Ядерный договор иран

Содержание страницы:

США вышли из ядерной сделки с Ираном и вернули санкции. Что дальше?

Власти США восстановили санкции в отношении Ирана в связи с выходом американской стороны из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Другие участники многостороннего соглашения не поддержали данное решение. Однако президент США Дональд Трамп считает расторжение ядерной сделки и возобновление санкционного режима важным внешнеполитическим шагом, который соответствует американским интересам. ТАСС объясняет, что из себя представляет эта сделка, почему Трамп был ей недоволен и каковы последствия выхода Вашингтона из СВПД.

В чем суть ядерной проблемы Ирана? У него было ядерное оружие?

Иран приступил к развитию собственной ядерной программы во времена правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви (1941–1979). Поддержку ему оказали США в рамках программы администрации президента Дуайта Дэвида Эйзенхауэра «Атомы ради мира» (Atoms for Рeace), направленной на сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. В 1959 году США предоставили ядерному исследовательскому центру Тегеранского университета реактор малой мощности.

С 1958 года Иран стал членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), 1 июля 1968 года подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ратифицирован в 1970 году).

Со временем у мирового сообщества возникли подозрения, что Иран, ставший в 1979 году исламской республикой, работает над созданием не только «мирного атома». В начале 2000-х западные страны и МАГАТЭ обвинили Тегеран в развитии «секретной военной ядерной программы». Готового оружия массового поражения у Ирана зафиксировано не было. Но технологии, разрабатываемые в стране, могли быть использованы для его производства. Официальный Тегеран отверг эти обвинения и продолжил обогащать уран. В ответ последовали суровые санкции США, Евросоюза и Совета Безопасности ООН.

Что за ядерная сделка?

Это международное соглашение, принятое для снижения напряженности вокруг ядерной программы Тегерана. 14 июля 2015 года Исламская Республика Иран (ИРИ) и «шестерка» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) заключили 159-страничный договор, получивший название Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Он снял с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза в обмен на ограничение Тегераном своей ядерной деятельности. Реализация СВПД началась 16 января 2016 года.

Какие были условия договора?

Ядерная сделка требовала от Ирана:

Сократить запасы урана на 97% (с 10 тонн до 300 кг).

Отказаться от производства высокообогащенного урана и оружейного плутония. Договор разрешил Ирану обогащать уран лишь на 3,67% (уран с обогащением до 20% используется в исследовательских и экспериментальных реакторах, до 90% — для ядерного оружия).

Снизить число центрифуг с 20 тыс. до 5 тыс. (дополнительную 1 тыс. центрифуг Ирану разрешили использовать для научных целей).

Разрешить инспекции и мониторинг деятельности ядерных объектов.

Исключить «возможные военные аспекты» (possible military dimensions, PMD) в иранской ядерной программе.

Что Иран получал взамен?

Существенное смягчение санкционного режима, который препятствовал экономическому развитию страны. В частности, власти США объявили об освобождении от санкций 59 физических лиц (граждан Ирана и других стран), 385 предприятий, 77 самолетов и 227 судов (в их числе нефтяные танкеры). Кроме того, были разблокированы средства из замороженных в зарубежных банках активов, снят запрет на закупку иранской нефти, запрет на инвестиции в Иран и запрет на поставку туда технологий для нефтяного сектора. Иранцам вернули доступ к международной системе расчетов SWIFT, а их западным партнерам разрешили возобновить с ними финансовые контакты.

Почему на этом проблема не была исчерпана?

Вашингтон снял с Ирана лишь часть санкций и тут же объявил о введении новых — за реализацию Тегераном программы создания баллистических ракет. Объявляя о введении новых санкций в отношении Ирана, экс-президент США Барак Обама заявил, что «ядерная сделка никогда не была направлена на то, чтобы разрешить все наши разногласия с Ираном».

Между тем в Конгрессе США росло сопротивление договору СВПД: против него выступили не только республиканцы, но и часть демократов. По их мнению, снятие ограничений с Тегерана могло привести к укреплению «иранского режима», а в дальнейшем — к возобновлению ядерных испытаний в обход договоренности. Ядерную сделку с Ираном американские законодатели называли самой большой угрозой Ближнему Востоку и в первую очередь Израилю — главному союзнику Вашингтона в регионе. Такую точку зрения разделял и Дональд Трамп — на тот момент кандидат в президенты США.

Почему Трамп хотел, чтобы США вышли из сделки?

Глава Белого дома не раз называл ядерную сделку «худшей из всех, что [он] когда-либо видел». В ходе предвыборной кампании, а затем на посту президента США Трамп критиковал этот документ, утверждая, что он дает односторонние преимущества Исламской Республике. К их числу президент относил сроки действия многих из ограничений на ядерную деятельность: они должны истечь к 2031 году, а Трамп хотел бы сделать их бессрочными. Кроме того, он настаивал на ужесточении режима проверки иранских ядерных объектов и привязке к СВДП запрета на разработку ИРИ баллистических ракет.

Опасения относительно иранской угрозы получили отражение в новой стратегии Белого дома. В документе говорилось, что США будут противостоять дестабилизирующему влиянию Ирана и сдерживать его агрессию, оживят для этой цели взаимодействие с рядом государств в регионе, а также намерены призвать международное сообщество объединиться для оказания совместного давления на Корпус стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана).

