К беседе как к методу педагогического исследования предъявляются следующие требования

К беседе как методу педагогического исследования предъявляются следующие требования:

К беседе как методу педагогического исследования предъявляются следующие требования: предварительная подготовка; умение вызвать собеседника на откровенность; нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»; четкость вопросов, тактичность, доверительность. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме, без записывания ответов собеседника.

Педагогика : учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008. – С. 57.
ответ тест i-exam

Беседа как метод исследования

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополни-82

тельные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.

В практике психолого-педагогических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:

? беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;

? формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

? подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;

? избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;

? вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

? не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

? выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволят ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол или дневник как форму регистрации результатов исследования лучше всего заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации — магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа применение названных средств не рекомендуется.

В настоящее время в научной литературе уделяется явно недостаточное внимание анализу данного метода исследования.

иной важной информации — может скрываться, так как при этом достигается большая достоверность данных. В другом случае, напротив, попытка получить объективную информацию с помощью косвенных вопросов может вызвать негативную, скептическую реакцию участников беседы (типа «Строит из себя умника»). Особенно высока вероятность подобной реакции у людей с завышенной самооценкой. В таких ситуациях более достоверную информацию исследователь получит, если займет такую, например, позицию: «Вы знаете много, помогите нам». Подобную позицию подкрепляют обычно повышенной заинтересованностью в получении информации. Это, как правило, побуждает людей к большей откровенности и искренности.

Вызвать человека на откровенность и выслушать его — большое искусство. Естественно, что откровенность людей надо ценить и бережно, этично обращаться с полученной информацией. Откровенность беседы повышается, когда исследователь не делает никаких записей.

В беседе исследователь общается со специалистом. В процессе этого общения формируются определенные отношения двух личностей друг к другу. Они складываются из мелких штрихов, нюансов, сближающих двух людей или разъединяющих их как личностей. В большинстве случаев исследователь стремится к сближению в общении с личностью респондента. Однако бывают случаи, когда сближение, достигнутую откровенность надо «свернуть», вновь вернуться к определенной дистанции в общении. Например, иногда респондент, уловив искреннюю заинтересованность исследователя (а заинтересованность в большинстве случаев психологически расценивается как внутреннее согласие с тем, что говорит ему опрашиваемый), начинает навязывать свою, как правило, субъективную точку зрения, стремится устранить дистанцию в общении и т. д. В этой ситуации идти на дальнейшее сближение неразумно, так как завершение беседы полной гармонией в общении, пусть даже чисто внешней, может привести к негативным последствиям. Поэтому исследователю психологически целесообразно заканчивать беседу с подобными людьми, установив определенную границу или не соглашаясь с чем-либо. Это обезопасит его от чрезмерной негативной реакции собеседника в будущем. Создать эти тонкие грани общения — настоящее искусство, которое должно базироваться на знании исследователем психологии людей.

К беседе как к методу педагогического исследования предъявляются следующие требования

1. в косвенной форме;

2. в определительной
форме;

3. краткие максимально понятные собеседнику;

4. достижение
определенной цели каждым вопросом.

1. Ставить вопрос в «лоб», имеющий
малораспростра- ненные слова, и
слова с двойным
значением;

2. формулировок,
на которые могут
быть шаблонные
ответы;

3. формулировок,
внушающих определенные ответы;

4. слов, вызывающих определенное
отрицательное (положительное) отношение.

Неэтично затрагивание интимных
сторон личности
самого собеседника

Основные приемы ведения беседы:

1. Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.
2. Помогать наводящими (не внушающими) вопросами.
3. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами.
4. Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно.
5. Соблюдать требования воспитательного процесса.

ПРЯМЫЕ вопросы

КОСВЕННЫЕ вопросы

Вопросы с однозначно понимаемым смыслом.
«Нравится ли тебе твоя группа?»

Прямой «личный» вопрос иногда смущает собеседника и ответ может быть неискренним.

Истинные цели для собеседника замаскированы.

«Всегда ли тебе хочется быть в группе?»

«Предположим, что ты не успел закончить рисунок в отведенное время, будешь ли ты его дорисовывать позже?»

