Издательский лицензионный договор

Особые условия издательского лицензионного договора

Издательским договором признается соглашение между автором или иным правообладателем и издателем о предоставлении последнему права использования произведение путем его издания (воспроизведения).

В качестве предмета, как главного существенного условия издательского договора, следует рассматривать:
— во-первых, издание произведения, т.е. размножение любым техническим способом (печатанием, тиснением, записью на электронном носителе) определенного числа идентичных экземпляров произведения, которое предназначено для передачи сведений и (или) образов читателю (зрителю) с целью воздействия на него, прошло редакционно-издательскую подготовку и обработку, учитывающую особенности обращения его в потребительской среде. Иначе говоря, имеется в виду выпуск экземпляров произведения в обращение с помощью каких-либо изданий печатного характера — как периодических, так и непериодических;
— во-вторых, переиздание произведения, т.е. повторный выпуск издания, уже выпускавшегося данным издательством. При этом не исключена возможность внесения изменений и дополнений автором в уже издававшееся им произведение на основании условий заключенного им с издательством лицензионного договора.
Сторонами издательского лицензионного договора выступают обладатель исключительных прав на произведение и издатель (лицо, на которое в соответствии с издательским договором возлагается обязанность издать произведение.
Существенными условиями издательского договора являются:
— предмет;
— цена.
Срок не указывается гражданским законодателем в числе существенных условий данного вида лицензионного договора. Согласно ч. 2 п. 1 статьи 1287 ГК РФ в случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор может быть расторгнут лицензиаром по общим основаниям в порядке, предусмотренном статьей 450 ГК РФ.
Тем не менее, если срок начала использования произведения все же содержится в издательском договоре, издатель обязан начать использование этого произведения не позднее такого срока. В случае неисполнения соей обязанности автор или иной правообладатель может отказаться от исполнения издательского договора. При этом он освобождается от возмещения издателю причиненных таким отказом убытков.
Лицензиар имеет права отказаться от договора. При этом он может одновременно потребовать уплаты ему авторского вознаграждения. Если автор не расторгает издательский договор, издатель вправе использовать произведение без выплаты автору какого-либо дополнительного вознаграждения, кроме ранее согласованного в договоре.

§ 10. Договор авторского заказа
Авторский договор представляет собой соглашение, в силу которого автор обязуется создать по заказу заказчика обусловленное таким договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.
Существенным условием договора авторского заказа прежде всего является его предмет. Таковым признается произведение, которое автор должен создать в будущем. Предмет авторского договора заказа должен быть в нем тщательно прописан и четко определен. Необходимо подробно описать вид, жанр, объем, структуру, тему и другие свойства заказываемого произведения.
Договор авторского заказа может быть как возмездным, так и безвозмездным, но при этом законодатель установил презумпцию возмездности договора, договор авторского заказа считает безвозмездным только когда это прямо в нем отражено. Во всех иных случаях такой договор следует признать возмездным. В последнем случае одним из существенных условий этого договора является цена, т.е. размер вознаграждения, выплачиваемого заказчиком автору за созданное им произведение.
В случае уплаты вознаграждения по частям, заказчик может выдать автору аванс. Аванс — это предварительная выплата заказчиком определенной денежной суммы в счет предстоящих платежей за создание в указанный в договоре срок произведения и последующую передачу его материального носителя или прав на него. Как правило в виде аванса выплачивается часть будущей суммы оплаты, составляющая до 50% ее общего объема. Аванс засчитывается как часть оплаты при окончательном расчете заказчика с автором. Выплата аванса обычно осуществляется еще до получения указанного в договоре результата, сразу или в течение короткого времени после подписания договора. Остальная часть вознаграждения за вычетом выданного аванса выплачивается после создания автором произведения и передачи его материального носителя заказчику.
Вознаграждение, как и в лицензионном договоре может определяться в фиксированной разовой или периодической сумме (паушальный платеж), либо в виде процента от дохода, полученного в результате продажи экземпляров созданного произведения (роялти), либо в форме комбинированных платежей.
В договоре авторского заказа литературного произведения обычно предусматривается обязанность автора написать рукопись определенным объемом. В договоре это условие прописывается как «не более столько — то страниц». Однако на практике нередки случаи превышения указанного в договоре объема произведения. Такое превышение будет рассматриваться как нарушение условий договора со стороны автора в зависимости от того, чем это превышение обусловлено.
Так, представление рукописи в объеме, превышающем договорный, не будет считаться нарушением условий договора, если такое увеличение идейно, научно или художественно оправданно. Конечно, речь идет о несущественном, в разумных пределах увеличении объема произведения.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

Большое практическое значение имеет подразделение лицензионных договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом лицензионного договора является издательский лицензионный договор (ИЛД).

