Единые требования к аттестации педагогических работников в ур

Единые требования к аттестации педагогических работников в ур

Единые требования к проведению процедуры аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в целях установления квалификационной категории (2014 год)

2015-16 учебный год

2016-17 учебный год

Методика оценки уровня квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационных категорий (вступает в силу с 15.09.2016)

О предоставлении государственной услуги по аттестации педагогических работников в 2017 году (приказ МОиН УР от 19.12.2016 № 1069)

Об утверждении составов аттестационных комиссий (высшая категория) — приказ МОиН УР от 14.12.2016 № 1-с

Об утверждении составов аттестационных комиссий (первая категория) — приказ МОиН УР от 14.12.2016 № 2-с (приложение)

2017-18 учебный год

О внесении изменений в приказ Министерства образовании и науки Удмуртской Республики от 14 декабря 2016 года № 2-с (приказ от 05.06.2017 № 1-с)

Приказ МОиН УР от 15.12.2017 №01/02-03-01 «О предоставлении государственной услуги по аттестации педагогических работников в 2018 году»

Приказ МОиН УР от 19.12.2017 №7с «О составе аттестационной комиссии. на высшую категорию. «

Приказ МОиН УР от 19.12.2017 №8с «О составе аттестационной комиссии. на первую категорию. «

УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от «06» мая

1 УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от «06» мая Методика оценки уровня квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационных категорий

2 2 Должности педагогических работников, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. 678 (поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций) Воспитатель Инструктор-методист Инструктор по труду Инструктор по физической культуре Концертмейстер Логопед Мастер производственного обучения Методист Музыкальный руководитель Педагог дополнительного образования Педагог-библиотекарь Педагог-организатор Педагог-психолог Преподаватель Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Руководитель физического воспитания Социальный педагог Старший вожатый Старший воспитатель Старший инструктор-методист Старший методист Старший педагог дополнительного образования Старший тренер-преподаватель Тренер-преподаватель Тьютор Учитель Учитель-дефектолог Учитель-логопед

3 3 Методика оценки уровня квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационных категорий (далее Методика) составлена в целях обеспечения единого подхода к аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Удмуртской Республики, на основе следующих документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации» (статья 49); Федерального закона от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года 276 «Об установлении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Порядок аттестации педагогических работников); Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; Инструктивного письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников» (в части, касающейся аттестации на квалификационные категории); Положения о Министерстве образования и науки Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16 мая 2005 года 83; Отраслевого соглашения между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и Удмуртской Республиканской организацией Профсоюза

4 4 работников народного образования и науки Российской Федерации на г.г.; Приказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики от г /02 «Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Данная Методика предназначена для использования аттестационными комиссиями Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее Аттестационные комиссии) и экспертными группами при Аттестационных комиссиях при проведении экспертизы в целях установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, методическими объединениями педагогических работников, методическими службами муниципального и регионального уровня. Методика может использоваться в работе органов управления образованием, организаций дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования при организации работы с педагогическими кадрами, а также является руководством для работы экспертных групп Аттестационных комиссий и Аттестационных комиссий при аттестации педагогических работников. В Методике используется компетентностный подход к оценке профессиональной деятельности педагогов с учетом описанных трудовых действий, необходимых знаний и умений. Квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: 1. Компетентность в области личностных качеств. 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

5 5 5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 6. Компетентность в организации педагогической деятельности. Процедура оценки уровня квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационных категорий (далее экспертная оценка педагогической деятельности) может осуществляться по одному из трех вариантов (по выбору аттестующегося педагога и при наличии оснований): I вариант. Проведение экспертизы уровня квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, экспертными группами при Аттестационных комиссиях. II вариант. Ходатайство методического объединения педагогических работников или методической службы республиканского или муниципального уровня. III вариант. Предоставление документов в соответствии с Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и Удмуртской Республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на г.г. I. Проведение экспертизы уровня квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, экспертными группами при Аттестационных комиссиях. Процедура оценки уровня квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационных категорий включает три последовательных этапа: 1. Предварительный этап. Самооценка профессиональной деятельности учителя. 2. Экспертная оценка педагогической деятельности. 3. Подготовка экспертного заключения качественного и количественного анализа результатов экспертной оценки. 1. Предварительный этап. Самооценка профессиональной деятельности

