Государственная собственность на средства производства относится к

Государственная собственность на средства производства относится к

Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.?

Рыночная экономика основана на принципах: предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночное ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.); ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. присвоения прибавочной стоимости.

Командная экономика — это система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления. Командная экономика стоит на трех «китах»: централи­зованное планирование производства, централизованное сна­бжение ресурсами и централизованное ценообразование.

Государственная собственность на средства производства относится к

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

2.1. Экономическая система. Типы экономических систем

Экономическая система — это организация экономической жизни общества, основанная на определенной структуре взаимосвязей между экономическими агентами.

Тип экономической системы зависит от преобладающих в обществе экономических целей, форм собственности и методов решения экономических проблем.

Как отмечают в «Экономикс» К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю «. индустриально развитые страны мира в основном различаются по двум признакам: 1) по форме собственности на средства производства; 2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность» (Кемпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. М.:1992. — С.47). Выделяют два способа координации экономических выборов: стихийный и иерархический. Стихийный способ предполагает, что каждая фирма и домохозяйство самостоятельно решают что, как и для кого производить. Иерархический порядок выделяет такого экономического субъекта, который отвечает на фундаментальные вопросы экономики единолично за всех остальных экономических агентов.

Экономисты выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Каждая система по своему отвечает на фундаментальные вопросы экономики, о которых говорилось в параграфе 1.3.

Традиционная экономика — эта экономическая система основана на соблюдении исторически сложившихся обычаев, канонов религии, традиций, которые определяют технологию и средства производства, обмен, распределение и потребление экономических благ. Роль экономических агентов в экономической системе во многом определяется наследственностью и преемственностью экономических отношений, а также и делением общества на сословия. Экономические проблемы — что производить, как производить и для кого производить — определяются в основном сложившимися веками традициями. Обычаи определяют порядок распределения, обмена и потребления ресурсов и продуктов. Внедрение новых техники и технологии осуществляется очень медленно, так как вступает в противоречие с обычаями и традициями, угрожает их сохранению, а значит стабильности существующего общественного устройства. В настоящее время данная экономическая система функционирует с элементами рыночной экономики в приблизительно 140 странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Основными чертами традиционной системы являются (Баликоев В.З., Ковалев В.А., Семенихина В.А. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. Новосибирский университет НГАС. Новосибирск, 1993. — С. 37):

1. Преобладание частной формы собственности.

2. Производство, распределение и обмен основываются на обычаях, традициях и культовых обрядах. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

3. Экономическую роль домашних хозяйств определяют наследственность и кастовость.

4. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Вследствие этого темпы экономического роста незначительны. Причем, темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства.

5. Неграмотность населения, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда.

6. Огромный внешний долг государства, который трудно ликвидировать.

7. Большая роль государства и силовых структур (армии, полиции) в экономике и политике этих стран.

Рыночная экономика это экономическая система основная на стихийной координации экономических выборов. Для этого типа экономической системы характерно свободное предпринимательство, ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, преобладание частной собственности. На фундаментальные вопросы экономики рыночная система отвечает следующим образом. Фирмы производят те товары и услуги, которые пользуются спросом. Товары производятся при помощи такой технологии, которая способна минимизировать издержки. Товары и услуги производятся теми экономическими агентами, которые обладают преимуществами в производстве данного товара. Под преимуществами понимается возможность минимизации затрат. И, наконец, товары производятся для тех, кто обладает достаточными доходами. Люди, не имеющие доходов, оказываются вне процесса потребления благ. В рыночной экономике существует частная форма собственности на ресурсы и конечные товары и услуги.

В рыночной экономике государство не вмешивается в экономические отношения и не влияет на поведение агентов по поводу производства, распределения и потребления благ. Более подробно рыночный механизм рассмотрен в главе —.

Командная экономика — э кономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 2.1.

Характеристика рыночной и командной экономических

Государственная собственность на средства производства относится к

27 декабря На нашем сайте размещен курс русского языка Людмилы Великовой.