В сентябре 2017 года на полях ГА ООН Трамп заявил, что принял решение по соглашению с Ираном. 8 мая 2018 года он объявил о выходе из СВПД, а Министерство финансов пояснило, что санкции против Тегерана вновь начнут действовать через 90–180 дней.

Какие санкции США вводят против Ирана? Каковы будут последствия?

6 августа Трамп подписал указ о восстановлении санкций против Тегерана в два этапа. Первая часть ограничительных мер, вступившая в силу в ночь на 7 августа, охватит автомобилестроительный сектор Ирана и куплю-продажу золота и других ключевых металлов. Оставшиеся санкции, которые начнут действовать 5 ноября, затронут энергетическую отрасль, сделки, относящиеся к нефти, а также транзакции с иранским центральным банком.

Новости о возобновлении санкций обрушили курс риала (на черном рынке он снизился до рекордных 120 тыс. риалов за доллар), спровоцировали рост инфляции в стране и повышение цен на потребительские товары и топливо. В нескольких городах Ирана начались протесты против ухудшающейся финансовой ситуации.

В перспективе возврат США к санкциям может повлечь за собой снижение торгового оборота Ирана с другими странами, а также заставить большинство крупных западных компаний уйти с иранского рынка. Трейдеры опасаются сокращения экспорта иранской нефти, что может привести к удорожанию барреля.

Как на действия США отреагировал Иран и остальные члены «шестерки»?

Часть экспертного сообщества предполагала, что Тегеран последует примеру США и выйдет из СВПД, но этого не произошло. Иран отреагировал на действия США заявлением о готовности продолжить работу по атомной сделке со своими союзниками. «С этого момента СВПД осуществляется между Ираном и пятью государствами», — заявил президент Ирана Хасан Роухани, отметив, что Тегеран выполнил свои обязательства по СВПД, что было подтверждено МАГАТЭ.

Российский МИД выразил глубокое разочарование решением Вашингтона, а глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что «Трамп своим отказом от соглашения наносит удар одновременно и по дееспособности международного сообщества в целом, и по режиму нераспространения ядерного оружия, и по репутации Америки как ответственного мирового игрока, и по хрупкому миру на Ближнем Востоке».

Китай призвал к координации мер для обеспечения целостности соглашения по Ирану и заявил, что продолжит сотрудничество с Тегераном, несмотря на возможные санкции США.

Франция, Великобритания и Германия согласились продолжить выполнять свои обязательства в рамках СВДП и призвали все стороны «оставаться приверженными его полной имплементации». Кроме того, ЕС предпринял ряд упреждающих мер, чтоб вывести свои компании из-под удара санкций.

Как ЕС собирается противостоять американским санкциям?

Еврокомиссия (ЕК) еще 18 мая одобрила первый пакет мер по защите компаний ЕС в Иране от санкций США. Всего для обхода рестрикций было разработано четыре шага:

• Принятие блокирующего регламента, который запрещает компаниям ЕС выполнять экстерриториальные санкции США, разрешает компаниям возмещать в судебном порядке потери от действия третьих лиц, выполняющих эти санкции, и аннулирует действие на территории ЕС любых иностранных судебных решений по исполнению санкций США.

Упрощение финансирования и порядка предоставления финансовых гарантий европейским проектам в Иране со стороны Европейского инвестиционного банка.

• Активизация всестороннего экономического партнерства, в частности в энергетике.

• Поощрение прямых банковских платежей в центробанк Ирана без иностранных банков-посредников, что может позволить осуществлять такие платежи (например, для оплаты поставок нефти) в случае введения финансовых санкций США. Как отмечают европейские источники, эта мера может стать первым шагом в дедолларизации торговли ЕС с Ираном.

Чего ожидать дальше? Усилится ли конфронтация?

Санкции США приведут к борьбе в торгово-экономической и в политической сфере, убежден глава МИД РФ Сергей Лавров. «И предстоит в рамках постоянно действующего механизма экспертов разрабатывать такие методы ведения торгово-экономических связей, которые не будут создавать проблем для экономических операторов тех стран, которые сохранили свое участие в [СВПД]», — отметил глава российского дипведомства.

Оставшись в ядерной сделке, Иран может выиграть политически, но не экономически, отмечает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. «Вопрос к Ирану, будут ли они дальше делать вид, что все действует, или демонстративно выйдут из сделки (а это, на мой взгляд именно то, чего добивается Трамп, в том числе своими последними высказываниями в адрес Роухани), — полагает эксперт. — Если иранцы будут хитрее и не выйдут из сделки, это будет означать для них более благоприятную политическую конъюнктуру, но не экономическую».

Другие статьи:  Рейтинг адвокатов екатеринбург

С помощью санкций и жесткой риторики Трамп, вероятно, надеется посадить Тегеран за стол переговоров — по аналогии с тем, как это было сделано с руководителем КНДР Ким Чен Ыном. Однако Иран не пойдет на новую ядерную сделку, если США не смягчат свои требования, отметил в беседе с ТАСС научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Виктор Надеин-Раевский. «Ожидать, что Иран с легкостью пойдет на какие-то переговоры подобного рода, было бы слишком большой самоуверенностью, потому что те требования, которые глава Белого дома сейчас выставляет Ирану, явно чрезмерны», — подчеркнул эксперт.

Артур Громов, Александр Мосесов

Договор об иранской ядерной программе: год спустя

Соглашение действует, но стороны сохраняют бдительность

Год назад измученные дипломаты, представляющие Иран и шесть мировых держав, вышли после встречи в фешенебельном венском отеле с результатом, к которому они шли в течение почти двух лет: всеобъемлющим соглашением об ограничении иранской ядерной программы в обмен на снятие жестких экономических санкций.