6 6 учителя. На данном этапе происходит изучение аттестующимся педагогом нормативных документов, регламентирующих процедуру аттестации педагогических работников, заполнение листа самооценки, подготовка и подача заявления об оказании государственной услуги по аттестации. Важность предварительного этапа заключается в том, что успешность всей аттестации в значительной мере зависит от аргументированности заявки на аттестацию на ту или иную квалификационную категорию. Для проведения самооценки аттестующийся педагог заполняет лист самооценки. Лист самооценки педагог заполняет самостоятельно. При этом он имеет право на необходимое консультативное сопровождение методических служб. Проведение самооценки профессиональной деятельности по тем же показателям, по которым проводится экспертная оценка, позволяет педагогу лучше понять аттестационные требования, обоснованно выбрать ориентиры для собственного профессионального развития. 2. Экспертная оценка педагогической деятельности. Проведение экспертизы профессиональной деятельности педагога является важнейшим целевым ориентиром и основанием для оценки уровня квалификации педагога согласно принятому Порядку аттестации педагогических работников. Экспертная оценка профессиональной деятельности педагога позволяет определить уровень квалификации педагога на основе анализа ключевых педагогических компетенций. Экспертное оценивание по профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляют члены экспертных групп Аттестационных комиссий, (далее — эксперты). Экспертами могут выступать педагогические или руководящие работники, имеющие высшую квалификационную категорию и высшее профессиональное образование, прошедшие обучение методике экспертной оценки педагогической деятельности, включенные в состав Аттестационных комиссий по приказу Министерства образования и науки Удмуртской Республики. Эксперты обязаны соблюдать принципы аттестации, указанные в Порядке аттестации педагогических работников:

7 7 коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Эксперты в своей деятельности руководствуются всеми вышеперечисленными нормативными документами, данной Методикой и Инструктивным письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников» (в части, касающейся аттестации на квалификационные категории). В целях подтверждения соответствия своей профессиональной деятельности требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, аттестующийся педагогический работник имеет право выбрать в качестве формы аттестации такую технологию самоанализа педагогической деятельности как портфолио. Требования к портфолио. При аттестации на первую квалификационную категорию названия разделов портфолио должны соответствовать положениям пункта 36 Порядка аттестации: «36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года 662; выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.»

8 8 При аттестации педагогического работника на высшую квалификационную категорию названия разделов портфолио должны соответствовать положениям пункта 37 Порядка аттестации: «37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года 662; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах». Вопросы по содержательному наполнению портфолио аттестующийся педагог решает самостоятельно. Педагогический работник при аттестации имеет право представить любую информацию, позволяющую подтвердить соответствие своей профессиональной деятельности требованиям, предъявляемым Порядком аттестации к первой и высшей квалификационным категориям (соответственно пункты 36, 37 Порядка аттестации) в одной из следующих форм: 1) Портфолио; 2) Реферат; 3) Методические разработки;

9 9 4) Творческий отчет. Предлагаемая методика включает заполнение экспертного листа на основе обобщения и анализа всех полученных данных в результате посещения 1-2 уроков или других мероприятий, проводимых педагогом, и проведения экспертизы педагогической деятельности аттестующихся в выбранных ими формах. Для экспертной оценки педагогической деятельности проведение 1-2 уроков (занятий) обязательно. Возможные источники информации для заполнения экспертного листа изложены в Приложении 1. Для повышения надежности и достоверности экспертных оценок целесообразно учитывать ряд моментов: 1. Эксперты должны пройти специальную подготовку, включающую ознакомление с содержанием предстоящей оценки, способами осуществления экспертной оценки и подготовки экспертного заключения. 2. В проведении экспертной оценки участвует не менее двух экспертов. В случае существенного несоответствия их оценок проводится дополнительное обсуждение с целью достижения необходимого консенсуса. 3. Экспертная оценка проводится на основе анализа 1-2 уроков или других мероприятий, проводимых педагогом; изучения представленных педагогом материалов в любой из предложенных Методикой форм. В таблице перечислены информационные источники, которые могут быть использованы при проведении экспертной оценки профессиональной деятельности учителя с указанием важного для экспертов содержания. Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя 1. Анализ урока Данная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др. 2. Анализ имеющихся по- Данный показатель может позволить повысить объектив-