«Нравится ли вашим ребятам ваша группа?»

При ответе на такие безразличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

Проективный вопрос. В нем речь не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке.

«Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?»

В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностью.

При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯК ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ

1. ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ:

а) определить цель беседы, иначе беседа — бесплодный разговор (истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику);

б) определить целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать:

  • вопросы ранжировать в порядке их значимости;
  • придать вопросам правильную формулировку в соответствии с психологическими требованиями;
  • план беседы должен быть гибким, исходить из конкретной ситуации;

в) определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).

2. ВСТУПИТЬ В КОНТАКТ МОЖНО:

а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;

б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни и др.;

в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.

  1. Вникните в то, что его интересует.
  2. Взгляните на мир его глазами, его чувствами.
  3. Если увидите пассивность собеседника, то вы:
    • начали с неудачного вопроса;
    • спросили его невпопад;
    • у него нет настроения;
    • взяли не тот тон;
    • угодили в больное место.
  4. Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внимательными.

3. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:

а) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;

б) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться;

в) контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

4. ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ:

а) благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната);

б) не благоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность: беспокойство, тревога).

5. ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ.
СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ:

а) поддерживайте обстановку взаимного доверия;
б) не обнаруживайте признаков властности;
в) не упрекайте и т.д.

6. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:

а) за особенностями речевого поведения собеседника:

  • точностью формулируемых мыслей;
  • оговорками, недомолвками;
  • желанием уйти от ответа;
  • паузами;

б) за эмоциональными реакциями:

  • тембр голоса, интонация;
  • мимика, жесты и др.;

в) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты:

  • затронуто достоинство, самоуважение.

7. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ БЕСЕДУ:

а) не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);

б) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь домашнее задание?»);

в) лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;

г) слушать доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику:

  • сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимально доверительно ВСЕ;
  • опрашиваемый, как в зеркале, в котором отражается его мир;

д) давать возможность собеседнику высказаться, не торопить его:

  • помочь освободиться от возможных страхов;
  • одобряйте точность высказанных мыслей;

е) встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

  • помощи высказаться;
  • помощи освободиться от возможных страхов;
  • одобрения точности высказанных мыслей;

ж) не может быть причин, по которым можно прерывать высказывания собеседника (волнение, импульсивность, не существенность высказываний, незначительность деталей, отсутствие полезной информации и т.д.):

  • собеседник всегда говорит о значимых для него вещах;
  • при прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна;
  • нужно быть готовым к длительному ведению беседы;

з) если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.

8. ЕСЛИ БЕСЕДА ПРОВОДИТСЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ , то школьникам легче отвечать на вопросы, касающиеся их режима дня.

Школьники всех возрастных групп активнее обсуждают вопросы:

  • об их интересах и увлечениях;
  • о взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками;
  • о потребностях, мотивах, которыми они руководствуются в жизни.

Вопросы, связанные с мировоззрением хорошо обсуждать примерно с 15-летнего возраста, но могут быть и исключения.

9. ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТВЕТОВ

Другие статьи:  Увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей приказ

Школьник может ответить «да», чтобы произвести впечатление.

10. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА:

а) можно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием;
б) при молчании делайте акцент на расспрос;
в) когда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.

Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение определенной цели.

При анализе беседы обратите внимание на следующее:

1. Получилась ли беседа, если нет, то почему?
2. Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?
3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки.
4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?
5. Какие вопросы достигли цели и почему?
6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.
7. Какие задачи решены в результате беседы?

ЦЕЛЬ: выявить отношение детей к театрализованной деятельности

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

К первой группе относят методы наблюдения (в том числе косвен­ного), накопления научных материалов и научных фактов; метод выделе­ния, обобщения и распространения передового педагогического опыта; метод констатирующего, проверяющего (уточняющего) и преобразую­щего эксперимента; метод естественных и лабораторных экспериментов, проводящихся на основе педагогической или дидактической гипотезы; метод тестов (проверяющих или диагностических заданий стандартной формы, стандартизованных и по вопросам, и по форме); метод анкетиро­вания — именного, анонимного, открытого и закрытого; интервьюиро­вание — обычное и формализованное; изучение учебной документации и письменных работ будущих специалистов.