Сегодня договор действует с четкими результатами по основным его компонентам, однако у каждой из сторон сохраняются подозрения, что другая сторона может воспользоваться случаем и не выполнить своих обязательств.

«Нам необходимо продолжать работу, и мы будем ее продолжать. У нас есть специально назначенный посол, ежедневная задача которого – руководить командой, которая добивается того, чтобы это соглашение выполнялось, что мы по-прежнему в состоянии решать любые проблемы», – сказал в четверг госсекретарь США Джон Керри.

Президент США Барак Обама охарактеризовал соглашение как успех, отметив: «Все пути Ирана к ядерному оружию остаются закрытыми». По его словам, договор, вступивший в силу в январе, отодвинул временные рамки для Ирана, если тот решит разработать ядерное оружие в нарушение соглашения, с двух-трех месяцев до «около года».

Переговоры начались из-за опасений западных стран (начиная с 2002 года), что в Иране шли работы по созданию ядерного оружия. Иранское правительство эти обвинения неоднократно опровергало. ООН, ЕС и США ввели санкции, чтобы оказать давление на Иран, побудив его отказаться от каких-либо амбиций, связанных с созданием ядерного оружия. Иран продолжал свою ядерную деятельность, сосредоточившись, в основном, на обогащении урана, в то время как санкции наносили значительный ущерб его экономике.

В конце 2013 года на переговорах был достигнут прорыв, когда Иран и группа, включавшая Соединенные Штаты, Великобританию, Китай, Францию, Россию и Германию, достигли временного соглашения. Были введены некоторые ограничения на ядерную деятельность Ирана; некоторые санкции против Тегерана были ослаблены.

Чтобы достичь всеобъемлющего соглашения, стороны отвели себе время до середины 2014 года. Но, как и в большинстве подобных случаев, переговоры столкнулись с препятствиями, и сроки много раз отодвигались. Интенсивная серия встреч в течение трех недель в Вене в конце концов привела к заключению соглашения.

Однако те в США, кто выступал против соглашения год назад, не изменили своей точки зрения и сегодня, полагая, что договор не заставит Иран прекратить свою военную деятельность на Ближнем Востоке, или что он в конечном счете не станет для Тегерана непреодолимым препятствием на пути создания ядерного оружия.

Сенатор Джеймс Риш, республиканец из штата Айдахо, сказал в ходе слушаний в Конгрессе: «Сегодня эта сделка выглядит гораздо хуже», добавив, что «Иран продолжает поступать плохо» – к примеру, проводить испытания баллистических ракет.

По словам Риша, Соединенным Штатам придется самим следить за соблюдением договора, так как, заявил сенатор, остальные пять стран-участниц – Великобритания, Китай, Франция, Россия и Германия – «не собираются нам помогать».

Иран грозит выйти из договора о нераспространении ядерного оружия

Иран пригрозил выйти из договора о нераспространении ядерного оружия в случае, если Соединенные Штаты выйдут из так называемой «ядерной сделки» с Тегераном, которая предусматривает снижение уровня обогащения урана в Иране в обмен на снятие международных санкций с этой страны. Об этом заявил глава иранского совета национальной безопасности Али Шамхани.

Президент Ирана Хасан Роухани в среду негативно отреагировал на совместную инициативу лидеров США и Франции Дональда Трампа и Эммануэля Макрона попытаться пересмотреть параметры «ядерной сделки». О намерении обеих сторон участвовать в выработке нового соглашения по иранской ядерной программе Трамп и Макрон заявили по итогам переговоров в Белом доме во вторник.

Роухани заявил, имея в виду Макрона, что у «лидера одной европейской страны» нет права принимать решения относительно договора, который заключили семь стран. Обращаясь к Трампу, он назвал президента США «коммерсантом», который не разбирается в международной политике.

Соглашение с Ираном подписали в июле 2015 года Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция. Москва и Пекин выступают против пересмотра его условий.

Дональд Трамп долгое время критикует иранскую «ядерную сделку». До 12 мая он должен или возобновить действие санкций против Ирана, что будет означать выход США из соглашения, или продлить мораторий на них.

Что произойдет после выхода США из «ядерной сделки»?

Президент Дональд Трамп (Donald Trump) объявит во вторник, 8 мая, останутся ли США в соглашении по ядерному оружию, подписанному с Ираном и некоторыми другими странами в 2015 году или, в сущности, выйдут из него. Вот некоторые ключевые вопросы, касающиеся этого заявления и возможных сценариев дальнейшего развития.


Что означает выход из соглашения?

На данном этапе он означает возобновление нефтяных санкций против Ирана, снятых более двух лет назад в рамках соглашения. Согласно законодательству США Трамп должен пересматривать этот вопрос каждые 120 дней. Следующий дедлайн наступит в эту субботу, 12 мая. Трамп утверждает, что ядерное соглашение содержит существенные недостатки. В нем почти не затрагивается ракетная программа Ирана и его «пагубная деятельность» в регионе (это отсылка к военному вмешательству Тегерана в Сирии и других странах). Американские и европейские дипломаты с января пытались выработать какой-то компромисс, но до сих пор им это не удалось.