Другие статьи:  Дарственная или завещание 2019

10 10 ощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. 3. Собеседование с аттестуемым педагогом 4. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций 5. Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей аттестуемым педагогом 6. Результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика) 7. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты ность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д. Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим источником для деятельности эксперта. Это не только база для сопоставления, но и основа для проведения дополнительного анализа и построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту. Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей. Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетентности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, результаты ЕГЭ (если преподавание велось в выпускном классе), уровень социализации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др. Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении повысить информационную основу и мотивацию обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образование, ориентированное на результат.

11 11 8. Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства 9. Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности 10. Собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения 11. Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки 12. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования 13. Анализ рабочих программ и материалов к урокам 14. Результаты опросов и диагностики обучающихся Победители, лауреаты международных, всероссийских, республиканских конкурсов профессионального мастерства, в том числе конкурса «Поощрение лучших учителей» и «Поощрение лучших педагогических работников» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Республиканского конкурса «Педагог года Удмуртии», могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестационных процедур по решению экспертной группы. Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетентностям педагога. В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности. Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности. В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в поста-

12 12 новке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности. 15. Анализ результатов мониторинга качества образования Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетентности, отражая ее результативность 3. Экспертное заключение. Результаты экспертной оценки интегрируются в экспертный лист, повышая обоснованность оценки того или иного показателя оцениваемых педагогических компетенций. При заполнении экспертного листа эксперты имеют право воспользоваться рекомендациями по использованию различных информационных источников при оценке каждого из параметров, включенных в экспертный лист (см. Приложение1). После проведения экспертной оценки и заполнения экспертного листа экспертная группа делает выводы об уровне квалификации аттестованного педагога, оформляет экспертное заключение по результатам аттестации на первую (высшую) квалификационную категорию. Форма экспертного заключения по результатам аттестации на первую (высшую) квалификационную категорию от 201 г (фамилия, имя, отчество аттестующегося педагога) (полное название организации, осуществляющей образовательную деятельность) (должность /преподаваемый предмет/направление деятельности/) Имеющаяся квалификационная категория (дата, номер приказа) Заявленная категория Основания для установления первой (высшей) квалификационной категории: Сформированность базовых педагогических компетентностей Компетентность Самооценка Экспертная оценка Компетентность в области личностных качеств.

13 13 Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников, коллег) на осуществление учебной (воспитательной, методической и т.д.) деятельности. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. Компетентность в организации педагогической деятельности. Итоговое среднее значение Основные положительные моменты педагогической деятельности Рекомендации: Выводы: Уровень квалификации по должности соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории. Члены экспертной группы: (ф.и.о. эксперта и его должность) подпись (ф.и.о. эксперта и его должность) (ф.и.о. эксперта и его должность) подпись подпись Экспертная группа имеет право представить Экспертное заключение в соответствии с Методикой Шадрикова В.Д. (Инструктивное письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников» (в части, касающейся аттестации на квалификационные категории)). Перечень документов, представляемых в Аттестационную комиссию: 1. Экспертное заключение по итогам экспертной оценки деятельности педагогического работника (на бумажном носителе); 2. Выписка из протокола итогового заседания экспертной группы (на бумажном носителе и в электронном виде).