Сторонами договора являются правообладатель (автор), выступающий в роли лицензиара, и издатель — пользователь (лицензиат). Издателем может выступать любое лицо, осуществляющее издательскую деятельность. Это могут быть издательства, издательско-полиграфические и полиграфические организации, академии наук и высшие учебные заведения, редакции периодических печатных изданий и др.

Издательский лицензионный договор должен предусматривать:

1) предмет договора путем указания на произведение, право использования которого предоставляется по договору;

Предметом ИЛД является литературное произведение, по поводу создания и использования которого стороны вступают в договорные отношения.

2) способы использования произведения;

Способы использования произведения — конкретные права, передаваемые по данному договору (права на издание и переиздание произведения). Объем передаваемых прав может в договоре определяться либо общим образом (например, «передаются все права на использование произведения»), либо конкретно («передаются права издания и переиздания произведения в книжной форме на русском языке.

Лицензиат может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены ИЛД. Право использования произведения, прямо не указанное в ИЛД, не считается предоставленным лицензиату.

При письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования произведения другому лицу (сублицензионный договор, Ст. 1238 ГК РФ). Причем по сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены права использования произведения только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены ИЛД для лицензиата. Сублицензионный договор может заключаться в пределах срока действия ИЛД. Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, если ИЛД не предусмотрено иное.

3) срок, на который передается соответствующий объем исключительного права;

Срок, на который передается исключительное право по договору, может значительно варьироваться, но он не может превышать срок действия исключительного права на произведение. В случае, когда в ИЛД срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет. В случае прекращения исключительного права ИЛД прекращается.

4) территория, на которую передается соответствующий объем исключительного права;

В ИЛД должна быть указана территория, на которой допускается использование произведения. Территория может определяться по-разному: часто лицензиар разрешает использовать произведение по всему миру («мировые права»), иногда – только в странах СНГ, иногда — выборочно в нескольких странах. Использование произведения в зарубежных странах подчиняется не российскому законодательству, а законодательству соответствующей страны.

Если территория, на которой допускается использование произведения, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории РФ.

5) размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;

По общему правилу ИЛД является возмездным. При отсутствии в возмездном ИЛД условия о размере вознаграждения или порядке его определения он считается незаключенным. (При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ не применяются).

В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей (паушальный платеж), процентных отчислений от дохода (выручки) – (роялти), либо в иной форме.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Издательский лицензионный договор

Проведенный анализ книжной индустрии России и зарубежных стран, а также практики заключения издательских лицензионных договоров позволяет прийти к ряду теоретических выводов и практических рекомендаций.

Особенности заключения

В соответствии со ст. 1287 ГК РФ по издательскому лицензионному договору лицензиат (издатель) обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар (правообладатель) вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. В случае отсутствия в договоре срока начала использования оно должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. В этом смысле правообладателю зачастую целесообразно указать меньший срок издания с тем, чтобы стимулировать издание произведения.

Другие статьи:  Рассчитать каско и осаго в ингосстрахе

Большое внимание следует уделить тексту произведения, готовящегося к публикации. Издательским лицензионным договором могут быть предусмотрены и обязанность лицензиара предоставить текст лицензиату (в печатной либо электронной форме) для работы, и обязанность лицензиата согласовать макет издания (книги) с лицензиаром. Важно также то, что лицензиар обладает правами на произведение целиком. Хотя подп.1 п.1 ст. 1274 ГК РФ и допускает цитирование, его объем должен быть оправдан целью цитирования. Заметим в скобках, что конкретный объем законодательно не установлен, а, следовательно, определяется судебным регулированием.