20 декабря Бесплатный курс ЕГЭ по математике Д. Д. Гущина Описание Перейти

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Установите со­от­вет­ствие между не­об­хо­ди­мы­ми усло­ви­я­ми функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ских си­стем и их типами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) государственная соб­ствен­ность на сред­ства производства

Б) сво­бод­ное ценообразование

B) контроль го­су­дар­ства за про­из­вод­ством и распределением

Г) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность производителей

Д) кон­ку­рен­ция производителей

1) командная (плановая)

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Экономическая система — принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Типы эко­но­ми­че­ских систем:

Традиционная. От­ве­ты на во­про­сы дают тра­ди­ции и обычаи. Опи­ра­ет­ся на хо­зяй­ствен­ный опыт. Профессия, на­вы­ки передаются из по­ко­ле­ния в поколение. Гос­под­ству­ет натуральное хозяйство. От­ста­лые технологии. Ши­ро­кое распространение руч­но­го труда. Мно­го­уклад­ность экономики.

Командно-административная. От­ве­ты на во­про­сы даёт государство. Цен­тра­ли­зо­ван­ное планирование, распределение, ценообразование. Ди­рек­тив­ные методы управления. От­сут­ствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.

Рыночная. От­ве­ты на во­про­сы дают по­тре­би­те­ли и производители. Ин­ди­ви­ду­аль­ный интерес, выгода.

Смешанная. От­ве­ты на во­про­сы дают рынок и государство. Раз­но­об­ра­зие форм собственности. Го­су­дар­ство решает со­ци­аль­ные проблемы. Пра­во­вая защита по­тре­би­те­лей и производителей.

A) государственная соб­ствен­ность на сред­ства производства — командная (плановая).

Б) сво­бод­ное ценообразование — рыночная.

B) контроль го­су­дар­ства за про­из­вод­ством и распределением — командная (плановая).

Г) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность производителей — рыночная.

Д) кон­ку­рен­ция производителей — рыночная.

Государственная собственность на средства производства относится к

Надо также подчеркнуть, что задачей управления является не только воздействовать на человека так, чтобы он соответствовал требованиям техники и технологии производства, но изменить техническую базу производства так, чтобы она не служила источником человеческих проблем. Например, японские фирмы первыми начали отказываться от конвейерных линий, на которых не хотела трудиться молодежь. Они же в последнее время все чаще задумываются над учетом возможной реакции работников уже в процессе создания, конструирования новых средств производства. [c.113]

Другие статьи:  Ходатайство образец на удо

Согласно статье 10 Конституции (Основного Закона) СССР основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. [c.3]

Статья 11 Конституции СССР устанавливает, что государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса. Средства производства в промышленности, в том числе в системе транспорта и хранения нефти и газа, принадлежат государству. [c.3]

Общественная собственность на средства производства при социализме обусловливает возможность и необходимость планомерного и пропорционального развития производства. [c.5]

Социалистическое государственное предприятие представляет первичную структурную ячейку производительных сил общества. Этим, однако, роль предприятия не исчерпывается. Оно выступает в качестве конкретной формы соединения рабочей силы производственного коллектива и средств производства, принадлежащих государству, т. е. всему народу. Через посредство предприятия общество присваивает основную часть произведенных материальных благ. Реализуя готовую продукцию и закупая сырье, предприятие вступает в экономические отношения обмена с другими предприятиями выплачивая заработную плату и внося платежи в бюджет, оно вступает в распределительные отношения с отдельными работниками и государством. Следовательно, государственное предприятие является важным звеном в системе производственных отношений социализма. Наконец, предприятие представляет хозяйственный орган, возглавляемый назначенной государством администрацией, и рассматривается как первичное (основное) звено управления общественным производством. [c.11]

Указанные черты социалистического производственного предприятия обусловлены господствующей в СССР формой общественной, социалистической собственности на орудия и средства производства, отсутствием эксплуатации человека человеком, социально-политическим единством общества. Эти же условия, вытекающие из природы социалистического общественного производства, определяют и следующие особенности организации социалистического производственного предприятия [c.13]

В условиях социализма благодаря общественной собственности на средства производства народное ч хозяйство страны составляет единое целое. Общественная собственность объединяет работников в производственные коллективы, ликвидирует конкурентную борьбу и классовый антагонизм. Возникает объективная экономическая необходимость и возможность планомерной организации всего хозяйства. Организующей силой производства становится общество, его сознательная деятельность, направляемая Коммунистической партией и социалистическим государством. [c.18]

Потребность в пропорциональном развитии хозяйства существует, конечно, и в капиталистическом обществе. Однако при капитализме частная собственность на средства производства, противоречивость интересов владельцев предприятий, крупных монополистических объединений, стремление каждого из них к максимальной прибыли не позволяют вести экономику планомерно. Расширяя или сокращая производство той или иной продукции, капиталистические предприятия (фирмы, монополия) могут ориентироваться лишь на рынок, на колебание цен и курсов акций. Иными словами, экономика капитализма развивается стихийно, анархично. Ей присущи периодические кризисы, спады производства, безработица, неполное использование производственных мощностей. Естественно, что в таких [c.18]