14 14 Перечень документов, находящихся на хранении у председателя экспертной группы в течение пяти лет после проведения процедуры аттестации педагогических работников: 1. Экспертный лист оценки деятельности педагогического работника (на бумажном носителе); 2. Экспертное заключение по итогам экспертной оценки деятельности педагогического работника (на бумажном носителе); 3. Протокол заседания экспертной группы; 4. Выписка из протокола итогового заседания экспертной группы (на бумажном носителе и в электронном виде) II. Ходатайство методического объединения педагогических работников образовательных организаций республиканского и муниципального уровня В соответствии с Порядком аттестации, с Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и Профсоюзом образования Удмуртии педагог может быть освобожден от специального прохождения экспертной оценки, в том случае, если его квалификация подтверждена методическими объединениями педагогических работников образовательных организаций республиканского и муниципального уровня (далее методические объединения). Педагогические работники, активно участвующие в работе методических объединений, имеют право при повторной аттестации на первую или высшую квалификационную категорию аттестоваться по ходатайству этого методического объединения. В данном случае педагогический работник, имеющий квалификационную категорию и подавший заявление на аттестацию на эту же квалификационную категорию, обращается к председателю методического объединения, в работе которого он активно участвовал, с целью оформления данным методическим объединением ходатайства по установленной форме. (Приложение 2). Аттестационная комиссия, рассмотрев ходатайство методического объединения, принимает решение об установлении либо отказе в установлении квалификационной категории педагогическому работнику.

15 15 III. Предоставление документов в соответствии с Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и Удмуртской Республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Педагог может быть освобожден от специального прохождения экспертной оценки, в том случае, если его квалификация подтверждена независимыми экспертами победа в конкурсе профессионального мастерства республиканского и российского уровня, получение наград за достигнутые результаты образовательной деятельности и др. При наличии соответствующих оснований педагогический работник имеет право предоставить в Аттестационную комиссию документы в соответствии с Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и Удмуртской Республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Порядок аттестации отдельных категорий педагогических работников В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» для отдельных категорий педагогических работников государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, расположенных на территории Удмуртской Республики, (далее педагогические работники) предусмотрен упрощенный порядок аттестации на имеющуюся у них квалификационную категорию до истечения срока ее действия: 1. Устанавливается высшая квалификационная категория на весь период работы в образовательных организациях педагогическим работникам, имеющим почетные звания: «Народный учитель Российской Федерации», «Народный учитель Удмуртской Республики», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры Рос-

16 16 сийской Федерации», «Заслуженный тренер Российской Федерации», награжденным медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». 2. Устанавливается на 5 лет квалификационная категория, срок действия которой не закончился, следующим педагогическим работникам: 1) получившим в течение последних 5 лет с момента предыдущей аттестации, государственные и ведомственные награды Российской Федерации и Удмуртской Республики: «Заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики»; «Заслуженный деятель науки Удмуртской Республики»; «Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики»; «Заслуженный работник физической культуры Удмуртской Республики»; «Заслуженный тренер Удмуртской Республики»; Почетная грамота Президента Российской Федерации; Благодарность Президента Российской Федерации; Благодарность Президента Удмуртской Республики; Благодарность Главы Удмуртской Республики Почетное звание или нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»; Почетное звание или нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования»; Почетное звание или нагрудный знак «Почетный работник начального профессионального образования»; Знак «Отличник физкультуры и спорта Российской Федерации»; Знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Российской Федерации»; Нагрудный знак «За достижения в культуре» Российской Федерации; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации; Почетная грамота Правительства Удмуртской Республики; Почетная грамота Государственного Совета Удмуртской Республики;