При заключении издательского договора стоит учитывать и ряд других особенностей: территорию распространения, тираж (ограниченный либо неограниченный), язык издания (отдельно также оговаривается квалификация переводчика), формат издания, размер вознаграждения и порядок его выплаты. Существуют три основных вида вознаграждения: паушальное (единовременное), роялти и смешанное (аванс + роялти).

Сегодня все больше издательств мира приобретает также права на издание электронных книг (eBook), что также находит свое отражение в договоре. Отдельного рассмотрения требует тема технологии Print-On-Demand (POD), при которой новые экземпляры книги печатаются тогда, когда поступает соответствующий запрос от потребителя.

Субсидиарные права

Издатели зачастую приобретают в рамках издательского договора также субсидиарные права. Наиболее часто приобретают следующие субсидиарные права:

права книжного клуба – передача прав и (или) экземпляров книжным клубам с целью реализации среди их членов;

права серийной публикации до издания – опубликование частей произведения в последовательных выпусках газеты или журнала, осуществляемое до издания произведения;

права серийной публикации после издания произведения;

права антологий – воспроизведение частей произведения в антологиях, сборниках;

аудиоправа – создание одноголосной недраматической студийной записи и производство звуковых носителей, файлов.

На практике использование субсидиарных прав неразрывно связано с предоставлением лицензиату права издания без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

В контексте функционирования книжной отрасли правовой принцип quid pro quo можно определить как нахождение баланса интересов автора (правообладателя) и издателя. Некоторые издатели получают эксклюзивные права на издание книг, электронных книг, субсидиарные права на долгий срок, выплачивая как можно меньше. Это связано с тем, что у правообладателей зачастую отсутствует опыт подобных сделок. Не всякий представитель сможет разобраться во всех тонкостях издательского договора и принятым в деловом обороте ставкам вознаграждения за использование тех или иных прав.

В то же время позиция издателя зачастую основана на тех вложениях, которые он производит. Так, в случае с малоизвестными авторами значительно растут расходы на продвижение, рекламу. В таких случаях действительно оправдано предоставление исключительных прав и выплата роялти.

Некоторые выводы

Исходя из анализа законодательства и практики заключения лицензионных издательских договоров как в России, так и за рубежом, можно сделать несколько основных выводов.

Во-первых, издание произведения – это обязанность лицензиата. Данное положение законодательства определенно способствует лучшей охране интересов автора (правообладателя).

Во-вторых, сторонам необходимо заранее согласовать, по какому тексту будет осуществляться издание, чтобы избежать дальнейших трудностей.

В-третьих, автору (правообладателю) необходимо очень четко понимать, какие права перейдут к издателю, а какие останутся у него. Это необходимо будет учитывать при заключении последующих договоров на использование того же произведения.

В-четвертых, целесообразность предоставления субсидиарных прав, прав на издание электронных книг, прав на издание POD определяется с учетом масштаба издателя и востребованности автора.

Издательский лицензионный договор

«. 1. По договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, то есть с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. «

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Издательский лицензионный договор» в других словарях:

авторский договор — гражданско правовой договор на передачу имущественных прав автора. Различаются А.д. о передаче исключительных прав и А.д. о передаче неисключительных прав. Первый разрешает использовать произведение определенным способом и в установленных… … Большой юридический словарь

Авторский договор — (англ. author s contract) соглашение об использовании произведения науки, литературы или искусства, заключаемое автором (его наследником или др. правопреемником) с соответствующим пользователем (издательством, театром, киностудией и т.п.).… … Энциклопедия права

Черные металлы (журнал) — Черные металлы Специализация: ежемесячный российско немецкий металлургический журнал Периодичность выхода: 1 раз в месяц Язык: русский Адрес редакции: Россия, 119049, Москва, Ленинский проспект, 6, офис 617 Главный редактор … Википедия

Чёрные металлы (журнал) — Черные металлы … Википедия

ПЕРЕВОД ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ДРУГОЙ ЯЗЫК — в целях выпуска в свет допуска ется только с согласия автора или его правопреемника и приводит к созда нию самостоятельного объекта авторского права. С переводчиком заключают издательский договор, а с автором оригинала лицензионный договор.… … Финансовый словарь