Ко второй группе относят методы анализа, синтеза, сопоставления, моделирования, структурно-логические (в том числе алгоритмические), граф-схемы (графическое моделирование); физическое, в частности элек­тронное, моделирование деятельности педагога, экзаменатора, совмест­ной деятельности обучающего и обучаемого; создание технических уст­ройств, с помощью которых возможно проигрывание дидактических ситуаций, осуществление соответствующего тренажа; использование ма­тематического моделирования, математических и социометрических ме­тодов исследования.

Организуя исследование, следует оптимально объединять комплекс методов, чтобы, с одной стороны, получить всесторонние знания о раз­витии личности, коллектива, а с другой — методы должны обеспечить одновременное изучение особенностей деятельности, общения и степе­ни информированности личности.

Рассмотрим более подробно отдельные методы.

Метод педагогических наблюдений предполагает целенаправлен­ное и систематическое восприятие опыта работы педагога и учащихся в естественных условиях. Этот метод помогает накапливать, изучать, фиксировать фактический материал. Он позволяет исследователю де­лать определенные выводы и формировать суждения по той или иной проблеме, создает почву для определенных умозаключений, которые можно проверить и доказать с помощью других методов. Например, ис­следователь наблюдает за деятельностью учащихся колледжа во время объяснения нового материала, определяет их активность, фиксирует ме­тоды работы педагога, содержательную часть урока. Это дает ему воз­можность определить, насколько целесообразна такая форма работы пе­дагога с учащимися, и проверить с помощью другой методики возмож­ность усиления познавательной и творческой активности на уроке.

К педагогическому наблюдению предъявляются такие требования: четкая целевая установка, систематичность, плановость, объективность, массовость, длительность, наличие задач наблюдения, предполагаемый результат. Объективность наблюдения можно обеспечить с помощью тех­нических средств: звуко- или видеозаписи учебных занятий. Отметим, что скрытое наблюдение более эффективно, поскольку дает возможность фиксировать естественное поведение учащихся на занятии. Наблюдение обычно используется на начальном этапе исследования. Оно дает резуль­таты при сочетании с другими методами научного исследования.

Метод беседы (интервью) используется для выяснения отношений учащихся к тому или иному педагогическому явлению. Подготовка ис­следовательской беседы требует составления плана, целевых вопросов. Планируя беседу, исследователь должен заранее определить количество участников беседы, способы фиксирования результатов, методы провер­ки гипотез.

Анкетирование — метод письменного опроса; используется для бы­строго получения большого количества ответов, которые помогут полу­чить информацию о типичности тех или иных педагогических явлений.

Вопросы в анкетах могут быть открытыми (предполагающими сво­бодный ответ респондентов) и закрытыми (содержать стандартные напе­ред заданные ответы), полуоткрытыми и полярными.

Метод рейтинга служит для оценивания отдельных сторон деятель­ности компетентными судьями, к которым выдвигаются следующие тре­бования: компетентность (знание сущности проблемы), положительное отношение к экспертизе, отсутствие наклонностей к конформизму, т. е. наличие собственного мнения, способность отстоять его, научная объек­тивность, аналитичность и критичность мышления, самокритичность.

Метод обобщения независимых характеристик — обобщение све­дений об учащихся, полученных с помощью наблюдений, анкетирования и других методов, сопоставление полученных сведений, их осмысление.

Метод педагогического эксперимента служит для изучения педаго­гических процессов и явлений, решения научно-педагогических проблем. Выделяют констатирующий, формирующий, контрольный виды педаго­гического эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале иссле­дования. Его задача — выяснить состояние дел по той или иной пробле­ме. При этом используются такие исследовательские методики, как бесе­да, интервью, наблюдение, что дает исследователю возможность сфор­мулировать проблему.