Другие статьи:  Транспортный налог для пенсионеров в тюменской области

17 17 Почетная грамота Удмуртской Республики; Почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» Государственного комитета Удмуртской Республики по физической культуре и спорту; Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством»; Занесение на Доску почета Удмуртской Республики (индивидуальное) 2) получившим в течение последних 5 лет с момента предыдущей аттестации ученую степень или звание, соответствующие профилю работы; 3) ставшим победителями, призерами (I, II, III места) международных, всероссийских, республиканских конкурсов профессионального мастерства, в том числе конкурса «Поощрение лучших учителей» и «Поощрение лучших педагогических работников» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Республиканского конкурса «Педагог года Удмуртии», в течение последних 5 лет с момента предыдущей аттестации; 4) экспертам, работавшим не менее трех лет в межаттестационный период в составе аттестационной комиссии Министерства образования и науки Удмуртской Республики; 5) подготовившим в течение последних 5 лет с момента предыдущей аттестации участников IV (заключительного) этапа Всероссийской олимпиады школьников, победителей третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников; победителей межрегионального этапа и участников российского этапа конкурсов профессионального мастерства для обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования; 6) подготовившим в течение последних 5 лет с момента предыдущей аттестации победителей, призеров (I, II, III места) Всероссийских мероприятий (межрегионального и заключительного этапов), проводимых в рамках поддержки талантливой молодежи Федеральными министерствами. 7) учителям начальных классов, подготовившим в течение последних 5 лет с момента предыдущей аттестации победителей (I место) муниципальных, региональных и межрегиональных олимпиад;

18 18 8) учителю, подготовившему учащихся, которые получили по результатам единого государственного экзамена по преподаваемому им предмету максимальный балл; 9) экспертам, привлекаемым по приказу Министерства образования и науки Удмуртской Республики для проведения экспертизы материалов участников конкурса «Поощрение лучших учителей» и «Поощрение лучших педагогических работников» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на протяжении трех и более лет в межаттестационный период; 10) экспертам, привлекаемым по приказу Министерства образования и науки Удмуртской Республики для проведения аккредитационной экспертизы образовательных организаций на протяжении трех и более лет в межаттестационный период; 3. Педагогическим работникам устанавливается квалификационная категория в соответствии с пунктом 2 Приложения 2 при следующих условиях: — наличие вышеперечисленных оснований для аттестации по упрощенной процедуре; — подача заявления на аттестацию и документов, являющихся основанием для аттестации по упрощенной процедуре, в срок, не позднее 3-х месяцев до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории; — прохождение в течение последних 3 лет с момента предыдущей аттестации курсов повышения квалификации в соответствии с занимаемой должностью, преподаваемым предметом в объеме не менее 16 часов. Учитываются документы о повышении квалификации, выданные организациями, имеющими лицензию на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ.

19 19 Приложение 1 к Методике оценки уровня квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационных категорий Возможные источники информации для заполнения экспертного листа 1 Компетентность в области личностных качеств 1.1 Эмпатийность и социорефлексия 1 Все обучающиеся без затруднений обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса Источники информации для выработки экспертного суждения Наблюдение за поведением обучающихся на уроке и на перемене. Учащиеся легко идут на контакт с учителем, преобладает дружеский тон общения; вопросы на уроке задаются по мере возникновения; ученики во время урока, соблюдая дисциплину, открыто признаются, что что-то не поняли и просят объяснить; спрашивают совета, интересуются мнением учителя о своем ответе. Собеседование с руководителем (заместителем) образовательного учреждения, данные самооценки учителя. Выяснить, какой стиль педагогического общения свойственен учителю, как можно охарактеризовать общение педагога с обучающимися. 2 Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания Наблюдение за поведением учителя на уроке. Учитель проговаривает разные точки зрения на один и тот же вопрос, допускает, что могут быть разные позиции. Умеет находить точки соприкосновения в противоречивых взглядах, использует в речи формулы присоединения к возражению типа: «Вы это верно подметили и вместе с тем», «В Ваших словах есть истина, и все-таки» Собеседование с руководителем (заместителем) образовательного учреждения, данные самооценки учителя. Вопросы: Как ведет себя учитель в ситуации дискуссии,