При социализме коренным образом изменился характер труда. Общественная собственность на средства производства обусловливает характер производственных отношений, определяет коммунистическое отношение к труду. [c.19]

Только при социализме создаются условия для подлинной гармонии интересов производителей и собственников средств производства, поскольку в социалистическом обществе средства производства принадлежат самим трудящимся. [c.19]

Отсутствие эксплуататорских классов при социализме обеспечивает полное совпадение интересов трудящихся с государственными. В этом отношении управление предприятиями при социализме в корне противоположно управлению производством в капиталистическом обществе. При капитализме управление производством базируется на частной собственности на средства производства и целиком подчинено интересам капиталиста. Оно классово враждебно трудящимся и направлено на жестокую эксплуатацию их. [c.20]

Кроме основного производственного процесса на предприятиях транспорта и хранения газа, нефти и нефтепродуктов выполняется значительный объем вспомогательных процессов, цель которых — создание нормальных условий для основного процесса. К вспомогательным процессам относится содержание и ремонт средств производства, обеспечение энергией, водой, — [c.32]

В условиях социализма благодаря общественной собственности на средства производства народное хозяйство составляет единое целое. Общественная собственность объединяет работников в производственные коллективы, ликвидирует конкурентную борьбу и классовый антагонизм. Возникает объективная экономическая необходимость и возможность планомерной организации всего хозяйства. Организующей силой производства становится общество, его сознательная деятельность, направляемая Коммунистической партией. Создание планомерно организованной экономики В. И. Ленин считал непременным условием строительства нового общества. Уже в марте 1918 г. он поставил задачу создать в стране . хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом,. .. . [c.128]

Потребность в пропорциональном развитии хозяйства существует, конечно, и в капиталистическом обществе. Однако при капитализме частная собственность на средства производства, противоречивость интересов владельцев предприятий, воротил крупных монополистических объединений, стремление каждого из них к максимальной прибыли не позволяют вести экономику планомерно. Расширяя или сокращая производство той или иной продукции, капиталистические фирмы могут ориентироваться лишь на рынок, на колебание цен и курсов акций. [c.128]

Социальное планирование осуществимо только в социалистическом обществе, где отсутствует анархия производства и конкуренция, а средства производства являются общественной собственностью. [c.215]

В производственной деятельности предприятий транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа участвуют магистральные трубопроводы, НПС, КС, ГРС, нефтебазы, АЗС, средства связи и др. Часть стоимости основных фондов, соответствующая степени их износа в процессе работы, переносится на себестоимость транспортируемого (реализуемого) продукта в виде амортизационных отчислений. В процессе работы затрачиваются материалы, топливо, электроэнергия, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инвентарь, расходуются денежные средства на оплату труда и т. д. В результате получения выручки от реализации нефти, нефтепродуктов и газа у предприятия образуются денежные ресурсы, позволяющие возобновить израсходованные средства производства, выплатить заработную плату рабочим и служащим и выполнить остальные финансовые обязательства. [c.279]

Основные источники образования средств производства хозрасчетного предприятия, объединения — выделяемые государством в их распоряжение имущественные и материальные ценности, необходимые для обеспечения нормальной производствен- [c.281]

При социализме трудящиеся сообща владеют средствами производства. В конечном счете трудящиеся одновременно и управляющие и управляемые. До социалистической революции [c.300]

Однако основные цели и задачи управления зависят от экономических и политических основ, действующих в той или иной общественной формации. Несмотря на то что буржуазия в капиталистическом обществе предпринимает широкие поиски новых форм и методов управления социально-экономическими процессами, она не в состоянии ликвидировать антагонизм между частной собственностью на средства производства и наемным трудом. [c.305]

Государство при социализме выступает не только как носитель политической власти, но и как собственник средств производства. Поэтому для регулирования планово-организа- [c.309]

Постоянный капитал (стоимость средств производства) здания, сооружения, оборудование. Величина его в процессе производства не меняется. 2. Переменный капитал (авансированный на покупку рабочей силы). В процессе производства он изменяется, так как создается прибавочная стоимость. 3. Основной капитал — переносится на продукт частями по мере снашивания (основные фонды). 4. Оборотный капитал — переносится на продукт целиком. [c.110]