Чем Иран опасен для Израиля

Иранской ядерной сделке нет альтернативы

Иран может возобновить обогащение урана

Санкции, впервые наложенные в 2012 году, вдвое сократили иранский нефтяной экспорт и нанесли стране огромный экономический удар, что и вынудило Иран сесть за стол переговоров. Появившееся в результате ядерное соглашение и снятие санкций поспособствовало увеличению иранского экспорта до 2,6 миллионов баррелей в день. Трамп надеется, что повторные санкции вынудят Иран подписать более строгие ограничения его ядерной программы. Однако воздействие санкций не сможет сравниться с 2012 годом, по крайней мере не сразу. Согласно законодательству США санкции начнут действовать только через полгода. Стоит также отметить, что некоторые страны, в том числе Китай и Индия, могут пренебречь решением США и продолжить закупать иранскую нефть.


Как отреагируют на это друзья Америки в Европе?

Решение Трампа может спровоцировать серьезный разрыв с европейскими союзниками, уже страдающими от угрозы пошлин на сталь и выхода из Парижского соглашения по климату. Великобритания, Франция, Германия и Европейский союз ясно заявили, что они отнесутся к повторному наложению нефтяных санкций как к нарушению ядерного соглашения. Они сообщили, что не выйдут из соглашения. Официальные представители также сказали, что попытаются защитить европейские компании от любых американских санкций, применяя так называемое блокирующее законодательство, разработанное в 90-е годы.

Неясно, однако, сможет ли соглашение сохраниться и дальше без поддержки США. Американские санкции вынудят европейские страны сделать выбор между сохранением доступа к американскому или иранскому рынку. Большинство отвернется от Ирана и не будет рисковать столкнуться с необходимостью выплат существенных американских штрафов, что будет означать уменьшение доходов Ирана, который изначально именно по этой причине и был вынужден подписать это соглашение.


Что сделает Иран?

По крайней мере поначалу Иран попытается изолировать США, работая с другими подписантами, чтобы сохранить соглашение. Однако на президента Ирана Хассана Рухани оказывается политическое давление, чтобы он продемонстрировал экономические преимущества соглашения, относительно которого его соперники внутри режима, занимающие более жесткую позицию, постоянно высказывали сомнения. Экономика страны продолжает оставаться вялой, и волна иностранных инвестиций должна еще материализоваться, отчасти потому, что западные компании предвосхищали выход Трампа из соглашения.

Если европейские инвесторы уйдут, Иран может сделать вывод, что в соглашении нет больше никакой выгоды. Режим, возможно, решит, что может нарушать условия, ограничивающие его в обогащении урана и других действиях в ядерной сфере. Таким образом, он воскресит свою ядерную программу.

Самый радикальный вариант — это выход Ирана из договора о нераспространении ядерного оружия и высылка иностранных наблюдателей, которые, как утверждают западные разведывательные агентства, обеспечивали возможность осуществлять надзор и проверять ядерные работы Тегерана. Это станет сигналом намерения Ирана создавать ядерное оружие и позволит режиму осуществлять обогащение урана в военных целях без постоянных проверок со стороны ООН. Оценки разнятся, но Иран способен создать атомную бомбу приблизительно за год или даже меньше, если судить по существующим у него запасам урана.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

«Режим нераспространения рушится»: к чему может привести выход США и Ирана из ядерной сделки

Иранские угрозы

Иран готов возобновить свою ядерную программу и развивать её более интенсивно, чем раньше, если Соединённые Штаты выйдут из ядерной сделки, заключённой в 2015 году. Об этом накануне в интервью телеканалу CBS заявил министр иностранных дел исламской республики Мохаммад Джавад Зариф.

«У нас имеется несколько вариантов, и мы готовы все их реализовать. Среди них есть и те, которые включают в себя возобновление и существенное ускорение нашей ядерной программы», — подчеркнул иранский чиновник.

Зариф считает, что администрация президента Дональда Трампа пытается сделать текущее соглашение нерабочим. По его словам, если Вашингтон откажется выполнять свои обязательства в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), то мировое сообщество не сможет требовать выполнения условий договора от Тегерана.

Ранее Зариф уже говорил, что последствия выхода американцев из договора по ядерной программе Ирана будут «неприятными» для Вашингтона. В свою очередь, иранский президент Хасан Рухани заявил 21 апреля, что ведомство страны по атомной энергетике полностью готово действовать по двум сценариям — прогнозируемому США и «неожиданному».

«Похоже, иранцы верят, что до 12 мая Трамп может объявить о выходе из сделки», — предположил в интервью RT старший научный сотрудник Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Николай Бобкин.

Совместный всеобъемлющий план действий в 2015 году подписали представители Ирана, США, России, Китая, Франции, Великобритании и Германии. СВПД предполагает отказ Ирана от собственной ядерной программы в обмен на снятие санкций с этой страны. Впрочем, США, в отличие от европейцев, до сих пор не полностью отменили введённые ранее ограничения и даже успели наложить новые — из-за ракетной программы исламской республики. Дональд Трамп, ещё будучи кандидатом в президенты, неоднократно критиковал «ядерную сделку», а возглавив Белый дом, призвал «исправить её» или вернуть санкции в полном объёме.

Другие статьи:  Экспертиза товаров по 44 фз форма

12 мая 2018 года Трамп должен в очередной раз подписать документ о продлении заморозки части антииранских санкций, связанных с ядерной программой страны. Если он этого не сделает, США де-факто выйдут из СВПД.