Когда установлено “узкое место” в работе учебного заведения, иссле­дователь приступает к дальнейшему исследованию и проводит форми­рующий (по И. Харламову, созидательно-преобразующий) эксперимент, т. е. по предварительно разработанному плану пытается внедрить свои методики в учебный процесс (например, вводит приемы самоконтроля в практику учебной работы учащихся). Если результаты окажутся поло­жительными, исследователь обосновывает необходимость использования его методик в практике школы. Контрольный эксперимент предполага­ет массовое внедрение предложенных методик в школе.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и обобщении практики работы лучших школ, кол­леджей и педагогов, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Изучение передового опыта и подведение под него теоретической осно­вы очень важно, в противном случае педагогические новшества не уви­дят свет и останутся достоянием одиночек. Именно благодаря этому ме­тоду мы знаем об опыте учителей-новаторов В. Шаталова, Н. Гузика, Е. Ильина и др.

Очень важными в педагогических исследованиях являются методы второй группы: синтез, анализ, моделирование и др.

Так, метод теоретического анализа педагогических исследований

позволяет сделать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания, находить новые закономерности там, где нельзя их выявить с помощью эмпирических методов. Метод теоретического анализа широко применяется также в процессе историко-педагогичес­ких исследований, когда изучается творческое наследие педагогов.

Моделирование — метод создания и исследования вновь созданной или материально реализованной системы, которая адекватно отображает предмет исследования и способна заменить его настолько, что изучение модели позволит получить информацию об этом предмете.

Социометрия — метод изучения групповой дифференциации, кото­рый позволяет анализировать внутриколлективные взаимоотношения. Главное его достоинство в том, что создается возможность представить структуру группы в наглядной форме: с помощью матриц, социограмм, а также количественной обработки результатов.

Математические методы, в частности статистические, используются для количественного анализа результатов исследования. К ним относят­ся регистрация — определение качеств в процессах — и подсчет их ко­личества (например, количество оценок “5”, “4”, “3” и т. д. за контроль­ную работу).

Ранжировка — это размещение данных в определенной последова­тельности (например, перечень профессий, которые хотят избрать вы­пускники, и др.).

Методы исследования в психологии

Методы исследования в психологии — это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ полученных такими методами фактов послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность явились причиной того, что психология долгое время оставалась неэкспериментальной наукой, оторванной от практики, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.

В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования. Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методологическими средствами.
1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Однако соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это соотношение — по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.
2. Наша психология утверждает единство психического и физического, поэтому психологическое исследование часто включает физиологический анализ психологических процессов. Например, вряд ли возможно изучение эмоциональных процессов без анализа входящих в их состав физиологических компонентов. Психологическое исследование не может изучать психические явления в отрыве от их психофизиологических механизмов.
3. Материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, образ мыслей людей определяется образом их жизни, сознание людей — общественной практикой. Поэтому методика психологического исследования должна опираться на анализ деятельности человека.
4. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования. Суть заключается не в том, чтобы фиксировать различные уровни развития, а в том, чтобы изучить движущие силы этого процесса.

Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:
1. Организационные методы включают:
а) сравнительно-генетический метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям);
б) метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых);
в) лонгитюдный метод — метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
г) комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.
2. Эмпирические методы. Они включают в себя:
а) наблюдение и самонаблюдение;
б) экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);
в) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
г) анализ продуктов деятельности;
д) биографические методы.
3. Методы коррекции:
а) аутотренинг;
б) групповой тренинг;
в) способы психотерапевтического воздействия;
г) обучение.
4. Методы обработки данных, включающие в себя:
а) количественный метод (статистический);
б) качественный метод (дифференциация материала по группам, анализ).

Другие статьи:  Требования к оборудованию рабочих мест по охране труда

Организационные методы
К познанию закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Оба типа характеризуются рядом преимуществ и недостатков.

Поперечные срезовые исследования психического развития состоят в изучении одних и тех же психологических характеристик в группах детей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т. п. Метод поперечных срезов также имеет свои преимущества и недостатки. Основным преимуществом этого метода считается сравнительная быстрота исследования — возможность приобретения в течение короткого времени результатов.

Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не показывают динамики процесса развития, его непрерывности, а многие закономерности развития, полученные таким образом, являются весьма приблизительными.