Механизм, с помощью которого рынок осуществляет воздействие на экономические процессы, происходящие в обществе реализацию общественного продукта, движение цен, инвестиций, средств производства, рабочей силы и т.д. [c.177]

Основой капиталистического способа производства является частная собственность на средства производства, что обусловливает отношения эксплуатации и определяет цель капиталистического производства возможно большое производство прибавочной стоимости и, следовательно, возможно большая эксплуатация рабочей силы капиталистом . Организация производства и управление в условиях капитализма направлены на обеспечение достижения этой цели, т. е. служат орудием эксплуатации, выполняя функцию эксплуатации рабочих. [c.9]

Всем социалистическим государственным производственным предприятиям присущи общие принципиальные черты, социально-экономические особенности экономической основой их является государственная (общенародная) собственность на средства производства, исключающая возможность эксплуатации и определяющая планомерность развития производства, социалистическую организацию труда и коммунистическое отношение к труду, общность целей — удовлетворение потребностей народа, коллективную и личную заинтересованность работников в наилучших конечных результатах производственно-хозяйственной деятельности. [c.13]

Создавая промышленные предприятия специально для производства какой-либо промышленной продукции, государство обеспечивает возможность осуществления ими цели производства и выполнения всех функций и задач. Для этого оно передает в пользование коллективам предприятий объекты общенародной собственности, т. с. часть государственного имущества (фондов). Но такая передача не превращает коллективы предприятия в собственников этих средств производства и выпускаемой продукции. Производство осуществляется в интересах всего общества, и продукт присваивается всем обществом. [c.13]

Организационное единство предприятия представляет собой организационную связанность его частей, что характеризуется наличием единого коллектива работников, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с государственным планом, и единого органа управления в лице администрации, общим обслуживанием предприятия, наделением его правами юридического лица. Выпускаемая предприятием продукция представляет собой результат деятельности коллектива, итог совместных -усилий работников, использующих определенный комплекс средств производства. [c.14]

Таким образом, под социалистическим государственным промышленным предприятием, являющимся основным (первичным) звеном плановой системы хозяйства, следует понимать организационно и экономически обособленную самостоятельную государственную производственно-хозяйственную организацию, представляющую собой коллектив свободных от эксплуатации работников, использующих государственные средства производства в целях изготовления предусмотренной планом промышленной продукции, необходимой народному хозяйству. [c.16]

Под производственным процессом следует понимать процесс, посредством которого люди, связанные определенными производственными отношениями, используя средства производства, создают материальные блага, необходимые для существования и развития общества. [c.23]

Другие статьи:  Дарственная на квартиру между близкими родственниками налог

Как известно, материально-техническое снабжение и сбыт в масштабе народного хозяйства представляют собой две стороны единого процесса товарного обращения средств производства. Поэтому некоторые виды хозяйственных договоров могут быть лишь условно отнесены к снабжению или сбыту. Они могут служить одновременно для одного хозяйственного органа правовой формой материально-технического обеспечения, для другого — формой сбыта, реализации продукции. [c.220]

Организационная структура отдела материально-технического снабжения зависит от типа химического производства, его масштабов, номенклатуры потребляемых сырья и материалов, степени кооперирования с поставщиками и форм снабжения предприятия средствами производства. [c.221]

Основами этого принципа являются, с одной стороны, определяющая роль общенародной социалистической собственности на средства производства и общественный экономический интерес, а с другой,— обособленность предприятий как товаропроизводителей. [c.343]

Характер управления и его организационные формы в условиях социалистического хозяйства коренным образом отличаются от управления капиталистическим производством. Советское государство, выполняя свою хозяйственно-организационную функцию, осуществляет плановое руководство промышленностью в масштабе всей страны. В условиях же частнокапиталистической собственности на средства производства государственное плановое руководство развитием экономики невозможно. [c.30]

Необходимость планового развития народного хозяйства непосредственно вытекает из действия объективных экономических законов социализма и в первую очередь закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. В результате утверждения общественной собственности на средства производства плановое руководство развитием народного хозяйства стало объективной необходимостью. [c.93]

Материально-техническую базу социалистического производства, важнейшую часть его производительных сил, составляют средства производства, которые в зависимости от характера участия в производственном процессе делятся на средства труда и предметы труда. [c.152]

