Как красиво оформить экскурсию

О проекте — Наши экскурсоводы

О Москве известны сотни мифов. Один из них, что здесь можно заработать огромные деньги и сделать блестящую карьеру, но просто жить здесь невозможно. Слишком напряженно, шумно, трудно. Отчасти это правда. Москва, как и всякий мегаполис, город сложный. Но он безусловно может быть другим – романтичным и внимательным, светлым, уютным и совершенно беззаботным. Мы поможем Вам увидеть его таким за красивым парадным фасадом. Не удивляйтесь, но в нашем огромном городе из асфальта и бетона, действительно можно гулять пешком. Нужно только отказавшись от вечной суеты и машин, ощутить себя немного туристом. Мы предлагаем бесплатное посещение наших пешеходных экскурсий, в маршрутах которых, совмещены не только красивые виды, но интересные и полезные факты и истории из прошлого и настоящего. Ну а если Вам понравился рассказ экскурсовода, Вы всегда можете отблагодарить его чаевыми. Мы приглашаем Вас отправиться в увлекательное путешествие. Но не к дальним морям и странам, а по родному городу, в котором Вас ожидают открытия не менее приятные. Обещаем…

Светлана Пиховкина

Организатор, руководитель и идейный вдохновитель Проекта «Я покажу тебе Москву» .

Аккредитованный экскурсовод, член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г. Москвы.

Экскурсии Светланы это – истории в лицах. Они оживают, и Вы, погружаясь в прошлое, становитесь участниками событий минувших лет. Ее маршруты это не только знаменитые достопримечательности, но и малоизвестные, но не менее интересные места, скрытые в глубинах старых городских районов. В своих историях Светлана великолепно совмещает красивые виды и интересные факты из прошлого и настоящего. Ведь Москва для Светланы – это удивительная разноцветная мозаика, в которой все детали каждый из нас составляет по своему. Стоит только захотеть…

«Много лет назад, идя по Мясницкой, подумала: «А вот интересно было бы знать историю этого прекрасного особняка или откуда пошло название того переулка…» Наши мысль материальны, просто никогда нельзя предсказать, как они претворятся в жизнь.»

Аккредитованный экскурсовод. Журналист по образованию, я намотала по Москве не одну тысячу километров, бегая по заданиям редакции. И хочу поделиться одним наблюдением. Каждый из нас со школы помнит основные даты и фамилии, связанные с Москвой. Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской и Иван Грозный, пожар 1812 года и бои под Москвой в 41-м – эти знания похожи на частички большой паззл-картины. Одни стоят на своих местах, а другие лежат кучкой и ждут своего часа. На моих экскурсиях мы будем вместе разбирать и ставить каждый паззл на свое место в вашей личной картине под названием «Москва». Вы узнаете не только неизвестные детали об известных фактах, но и заглянете в закрытые дворики, пройдете новыми маршрутами по привычным местам и увидите Разную Москву.

«Аккредитованный экскурсовод, певец, ведущий мероприятий, Дедушка Мороз.»
Все эти слова про Юрия Овсинского

Этот человек совмещает в себе разные творческие способности: превосходное знание истории России и своего родного города Москвы, вокальные и ораторские данные, владение скрипкой и фортепиано.

С ним экскурсии становятся яркими, познавательными, интересными. Юрий всегда общается со своими экскурсантами, заставляет их думать, анализировать, погружаться с головой в атмосферу экскурсии. Он также часто награждает памятными призами самых активных и внимательных. С ним невозможно заскучать. Юрий с детства проводил экскурсии сначала для мамы, потом для друзей и в конце концов понял, что это его призвание.

С Юрием Вы полюбите Москву всем сердцем, а экскурсия запомнится Вам навсегда.

Аккредитованный экскурсовод, член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г. Москвы. Коренной москвич. Два высших образования. Любимое занятие — чтение.

«Его экскурсии — это своего рода доверительный рассказ о любимом городе и его жителях.»

Вас ждут забавные и поучительные истории. Посмотрите на исторические события с разных сторон.

Дмитрий Киселев

Аккредитованный экскурсовод, член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г. Москвы.

«Мы живем в век высоких технологий. Потоки информации пролетают мимо нас со скоростью звука. А Москва – город с многовековой историей. Информации накоплено не мало. Как не заблудиться в водовороте многочисленных событий, имён и дат? Разобраться во всём поможет надёжный и знающий экскурсовод. Человеческими словами он соберёт все подробности в единую и понятную картину, а самое главное подарит заряд хорошего настроения».

Лариса Миловидова

Аккредитованный экскурсовод, член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г. Москвы.

Кратко о моих отношениях с Москвой можно сказать словами Костика из бесконечно любимого фильма «Покровские ворота»:
«Я приехал в Москву из родного города и учился в университете. Я увидел Москву и сразу влюбился в нее. А она меня яростно обвивала то Бульварным кольцом, то Садовым кольцом. А она меня тянула сквозь улицы и заворачивала в переулки, пока окончательно оглушенного не отпускала для передышки в коммунальный очаг у Покровских ворот».

Следую принципу – не бывает неинтересных мест, все зависит от нас.
Источник вдохновения – литература.
За что люблю Москву? – За бесконечность.
После моих экскурсий вы поймете всю прелесть сумасшедшего ритма Москвы, её историю, тайны, а также откроете для себя что-то новое!

«Москва это город контрастов, здесь рядом могут находится палаты 17 века, здание времен конструктивизма, а по соседству доходный дом в стиле модерн. Наш город разноплановый и этим он и хорош. Потому что проходя по улицам и переулкам мы можем прочесть более чем восьми вековую историю. Москва полна загадок, легенд и преданию Я приглашаю вас на свои экскурсии и попробуем вместе раскрыть все московские тайны.»

Татьяна Ивлиева

Аккредитованный экскурсовод, филолог и театровед по образованию и путешественник по призванию.

«Наш город – это волшебная шкатулка, полная удивительных историй, настоящих сокровищ, которые можно изучать всю жизнь. А в компании единомышленников, людей, столь же увлеченных историей и архитектурой родного города, это интересней вдвойне.»

Ольга Костыгина

Аккредитованный экскурсовод, член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г. Москвы.
Выпусница Географического факультета Московского Университета, заядлая путешественница, любит открывать новые места и бесконечно изучать свой родной город Москву. Ольга не боится идти привычными маршрутами, ведь неожиданные открытия можно сделать и в хорошо знакомых местах.

«Каждый дом, каждая улочка Москвы это удивительные места, где живет наша великая история.»

Аккредитованный экскурсовод, член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г. Москвы.

Наталия Ускова – журналист, искусствовед. Долгое время работала экскурсоводом в одном из столичных музеев. Коренная москвичка. Любимое занятие — флористика.

«Предпочтение отдаю экскурсиям литературным. И это не сухие факты из жизни писателей или поэтов, это целая отражающая их эпоха, со своими правилами, традициями, событиями и судьбами. А судьбы есть не только у человека, но и у улицы, у дома, у Храма и вот об этом обязательно поподробнее…..»

Аккредитованный экскурсовод, член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г. Москвы.

Москва для меня словно книга, которую можно без конца читать и перечитывать, обнаруживая в ней новые смыслы, символы, сюжеты. А еще Москва похожа на причудливый лабиринт, по которому интересно гулять, отыскивая что-нибудь удивительное. Бродить, любоваться, изучать, показывать и рассказывать – что может быть лучше, если ты неравнодушен к архитектуре, истории, судьбам людей?