20 20 3 Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе 4 Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося 5 Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся спора, если его точка зрения подвергается критике? Насколько педагог допускает, что его точка зрения не является единственно верной? Насколько учитель умеет слышать других и допускать правоту тех, кто высказывает мнение, несовпадающее с его позицией? Приведите примеры. Наблюдение за поведением учителя. Учитель находит подбадривающие и позитивные слова для коллег и обучающихся, делом откликается на призыв о помощи. Опрос обучающихся и коллег, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Проявляет ли учитель свою готовность помочь другим? Часто ли коллеги обращаются к нему за помощью? Наблюдение за поведением учителя. Положительно оценивается учитель, который позитивно относится к обучающимся, не оценивает ученика по трафарету (плохой хороший), а может сказать про каждого что-то положительное, видит, как изменяется ученик, поддерживает в нем конструктивные просоциальные черты. Собеседование с руководителем (заместителем) образовательного учреждения, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Насколько учитель способен увидеть в каждом ученике положительные черты7 Есть ли обучающиеся к которым учитель относится с предубеждением? Использует ли учитель только нелестные критические замечания, когда описывает обучающихся и их поведение или всегда начинает с «плюсов», даже если речь идет об ученике, нарушающем дисциплину или школьные правила? Наблюдение за поведением учителя. Собеседование с учителем, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Какие причины могут подтолкнуть обучающегося к отклоняющемуся поведению? (анализируется количество указанных вариантов). Как быстро вы принимаете решения в сложных педагогических ситуациях? (анализируется наличие в ответе указания на необходимость выявить причины того или иного события). Учитель осознает, что поведение и реакция ученика на

21 Самоорганизованность что-либо, это лишь внешнее проявление, за которым могут стоять много причин: ранний детский опыт, настроение, мотивы и т.д. Каждый раз, столкнувшись с поведением, требующим воспитательного воздействия, учитель задает вопрос «Почему так случилось, почему ученик так поступил?» и организует работу с причиной, а не со следствием. 6 Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей 7 Рабочее пространство учителя хорошо организовано 8 Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности Наблюдение за поведением учителя, анализ урока. Подготавливает все необходимое для урока заранее, имеет реалистично простроенный план работы, следит за соблюдением временных интервалов, использует приемы ритмичной организации работы: регламентирует чередование более сложных и простых видов работ. В результате добивается высокой работоспособности и согласованности действий, обучающихся на протяжении всего урока. Собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Насколько к данному учителю подходит характеристика «организованный человек»? Насколько данный учитель хороший организатор? В каких ситуациях проявляются организаторские способности учителя? Анализ организации рабочего пространства. Расположение вспомогательных средств (таблицы, наглядные пособия), журнала, плана работы на столе, оформление стен кабинета и т.д. позволяет быстро и легко находить нужную информацию и материалы Анализ рабочих программ и материалов к урокам. Анализируется содержание, систематизация, место расположения, внешний вид программ и материалов. Собеседование с педагогом. Собеседование с руководителем, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Если на педагогическом совете анализируются ошибки и высказываются критические замечания в адрес учителя, то, как он реагирует на них? Способен ли сам увидеть допущенные им ошибки? Осо-

22 22 9 Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации 10 Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой 1.3. Общая культура знает свои ошибки, принимает ответственность за них на себя? Ищет ответ на вопрос, что нужно было сделать, почему была совершена ошибка и как ее предотвратить в будущем? В ситуации критических замечаний сохраняет спокойствие, уточняет детали критического замечания, интересуется мнением коллег о способах профилактики и исправления ошибок? Если на уроке возникала необходимость гибкого реагирования на вопрос обучающегося или более подробного объяснения, учитель вносил коррективы в план и делал акцент на значимых для учеников позициях. Собеседование с учителем, в ходе которого можно задать следующие вопросы: В какой степени при проведении урока Вы руководствуетесь заранее выработанным планом? Вносите ли Вы коррективы в разработанный план урока или считает, что то, что запланировано должно быть обязательно достигнуто? Если да, то приведите примеры. Собеседование с руководителем (заместителем) образовательного учреждения, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Можно ли назвать учителя спокойным, сдержанным независимо от складывающейся ситуации? Становится ли тревожным, растерянным, когда ситуация становится сложной? Наблюдали ли Вы, как ведет себя учитель в ситуациях с большой эмоциональной нагрузкой? Если наблюдали, то, что вы отметили как особенность его поведения? Собеседование с учителем, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Какие способы регуляции эмоционального состояния Вы знаете и используете? Бывают ли ситуации, когда Вам трудно сохранять самообладание? Результаты опроса удовлетворенности потребителей. Насколько обучающиеся и родители удовлетворены психологическим климатом на уроках данного учителя. 11 Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы Собеседование с руководителем, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Как Вы оцениваете уровень общей эрудиции учителя? Можно ли данного учителя