Средства труда (машины, оборудование, производственные здания, сооружения, силовые установки и т. д.) — наиболее дорогостоящая часть средств производства, обслуживают большое число производственных циклов, сохраняя при этом свою первоначальную вещественную форму, и, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимость частями на создаваемую продукцию. ч [c.152]

Значение общественной собственности для экономической системы зафиксировано в статье 10 Конституции СССР, которая говорит, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. [c.153]

Численный рост и качественное улучшение средств труда на основе непрерывного научно-технического прогресса — решающая предпосылка неуклонного роста производительности общественного труда. Чем выше производительность общественного труда, тем выше благосостояние советских людей. В течение 1940—1975 гг. рост основных фондов опережал рост численности рабочих и служащих в 3 раза, а рост производственных основных фондов промышленности— в 5,44 раза. Производство средств производства за этот период возросло более, чем в 23 раза. Это и ряд других факторов вызвали рост производительности общественного труда в 8,93 раза, [c.153]

Скорость оборачиваемости оборотных средств различна не только по отраслям промышленности, но и по предприятиям одной и той же отрасли. Она зависит от многообразных факторов и, в первую очередь, от особенностей технологического процесса, общего уровня производственной деятельности предприятия, его местоположения, организации снабжения средствами производства и сбыта готовой продукции, вида транспорта, используемого для доставки материальных ценностей, организации денежных расчетов между поставщиками и покупателями и т. д. [c.192]

Сформулировав закон повышающейся производительности труда, К. Маркс дал очень четкое определение факторов, под влиянием которых формируется этот показатель Производительная сила труда определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее технологического применения, общественной комбинацией производственного процесса, размерами и эффективностью средств производства природными условиями . [c.209]

Затраты промышленного предприятия в денежной форме на производство и реализацию продукции называются себестоимостью продукции. Себестоимость продукции — качественный, обобщающий показатель, в нем отражаются практически все стороны производственно-хозяйственной деятельности уровень производительности труда, степень использования производственной мощности, использование техники, технологии, материальных и трудовых ресурсов, уровень организации производства, материально-технического снабжения и сбыта продукции и др. Снижение себестоимости продукции имеет большое народнохозяйственное значение, так как оно является основным источником внутрипромышленных накоплений, это — чистая экономия, полученная в результате лучшего использования потребленных средств производства, рабочей силы и услуг. (Снижение себестоимости продукции народного хозяйства только на 1% экономит более 3 млрд. руб.) [c.224]

Деятельность предприятия основана на общественной собственности на средства производства и коллективном труде и определяется Законом СССР О государственном предприятии (объединении) . Законом закреплено ведущее положение предприятия в современной хозяйственной системе, установлены экономические и правовые основы хозяйственной деятельности государственного предприятия. Деятельность предприятия организуется на основе государственного плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента реализации политики КПСС и Советского государства. Руководствуясь контрольными цифрами, государственными заказами, долговременными экономическими нормативами и заказами потребителей, предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает свои планы, заключает хозяйственные договоры о сбыте продукции, поставке необходимых материально-технических средств, выполнении различных видов работ. [c.11]

Вся промышленность СССР по экономическому назначению производимой продукции делится на две большие группы тяжелая промышленность — производство средств производства и легкая промышленность — производство предметов потребления. Поскольку на практике в большинстве случаев отрасли промышленности и отдельные предприятия производят одновременно продукцию как одного, так и другого назначения, то относят их к первой или второй группе по признаку преобладающей продукции. Например, некоторые продукты, производимые нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью, идут в индивидуальное потребление населения. Но поскольку подавляющая часть продукции этой отрасли используется для производственного потребления, то она относится к тяжелой промышленности. Такие отрасли, как текстильная, швейная, кожевен-но-меховая, обувная и другие отрасли промышленности, в основном производящие предметы потребления, относятся к легкой промышленности, хотя некотцрая часть их продукции идет в производственное потребление. [c.3]

В. И. Ленин указывал, что изготовление средств производства необходимо связывать с изготовлением предметов потребления, так как аредства производства изготовляются ради того, что все больше средств производства требуется в отраслях промышленности, изготовляющих предметы потребления. [c.4]

Смотреть страницы где упоминается термин Средства производства

Смотреть главы в:

Экономика, организация и планирование производства в химической промышленности (1986) — [ c.15 ]

Формы собственности на средства производства и классовая структура общества в Китайской Народной Республике.

Формы собственности на средства производства и классовая структура общества в Китайской Народной Республике.