Елена – кандидат филологических наук, знаток литературы, преподаватель, человек с образным мышлением, всегда имеет в запасе нескучные истории и любопытные факты, ведет экскурсии с горящими глазами и сияющей улыбкой. Считает, что непринужденный рассказ и хорошее настроение – залог успешной экскурсии.

Валентина Лобанова

По первому образованию – инженер, по второму – литературный работник. От инженера – четкость построения рассказа и любовь к фактам, от филолога – поэтичность и эмоциональность повествования. Умеет говорить просто о сложном и удивлять, рассказывая о том, что всем давно известно. Каждая экскурсия Валентины – маленькое путешествие в историю Москвы, щедро приправленное хорошей поэзией, добрым юмором и отличным настроением!

Аккредитованный экскурсовод, член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г. Москвы.

Москва, город не оставляющий равнодушным никого. Он либо влюбляет в себя сразу, либо нет. Он сочетает в себе суету автомобильных дорог, неторопливость бульваров, тишину старинных улочек и колокольный многоголосный звон. На одной улице могут стоять дома XVII и XXI, православный храм, мечеть и синагога. Москва многолика и тем уникальна. Эта капризная и чопорная старушка далеко не сразу, да и не всем раскрывает свои тайны. Их нужно вытаскивать потихонечку, бережно, по одной бусине и каждый раз открывать этот город заново. Я покажу Вам Москву моими глазами и расскажу о тех удивительных людях, зданиях, событиях, историях и страничках летописи, которые её наполняют.

Александр Бойцов

Аккредитованный экскурсовод, член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Москвы.

Большой жизненный опыт, широкий кругозор, практика тренинг- менеджера и ведущего зрелищных мероприятий. Сибиряк, из семьи военнослужащего, в Москве – недавно (всего 30 лет), но не устаю постигать ее вновь и вновь. И обнаруживаю, как неизмеримо глубока ее история: культурный слой, под ним – еще один, и так вглубь, вглубь…
Люблю докапываться до самых-самых основ, источников события, деталей и тонкостей человеческих отношений. Литературно-исторические экскурсии – моя любовь и профессия!

«Пешеходки мои, пешеходки,
Страстям людским посвящены:
Маршрут экскурсии короткий,
Зато эмоции сильны!»

Аккредитованный экскурсовод, член ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров г. Москвы.

Историк по образованию. За плечами – пять лет музейной работы, лучшей частью которой всегда были экскурсии.

Теперь мой музей – это сама Москва. Гуляя по любимому городу, мы совершаем сразу два путешествия: короткое – в пространстве и длинное – во времени. Моя страсть – постоянный поиск историй и приключений, в которые вовлекаю всех желающих!

Ответы на вопросы

Уважаемые учителя и родители!

Вот основные Документы, которые Вам необходимы для оформления экскурсионно-туристских услуг:

  1. Договор на оказание услуг
  2. Копия Лицензии на перевозку пассажиров, если Вы пользуетесь услугами автобуса
  3. Копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица или ИП (согласно организационно-правовой формы туристической компании), являющегося Исполнителем заказанных вами услуг и оказывающего эту услугу
  4. Квитанции или иные документы, подтверждающие факт оплаты услуг (согласно условиям Договора)
  5. Счет и Акт выполненных услуг — при оплате по безналичному расчету.
  6. Страховка туристов
  7. Приказ Директора школы о выезде детей на экскурсию.

В дополнение к этому списку школы часто требуют предоставить: документы на автобус — права водителей, документы техосмотра, страхования пассажиров, маршрутный лист передвижения транспорта и т.д.

Документы все предоставляем — высылаем вам на электронную почту все копии документов.

Как красиво оформить экскурсию

Приглашаем детей от 7 до 15 лет на экскурсию по издательству «Настя и Никита». Экскурсии пользуются неизменной популярностью — в месяц издательство посещает 30 школьных групп. Все, кто побывал на экскурсии, рекомендуют нас своим знакомым, это мы знаем из проведённых опросов !

Экскурсия для детей 7+

На экскурсии гости узнают всё о работе издательства, изучат рукопись и макет книги, исследуют рабочее место верстальщика, дизайнера, корректора. Разберутся, чем занимаются отделы продаж и продвижения. А также заглянут в кабинет главного редактора. Далее в программе — игровой мастер-класс по созданию своей собственной книги: дети станут издателями и писателями и даже будут участвовать в раздаче автографов. Всё вместе длится 1,5 часа.

Условия участия для индивидуальных посетителей:

  • Для 1-9 классов.
  • Дату ближайшей экскурсии уточняйте в расписании нашего детского клуба.
  • Стоимость: дети — 450 руб, взрослые — бесплатно.
  • Запись: +7 (495) 540-58-02 или shop@detiknigi.ru. Прочитайте условия публичного договора-оферты.

Как происходит «Экскурсия в издательства»:

1 часть: Экскурсия по издательству. Заглядываем в кабинет главного редактора, исследуем рабочее место верстальщика, дизайнера, корректора, отдел продаж и продвижения. Изучаем рукопись и макет книги, где и как книга появляется на свет и как стать настоящим писателем. Взрослые могут выпить кофе или чай на уютной издательской кухне, выбрать книги или послушать экскурсию вместе с детьми.

2 часть: Игровой мастер-класс для детей по созданию своей собственной книги — пробуем стать писателями, издателями и иллюстраторами. По всем правилам книгоиздания выбираем жанр и придумываем главного героя. Рисуем обложку и иллюстрации. Зачем книге красивая обложка и каким должно быть название? Сколько может стоить книга? Презентация книжек, которые появились в результате мастер-класса. Гости рассказывают о своих книгах и творческих планах. Настоящая автограф-сессия.

Наш адрес: Редакция находится по адресу: Москва, Покровка, 11. Гости могут купить книги от 100 рублей.

Экскурсия для детей 5-7 лет

Экскурсия адаптирована для детей от 5 до 7 лет, поэтому уметь читать и писать не обязательно. Во второй части занятия малыши делают собственную книжку с секретом, которую они заберут домой.

Условия участия:

  • Для детей от 5 до 7 лет.
  • Дату ближайшей экскурсии уточняйте в расписании нашего детского клуба.
  • Стоимость: дети — 750 руб., взрослые — бесплатно.
  • Группы до 10 детей.
  • Запись: +7 (495) 540-58-02 или shop@detiknigi.ru. Прочитайте условия публичного договора-оферты.

Как происходит «Экскурсия в издательства»:

Сначала наш сотрудник проведёт весёлую экскурсию по помещениям издательства. Гости узнают всё о том, откуда берутся книги и писатели, кто и чем занимается в издательстве и познакомятся с новыми для себя профессиями верстальщика, дизайнера, корректора. И обязательно заглянут в кабинет главного редактора. Затем — мастер-класс по созданию ребёнком собственной книжки с секретом, которую они заберут домой. Взрослые могут выпить кофе или чай на уютной издательской кухне, выбрать книги или послушать экскурсию без дополнительной платы. Редакция находится по адресу: Москва, Покровка, 11. Гости могут купить книги от 100 рублей.

Другие статьи:  Как оформить письмо в германии

Экскурсия для школьных групп

Ваш класс приезжает к нам в издательство на Покровку, 11 . Вместе с гидом изучаем все помещения и знакомимся с издательскими профессиями, узнаём где и как книга появляется на свет и как становятся писателями. Экскурсия включает мастер-класс по созданию собственной книги. Всё вместе длится 1,5 часа.