Современные лонгитюдные исследования имеют целью регистрировать соматическое и психическое развитие ребенка. Долговременному наблюдению собственных детей посвящали себя многие специалисты, детские врачи и психологи (супруги Штерн, Бюлер, Менчинская и др.). 30-е годы текущего столетия принесли значительный прогресс в изучении развития. Ценны наблюдения за маленькими детьми, проведенные лабораторией Геселла (осуществляемые в течение целых суток). Геселл также исследовал группу детей месяц за месяцем, причем на основе своих наблюдений он вывел «нормы развития поведения» для разных возрастных ступеней, начиная от 0 до 16 лет.

В нашей стране онтогенетические исследования имеют долговременную традицию (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.А. Люблинская, Н.Д.Левитов и др.). Особенно известны исследования развития речи и ее влияния на способность к учению и развитию личности детей, проведенные в лаборатории А.Р. Лурия (1959, 1961).

Более 20 лет проводил лонгитюдные психологические исследования на близнецах Р. Готгшальдт (1960). Во Франции той же проблематикой занимался Рене Заззо. Близнецы являются особенно подходящей моделью для изучения влияния конституционных и социальных факторов. Эта проблема прямо требует применения лонгитюдного изучения близнецов, получившего название близнецового метода.

Лонгитюдный способ, по сравнению с методом поперечных срезов, обладает многими преимуществами:
— лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных по отдельным возрастным периодам;
— оно дает возможность определить динамику развития каждого ребенка;
— только лонгитюдное исследование дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.
Однако очевидно, что даже объективное наблюдение за одним ребенком не позволяет подойти к заключению со всеобщим значением. Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод получает в зоопсихологии и в детской психологии. Этот метод получил название «сравнительно генетический». Наиболее продуктивное использование указанного метода в сфере сравнительной психологии (зоопсихологии) принадлежало В.А.Вагнеру. В своих работах он впервые обосновал и использовал эволюционный метод, суть которого заключается в сравнении психики изучаемого животного с представителями предшествующих и последующих ступеней эволюции животного мира. Например, с помощью сравнительного метода было установлено, что куры не способны к экстраполяционному мышлению, а собаки — способны.

Эмпирические методы в психологии
Группа эмпирических методов в психологии считается основной с тех пор как психология выделилась в самостоятельную науку.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах — как самонаблюдение (интроспекция) и как объективное наблюдение (внешнее наблюдение). Традиционная интроспективная психология считала самонаблюдение основным методом психологии. Это было реализацией той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.

Объективное наблюдение. В ходе объективного наблюдения экспериментатор не только спрашивает испытуемого о его внутренних побуждениях, ощущениях и переживаниях, но и направляет испытуемого на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал закономерности протекания психических процессов. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего. Наблюдение в психологии должно вестись в основном объективными методами.

Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить основные условия, которым должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основание требование — наличие ясно осознаваемой цели исследования. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный, выборочный, частичный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно.

Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:
а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Теперь кратко перечислим основные недостатки метода наблюдения. Интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Искажение действительности тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. И, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени.

Экспериментальный метод. История науки доказала ведущую роль экспериментального метода в получении научных знаний. Достаточно вспомнить тот факт, что психология отделилась от философии в самостоятельную отрасль знаний только в середине XIX столетия, когда началось систематическое экспериментирование в психологии (В.Фехнер, Э.Вебер, В.Вундт и др.).

Особенности экспериментального метода исследования:
1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.
2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.
3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.
4. Эксперимент позволяет установить допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного наблюдения психические закономерности. В структуре эксперимента можно обозначить систему исследовательских этапов и задач:
I — теоретический этап исследования (постановка проблемы). На этом этапе решаются следующие задачи:
а) формулировка проблемы и темы исследования, название темы должно включать основные понятия предмета исследования,
б) определение объекта и предмета исследования,
в) определение экспериментальных задач и гипотез исследования.

На данном этапе проводится выяснение известных фактов по теме исследования, полученных другими учеными, что позволяет определить круг решенных задач и нерешенных проблем и сформулировать гипотезы и задачи конкретного эксперимента. Этот этап может рассматриваться как относительно самостоятельная исследовательская деятельность теоретического характера.