В результате революционных аграрных преобразований и социалистической национализации крупной промышленности и банков в экономике Китая произошли коренные изменения. На смену крупной капиталистической собственности компрадорской буржуазии и иностранных монополистов пришла социалистическая всенародная собственность, а на смену феодально-помещичьей собственности— частная собственность крестьян.

В настоящее время в Китайской Народной Республике имеются следующие формы собственности на средства производства: государственная, то есть общенародная, собственность; кооперативная собственность; мелкая частная собственность тружеников-единоличников — крестьян и ремесленников; капиталистическая собственность.

Государственная, общенародная собственность является социалистической. Она охватывает предприятия, находившиеся ранее в собственности монополистического капитала и иностранных капиталистов, национализированные народно-демократической властью, а также предприятия, вновь созданные государством после победы революции: фабрики и заводы, шахты и электростанции, железные дороги и другие виды транспорта, средства связи и т. д.

Недра земли, воды, а также определённые законом как государственные лесные массивы, целинные земли и прочие природные ресурсы также являются государственной собственностью и принадлежат всему народу. В области сельского хозяйства государственной собственностью являются организуемые государством машинно-тракторные, прокатные и агротехнические станции и государственные сельскохозяйственные предприятия — госхозы. В сфере обращения государству принадлежат торговые предприятия, играющие решающую роль в оптовой торговле. В руках государства находится почти вся внешняя торговля и почти всё банковое дело.

В 1952 г. в руках государства уже было сосредоточено 80% тяжёлой промышленности и около 50% лёгкой промышленности (не включая ремесленное производство). Доля социалистического уклада в промышленности и в торговле возрастает быстрыми темпами. В 1949 г. государственные предприятия производили 43,8% всей промышленной продукции страны, а в 1952 г.—67,3%. Доля оптовой и розничной государственной и кооперативной торговли в 1950 г. составляла 44,4% всего внутреннего торгового оборота, а в 1952 г.—02,9%.

Государство контролирует всю внешнюю торговлю, непосредственно сосредоточивает в своих руках около 90% всех импортных и экспортных операций, включая всю торговлю с СССР и странами народной демократии. Государственный народный банк имеет монопольное право эмиссии и контролирует свыше 90% всех вкладов и ссуд.

В 1950 г. впервые в истории Китая был составлен единый государственный бюджет, обладавший реальной базой. С 1951 г. бюджет выполняется с превышением доходов над расходами. Около 60% средств бюджета в 1953—1954 гг. направлялось на народнохозяйственное и культурное строительство.

Государственная, общенародная собственность на средства производства составляет основу социалистических производственных отношений в промышленности. Государственное хозяйство является ведущей силой всего народного хозяйства и материальной основой для проведения народно-демократическим государством социалистических преобразований.

На базе общенародной социалистической собственности на средства производства в государственном хозяйстве начал складываться и проявлять своё действие основной экономический закон социализма. Целью государственных социалистических предприятий является удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей трудящихся. Социалистическое промышленное производство вооружается передовой техникой. Но действие основного экономического закона социализма ещё сильно ограничено, так как в народном хозяйстве страны частнособственнические формы хозяйства являются преобладающими.

Другие статьи:  Договор с разными датами

В противовес закону конкуренции и анархии производства возникает и начинает действовать экономический закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства. Народное правительство Китая, опираясь на государственную социалистическую собственность на средства производства, осуществляет текущее и перспективное планирование народного хозяйства. Государственные предприятия всё более развиваются по плану, на них применяется хозяйственный расчёт и производится оплата рабочих и служащих в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда. Государство устанавливает цены на важнейшие продукты промышленного и сельскохозяйственного производства, регулирует денежное обращение и контролирует внешнюю торговлю. Тем самым государство оказывает регулирующее влияние и а другие, несоциалистические секторы народного хозяйства.

Кооперативная собственность охватывает снабженческо-сбытовую, кредитную, потребительскую кооперацию, производственные кооперативы и промысловые артели. В отличие от государственных предприятий, базирующихся на общенародной социалистической собственности, кооперативные предприятия составляют собственность отдельных коллективов и организаций. Наиболее развитые формы кооперативов носят социалистический характер.