23 23 12 Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам 13 Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни 14 Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении 15 Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи 2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогиче- назвать человеком, осведомленным в различных областях знания? Наблюдение за учителем в ходе урока и во время собеседования. Оценивается соответствие учителя требованиям профессионального этикета. Собеседование с учителем, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Насколько учитель информирован о событиях районного, городского, областного уровня? Знает ли учитель, какие социально-экономические проблемы могут волновать родителей обучающихся? Наблюдение в ходе урока и на перемене, во время собеседования. Поведение учителя свидетельствует о его коммуникативной компетентности (улыбка, умение слушать, спокойный темп речи, культура речи). Собеседование с руководителем (заместителем) образовательного учреждения, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Как Вы оцениваете педагогический такт учителя? Были ли жалобы со стороны коллег, обучающихся, родителей на нетактичные высказывания учителя? Результаты опроса удовлетворенности потребителей — родителей и обучающихся Насколько родители и обучающиеся считают учителя тактичным и деликатным в общении. Наблюдение за вербальным поведением учителя оценка степени коммуникативной компетентности, логики высказываний, учета характеристик собеседника при организации коммуникации, соблюдение орфоэпических норм речи. Собеседование с руководителем (заместителем) образовательного учреждения. Насколько можно считать учителя эталоном для подражания в области общения и коммуникации со стороны обучающихся и коллег.

Другие статьи:  Социальные пособия пенсионерам по возрасту

24 24 ской деятельности 2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 16 Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету 17 Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 18 Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока 19 Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся 20 Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока Постановка цели урока осуществляется дидактически и методически грамотно. Цель понятна обучающимся, учитель аргументирует важность достижения цели (зачем эту цель необходимо достигнуть, что лично достижение цели дает каждому обучающемуся). Экспресс-опрос обучающихся, в ходе которого можно выяснить, как обучающиеся поняли цель урока, какую цель они поставили перед собой на уроке? Результаты проводимых в школе опросов и диагностики обучающихся насколько обучающиеся осознают важность достижения целей и задач, заявленных учителем на уроке, насколько осознают важность самого предмета. Формулировка цели, примеры, вопросы, задаваемые для проверки уяснения цели соответствуют возрастным особенностям обучающихся. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций ответы на вопросы соответствующего блока. Учитель проверяет, насколько обучающиеся поняли цель урока, насколько они готовы ее достигать (есть ли у них необходимые для этого знания и мотивация). На уроке звучит несколько вариантов цели с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, при озвучивании этих формулировок учитель использует приемы организации внимания конкретных учеников (обращение по имени, адресное задавание вопросов, указание на увлечения конкретного ученика). Собеседование с аттестуемым учителем насколько учитель учитывает особенности класса и конкретных учеников при постановке целей. Вопрос учителю: когда вы при подготовке к уроку формулируете его цель и задачи, какая информация является для