Условия участия для школьных групп на территории издательства:

  • Для 1-9 классов.
  • Необходимо согласовать дату экскурсии. Позвоните нам: +7 (495) 540-58-02 или shop@detiknigi.ru.
  • Стоимость в будние дни — 5500 рублей. В выходные дни — 6000 рублей. Оплата в течение 7 дней после согласования.
  • Группа от 6 до 15 детей. Сопровождающие взрослые от 3 до 7 человек.
  • Перенос даты экскурсии возможен только в случае серьёзных непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств и не более одного раза. Прочитайте условия публичного договора-оферты .

Как происходит «Экскурсия в издательства»:

1 часть: Экскурсия по издательству. Заглядываем в кабинет главного редактора, исследуем рабочее место верстальщика, дизайнера, корректора, отдел продаж и продвижения. Изучаем рукопись и макет книги, где и как книга появляется на свет и как стать настоящим писателем.

2 часть: Мастер-класс по созданию собственной книги — пробуем стать писателями, издателями и иллюстраторами. По всем правилам книгоиздания выбираем жанр и придумываем главного героя. Рисуем обложку и иллюстрации. Зачем книге красивая обложка и каким должно быть название? Сколько может стоить книга? Презентация книжек, которые появились в результате мастер-класса. Гости рассказывают о своих книгах и творческих планах. Настоящая автограф-сессия.

Наш адрес: Редакция находится по адресу: Москва, Покровка, 11. Гости могут купить книги от 100 рублей.

Виртуальная экскурсия в школе

Книжный педагог приезжает в школу и при помощи проектора и презентации проводит для ребят экскурсию по издательству . В экскурсию также включён мастер-класс по созданию собственной книги.

Как происходит «Виртуальная экскурсия в издательство» в школе:

1 часть: Книжный педагог при помощи проектора проводит для ребят экскурсию по издательству. Заглядываем в кабинет главного редактора, исследуем рабочее место верстальщика, дизайнера, корректора, отдел продаж и продвижения. Изучаем рукопись и макет книги, где и как книга появляется на свет и как стать настоящим писателем. Ребята получают увлекательное описание процесса создания книги — кто из сотрудников издательства над чем работает, как выглядят части рабочего процесса. Смотрим небольшой документальный ролик о печати книги в типографии.

2 часть: Игровой мастер-класс по созданию собственной книги — пробуем стать писателями, издателями и иллюстраторами. Книжный педагог раздаёт ребятам книжные макеты. По всем правилам книгоиздания выбираем жанр и придумываем главного героя. Рисуем обложку и иллюстрации. Зачем книге красивая обложка и каким должно быть название? Сколько может стоить книга? Презентация книжек, которые появились в результате мастер-класса. Дети рассказывают о своих книгах и творческих планах. Настоящая автограф-сессия.

Условия участия в формате «Виртуальная экскурсия в издательство с выездом в школу»:

  • Для 1-5 классов. Класс от 10 до 30 детей. В помещении необходимы проектор или плазма.
  • Необходимо согласовать дату экскурсии. Позвоните нам: +7 (495) 540-58-02.
  • Стоимость — 9000 рублей. Оплата в течение 7 календарных дней после согласования даты.
  • Как получить скидку 15% на мастер-класс? Если в вашей школе в один и тот же день мы проводим два мастер-класса, каждый из заказчиков получает скидку 15% от стоимости.
  • Перенос даты возможен только в случае серьёзных непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств не более одного раза.
  • Для школ за пределами МКАД — обязательна организация доставки педагога от метро (электрички) до школы и обратно. Спасибо за понимание!
  • Данные условия являются неотъемлемой частью договора-оферты.

Хотите подарить детям книги после занятия?

  • При заказе мастер-класса дарим единовременную скидку 25% (выбрать книги). Скидка действует один раз до проведения мастер-класса и распространяется на книги издательства «Настя и Никита», а также на весь ассортимент нашего магазинчика «Я люблю читать».
  • Книги можно забрать бесплатно самовывозом из издательства или заказать с доставкой через наш интернет-магазинчик. Стоимость доставки в пределах МКАД — 290 руб., за МКАД (до 10 км) 370 руб.
  • Возврат оплаты за книги при отказе от проведения мастер-класса по вине покупателя не осуществляется согласно Закону о защите прав потребителей (книги обмену и возврату не подлежат).

Заказ экскурсий:

Отзывы:

Трудно перечислить все мероприятия, которые нашей семье удалось посетить за 8 месяцев (а они всегда интересны и уникальны), но одно из самых запоминающихся и самых неординарных – это ночная экскурсия в издательство. Если ёмко, то это микс 50% развлекательного и 50% образовательного. Если более содержательно, то это очень необычная экскурсия, которая понравилась всем присутствующим детям (от 7 до 12 лет) и их родителям. Антуражность и атрибутика, необходимые для ночной экскурсии в издательство, присутствуют. Как говорят организаторы: «Не забудьте взять фонарики». Не буду анонсировать всю экскурсию полностью, чтобы не пропал у Вас к ней интерес, но посетить её настойчиво рекомендует как наша семья, так и наши друзья, которые там были.

Татьяна Филатова, 1 марта 2017 г., Фейсбук.

Как красиво оформить экскурсию

Методика оформления учебно-тематических экскурсий

Управление образование и науки
администрации Губкинского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных туристов»

Методические рекомендации
по оформлению учебно-тематических экскурсий
Каждая экскурсия – это наглядный пример гражданственности, школа патриотического воспитания, важная форма комплексного изучения родного края, это новые открытия и встречи с интересными людьми.
Учебно-тематическая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель экскурсии – это то, ради чего учащимся-экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры, профориентация и т. п.
Каждая учебно-тематическая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обуславливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии в единое целое. Тема содержит указание на то, какому кругу явлений посвящается данное произведение, к чему стремится педагог привлечь внимание учащихся.
Тема регулирует экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нём знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ экскурсионных объектов: по пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.
Каждая тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершённостью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает её убедительной и запоминающейся. В многотемных обзорных экскурсиях нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой подтемы. В таких экскурсиях обычно бывает больше факторов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая её подтема может стать темой для самостоятельной экскурсии.
Выбрав тему нужно подумать о её формулировке. Следовательно, тема экскурсии и её название – не одно и то же. Название экскурсии – это её визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся, адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким. Другими словами, в названии необходимо наиболее точно передать содержание экскурсии, её тему, сделав его при этом привлекательным для потенциальных экскурсантов. Следует избегать общих названий, длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.

Технология разработки экскурсии
Учебно-тематическая экскурсия – это результат трех важнейших процессов: подготовки, проведения и подведения итогов. Они тесно между собой взаимосвязаны.
Подготовка экскурсии проходит 3 основных ступени:
1. Предварительная работа включает: подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение и одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена данная учебно-тематическая экскурсия.
2. Непосредственная разработка экскурсии включает следующие этапы:
Определение цели и задач.
Выбор темы.
Отбор литературы и составление библиографии.
Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Составление маршрута экскурсии.
Объезд (обход) маршрута.
Разработка технологической карты экскурсии.
Составление карты-схемы маршрута.
Подготовка контрольного текста экскурсии.
Комплектование «портфеля» экскурсовода.
Отбор методических приемов
Составление методической разработки
3. Заключительная ступень – прием экскурсии на маршруте и ее утверждение на методическом совете образовательного учреждения.
Правила оформления основного содержания экскурсии
1. Методическая разработка экскурсии
тема экскурсии
цель экскурсии
объект экскурсии
подтемы экскурсии
продолжительность экскурсии
маршрут экскурсии
состав экскурсантов
приемы, использованные для проведения экскурсии
2. Маршрут
объекты показа (по точкам)
3. Контрольный текст
вступление (организационная часть и информационная часть)
основная часть
заключение
4. Список рекомендуемой литературы
основная
дополнительная
5. «Портфель экскурсовода»:
фотографии
рисунки
копии подлинных документов, рукописей
географические карты
чертежи
цитаты
карточки экскурсовода
«Портфель экскурсовода» — условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Одна из задач портфеля состоит в восстановлении недостающих сведений при показе. Более убедительной экскурсию делают демонстрация копий подлинных документов, рукописей. Наглядные пособия дают зрительное представление об объекте.
Содержание портфеля диктуется темой экскурсии, наглядные пособия должны быть удобны для использования, количество их не должно быть велико, т.к. в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра объектов, рассеивать их внимание. Подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся материалов наиболее выразительные. К каждому экспонату, включенному в портфель, прикрепляется карточка с пояснениями.