Наряду с этим в кооперативный сектор входят такие простейшие виды кооперативов, которые являются лишь зародышами социалистических форм хозяйства. К этим кооперативам относятся, например, временные, сезонные группы трудовой взаимопомощи, в которых применяется коллективный труд крестьян для проведения некоторых работ на полях единоличных хозяйств. При этом сохраняется не только частная собственность на землю, но и на орудия сельскохозяйственного производства, а также на произведённую продукцию. По мере дальнейшего обобществления средств производства и труда эти простейшие формы кооперативов будут постепенно превращаться в крупные социалистические коллективные хозяйства.

Кооперация в сфере обращения представлена главным образом сельскими снабженческо-сбытовыми кооперативами, занимающимися снабжением своих членов товарами широкого потребления, сельскохозяйственными орудиями, удобрениями и закупкой у них продукции.

Снабженческо-сбытовая кооперация находится под руководящим воздействием государственной торговли и способствует усилению экономических связей мелкотоварной крестьянской экономики с государственной социалистической экономикой, укреплению плановости в деле снабжения крестьян промышленными товарами, а также в деле государственных закупок зерна, хлопка и другого сырья для промышленности. Кредитная кооперация связана с Государственным народным банком, который направляет её деятельность и оказывает ей помощь денежными средствами. Народно-демократическое государство всемерно помогает развитию производственной кооперации единоличных крестьян и ремесленников, способствуя постепенному переходу её от низших форм к высшим.

По состоянию на апрель 1954 г. во временных и постоянных группах взаимопомощи состояло более 50% всех крестьянских дворов. В стране имелось более 90 тысяч сельскохозяйственных производственных кооперативов, в которых состояло 1 660 тысяч крестьянских хозяйств. Ко времени выполнения первого пятилетнего плана (1957 г.) предполагается объединить в сельскохозяйственные производственные кооперативы 35% всех крестьянских хозяйств и около 40% всей обрабатываемой площади страны. В 1954 г. снабженческо-сбытовая кооперация объединяла 150 миллионов человек. Кредитная кооперация на селе представлена в виде сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В стране имеется в настоящее время 9 400 кредитных кооперативов, насчитывающих 6 миллионов членов.

Мелкая частная собственность на землю и другие средства производства, основанная на личном труде, охватывает многомиллионные массы крестьянских хозяйств и ремесленников. В результате революционных аграрных преобразований сильно увеличилась прослойка среднего крестьянства и значительно сократилось число бедняков и батраков, которые, получив землю, стали вести своё собственное хозяйство.

Значительная часть крестьян в отдалённых и малонаселённых районах Китая (Тибет, Синьцзян, Внутренняя Монголия) ведёт натуральное и полунатуральное (патриархальное) хозяйство в виде примитивного земледелия и кочевого скотоводства, удовлетворяющее личные нужды крестьян и весьма слабо связанное с обменом и рынком.

Мелкая частная собственность на средства производства представлена также ремесленным производством, особенно широко распространённым в деревне, мелкими торговыми заведениями в городах, мелкими мастерскими по бытовому обслуживанию населения и др.

Ввиду того, что Китай является аграрной страной со слаборазвитой промышленностью, мелкотоварное производство занимает преобладающее место в экономике.

В китайской деревне насчитывается свыше 100 миллионов мелких и мельчайших крестьянских хозяйств. В стране имеется около 30 миллионов ремесленников. Сельское хозяйство продолжает базироваться на распылённом и отсталом мелкокрестьянском производстве. Земля раздроблена на карликовые участки и обрабатывается ручным трудом крестьян или с помощью рабочего скота старыми, примитивными сельскохозяйственными орудиями. Большая часть промышленных товаров, потребляемых крестьянством, производится кустарями я ремесленниками.

Мелкотоварное крестьянское и ремесленное производство неизбежно порождают капиталистические элементы. В деревне происходит классовая дифференциация крестьянства на бедняков и кулаков. Но она в условиях народно-демократического государства носит ограниченный характер.

В мелкотоварном секторе регулирующую роль играет закон стоимости, проявляющий своё действие в стихийной форме. Закон стоимости оказывает существенное воздействие и на производство в государственных и кооперативных предприятиях. По мере укрепления государственной и кооперативной собственности и расширения действия закона планомерного развития государство всё более овладевает законом стоимости, деньгами, торговлей и превращает их в орудия социалистического строительства.

Народно-демократическое государство оказывает единоличным хозяйствам крестьян и ремесленников помощь в деле использования имеющихся у них производственных возможностей, вместе с тем оно всемерно поощряет их переход на социалистический путь развития через кооперацию на основе строгого соблюдения принципа добровольности.