II — методический этап исследования. На этом этапе разрабатывается методика эксперимента и экспериментальный план. В эксперименте выделяют два ряда переменных: независимые и зависимые. Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимой переменной.

Разработка экспериментального плана предполагает два момента: 1) составление рабочего плана и последовательности процедур опыта и 2) математическая модель обработки экспериментальных данных.

III — экспериментальный этап. На этом этапе осуществляется непосредственное проведение опытов. Основная проблема этого этапа состоит в создании у испытуемых идентичного понимания задачи их деятельности в эксперименте. Эта проблема решается через воспроизводство одинаковых условий для всех испытуемых и инструкцию, которая имеет свой целью привести всех испытуемых к единому пониманию задачи, выполняя роль своеобразной психологической установки.

IV — аналитический этап. На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная интерпретация полученных фактов; формулирование новых научных гипотез и практических рекомендаций. Относительно математических коэффициентов статистики следует помнить, что они являются внешними по отношению к сущности изучаемых психических явлений, описывая вероятность их проявления и отношения между частотами сравниваемых событий, а не между их сущностями. Сущность явлений раскрывается посредством последующей научной интерпретации эмпирических фактов.

Расширение использования эксперимента продвигалось от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам. Современный экспериментальный метод существует в трех формах: лабораторный, естественный и формирующий эксперимент.

Против лабораторного эксперимента выдвигается три соображения. Указывается на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность эксперимента, на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, предложенного русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Его основная тенденция — сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Вместо того, чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, исследователи стараются подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах.

Еще одна разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. В этом случае эксперимент выступает как средство воздействия, изменения психологии людей. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Как пример формирующего эксперимента можно рассматривать моделирование психолого-педагогических ситуаций. Этот метод опирается на конструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации.

Другие статьи:  Загрузка в 1с отчетность

Психодиагностические методы позволяют фиксировать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам.

В число диагностируемых признаков могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизиологическим особенностям и т.п.

Психологические тесты. Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Термин был введен в практику психологических исследований в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине совместно с Т.Симоном разработали свою систему для определения умственного развития детей. Что же такое тест? Тест — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее сложных технических приспособлений, поддающееся математической обработке данных.

Метод тестов в первоначальном своем специфическом значении (определение коэффициента интеллекта) вызывал целый ряд серьезных возражений. В первоначальном варианте при помощи тестов пытались делать заключения о личности на основании факта решения или нерешения испытуемым теста. Когда индивидам, прошедшим различные пути развития, предъявляют одни и те же стандартные тесты и на основе их решения делают вывод об их одаренности, то допускают ошибку, не учитывая зависимость результатов от условий развития. Эта ошибка еще более усугублялась, если экспериментатор предполагал, что уровень, установленный посредством тестового испытания на одном этапе развития, будет характеризовать данного испытуемого и впредь.

Все это не означает, тем не менее, что тестирование непригодно для исследования. В настоящее время метод тестов применяют в психологии наряду с другими методами. С его помощью стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной области и т.д.

Диагностическая ценность теста зависит от профессиональной грамотности экспериментатора и условий проведения эксперимента. Диагностическая ценность теста зависит также от достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т.е. от того, каким образом был сконструирован данный тест: явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений? Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить ущерб в педагогической практике, в области профотбора.

Методы опроса, интервью, анкетирование. К числу наиболее распространенных средств психодиагностики относятся всевозможные опросы, т.е. получение информации со слов опрашиваемых. Область применения опросов в психологических исследованиях довольно обширна:
— опрос выступает как основное средство сбора первичной информации на ранних стадиях исследования;
— с помощью данных интервью выдвигаются рабочие гипотезы;
— опрос служит для уточнения и контроля данных, полученных другими методами.

Все разнообразие методов опроса, применяемых в психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:
1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое исследователем по определенному плану;
2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

Выделяют два вида интервью: стандартизированные и нестандартизированные. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается изменять какие-либо вопросы или вводить новые. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. К заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в сравнительной небольшой срок. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы.

Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные нередко свидетельствуют не столько о подлинных мнениях и настроениях опрашиваемых, сколько о том, какими они их изображают.

Беседа. Метод беседы является вспомогательным средством в исследовании и должен сочетаться с другими объективными методами. Беседа всегда должна быть организована по плану. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление своеобразия психических процессов. Но при этом такие задания должны быть максимально естественны.

Изучение продуктов деятельности. Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментирования. Цель этого метода — позволить понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития.

Этот метод широко используется и в детской психологии — изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка.

Биографический метод. Разновидностью метода изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, почерки и т. д. Во многих случаях этот метод используется не один, а в сочетании с другими методами, дополняющими друг друга. При этом каждый из используемых методов раскрывает новые стороны психической деятельности.

Методы коррекции
Психологическая помощь чаще требуется в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи.

Психотерапевтическая помощь является индивидуальной и базируется на глубоком проникновении в личность пациента, его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения требуются специальные психодиагностические методы, о которых мы писали выше. Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы дать возможность психологу определить программу дальнейшей работы с клиентом, включающую коррекционные методы. В настоящее время психокоррекционные методы — это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. Охарактеризуем основные направления психокоррекционной работы.

Аутотренинг. Метод аутогенных тренировок был предложен немецким психотерапевтом И.Г.Шульцем. Аутогенная тренировка получила распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме, а также средство управления состоянием человека в экстремальных условиях деятельности. В настоящее время аутогенные тренировки прочно вошли в систему подготовки спортсменов, все шире применяются в производственных коллективах в виде психогигиенических эмоционально-разгрузочных процедур.

В аутогенных тренировках используются три основных пути воздействия на состояние нервной системы. Первый путь связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Бодрствующее состояние человека связано с поддержанием достаточно высокого мышечного тонуса. Чем напряженнее деятельность, тем выше этот тонус. Эта важнейшая физиологическая закономерность лежит в основе всей системы аутогенных тренировок. Взаимосвязь между состоянием центральной нервной системы и тонусом скелетной мускулатуры позволяет посредством сознательного изменения тонуса мышц влиять на уровень психической активности. Для того, чтобы овладеть аутотренингом, необходимо предварительно выработать умение полностью расслаблять мышцы тела. Аналогичным образом сказывается на уровне психического тонуса нервной системы и ритм дыхания. Частое дыхание обеспечивает высокую активность организма.

Второй путь воздействия на нервную систему связан с использованием чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.). Чувственный образ — это активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека. Постоянное удерживание перед мысленным взором мрачных, безрадостных картин рано или поздно подтачивает здоровье, и наоборот. Следует иметь в виду, что в состоянии мышечной расслабленности действенность чувственных образов значительно повышается.

Наконец, третий путь воздействия на нервную систему связан с программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самоприказов) давно используется в спорте для повышения эффективности тренировок, мобилизации внутренних резервов во время соревнований.

Групповой (социально-психологический) тренинг. Под групповым тренингом понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы коррекции нарушений, возникших на почве общения.

Можно выделить ряд особенностей группового тренинга:
• все методы группового тренинга ориентированы на обучение групповому взаимодействию;
• эти методы основаны на активности обучающегося (через включение в обучение элементов исследования). Если традиционные методы ориентированы в основном на то, чтобы донести готовые знания, то здесь участники-исследователи сами должны прийти к ним.

Все множество форм социально-психологического тренинга можно разделить на два больших класса:
— игры, ориентированные на развитие социальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты). Среди игровых методов наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр;
— групповые дискуссии, нацеленные на навыки анализа ситуаций общения — анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. Метод групповой дискуссии используется чаще всего в форме анализа конкретных ситуаций.

Формы проведения группового тренинга очень разнообразны. Занятия могут записываться на магнитофонную ленту или делается их видеозапись. Последняя форма тренинга получила название «видеотренинг». Эта звуко- и видеозапись используется руководителем тренинга для просмотра участниками группы и последующего проведения соответствующей групповой дискуссии.

В настоящее время практика группового тренинга представляет собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т. п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми, коррекции социально-психологической дезадаптации подростков и т. п.