Образец оформления титульного листа

Управление образования и науки
администрации Губкинского городского округа
Название образовательного учреждения

«Название экскурсии»
Учебно-тематическая экскурсия по __________
Продолжительность экскурсии –_____часа
Составили:
И.О.Ф.(без сокращений), должность;
И.Ф.(без сокращений), учащийся ____

Образец оформления технологической карты

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор (образовательное учреждение)
__________________И.О. Фамилия
«_____»________________ 20__ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
учебно-тематической экскурсии по ______
«Название экскурсии»

Цель экскурсии:
Задачи экскурсии:
1.
2.
3.

Вид экскурсии. По содержанию:
По способу передвижения:
По месту проведения:
По составу и количеству участников:

Продолжительность экскурсии: ___часа.

Категория экскурсантов: ______

Основные объекты показа:
1.2.3. и т.д.

Маршрут экскурсии:
ул. ____– пр-т _______– ул. _____ пер._______– ул. ______ .

(К описанию маршрута должен быть приложен план маршрута).

Образец оформления технологической карты
Методической разработки (см.ниже)

Эффективность технологической карты экскурсии зависит от правильного заполнения всех восьми граф. Размер технологической карты: 6-12 страниц печатного текста, зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

Маршрут
экскурсии Остановки Объекты
показа Продолжительность
остановки, мин. Наименование подтем и перечень основных вопросов Продолжительность изложения подтемы, мин. Организационные указания Методические
указания
1 2 3 4 5 6 7 8

В графе «Маршрут экскурсии» указывается точки экскурсии в соответствии с последовательностью показа экскурсионных объектов.
В графе «Остановки» называются те точки маршрута, в которых предусмотрен выход из автобуса, предлагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка для пешеходной экскурсии.
В графе «Объекты показа» перечисляются те памятные места, основные и дополнительные, которые показывают группе на остановках, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.
В графе «Продолжительность остановки» указывается время, которое затрачивается на показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение экскурсантов по маршруту.
В графе «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, далее раскрываются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтем.
В графе «Продолжительность изложения подтемы» указывается время, которое затрачивается на показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение экскурсантов по маршруту.
В графе «Организационные указания» даются рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, правила поведения экскурсантов у памятников, требования по охране природы. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Например: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание», «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования» и т.д. При проведении производственных экскурсий приводятся рекомендации по технике безопасности.
Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии «Обзорная пешеходная экскурсия по маршруту: краеведческий музей – городской парк» при раскрытии подтемы «Связь времен: история и современность».
Методическая разработка — это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенности демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала.Каждому коллективу необходимо использовать весь потенциал экскурсионной деятельности как один из видов работы с детьми, которая успешнее всего может помочь педагогу направить воспитательный процесс на развитие инициативы и ответственности каждого ребенка путем вовлечения его в самостоятельную творческую деятельность.

Экскурсия, как составная часть путешествия

Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определена общегосударственная помощь внутреннему, въездному, социальному и самодеятельному туризму. Все эти туристические направления, предполагают экскурсионное обслуживание туристов.

Общие истоки современного понятия «туризм» были заложены еще в древности, когда массы народов начали передвигаться на новые места в определенных целях. Тогда же у людей появилась потребность в знакомстве с особенностями жизненного уклада, повседневной культуры, изучении памятников и географических особенностей в других странах. Сделать это возможно лишь при наглядном осмотре всех артефактов в той местности, где они располагаются и во время общения с местными жителями, т.е. в процессе изучения окружающей действительности. Поэтому экскурсия издавна связана с путешествиями.

В прославленном словаре В. Даля акцент в толковании слова «экскурсия» делается именно на этой особенности, т.е. «процессе передвижения, способствующему познанию и сознательному изучению мира». Увлекательностью этого аспекта удачно воспользовался Томас Кук – первый организатор путешествий, составным элементом которых становится экскурсия.

Первым российским «экскурсоводом» можно смело называть Петра I, с удовольствием лично демонстрирующего гостям строящийся Санкт-Петербург.

Функции экскурсии

Экскурсия – определенные действия, направленные на передачу знаний группе экскурсантов в форме совмещения показа предметов, достопримечательностей или экспонатов и одновременно с этим рассказ о них. Соответственно, функции этого вида деятельности особенно важны. Они достаточно обширно представлены в любой экскурсии:

  • познавательная – экскурсионный рассказ всегда подчинен определенной теме и предлагает слушателям познакомиться с новой для них информацией;
  • образовательная – рассказ опытного экскурсовода мотивирует людей к самообразованию, ведь всегда интересно узнать увлекательные факты о, казалось бы, хорошо известном писателе, дополнительно прочесть его произведения;
  • информационная – тематическая информация во время экскурсии сопровождается показом конкретных изобретений, достижений, объектов, т.е. наглядность – отличительная черта экскурсий;
  • воспитательная – любая экскурсия воспитывает: природоведческая учит любить и охранять природу, искусствоведческая развивает эстетический и художественный вкус, этнографическая внушает уважительное отношение к другим народами их традициям;
  • научно-пропагандистская – каждая экскурсия подчиняется основным принципам пропаганды: связь с жизнью, идейная направленность, научная обоснованность предлагаемой информации, доходчивая подача, убедительные доказательства;
  • досуговая – экскурсионное обслуживание предполагает возможность интересно и с пользой провести свободное время.
Другие статьи:  Жалоба о работе светофора

Экскурсия не может состояться без определенного комплекса действий по подготовке мероприятия. Выбор целевой установки – главное на этапе ее формирования. Правильно определенная цель экскурсии влияет на определение темы и выбор материала.

Цели могут быть самые разнообразные:

  • воспитание интернационализма и любви к родине;
  • уважение к труду;
  • толерантность по отношению к другим нациям и народностям;
  • воспитание эстетической культуры;
  • обогащение кругозора.

Задачи экскурсионного процесса

Начинать работу над созданием экскурсии нельзя, не определив ее цель и задачи. Причем цели будут более обширны, чем задачи. Если цель городской пешеходной прогулки – воспитание патриотизма, то локальной задачей станет знакомство с конкретными фактами истории города, почетными гражданами и их выдающимися достижениями.

Задачи определяют финальный выбор объектов экскурсионного показа, маршрут и подбор «наглядностей» для экскурсантов. Таким образом, задачи всякой экскурсии следующие:

  • раскрыть тему, научив людей видеть объекты показа;
  • создать условия для того, чтобы люди услышали нужную информацию;
  • способствовать пониманию значения события, о котором делается сообщение;
  • научить экскурсантов самостоятельному анализированию и оцениванию экскурсионных объектов.

Формирование умения видеть

Мастерство экскурсовода играет решающую роль в выполнении экскурсионного показа, т. к. работать приходится с тургруппами различной подготовки.