Флемминг, Регина фон — Гендиректор Axel Springer Russia Генеральный директор Издательского дома Axel Springer Russia, российского подразделения немецкого концерна Axel Springer AG. С 1996 года работает с российскими компаниями. В 2003 2005 годах возглавляла российско… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Перевод произведения — (англ. translation of work) в гражданском праве РФ перевод на др. язык, предпринятый в целях выпуска произведения в свет. П.п. допускается только с согласия автора или его правопреемника и приводит к созданию самостоятельного объекта авторского… … Большой юридический словарь

Перевод произведения — (англ. translation of work) в гражданском праве РФ перевод на др. язык, предпринятый в целях выпуска произведения в свет. П.п. допускается только с согласия автора или его правопреемника и приводит к созданию самостоятельного объекта авторского… … Энциклопедия права

Белка и Стрелка. Звёздные собаки — Эта статья о мультфильме. О реально существовавших собаках космонавтах см. Белка и Стрелка. Белка и Стрелка. Звёздные собаки Жанр Исторический мультфильм … Википедия

Издательский (лицензионный) договор: общая характеристика

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Заключению договора с автором предшествует предварительная и порой занимающая немало времени работа: подбор автора или авторского коллектива, составление и утверждение плана-проспекта издания, при необходимости — его рецензирование, а также, в отдельных случаях — рассмотрение пробных глав будущей книги.

Автор — это человек, творческим трудом которого создано произведение, охраняемое авторским правом, а авторский коллектив возникает, когда произведение создается трудом двух и более людей. Соответственно авторское право в таком случае принадлежит авторам совместно.

Издательство заинтересовано в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и одаренными авторами, работающими в той области, которой посвящена выпускаемая им литература. Это касается не только и даже не столько художественной литературы, которая у всех на виду, но изданий всех видов и тематических направлений.

Со временем каждое издательство формирует свой круг авторов, с которыми оно работает постоянно и из которого делает отбор при подготовке нового произведения на запланированную тему. Как правило, издатели ведут свою базу данных авторов.

Вместе с тем, заинтересованное в собственном развитии издательство заинтересовано и в расширении своего авторского коллектива.

Как правило, прежде чем заключить договор с автором, ему предлагается представить план-проспект будущего произведения. На этом этапе редактор вместе с автором уже определили тему и характер издания, основные требования, которым оно должно удовлетворять, а также его объем.

План-проспект издания в лаконичном, сжатом виде раскрывает содержание подразделов произведения, позволяет издательству не только полнее представить себе его состав и тематическое содержание, но и структуру, а также глубину и широту охвата темы.

Желательно, чтобы автор проставил в плане-проспекте и объемы подразделов. Для редактора это важно, поскольку позволяет оценить соотношение структурных элементов произведения, рациональность использования его согласованного объема. Квалифицированно подготовленный план-проспект включает также число и характер иллюстраций, определяет состав приложений и аппарата издания (указатели, примечания и комментарии и др.).

Конечно, план-проспект для произведений художественной литературы не требуется. Здесь обходятся обычно согласованием между автором и издательством темы и объема произведения, иногда оговариваются главные герои и основные сюжетные линии, что характерно главным образом для заказных изданий, произведений, продолжающих начатые серии и так далее. Для другой литературы написание и утверждение плана-проспекта является обязательным этапом в работе над книгой.

Одобренный редактором план-проспект должен быть утвержден руководством издательства.

Рецензия — это критический разбор и оценка того или иного произведения.

Рецензия может быть внутрииздательской и внешнеиздательской. Первая выполняется штатным сотрудником издательства, вторая заказывается специалистам, не работающим в издательстве.

И в том, и в другом случае рецензент помогает издательству ответить на главные вопросы, касающиеся произведения:

§ соответствует ли содержание утвержденному плану-проспекту и своему названию;

§ насколько учитывает современный уровень разработок в области знаний, которой посвящена книга;

Другие статьи:  11 арбитражный суд вологодской области

§ отвечает ли язык произведения читательскому адресу; каковы его положительные и отрицательные стороны; какие изменения должны быть внесены автором в текст;

§ если это учебник или учебное пособие, соответствует ли рукопись учебной программе и так далее.