Частная капиталистическая собственность на средства производства включает капиталистические промышленные предприятия в городе, кулацкие хозяйства в деревне, предприятия торгового капитала и занимает большое место в экономике Китая. К этой форме собственности относятся также многочисленные ремесленные мастерские с наёмной рабочей силой и мануфактуры, число которых довольно значительно.

В руках частного капитала в 1952 г. находилось 31% продукции крупной промышленности, пе менее половины всей лёгкой промышленности и 70% всего оборота розничной торговли. Что касается кулачества, то оно частично было экспроприировано в ходе гражданской войны и революционных аграрных преобразовании. В настоящее время удельный вес кулаков в китайской деревне составляет: в старых освобождённых районах — около 1%, а в районах, освобождённых позже,— от 2 до 4%.

Регулятором капиталистических хозяйств выступает закон стоимости. В капиталистических предприятиях продолжает действовать закон прибавочной стоимости.

Поскольку на современном этапе нет экономических предпосылок для замены капиталистического производства социалистическим, существует необходимость использования для подъёма хозяйства промышленных, кустарных и торговых предприятий, находящихся в руках частного капитала. Народное правительство Китая в целях увеличения промышленного и сельскохозяйственного производства в стране и развития товарооборота предоставляет частным предприятиям кредиты, даёт им заказы на производство определённых видов товаров, снабжает их сырьём и закупает у них готовую продукцию.

Вместе с тем проводится политика ограничения эксплуататорских тенденций капиталистов в городе и кулачества в деревне;

Буржуазия стремится к расширению и усилению эксплуатации рабочего класса и крестьянства, к взвинчиванию цен на товары первой необходимости в обход существующих законов народного правительства, к ослаблению контроля рабочего класса на частных предприятиях и т. д. Народное правительство пресекает деятельность капиталистов, дезорганизующую экономику, подрывающую государственные планы и тем самым наносящую вред государству и народу, усиливает свою регулирующую роль в отношении частнокапиталистических предприятий в интересах подъёма народного хозяйства в целом. Существенную роль в ограничении капиталистических элементов в городе и деревне играет налоговая политика народной власти.

Особое значение в экономике переходного периода Китая имеет государственный капитализм. Государственный капитализм представлен главным образом смешанными промышленными и торговыми предприятиями, банками, кредитными обществами, в которых участвуют государство и частный капитал. Эти предприятия работают под контролем государства. Около четверти прибыли государственно-капиталистических предприятий попадает в руки капиталистов, а остальная часть идёт в виде подоходного налога государству, на улучшение материально-бытового положения рабочих, на расширение оборудования предприятий. Доля государственно-капиталистических предприятий в продукции крупной промышленности составляла в 1952 г. 6%.

Народное правительство Китая поощряет переход частнокапиталистических предприятий к различным формам государственного капитализма с тем, чтобы в дальнейшем постепенно заменять капиталистическую собственность государственной, общенародной собственностью.

Таким образом, в современной экономике Китая существуют три основных экономических уклада: социалистический, мелкотоварный и капиталистический.

В соответствии с изменениями в экономике изменилась классовая структура общества. Основными классами в Китайской Народной Республике являются рабочий класс и крестьянство. Кроме того, имеется класс национальной буржуазии в городе и кулачества в деревне, а также многочисленный слой городской мелкой буржуазии.

Решающее значение для успеха социалистического строительства имеет укрепление союза рабочих и крестьян под руководством рабочего класса. В этом состоит основное условие вовлечения крестьянских масс в строительство социализма. Политика народной власти направлена на всемерное развитие экономической смычки государственной промышленности с крестьянским хозяйством и на кооперирование крестьянских хозяйств. Поскольку на современном этапе в Китае ещё не создана социалистическая индустрия, способная подвести под сельское хозяйство базу крупного машинного производства, производственная смычка города и деревни не получила ещё развития. Экономические связи между городом и деревней осуществляются главным образом в форме торговой смычки. Государство всемерно развивает государственную и кооперативную торговлю, вытесняя частный капитал из товарооборота. В целях обеспечения потребностей страны в продовольствии и преодоления стихийных капиталистических тенденций государство приступило с зимы 1952/53 г. к проведению плановых заготовок зерна.

Основным классовым противоречием в переходный период является противоречие между рабочим классом и трудящимися массами крестьянства, с одной стороны, буржуазией в городе и кулачеством в деревне — с другой. Социалистическое преобразование экономики Китая сопровождается острой классовой борьбой.