От умения экскурсовода увлечь фактическим материалом (архитектурные объекты, краски и линии, музеи и исторические комплексы) зависит эффективность экскурсии. Соблюдая правила организации и проведения экскурсионных прогулок, можно всегда достичь назначенной цели:

  • подчинение определенной теме и следование четко составленному плану;
  • сообщение всегда сопровождать показом;
  • в рассказе следует избегать многословных длинных пояснений;
  • не оставлять экскурсантов лишь инертными слушателями, а привлекать их к активному участию в процессе показа и рассказа;
  • не перегружать слушателей специальной терминологией, многочисленными названиями, новыми именами и датами;
  • концентрировать внимание экскурсантов определенных деталях объекта;
  • своевременно и логически завершить экскурсию.

Классификация экскурсий

Ученые-экскурсионисты теме классифицирования экскурсий придавали важное значение. Это необходимо для размежевания экскурсий на группы, а затем вычленения главных черт, определяющих тип их ведения.

Предложения о систематизации поступали от разных ученых: Н.А. Гейнике, Райкова Б.Е, Ангерта Д.Н., Емельянова Б.В., детально разделявших экскурсии по группам, видам, составу, продолжительности и др. В современном экскурсоведении выделяют две основные группы – гуманитарные и естественно-научные, которые, в свою очередь, классифицируют по видам.

Естественно – исторические экскурсии:

  • геолого-ботаническая;
  • производственная;
  • экологическая;
  • учебная.
  • литературная;
  • музыкальная;
  • искусствоведческая;
  • театральная;
  • этническая;
  • художественная;
  • бытовая.

Деление соответственно сущности:

  • многоплановая обзорная;
  • рекламно-ознакомительная;
  • тематическая.

Подразделение согласно контингенту и численности участвующих:

  • в пределах города;
  • за городом;
  • в музее;
  • комплексно.

Обзорная экскурсия

Этот вид работы предполагает многотемность и масштабность. Они дают единое понятие о какой-то местности, территории, области или населенном пункте в целом. Для рассказа используют исторический и современный материал. Для показа – разнообразные исторические монументы, культурно-значимые объекты, сооружения, места известных событий, фрагменты градостроительства и архитектурные памятники, предприятия.

Городская обзорная экскурсия хронологически прослеживает период со времен первичного упоминания о населенном пункте и до современности, включая рассказ о перспективах развития.

Особенность подобной экскурсии в ее многотемности: рассказ об историческом прошлом города, переплетается с характеристикой современного состояния и развития науки, творчества, образования, социальных аспектов.

Подтемы в обзорной экскурсии могут касаться военных, культурных, исторических событий, произошедших в пределах области, района или края.

Литературная подтема, как принято, предполагает знакомство с объектами и местами, связанными с творчеством литераторов.

Тематические экскурсии

Раскрыть экскурсантам одну тему – главная задача тематической экскурсии, хотя изолированно от другой, сходной темы, подобные экскурсии редко проводятся.

Группы тематических экскурсий:

  • историческая (с подтемами о революционных и военных событиях);
  • производственные (подтема – экономическое развитие);
  • природоведческая (подтемы – экология, охрана заповедных зон);
  • гастрономическая и этнографическая (предполагает знакомство с кулинарными традициями, национальной кухней и бытовыми обрядами народов разных стран);
  • спортивно-зрелищная (посещение спортивных музеев и соревнований);
  • историко-музыкальная (участие в фестивалях и одновременно приобщение к истории их возникновения);
  • кинематографическая (с участием в мастер-классах и посещением мест, связанных с созданием фильма

При проведении подобных экскурсий многое зависит от ресурсов и условий имеющихся городе или крае для их проведения.

Исторические экскурсии

Ведение экскурсий, связанных с историей, подчиняется определенным требованиям:

  • рассказ экскурсовода содержит подлинные исторические факты;
  • объекты для показа подбираются соответственно теме экскурсии;
  • факты следует раскрывать взаимосвязано с прочими историческими фактами;
  • обязательное использование историко-краеведческого материала.

Подгруппы исторических экскурсий:

  • археологическая;
  • этническая (рассказ о традициях, культуре народов);
  • военно-историческая (по местам былых сражений);
  • историко-биографическая (о жизни знаменитостей);
  • эстетические (посещение художественных галерей, выставок, музейных комплексов).

Важно уметь в каждой конкретной ситуации определять оптимальное сочетание исторических и местных событий.

Историко-краеведческая экскурсия в Кремль

К способам изучения истории и современной жизни страны, края, города относятся историко-краеведческие экскурсии. Они дают шанс экскурсантам познакомиться с аутентичными историческими и краеведческими свидетельствами и памятными местами в естественном состоянии.

Московский Кремль всегда был одним из самых притягательных объектов для гостей и жителей столицы. Изучение Кремля невозможно ограничить лишь его наружным осмотром. Эту неповторимую историческую, но действующую крепость следует внимательно осмотреть всюду, куда есть доступ экскурсионным группам, потому что самое интересное расположено внутри Кремля.

Для первичного ознакомления с ним, стоит побывать на обзорной экскурсии. Она даст совокупное понятие об архитектуре, соборах, исторических местах, музейных собраниях живописи в Кремле.

«Летопись в камне» – так называют Московский Кремль. Он состоит из памятников разных эпох: царских дворцов, палат высшего духовенства РПЦ, резиденции Президента России.

Сокровища Оружейной палаты приравнены к таким мировым ценностям, как Лондонский Тауэр и Дрезденский Зеленый свод.

Соборы Московского Кремля – настоящие произведения искусства знаменитых зодчих – иностранных и русских. Успенский, Архангельский, Благовещенский собор – исторические достопримечательности, рекомендуемые к обязательному просмотру.

Отдельной экскурсии заслуживают Патриаршие палаты в Кремле. Они были возведены русскими умельцами для патриарха Никона.

Посещая Московский Кремль, полностью поддаешься его очарованию, поэтому стоит увидеть этот прекрасный ансамбль наяву.

Экскурсия в музей

Музейные залы – место, где встречаются со свидетельствами тех событий, что произошли в прошлом. Здесь можно убедиться воочию в том, что сохранились вещи, предметы и свидетельства, представляющие ценность в историческом и культурном смысле. Все музеи отличаются по тематике и экспонатам.

Артефакты музея истории рассказывают о важных событиях, повлиявших на ход истории.

Этнографический сохраняет память о духовном и культурном наследии народа.

Художественный бережет шедевры изобразительного искусства.

Краеведческий рассказывает об истории родного края, города.

Все экспонаты в музее расставлены так, чтобы посетителям было удобно знакомиться с ними, они снабжены подробными надписями и комментариями.

Лучше, если экскурсию в музее проводит квалифицированный специалист – экскурсовод, владеющий профессиональными навыками знакомства экскурсантов с интересными экспонатами, умеет привлечь внимание особому интерьеру здания музея, необычной обстановке внутри и сконцентрировать внимание на важных моментах.

Производственная экскурсия на фабрику

Производственно-экономические экскурсии бывают учебно-воспитательными и рекламно-ознакомительными. Соответственно этому определяется и группа участников.

Учебная производственная экскурсия проводится с целью профессиональной ориентации слушателей и имеет в большей степени воспитательное и образовательное значение.

Во время подобных посещений объектов изучения, учащихся знакомят с производством, организацией труда и технологическими процессами с целью привлечения внимания к разным профессиям.

Значение экскурсии заключается в том, чтобы продемонстрировать насколько высокие требования предъявляются к современным работникам, их знаниям, умению принимать решения.

Объектами производственных экскурсий могут стать:

  • машиностроительные и транспортные комплексы;
  • электростанции и трамвайно-троллейбусные и таксопарки;
  • автохозяйства и стройплощадки;
  • телецентры и театральные комплексы.