Издательство может согласиться или не согласиться с рецензентом — в любом случае рецензия помогает издательству вернее оценить содержание готовой рукописи, ее место на рынке аналогичной литературы и перспективы реализации, а значит в какой-то мере и экономическую эффективность проекта.

В серьезных изданиях фамилия рецензента указывается на обороте титульного листа книги.

После того, как утвержден план-проспект рукописи, с автором заключается договор.

Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т.е. автора и издателя.

Поскольку авторское право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может быть создано в будущем, предусматривается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования.

Содержанию авторского (издательского) договора будет посвящен раздел 4.2.2. нашего курса. Здесь же отметим, что договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору.

В любом случае до подписания договора с автором издательству необходимо выяснить у него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использование произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также наличие любых договоров на это произведение, если таковые существуют.

Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками.

Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, которые и представляют интересы автора. В этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор.

До 3 августа 1992 года на территории России действовали типовые издательские договоры, утвержденные приказом Председателя Госкомиздата СССР 24 февраля 1975 года. Договоры были универсальными, т.к. регулировали вопросы издания любых произведений. Они имели силу подзаконных актов.

С введением в действие с 3 августа 1992 года Основ гражданского законодательства СССР и республик (раздел IV «Авторское право»), а затем через год — нового Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», положение коренным образом изменилось. Теперь участники издательского договора стали практически свободны в выборе условий договора, в том числе в определении размера вознаграждения за издание произведений.

В настоящее время в соответствии со статьей 31 Закона для признания сделки на передачу авторских прав необходимо отразить наличие только двух существенных условий, указать:

§ какие права передаются издателю: исключительные либо неисключительные на воспроизведение (издание) и распространение экземпляров произведения путем продажи или иным образом;

§ размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за использование произведения.

При этом размер вознаграждения может быть определен либо в виде роялти — процента от дохода, полученного издателем от реализации книг (если тираж издаваемого произведения в договоре не определен), либо в виде фиксированной суммы платежа, в том случае, если тираж в договоре определен.

В то же время, если в издательском договоре указан пункт о том, что за издание книги неограниченным тиражом издатель выплачивает автору фиксированную сумму, то такое условие в судебном порядке может быть признано недействительным. А признание судом недействительным одного из существенных условий издательского договора может аннулировать сделку в целом.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, но уже существующие в какой-либо объективной форме:

§ письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

§ устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

§ звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);

§ изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, или фотокадр и т. д.);

§ объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Авторское право распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные его части, то есть на те части произведения, которые сами являются оригинальными.

В соответствии с законом, объектами авторского права являются:

§ литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

§ драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

§ хореографические произведения и пантомимы;

§ музыкальные произведения с текстом или без текста;

§ аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

§ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

§ произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

§ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

§ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

§ географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

К объектам авторского права также относятся:

§ производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

§ сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Субъектом авторского права является автор. Если же произведение создано совместным трудом нескольких человек, то они являются соавторами. В этом случае авторское право принадлежит им совместно на произведение в целом.

Взаимоотношения между соавторами определяются, как правило, соглашением между ними.

Авторское право относит к субъектам и носителям производных прав, каковыми являются наследники и правопреемники автора. Субъектами авторского права являются и лицензиаты, то есть лица, получившие лицензию на право использования произведения в определенных пределах.

Особо закон оговаривает авторское право на служебные произведения, то есть на произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. В этом случае оно принадлежит автору служебного произведения. Однако исключительные права на использование такого произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если договор между ними не предусматривает иное.

Авторские права закон делит на неимущественные и имущественные. В отношении произведения, которое он создал, автору принадлежат следующие неимущественные права:

§ право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

§ право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

§ право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественным правом автора является право на использование произведения, включающее права:

§ воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

§ распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

§ импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

§ публично показывать произведение (право на публичный показ);

§ публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

§ сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

§ переводить произведение (право на перевод);

§ переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Если автор разрешил использовать свое произведение другому физическому или юридическому лицу, он имеет право на получение от него авторского вознаграждения за разрешение на использование и за само использование произведения. В этом случае это есть реализация его имущественных прав.