Слово за Европой

В интервью телеканалу CNBC 19 апреля 2018 года глава комитета сената по международным отношениям Боб Коркер сообщил, что США в настоящее время ведут переговоры с представителями Великобритании, Франции и Германии с целью выработать совместную позицию по договору. Американцы настаивают, чтобы европейцы поддержали их план по изменению договора. Вашингтон стремится включить в него обязательства по ракетной программе Ирана, сделать соглашение бессрочным и усилить контроль со стороны международных инспекторов за его выполнением иранской стороной.

«Возможно, до 12 мая произойдёт прорыв», — подчеркнул Коркер, отмечая, что планы США встретили «определённое сопротивление» европейских союзников.

По словам сенатора, он «абсолютно уверен», что президент выйдет из соглашения, если договориться о внесении изменений не удастся.

«Для Трампа серьёзным внешним раздражителем выступает Израиль, — пояснил мотивы американского руководства Бобкин. — Он буквально толкает к выходу. Это будет окончательный разворот американцев в сторону конфронтации с Ираном».

При этом 22 апреля представитель Госдепа США в ходе брифинга отметил, что Вашингтон совместно с Берлином, Лондоном и Парижем добились «значительного прогресса» по вопросу создания дополнительного соглашения по СВПД, однако сторонам ещё предстоит много работы.

В свою очередь, президент Франции Эммануэль Макрон в преддверии своего государственного визита в США в интервью телеканалу Fox News заявил, что какой бы то ни было альтернативы СПВД нет.

«Идеально ли это соглашение? Идеален ли СВПД для наших отношений с Ираном? Нет​​​. Но в ядерном вопросе что у нас есть лучше этого? Я не вижу ничего. У меня нет «плана Б» для иранской ядерной программы. И это вопрос, который мы будем обсуждать», — отметил Макрон.

Официальный визит французского лидера в Соединённые Штаты продлится с 23 по 25 апреля 2018 года. Ранее Франция уже выражала озабоченность ракетной программой Ирана.

«Выход США из соглашения — это автоматическое возвращение к санкциям. Интересно, как себя поведёт Европа», — отмечает Бобкин.

Аналитик подчеркнул, что, если европейские компании продолжат сотрудничать с Ираном после выхода Вашингтона из ядерного соглашения, они рискуют попасть под ограничительные меры Соединённых Штатов.

«Я думаю, Иран из соглашения не выйдет, он будет ждать согласованной позиции Европы, потому что Иран в основном ориентирован на европейский бизнес», — заявила в интервью RT заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова.

По мнению политолога, Иран может выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий только вслед за странами Европы.

«Для Ирана самые тяжёлые санкции — это даже не энергетические ограничения со стороны США, а отключение от системы SWIFT, — отмечает эксперт. — Потому что главный экспортный продукт у них — это нефть, а это товар биржевой, и без электронной системы получить за него деньги сложно».

Штаб-квартира кооперативного общества SWIFT расположена в Брюсселе, и в прошлом иранские банки отключали от международной системы проведения платежей из-за санкций Евросоюза.

«Тонкая грань»

«Возобновить свою ядерную программу Иран действительно может», — считает Бобкин.

При этом эксперт обращает внимание на то, что речь идёт о мирных исследованиях в атомной области — именно на этом всегда настаивал Тегеран, говоря о своей ядерной программе.

«Со стороны иранцев сейчас нет никакого шантажа и угроз, что они начнут какие-то военные разработки, но другой вопрос в том, что грань между мирным и военным в данном случае очень тонкая», — полагает Бобкин.

Ранее с заявлением о том, что Саудовская Аравия озаботится получением своего ядерного оружия, если таковое окажется в руках иранцев, заявлял в ходе визита в США в марте 2018 наследный принц королевства Мухаммед бен Сальман.

В феврале 2018 года Вашингтон и Эр-Рияд начали переговоры о сотрудничестве в ядерной области, которое предполагает в числе прочего предоставление королевству технологий по обогащению урана. В марте в израильских СМИ появилась информация, что премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху якобы уже попросил американского лидера остановить сделку, но Трамп отказался.

«Израиль, который давит на Трампа с тем, чтобы он вышел из сделки с Ираном или по меньшей мере внёс в неё такие изменения, которые Иран не сможет принять, может столкнуться с двумя ядерными державами вместо одной: Ираном, который уже заявил, что начнёт свою ядерную программу, если соглашение будет нарушено, и Саудовской Аравией, которая стремится получить ядерное оружие как средство сдерживания Ирана, освобождённого от условий ядерного соглашения», — утверждает колумнист израильского издания Haaretz Цви Барэль.

При этом, по словам Бобкина, долго работать над получением своей атомной бомбы Эр-Рияду не придётся.

«У Саудовской Аравии ядерное оружие есть, оно просто лежит на складах в Пакистане, это не новость», — утверждает политолог.

Ранее о покупке Эр-Риядом пакистанского ядерного оружия сообщала служба новостей BBC, однако так и не привела прямых доказательств этой информации.

«Режим нераспространения рушится», — считает Бобкин.

Такой же точки зрения придерживается британское издание The Economist. В редакционной статье, посвящённой перспективам выхода Вашингтона из ядерной сделки с Ираном, отмечается, что подобная политика США негативно скажется на предстоящих переговорах Трампа с Ким Чен Ыном.

«Почему Северная Корея должна согласиться обменять своё ядерное оружие на соглашение, которое будущий американский президент может запросто сорвать?», — задаются риторическим вопросом журналисты.