Чаще всего производственные экскурсии проводятся работниками предприятий.

Рекламные обзорные экскурсии проводятся для разных групп экскурсантов с целью познакомить с продукцией предприятия.

Литературная экскурсия

Литература относятся к разряду наиболее эмоциональных способов воздействия на публику. С помощью литературной экскурсии можно прочувствовать тон и колорит эпохи, увидеть воочию места, описанные в сочинениях писателей и поэтов и сравнить увиденное с собственными впечатлениями от прочтения и реальности.

Виды литературных экскурсий:

  • биографическая (посещение мест, связанных с жизненными этапами и творчеством писателя или поэта);
  • историческая (рассказ об этапах развития отечественной литературы);
  • художественная (изучение мест действия литературных героев).

Для таких экскурсий используются разные виды пособий:

  • натуральные, т.е. подлинные свидетельства, предметы, письма, прижизненные издания, фотографии;
  • графические, т.е. карты, схемы, таблицы, которыми пользовались писатели и описываемые литературные герои.

Перед экскурсоводом стоит задача заинтересовать показом и рассказом, создать настроение, увлечь литературным произведением.

Классификация экскурсий по составу участников

Состав участников экскурсионной группы имеет большое значение для успеха мероприятия. В зависимости от того, для кого рассказывает экскурсовод, осуществляется подбор визуальных объектов, составляется план рассказа, учитываются особенности подачи материала для слушателей.

Продолжительность, обилие или небольшое количество специальной лексики, объем излагаемого материала, развлекательные элементы – все необходимо учитывать при подготовке экскурсий.

Главный фактор – возраст и уровень образования участников. Услышанное от экскурсовода должно лечь на подготовленную почву, иначе связь между экскурсантами и гидом будет потеряна и все усилия напрасны.

Состав участников экскурсии распределяется так:

  • взрослые, т.е сборные группы местных жителей от предприятий, учебных заведений, профессиональные группы;
  • детские, т. е. дети дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста;
  • иногородние, т. е. туристы, впервые приехавшие в город для которых любая информация будет новой;
  • иностранцы, т.е специфическая группа для которой требуется либо переводчик, либо экскурсовод должен владеть языком страны из которой прибыла группа.

Экскурсии для детей

Дети – аудитория особая, требующая тщательной подготовки для удержания интереса и внимания к объектам показа и рассказа. Экскурсии для детей школьного возраста проводятся либо в пределах школы, либо бывают внешкольные с целью углубленного изучения школьной программы.

Методика проведения, содержание и задачи у них разные.

Виды экскурсий в школе:

  • урочные – проводятся во время уроков и связаны с тематическим планированием, учитель оценивает знания детей, полученные во время экскурсии;
  • внеурочные – не проводятся во время занятий, но содержание их связано с программой изучаемого предмета;
  • внеклассные – проводятся в дополнительно оговоренное время, не затрагивая учебное расписание.

Все подобные экскурсии проводятся педагогами школы, согласно рабочему плану по определенному предмету.

Внешкольные экскурсии проводятся за пределами школьного здания и предполагают наблюдение за объектом показа в естественных условиях. Во время таких экскурсий рассказ ведется краткий с большим количеством цитат из литературных произведений, стихов, сравнений, а внимание больше уделяется осмотру. Приветствуются викторины, игры, блиц-опросы. Особое внимание – воспитательным моментам.

Экскурсии для воспитанников детского сада еще более упрощенные и сводятся больше к наблюдению за объектами и краткой характеристике предмета, памятника, здания.

Экскурсии для взрослых

При безусловном добровольном согласии на участие в экскурсии, ее подготовка требует серьезной подготовки, потому что группы могут состоять из городских и сельских жителей, профессионально подготовленной аудитории и отдыхающих на курорте, турбазе, в кемпинге.

Возраст также имеет значение при подготовке материала для рассказа.

Особенности проведения экскурсионных путешествий для сельских жителей состоят в том, что проходят они в период межсезонья в сельхозработах и обязательно сочетаются с отдыхом. Рассказ в сочетании с показом должен учитывать, что экскурсанты слабо знают городские достопримечательности, а многие впервые участвуют в экскурсии.

Молодежная аудитория тоже требует особого подхода к организации. Форма проведения может быть более активной, а тематика приближена к интересам молодых людей.

Профессиональная принадлежность экскурсантов требует учитывать при создании групп увлечения, образование и уровень развития людей и требует высокого мастерства от экскурсовода.

Особенности методики подготовки и ведения экскурсий определяют места их проведения, которые разделены на основные группы:

  • в пределах города;
  • за пределами города;
  • общепроизводственные;
  • в музейных сооружениях;
  • на территории храмовых комплексов и монастырей;
  • комплексные.

Для подготовки к любой из названных экскурсий, специалисты-экскурсоводы должны изучить специфику каждой группы и учитывать это при планировании и организации экскурсионных мероприятий.

Экскурсия по городу

Городские экскурсии – самый распространенный вид путешествий. Они предполагают и обзорное знакомство со всеми городскими достопримечательностями, и точечные посещения отдельных памятных мест.

Соответственно, экскурсии по городу разделяют на обзорные и подчиненные определенной теме, т.е. тематические.

Обзорная экскурсия наиболее востребована по многим причинам:

  • непродолжительна – до 3-х часов;
  • подчинена главной цели – показать город в наиболее выгодном свете;
  • многоплановость определяет разнообразие мест показа, чего не бывает в тематических экскурсиях;
  • динамичность, т.к. все изменения в городе сразу же должны отражаться в экскурсионной обзорной поездке по городу.

Желательно, чтобы всю экскурсию вел один специалист – это помогает целостному восприятию путешествия.

История города излагается от первичных упоминаний о нем в исторических документах и свидетельств очевидцев до современности.

Структура любой городской экскурсии строится по сходному плану:

  • выбор главной темы и нескольких подтем, причем любая из них может вполне стать самостоятельной темой для дополнительной экскурсии;
  • определение специфики экскурсионного показа в зависимости от типа города – столица, город-герой, город-курорт и пр.

Тематическая городская экскурсия раскрывает узкую тему в одной из областей:

  • культура;
  • история;
  • литература;
  • экология;
  • градостроительство
  • военные события.

Тематические городские экскурсии практически не существуют изолированно. Взаимопроникновение тем помогает лучше прочувствовать «дух» города, увидеть его особенности, почувствовать городскую атмосферу.

Другие статьи:  Приказ 70 2012

Загородные экскурсии

Организованные путешествия за пределы города – загородные экскурсии – по продолжительности и способу передвижения отличаются от городских.

Во-первых, по удаленности. Конечный пункт экскурсии расположен не далее 100 км от города.

Во-вторых, по способу передвижения. Они могут быть пешими, транспортными или комплексными.

К месту показа экскурсанты могут быть доставлены автобусным, железнодорожным или водным транспортом. На особо экстремальные прогулки в труднодоступные места людей доставляют даже вертолетами.

В-третьих, по организации:

  • только в пункте основного назначения, т.е. в конкретном месте города, заповедника или музейного комплекса;
  • осмотр и рассказ о достопримечательностях по пути следования к конечному пункту;
  • комплексная, т.е. сочетающая в себе экскурсионный рассказ на маршруте и в конечной точке пути.

В-четвертых, по виду:

  • обзорные, объединенные подтемами об истории, науке, природе объектов показа;
  • тематические, раскрывающие узкие аспекты развития предприятия, например, или историческое событие, произошедшее в определенном месте.

В-пятых, по продолжительности. Загородная экскурсия может быть короткой – до 45 минут и продолжительной – до 5 часов.

