости от ключевой орнитологической территории международного значения «Тамань», куда на зимовку прилетает до 50 000 водоплавающих и околоводных птиц.

По мнению президента Союза охраны птиц России Виктора Зубакина, помощь уже попавшим в мазут пернатым, к сожалению, всегда малоэффективна – они быстро переохлаждаются и гибнут. Между тем на пострадавшей территории водится 11 редких видов птиц, занесенных в Красную книгу России или Краснодарского края. В целом эта местность является важной орнитологической территорией, осенью и под зиму там скапливается огромное количество водоплавающих птиц.

Только на 100-метровом участке береговой линии эксперты «Гринпис» обнаружили 25 погибших птиц.

«Загрязненных птиц вместе с мазутом и мусором собирают мешками и выносят на дорогу, затем вывозят. Создано три полигона, два для мазута и один для захоронения птиц. Погибших птиц никто не считает», – говорится в сообщении Союза охраны птиц России со ссылкой на активистов координационного штаба по спасению птиц.

«На фоне первоочередных мер по спасению людей и очистки побережья от мазута какие-либо специальные действия по выявлению, учету и спасению редких и исчезающих видов птиц, в том числе включенных в Красные книги РФ и Краснодарского края, пока не предпринимаются» – отмечается в сообщении.

Что касается рыбы, то ее массовая гибель тоже уже зафиксирована. Однако тут речь идет скорее об экономическом, нежели об экологическом ущербе: страдают промысловые, очень распространенные виды рыбы.

Разлив нефти на берегу Онежского озера
В связи с крупнейшей экологической катастрофой в Краснодарском крае практически незамеченной осталась авария в Онежском озере, где в результате посадки на мель нефтеналивной баржи в акваторию вылилось около 10 тонн мазута.

«Несмотря на сравнительно небольшой объем разлива, с ликвидацией его последствий существуют большое проблемы», – рассказал «Беллоне.Ру» Николай Бичук. По его словам, нефтепродукты, собранные на воде, сейчас выжигают, но в Вологодской области не знают, что делать с загрязненной береговой линией.

По его словам, в случае подобного инцидента в Мурманской области, для ликвидации берегового загрязнения, власти использовали бы специальные бактерии, которые превращают нефтепродукты в воду и углекислый газ.

«Я был просто в ужасе, когда увидел репортажи и фотографии о работе спасателей в Вологодской области, – рассказал «Беллоне.Ру» руководитель Баренцевоморского офиса ВВФ Олег Суткайтис. – Люди работают без какой-либо защиты. Учитывая то, что нефть очень токсична, идут большое испарения, а у людей нет ни халатов, ни противогазов. Можно представить себе последствия для здоровья этих людей», – отметил он.