Готовность к компромиссам

В то же время, несмотря на критику ядерного соглашения с Ираном со стороны официальных лиц Саудовской Аравии, Бобкин считает, что выход США из ядерной сделки будет невыгоден самому королевству.

«Им этого абсолютно не надо, и не потому, что иранцы создадут ядерное оружие, а потому, что регион окажется на грани войны», — считает эксперт.

По мнению Мамедовой, вполне возможно, что иранское руководство в конце концов согласится пойти на определённые уступки и внести те или иные изменения в Совместный всеобъемлющий план действий, если его решат модифицировать.

«Если Иран хочет сохранить режим как таковой — а пока большинство населения, несмотря на критику, высказывается за его сохранение, — для этого стране нужны условия, чтобы стать полноценным игроком на рынке. Поэтому Иран скрепя сердце пойдёт на переговоры даже по ограничению его ракетной программы», — считает эксперт.

Что касается резких заявлений в отношении США, то, по мнению Мамедовой, они предназначены скорее для внутренней аудитории.

Она напомнила, что президенту Хасану Рухани и министру иностранных дел Зарифу пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить консервативные круги иранского общества и лично верховного лидера аятоллу Хаменеи одобрить ядерную сделку в 2015 году. Теперь, чтобы сохранить лицо, руководство Ирана вынуждено использовать жёсткую риторику в ответ на угрозы введения санкций со стороны Вашингтона.

«Когда во внутриполитической борьбе постоянно идёт критика правительства Рухани за расширение связей с Западом, правительство должно как-то реагировать», — подытожила эксперт.

Трамп разорвал ядерный договор с Ираном: что это значит

Президент США заявил, что Иран продолжает обогащать уран и разрабатывать ядерное оружие, несмотря на действие соглашения, и поэтому совместной программе с Ираном — конец

Президент США Дональд Трамп во вторник обвинил Иран в том, что Тегеран продолжает разработки ядерного оружия, несмотря на действие Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Поэтому США выходит из программы, чтобы возобновить санкции.

«Сделка позволила Ирану сохранить доступ к урану и со временем (позволила бы) разработать ядерное оружие. Сделка сняла санкции с Ирана в обмен на очень незначительные ограничения по ядерной активности режима и никаких ограничений — в связи со злонамеренным поведением», — сказал Трамп в ходе пресс-конференции в Белом доме.

Он заявил, что США располагают доказательствами того, что Иран продолжает разработку ядерного оружия, тем самым нарушая соглашение.

«Сегодня мы располагаем точными доказательствами того, что обещания Ирана были ложью», — заявил он.

Трамп также отметил, что США выйдут из соглашения по ядерной программе Тегерана, и что американская администрация начинает процесс восстановления действия соответствующих санкций против Ирана.

«Сейчас я объявляю, что Соединенные Штаты выйдут из соглашения по иранской ядерной программе. Через несколько мгновений я подпишу президентский меморандум, чтобы начать процесс возобновления действия санкций США, связанных с атомом, против иранского режима», — сказал Трамп во время выступления из Белого дома.

После этого президент подписал данный меморандум.

В чем суть соглашения?

Сделка между шестеркой международных посредников(США, Великобритания, Франция, Россия, Китай и Германия) и Ираном предполагала поэтапную отмену всех санкций (как Совбеза ООН, так и национальных) в обмен на предоставление Тегераном беспрепятственного доступа инспекторам на ядерные объекты в течение 25 лет, гарантию отказа от производства высокообогащенного урана и оружейного плутония (Ирану разрешено на ближайшие 15 лет с момента сделки иметь не более 300 килограммов обогащенного до 3,67 процента урана), переоборудования ядерных объектов. Оружейное эмбарго должно сохраняться еще пять лет после заключения сделки. Технологии баллистических ракет Ирану запрещено поставлять восемь лет.

Со своей стороны международное сообщество не будет вводить новые экономические санкции на протяжении шестимесячного срока действия соглашения и приостановит действие некоторых санкций в отношении операций с золотом и некоторыми другими драгоценными металлами, иранской автомобильной промышленности и экспорта нефтехимической продукции.

Главные санкции — в отношении экспорта нефти и финансового сектора — остаются в силе.

Какие санкции задействуют против Ирана и когда?

Фактически, это значит, что их уже ввели. Работа по восстановлению санкций начнется немедленно, однако на введение новых экономических мер потребуется от 90 до 180 дней.

В частности, в 90-дневный срок, то есть до 6 августа, будут восстановлены санкции против приобретения Ираном долларовых банкнот, санкции против торговли золотом и драгоценными металлами, санкции против продаж Ирану графита, алюминия, стали, угля и программного обеспечения для производства, санкции по приобретению иранской валюты и суверенного долга. Вновь запретят импорт в США иранских ковров и продуктов питания.

Также 180 дней (то есть до 4 ноября) займет введение санкций против судоходного и судостроительного сектора в Иране, санкции на нефтяные и нефтехимические транзакции с государственными компаниями Ирана, санкции против иностранных банков за работу с Центробанком Ирана, санкции за андеррайтинг финансовых услуг и страховок, а также санкции против энергетического сектора Ирана.

Другие статьи:  Законопроекты 2019 льготы

При этом США дадут партнерам Ирана от 90 до 180 дней для прекращения сотрудничества с Тегераном.

Есть ли возможность «откатить» назад?

В то же время, Администрация США уже опубликовала требования, которые необходимо выполнить Ирану, чтобы санкции с него были сняты.