Комплексные экскурсии

Практика проведения комплексных экскурсий больше принята в обзорных городских экскурсиях. Они могут сочетать несколько параметров:

  • многотемность – объединяются городская и музейная части экскурсий, причем рассказ и показ ведется одним экскурсоводом;
  • способ передвижения – экскурсантов доставляют к месту проведения выбранным транспортным средством, сообщая по пути экскурсионную информацию, а непосредственно в конечном пункте проводится пешеходная прогулка к объектам показа;
  • методы подачи материала, т.е. экскурсия проводится с использованием современных технических средств и передовых технологий.

Экскурсии выходного дня

Выходные дни – прекрасная возможность разнообразить повседневность бытия, не «выпадая», при этом, из общего потока важных дел.

Провести выходной нестандартно вполне возможно отправившись на экскурсию выходного дня. Они отличаются универсальностью. Это может быть:

  • семейная поездка;
  • в компании друзей;
  • романтическая экскурсия;
  • дни рождения и юбилеи.

Туристические компании предлагают обширный ассортимент кратких однодневных или многодневных экскурсий по городам, историческим местам, заповедникам, паркам развлечений.

Программа экскурсии, как правило, составлена так, чтобы у экскурсантов была возможность за короткий срок познакомиться с достопримечательностями городов и регионов страны, побывать в самых интересных местах и участвовать в международных праздниках и фестивалях.

Тематика экскурсий выходного дня разнообразна:

  • гастрономические поездки с дегустациями;
  • экологические агротуры;
  • водные прогулки (морские и речные однодневные круизы);
  • реконструкции знаменитых битв;
  • экскурсии к местам народных промыслов;
  • событийные экскурсии.

Любую экскурсию на выходных днях вы, естественно, можете спланировать самостоятельно, но тогда вам придется заниматься выбором приемлемого маршрута, переговорами с экскурсоводами, заказом билетов и организацией питания.

Индивидуальные экскурсии

Экскурсия организованная по индивидуальному заказу принципиально отличается от стандартных в больших группах, потому что все внимание гида обращено к одному человеку.

Планируя индивидуальную экскурсию с помощью профессиональных специалистов, легко учесть все пожелания и условия проведения, чтобы отдых запомнился.

Индивидуальная экскурсия предполагает:

  • собственный выбор экскурсионного объекта и тематика экскурсии;
  • согласование количества объектов;
  • продолжительность путешествия;
  • формирование цены, согласно пожеланиям клиента.

Однодневные экскурсии

Свойственный любому человеку интерес к новизне ощущений увлекает людей в путешествия. Однако позволить себе длительные туры современный занятой человек может не всегда. Во-первых, из-за постоянной занятости, во-вторых, по причине высокой стоимости продолжительных путешествий.

В таких обстоятельствах однодневные экскурсии – хороший выход. Возможность дать себе кратковременный отдых положительно скажется на здоровье и настроении.

Вариантов краткого отдыха много. Один из них – самостоятельное планирование небольших экскурсий по интересным местам, куда давно хотелось попасть: музей, выставочный центр, развлекательный или спортивный комплекс.

Иной вариант не превратиться в скучного домоседа – однодневная экскурсия по заранее составленному маршруту. Такой вид отдыха полезен всем, кто хочет ненадолго перенестись из привычной обстановки в совершенно новую. Если, к тому же, экскурсию проводят профессионально подготовленные гиды, то удовольствие будет незабываемым, вы получите возможность узнать и увидеть своими глазами шедевры искусства, необычную архитектуру, романтичные места в городах и дворцовых ансамблях в пригородах.

Самостоятельные экскурсии

Не желая связывать себя обязательствами с туроператорами, многие люди планируют экскурсии самостоятельно.

На что стоит обратить внимание при планировании самостоятельной экскурсии:

  • планирование маршрута с менеджером турфирмы (или разработка собственного, если вы планируете добраться до места самостоятельно);
  • бронирование и покупка билетов до места назначения;
  • выбор нужного варианта страховки;
  • выбор варианта проживания и бронирование гостиницы или хостела;
  • спланировать маршрут посещения популярных мест;
  • продумать организацию питания.

Самостоятельные экскурсии можно организовать как в своей стране, так и за границей.

Во-первых, при тщательной подготовке они обойдутся дешевле, чем с помощью туроператора.

Во-вторых, вы можете выбирать способ передвижения и по душе, и по карману.

В-третьих, выбор мест, которые вы хотите посетить и продолжительность экскурсии тоже регулируется самостоятельно.

Самостоятельная экскурсия может быть обзорной или тематической, пешеходной или на транспорте, короткой или продолжительной – выбор за вами.

Классификация экскурсий по способу передвижения

Способ передвижения во время экскурсий может быть различным:

  • пешком;
  • автобусом, трамваем, троллейбусом;
  • на водном транспорте (морские и речные теплоходы, яхты, катера);
  • экзотические (на лошадях, верблюдах, слонах);
  • комбинированные.

Каждый из них обладает своими преимуществами и особенностями.

  • неторопливый темп (скорость задает экскурсовод самостоятельно);
  • комфортные условия для экскурсантов;
  • возможность обстоятельно рассмотреть все экскурсионные объекты;
  • шанс почувствовать себя участниками событий во время рассказа экскурсовода;
  • непродолжительные маршруты.
  • больший охват территории осмотра;
  • включение объектов показа, удаленных друг от друга на значительное расстояние;
  • дополнительное информационное сообщение во время следования по маршруту до главного пункта экскурсии.
  • для экскурсий на водном транспорте, характерен ровный темп движения, который позволяет подробно знакомиться с объектами показа;
  • возможность выйти в открытое море или попробовать свои силы в управлении катером, яхтой.

Сочетание двух видов экскурсий – транспортной и пешеходной.

Формы проведения экскурсий

Общее понятие экскурсии включает в себя весь диапазон тематических и обзорных экскурсий. Цели и формы экскурсионных мероприятий самые разнообразные, но главное – передать экскурсантам новые знания с помощью показа и рассказа интересных объектов в естественных условиях их расположения.

Экскурсия-прогулка

Популярная форма знакомства с природой, интересными архитектурными и природными памятниками. Совмещает в себе одновременно познание и отдых. Проводится обычно в лесопарковой зоне, на море или реке, исторических районах города, в ботаническом саду. Экскурсии-прогулки часто носят природоведческий и краеведческий характер. Именно этот вид экскурсии предполагает самостоятельное продолжительное знакомство экскурсантов с объектом показа.

Экскурсия-лекция

Такой вид экскурсий представляет собой форму учебной работы и служит для получения знаний согласно плану и обучающим программам. Учебной аудиторией в этом случае являются окружающие природные условия.

Особенно актуальны экскурсии-лекции для слушателей обучающих семинаров. Они проводятся для закрепления полученных знаний, содействуют углубленному изучению предметов.

Экскурсия-концерт

Организация подобных экскурсий – вид массового развлечения в период праздников, фестивалей, памятных дат. Экскурсии-концерты организовываются для выезда на праздники и фестивали народного творчества, во время праздничных мероприятий в городах по случаю юбилейных дат города или страны.

Рекламная экскурсия

Подобный вид экскурсий организуется целенаправленно для работников туристической сферы, имея целью привлечь внимание к новым экскурсионным маршрутам, вовлечь население в обслуживание туристических объектов, продемонстрировать возможности туристических мероприятий.

Бесплатные экскурсии

Экскурсии, где не предполагается оплата, проводят на волонтерской базе. Как правило, бесплатными экскурсиями пользуются люди впервые приезжающие в город для знакомства с основными достопримечательностями, узнать город поближе, познакомиться с неофициальной стороной жизни города.