Главное же содержание авторского права заключается в том, что исключительные права на произведение, как имущественные на его использование, так и неимущественные, принадлежат автору.

Авторским договором называется соглашение между автором (авторами) произведения науки, литературы, искусства, охраняемого авторским правом, и пользователем (юридическим или физическим лицом), в соответствии с которым автор (авторы) передает пользователю свои имущественные права, связанные с произведением.

Договор может предусматривать передачу имущественных прав полностью или частично, на определенный срок, с распространением его действия на определенную территорию.

Авторское право предусматривает два основных типа авторского договора:

§ авторский договор на передачу исключительных прав, разрешающий использование произведения определенным способом и в установленных пределах только лицу, которому эти права передаются;

§ авторский договор на передачу неисключительных прав, разрешающий использование произведения и другим лицам, в том числе самому обладателю исключительных прав, заключившему авторский договор.

Авторский договор заключается в письменной форме и, по желанию сторон, может быть заверен нотариально. Договор может быть изменен, прекращен или расторгнут также только письменно.

В каждом отдельном случае издатель и автор выбирают и согласуют оригинальный текст авторского договора.

Другие статьи:  Большой трудовой стаж льготы

Следует отметить, что авторский договор не обязательно представляет собой единый документ. Он может включать и различного рода дополнительные соглашения.

Авторское право предусматривает возможность заключения еще одного вида договора — авторского договора заказа. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Особенность авторского договора заказа состоит в том, что заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

В соответствии с законом, авторский договор должен предусматривать следующие обязательные положения:

§ способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

§ срок и территорию, на которые передается право;

§ размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

Правами, которые передаются по договору, не могут быть права на произведение, еще не существующее и которое автор может создать в будущем. Права на использование произведения, прямо не переданные по договору, считаются не переданными. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

При отсутствии в тексте авторского договора указания срока, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. По истечении срока действия договора все права возвращаются автору и издательство не вправе тиражировать договорное произведение. Однако договор должен предусматривать возможность реализации экземпляров тиража, изготовленного в соответствии с договором.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории распространения произведения, оно может распространяться только на территории Российской Федерации. То же самое можно сказать о переводе произведения на другие языки.

Вознаграждение автору определяется в авторском договоре.

Согласно пункту 7 статьи 31 Закона об авторском праве, условия авторского договора, противоречащие Закону, являются недействительными.

В соответствии со статьей 34 Закона об авторском праве любые нарушения обязательств, зафиксированных в авторском договоре, влекут за собой ответственность. Кроме того, ответственность за нарушение обязательств предусмотрена и в главе 25 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нарушения положений авторского договора может быть как со стороны издательства, так и со стороны автора.

Среди возможных нарушений авторского договора со стороны издательства отметим следующие:

§ невыпуск произведения в свет;

§ просрочка в выплате авторского гонорара;

Возможны и иные нарушения. Если они не могут быть отрегулированы сторонами в ходе переговоров, решение по ним принимаются в ходе судебного разбирательства.

Нарушения со стороны автора могут быть следующими:

§ непредставление произведения издательству;

§ передача автором права на произведение третьим лицам.

Иски по поводу нарушения авторских прав рассматриваются в арбитражных судах.

Примерная форма издательского лицензионного договора (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Внимание! Примерная форма приведена в соответствие с ГК РФ в редакции Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ.

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями глав 69, 70 ГК РФ.

Издательский лицензионный договор

г. [ место заключения договора ]

[ число, месяц, год ]

[ Ф. И. О. автора или иного правообладателя ], именуемый в дальнейшем «Лицензиар», с одной стороны и

[ полное наименование издателя ], именуемое в дальнейшем «Издатель», в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ Устава, положения, доверенности ], с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Лицензиар предоставляет Издателю право использования произведения в установленных настоящим договором пределах, а Издатель обязуется уплатить Лицензиару обусловленное вознаграждение.

1.2. Объектом по настоящему договору является [ описать литературное или музыкальное произведение, рисунок, графику или другую изобразительную продукцию ].

1.3. Лицензиар предоставляет Издателю право на использование произведения следующими способами:

— воспроизведение произведения в [ количество ] экземпляров;

— распространение экземпляров произведения.