«Президент Трамп ясно заявляет, что помимо прекращения разработки ядерного оружия, иранский режим должен избавиться от межконтинентальных баллистических ракет (МБР), отказаться от разработки ракет, способных доставлять ядерное оружие, и поставлять другим сторонам», — говорится в заявлении, опубликованном во вторник на сайте Белого дома.

Наряду с этим, администрация требует от Тегерана «прекратить поддержку террористов, экстремистов и региональных посредников, таких как «Хезболла», ХАМАС, «Талибан» и «Аль-Каида».

Более того требуется, «прекратить публично объявлять своей целью уничтожение Израиля и прекратить угрозы свободе судоходства, особенно в Персидском заливе и Красном море

«Прекратить эскалацию конфликта в Йемене и дестабилизацию региона путем поставок оружия повстанцам-хуситам», — говорится в заявлении администрации.

Кроме того, Белый дом потребовал прекратить «кибератаки против США и наших союзников, включая Израиль».

Более того Вашингтон призвал Тегеран прекратить «жестокие нарушения прав человека, продемонстрированные в последнее время в ходе репрессий режима против массовых протестов со стороны иранских граждан».

«Прекратите несправедливое задержание иностранцев, включая граждан США», — отмечается в заявлении.

Как отреагировал Иран?

После заявления Дональда Трампа о выходе США из ядерной сделки президент Ирана Хасан Роухани поручил Министерству иностранных дел созвать встречу оставшихся членов СВПД. Напомним, это Россия, Германия, Франция, Великобритания и Китай.

«Я поручил министерству иностранных дел в течение нескольких недель провести переговоры и консультации со странами Европы и двумя крупными державами — Россией и Китаем», — сообщил Роухани.

Глава Ирана также заверил, что Тегеран не выходит из СВПД.

«С этого момента СВПД — это соглашение между Ираном и пятью странами», — заявил Хасан Роухани в своем обращении к народу Ирана.

При этом президент Ирана Хасан Роухани объявил о том, что страна в ближайшее время начнет обогащать уран.

«Я приказал атомной организации Ирана начать обогащать больше урана, чем мы делали раньше, любой ценой», — заявил Роухани, уточнив, что Иран может приступить к обогащению урана в течение нескольких недель.

Чем грозит разрыв сделки?

Отказ США от Совместного всеобъемлющего плана действий — подписанной в 2015 году ядерной сделки с Ираном — может привести к очередной войне на Ближнем Востоке, из-за чего по интересам Вашингтона в регионе будет нанесен намного более значительный удар, пишет Росс Харрисон в статье для The National Interest.

Разорвав ядерную сделку, предположительно для того, чтобы выполнить предвыборное обещание, Трамп может встать на путь, прямо ведущий к неизбежной военной конфронтации с Ираном. Отказ от соглашения, достигнутого Ираном не только с США, но и с Россией, Китаем, Великобританией, Францией и ФРГ, будет воспринят в Тегеране как сигнал о готовящемся нападении США, поэтому исламской республике придется готовиться к худшему. Такое развитие событий окажет самое разрушительное воздействие на и без того нестабильный Ближний Восток, подорвет национальные интересы США и может поставить под угрозу жизни американских граждан.

Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе

14 июля 2015 года Иран и «шестерка» международных посредников (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция, Германия) достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома: был принят Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), выполнение которого снимает с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны Совета Безопасности (СБ) ООН, США и Евросоюза.

Согласно документу, долгосрочный план Ирана включает ограничения на все работы по обогащению урана и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в этой области в течение восьми лет.

СВПД предусматривает, что через 10 лет Иран приступит к поэтапному выводу из эксплуатации своих центрифуг типа ИР-1. В течение этого периода Иран будет поддерживать уранообогатительную мощность в Натанзе на уровне, не превышающем 5060 центрифуг ИР-1. Излишние центрифуги и инфраструктура, связанная с обогащением урана, в Натанзе должны храниться под непрерывным наблюдением Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Иран продолжит производить НИОКР таким образом, чтобы не осуществлялось накопление обогащенного урана. В течение десяти лет иранские НИОКР в области обогащения урана будут включать только центрифуги типов ИР-4, ИР-5, ИР-6 и ИР-8. Иран должен приступить к дальнейшим испытаниям 30 машин ИР-6 и ИР-8 через восемь с половиной лет.

Иран должен осуществлять свою деятельность, связанную с обогащением урана, включая НИОКР, исключительно на обогатительном объекте в Натанзе. Иран преобразует уранообогатительное предприятие Фордо в ядерный физический и технологический центр.

В течение 15 лет Иран будет поддерживать свои запасы урана с обогащением до 3,67% на уровне, не превышающем 300 килограммов.

Избыточное количество урана должно продаваться по рыночной цене и доставляться иностранному покупателю в обмен на природный уран.

Весь остающийся оксид урана с обогащением от 5% до 20% будет использован для производства топлива для Тегеранского исследовательского реактора (ТИР).

Иран перепроектирует и перестроит тяжеловодный реактор в Араке на основе согласованного концептуального проекта конструкции с использованием топлива с обогащением до 3,67%. Реконфигурация реактора должна исключить потенциальную возможность наработки в нем плутония оружейного качества. Реактор должен обеспечивать проведение ядерных исследований в мирных целях и производство радиоизотопов для медицинских и промышленных целей. Все отработавшее ядерное топливо из Арака должно вывозиться за пределы Ирана в течение всего срока эксплуатации реактора.