Кроме того, бесплатными часто объявляют экскурсии для местных жителей с целью презентации новых экскурсионных маршрутов.

Что нужно помнить участникам бесплатных экскурсий:

  • язык, на котором ведется экскурсия, должен быть вам знаком (англоязычные и русскоговорящие гиды есть практически во всех странах, в том числе на территории бывших союзных республик);
  • уточните тему экскурсии (прогулка по ботаническому саду, возможно, будет интереснее похода на очистные сооружения);
  • количество мест в группе для бесплатной экскурсии может быть ограниченным, поэтому выясните заранее условия участия в подобном мероприятии и запишитесь в группу.

Детские бесплатные экскурсии организовываются для школьников в рамках знакомства объектами культуры, социального назначения и производства.

Интересные экскурсии

Требования к современным экскурсиям высокие. Туристам уже не интересно просто слушать заученный рассказ экскурсовода, поворачивая голову направо или налево и фотографироваться на фоне достопримечательностей.

Восторженный интерес у современных путешественников вызывают яркие впечатления, которые до этого им испытывать не приходилось.

Создать для этого условия могут:

  • предельно сложные маршруты; поездки на необитаемые земли; интересные экскурсии; посещения заповедников дикой природы;
  • знакомство с действующими тюрьмами;
  • пеший тур по парижским канализационным переходам;
  • ночные прогулки по кладбищу.

Уникальные экскурсии способны дарить яркие впечатления и надолго остаться в памяти туриста.

Гастрономические экскурсии

Каковы «на вкус» города и страны в прямом смысле слова вполне возможно понять во время экскурсии для гурманов. «Съедобные» впечатления обеспечат комплексные путешествия, когда туристы, наряду с осмотром достопримечательностей (но не это главное!) получат возможность:

  • узнать каков настоящий вкус пармской ветчины;
  • почему паста в итальянском городке у моря отличается от той, что подают в столичных ресторанах;
  • ощутить вкус настоящих блюд французской кухни, созданных по рецептам, которым почти 200 лет;
  • продегустировать истинно русские кулинарные «вкусняшки» на экскурсии в Музей русской кухни;
  • побывать на кулинарном мастер-классе и узнать тайные «щепотки» венских кондитеров; поучаствовать в приготовлении фермерского обеда, приготовленного на огне, и запить все это ароматным чаем из целебных крымских трав, заваренным в самоваре.

Гастрономические экскурсии стали активно развиваться не так давно, но уже завоевали признательность многих настоящих гурманов. Путешествия возможны и за границу, и по российским просторам. Цель гастрономической экскурсии – составить представление о кулинарных традициях города или страны, узнать привычки приготовления блюд у разных народов, режим питания и правила сервировки стола.

Экскурсии для гурманов проходят:

  • в городских условиях, т.е. с посещением ресторанов «высокой» кухни, где подают редкие блюда на посуде невероятной красоты;
  • в сельской местности, в фермерских хозяйствах, где предлагают самому собрать «урожай» и собственноручно приготовить блюдо из экологически чистых продуктов.

Религиозные экскурсии

Познавательные религиозные экскурсии предполагают посещение религиозных объектов, экспозиций духовной литературы и живописи, музеев.

В ходе подобных экскурсий путешественникам предлагают:

  • посещение молебнов;
  • участие в религиозных шествиях;
  • медитации, бдения, фестивали духовной музыки.

Во время религиозных экскурсий доступны осмотры культового наследия:

  • старинные манускрипты;
  • предметы культа;
  • архитектурные сооружения прошлого.

Паломники совершают поездки к святым местам в дни религиозных праздников. Древние монастыри становятся все более притягательны для верующих и паломников, которые и являются основными участниками религиозных экскурсий.

Романтические экскурсии

Посмотреть на прославленные достопримечательности городов и стран с неизвестной, романтической стороны помогут экскурсии, где главное действующее лицо – любовь. Романтика и любовь сопровождают людей всю жизнь. Первая вдохновляет на дерзкие или нежные поступки во имя любимого человека, а вторая – способна вознести его до небес или разбить навсегда сердце.

Во время таких экскурсий вы услышите рассказы об истинных чувствах, побываете в местах, где происходили известные романтические и трагические истории, оставите записку на стене дома Джульетты или услышите признание любимого на высоте в несколько сот метров над городом во время полета на воздушном шаре.

Экскурсии романтической направленности могут быть организованы как для двоих, так и для группы экскурсантов.

Экологические экскурсии

Проблемы сохранения чистоты окружающего мира рассматриваются в экскурсиях, посвященных охране природы.

Они делятся на группы в зависимости от направленности:

  • природа;
  • недра Земли;
  • водные ресурсы;
  • сады, парки, живописные природные места;
  • ботаника;
  • уникальные природные памятники.

Взаимодействие человека и природы – цель экскурсий на экологические темы. Ответственное отношение к природным богатствам, посильная деятельность человека по сохранению экосистем, рассказ о навыках экологически направленного поведения, правила в отношениях с окружающей средой, экологические проблемы – все эти вопросы освещаются во время экологических экскурсий.

В ходе знакомства с экологическими проблемами, появляется возможность помочь экскурсантам определить свое видение и отношение к различным аспектам взаимодействия человека с природой.

Задачи экологических экскурсий:

  • расширение знаний о многообразии живой природы и взаимодействия с ней человека;
  • развитие экологической внимательности.

Экстремальные экскурсии

Популярные туристические достопримечательности давно утратили эффект новизны, поэтому фото на фоне Колизея или пирамид в Египте уже никого не удивляют. Именно поэтому интерес к экстремальным экскурсиям растет, а желающих побывать в невероятно интересных или даже опасных местах все больше. Куда могут отправиться туристы-экстремалы?

На планете существует еще множество мест, куда массы туристов еще не добрались:

  • на круизном лайнере или самолетом можно добраться к берегам Антарктиды или на Северный полюс, чтобы познакомиться с жизнью полярников и пингвинов в естественных условиях;
  • в базовом лагере альпинистов на Эвересте сейчас могут побывать любознательные туристы;
  • особо рисковые туристы могут попробовать забег с быками в испанском городе Памплон;
  • путешествия туристов на орбиту Земли – это уже не фантазии писателей, скоро этот вид экскурсий станет доступным любому, кто сможет оплатить свое пребывание в составе космического экипажа;
  • совершенно бесстрашным туристам предлагают экскурсию на старинные кладбища.

Экскурсии на съемочные площадки – самый увлекательный поход для экскурсантов любого возраста. В России знакомая всем киностудия «Мосфильм» раскрывает свои секреты во время киноэкскурсии по «городу кино». Взрослых и детей ждет рассказ о секретах съемок, музей декораций и костюмов известных кинопостановок.

Не менее интересны съемочные площадки Болливуда – индийской «фабрики грез». Кроме волшебных красот индийских храмов, в стране создан самый плодовитый съемочный центр Индии, производящий почти 900 фильмов в год.

Увлекательная история мальчика-волшебника из Хогвартса — тема волшебной экскурсии в волшебные места, где жил и совершенствовал свое магическое мастерство Гарри Поттер. Киноэкскурсия подарит и взрослым, и детям невероятное путешествие по съемочной площадке в мир волшебников, увидеть фантастические декорации, которые были задействованы в съемках «Поттерианы».

В праздничные дни можно побывать и на бесплатной экскурсии по местам съемок известных кинофильмов во время которых экскурсовод расскажет о неизвестных подробностях и смешных случаях во время киносъемок, проведут по маршрутам героев кино, приоткроют тайны создания фильмов.