1.4. Территория, на которой допускается использование произведения, — [ вписать нужное ].

1.5. Лицензиар гарантирует наличие у него предоставляемых по настоящему договору исключительных прав на произведение.

1.6. Права использования произведения предоставляются Издателю [ с сохранением/без сохранения ] за Лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

Примечание. Лицензиар не вправе сам использовать произведение в тех пределах, в которых право использования произведения предоставлено Издателю по договору на условиях исключительной лицензии, если этим договором не предусмотрено иное.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Лицензиар обязуется предоставить Издателю произведение на [ вписать нужное ] носителе не позднее [ число, месяц, год ] по акту приема-передачи.

2.2. Издатель обязан приступить к использованию произведения не позднее [ число, месяц, год ].

2.3. Издатель может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены настоящим лицензионным договором.

2.4. Издатель обязан представлять Лицензиару отчеты об использовании произведения в письменной форме [ сроки, периодичность ].

2.5. В течение срока действия настоящего договора Лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление Издателем предоставленного ему права использования произведения в установленных настоящим договором пределах.

2.6. В течение срока действия настоящего договора Лицензиар не имеет права публично сделать заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать произведение [ это условие предусматривается, если Издателю предоставляется исключительная лицензия на использование произведения ].

В случае если в течение срока действия настоящего договора Лицензиар публично сделает заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать произведение, действие настоящего договора прекращается [ это условие предусматривается, если Издателю предоставляется неисключительная лицензия на использование произведения ].

3.1. За использование произведения Лицензиат выплачивает Лицензиару вознаграждение в виде [ фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода/выручки, в иной форме ] в размере [ вписать нужное ] и в срок [ вписать нужное ].

4. Срок действия договора

4.1. Срок действия настоящего договора составляет [ значение ] год/лет.

4.2. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается.

5. Ответственность по договору

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. За использование произведения способом, не предусмотренным настоящим договором, либо по прекращении действия договора, либо иным образом за пределами прав, предоставленных договором, Издатель несет ответственность за нарушение исключительного права на произведение, предусмотренную Гражданским кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

5.3. При существенном нарушении Издателем обязанности уплатить Лицензиару в установленный договором срок вознаграждение за предоставление права использования произведения, Лицензиар может в одностороннем порядке отказаться от настоящего договора и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

В этом случае договор прекращается по истечении тридцатидневного срока с момента получения уведомления об отказе от договора, если в этот срок Издатель не исполнил обязанность выплатить вознаграждение.

5.4. При нарушении срока начала использования произведения Лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения Издателю причиненных таким отказом убытков.

В этом случае Лицензиар вправе требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного настоящим договором, в полном размере.

5.5. Лицензиар, публично сделавший в течение срока действия настоящего договора заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать произведение, должен возместить убытки, причиненные Издателю.

5.6. Стороны освобождаются от ответственности в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по настоящему договору будет связано с обстоятельствами, не зависящими от их воли: природных явлений (землетрясений, наводнений, эпидемий), действий государственных органов, актов террора, войн и т. д.

5.7. Сторона обязана незамедлительно после наступления указанных в п. 5.6 настоящего договора обстоятельств уведомить другую Сторону о невозможности исполнения договора и подтвердить документально факт наступления указанных обстоятельств.

Неисполнение условий настоящего пункта влечет для Сторон обязанность по возмещению убытков, связанных с неисполнением условий настоящего договора.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящий договор составлен и подписан в двух экземплярах — по одному для каждой из Сторон.

6.2. Изменения и дополнения к договору совершаются в письменной форме и подписываются Сторонами.

6.3. Все дополнительные соглашения прилагаются к настоящему договору и являются его неотъемлемой частью.

6.4. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между Сторонами.

6.5. В случае если Стороны не придут к соглашению, споры разрешаются в [ наименование суда ].

6.6. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми настоящий договор связывает гражданско-правовые последствия для Сторон, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения Стороне или ее представителю.

6.7. Юридически значимые сообщения подлежат передаче путем [ вписать нужное — почтовой, факсимильной, электронной связи ].

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило Стороне, которой оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от нее, не было ей вручено или Сторона не ознакомилась с ним.

6.8. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.