В течение 15 лет Иран не будет сооружать дополнительных тяжеловодных ректоров или накапливать тяжелую воду. Все избыточные объемы тяжелой воды будут экспортироваться на международный рынок.

Иран должен вывозить все отработавшее ядерное топливо со всех будущих и имеющихся энергетических и исследовательских ядерных реакторов.

В течение 15 лет Иран должен заниматься переработкой отработавшего ядерного топлива или проводить НИОКР в этой области.

Согласно тексту СВПД, Иран дает разрешение МАГАТЭ осуществлять меры транспарентности, которые включают долгосрочное присутствие МАГАТЭ в Иране, мониторинг МАГАТЭ в течение 25 лет на всех иранских предприятиях по переработки урановой руды и производству уранового концентрата, наблюдения в течение 20 лет в отношении роторов и сильфонов центрифуг, использование одобренных и сертифицированных современных технологий МАГАТЭ и др.

20 июля 2015 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2231, одобряющую принят Совместный всеобъемлющий план действий.

15 декабря 2015 года внеочередная сессия Совета управляющих (СУ) МАГАТЭ приняла резолюцию по Ирану, подготовленную «шестеркой» на основе российского проекта. Резолюция закрывает досье по «предполагаемым исследованиям» Тегерана военно-ядерной направленности, закладывает юридическую основу проверочной деятельности МАГАТЭ в Иране на период реализации СВПД.

18 октября 2015 года Совместный всеобъемлющий план действий вступил в силу.

16 января 2016 года началась практическая реализация СВПД по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП).

Это стало возможным благодаря докладу МАГАТЭ, подтверждающему, что Тегеран привел свою ядерную программу в соответствие с Планом действий.

В частности, Иран сократил свои уранообогатительные мощности на предприятии в Натанзе до 5060 центрифуг и уровень обогащения урана до 3,67%, демонтировал все остальные центрифуги и связанную с ними инфраструктуру, поместив их на хранение под наблюдением МАГАТЭ. Запасы обогащенного до 5% урана сведены до уровня в 300 килограммов, а излишки вывезены в Россию. Иран также демонтировал активную зону недостроенного в Араке тяжеловодного реактора.

В ответ на реализацию Ираном данных мер в ядерной области последовала отмена всех действующих резолюций СБ ООН в отношении Ирана (часть ограничительных мер сохраняется, но они вводятся через отдельное приложение к резолюции СБ ООН 2231), целого ряда односторонних санкций США (в основном финансовых, а также затрагивающих интересы третьих стран) и всех ограничительных мер со стороны ЕС.

До 2020 года по линии СБ ООН сохранятся ограничения на экспорт из Ирана всех вооружений и на поставки в Иран вооружений по семи категориям Регистра ООН обычных вооружений. Вводится разрешительный порядок осуществления соответствующих поставок после одобрения со стороны СБ ООН. Аналогичный механизм, но до 2023 года, будет действовать и в отношении поставок в Иран ракетных технологий.

До 2025 года будет функционировать специальный «канал поставок» в Иран товаров ядерного и двойного применения по соответствующим спискам Группы ядерных поставщиков.

Действие резолюции СБ ООН 2231 продлится до 2025 года, после чего иранский вопрос уйдет из повестки дня Совета Безопасности.

В рамках резолюции СБ ООН предусмотрен механизм возможного восстановления санкций в случае, если один из участников СВПД сочтет, что Иран не выполняет свои обязательства по Плану действий. Однако восстановление санкционного режима возможно лишь через процедуру, требующую предоставления весомых аргументов при рассмотрении вопроса в Совместной комиссии СВПД.

13 ноября 2017 года вышел очередной доклад МАГАТЭ, в котором было подтверждено, что Иран придерживается своих обязательств по СВПД.

США и их союзники не раз обвиняли Тегеран в нарушении договоренностей.

Президент США Дональд Трамп еще до своего избрания жестко критиковал соглашение, называя его «худшей сделкой», и не исключал, что выйдет из нее, если соглашение не удастся «исправить».

В январе 2018 года США и «европейская тройка» (Великобритания, Франция, Германия) создали группу для выработки дополнительного соглашения к сделке с Ираном. При этом к переговорам не пригласили Россию и Китай, которые были участниками прошлых договоренностей, ни Иран, в отношении которого администрация Трампа проводит более жесткий курс, чем администрация Барака Обамы.

Трамп продлил режим снятия с санкций с Ирана до 12 мая 2018 года и объявил, что это продление будет последним. Речь идет лишь о части санкций, которые были увязаны с СВПД, в то время как в США приняты и могут быть приняты другие ограничения в связи с «ракетной программой» Ирана и «поддержкой терроризма».

В Кремле заявляли о незыблемости Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской атомной программе (СВПД).

В конце апреля 2018 года премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху заявил об обнаружении около 100 тысяч бумажных и цифровых документов о «секретной военной составляющей» ядерной программы Ирана.

В ответ на это заявление Москва призвала Израиль незамедлительно передать МАГАТЭ данные о продолжении Ираном ядерной программы, если таковые имеются.

4 мая 2018 года в Женеве на второй сессии Подготовительного комитета Конференции 2020 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия подавляющее большинство государств-участников подтвердили свою поддержку устойчивой реализации СВПД. При этом Россия и КНР выступили с отдельным совместным заявлением в поддержку СВПД.