25 Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 21 Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока 22 Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач 23 Умеет сформулировать критерии достижения целей урока 24 Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока 25 Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями 2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач Вас важной. В ответе должно быть указание на особенности обучающихся. Анализ рабочих программ и материалов к урокам. Насколько тема, цель и задачи урока взаимосвязаны. Анализ рабочих программ и материалов к урокам. Позволяют ли реализуемые учителем задачи достигать заявленной цели. Являются ли задачи средствами для достижения цели. Обратить внимание на формулировки задач. Задачи должны быть сформулированы в терминах «результата», а не «процесса». Например: не «изучение», а «наличие у обучающегося знания о» Собеседование с аттестуемым педагогом. Вопрос учителю: «По каким признакам Вы проверяете, достигнута ли цель урока» Собеседование с аттестуемым педагогом. Учитель обязательно проверяет насколько обучающиеся поняли цель урока, насколько совпадет понимание цели урока учителем и обучающимися. Собеседование с аттестуемым педагогом. По итогам урока учитель обязательно задает зондирующие вопросы, чтобы проверить достигнута ли цель, делает выводы об уровне достижения цели, о причинах достижения не достижения. Вопрос учителю: какие приемы Вы используете, чтобы проверить достигнута ли цель урока. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций. Ответы учителя на соответствующие вопросы методики самооценки.

26 26 26 Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока 27 Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения 28 Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой 29 Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока 30 Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока 3. Компетентность в области мотивирования обучающихся на учебную деятельность Учитель использует различные способы вовлечения обучающихся в процесс постановки целей и задач (проблемные и проективные вопросы, диалог, пауза и др.). Учитель использует специальные методы, чтобы дать возможность обучающимся самостоятельно сформулировать тот результат, которого они должны достигнуть по итогам работы. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций. Ответы учителя на соответствующие вопросы методики самооценки Учитель использует методы активизации интеллектуального потенциала обучающихся для того, чтобы они самостоятельно сформулировали цель в нескольких вариантах. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций. Ответы учителя на соответствующие вопросы методики самооценки. Учитель задает вопросы, направленные на диагностику понимания учениками цели и задач. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций. Ответы учителя на соответствующие вопросы методики самооценки Обучающиеся быстро откликаются на предложение учителя сформулировать или пояснить цели и задачи урока Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной дея-

27 27 тельности 31 Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету 32 Отмечает даже самый маленький успех обучающихся 33 Демонстрирует успехи обучающихся родителям Отношение обучающихся к теме, диапазон эмоций обучающихся: от скуки до заинтересованности. Результаты проводимых в школе опросов и диагностики обучающихся. Насколько обучающиеся говорят о предмете как об интересном, каков их интерес к предмету, насколько они удовлетворены разными аспектами преподавания. Результаты учебной деятельности обучающихся. Обучающиеся показывают высокие знания по предмету, так как заинтересованы в нем. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах. Педагог организует школьные викторины, олимпиады для обучающихся. Обучающиеся активно участвуют в олимпиадах, конкурсах (количество обучающихся участвовавших в олимпиадах, конкурсах, викторинах и иных интеллектуальнообразовательных мероприятиях по изучаемому предмету). Достижения каждого ученика было озвучено учителем на уроке. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций. Учитель осознает важность подкрепления успехов обучающихся и умеет это делать. Результаты опроса удовлетворенности родителей. Родители указывают, что учитель предоставляет информацию об успехах ребенка, формирует у него положительное отношение к предмету. Анализ записей в дневниках обучающихся. Анализ подготовленных учителем характеристик обучающихся. Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций. Ответы учителя на соответствующие вопросы методики самооценки.

28 28 34 Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам 35 Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 36 Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации 37 Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета На уроке учитель специально обращает внимание обучающихся на достижения конкретного ученика. Анализ урока У учителя есть варианты заданий различной сложности, которые он использует для того, чтобы обучающиеся с различным уровнем знаний могли добиваться успеха и верили в свои возможности. Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки. Комментарии учителя по итогам проверки тетрадей носят индивидуальный характер и подчеркивают успехи ученика. Анализ рабочих программ и материалов к урокам В рабочих материалах учителя есть варианты заданий для обучающихся с разным уровнем подготовки. Учитель обеспечивает на уроке определенный уровень заинтересованности обучающихся в теме и содержании урока. Собеседование с учителем. Вопрос учителю: По каким признакам Вы определяете мотивированы ли обучающиеся на изучение темы.? Какие приемы Вы используете на уроке, чтобы повысить заинтересованность обучающихся в теме, привлечь их внимание. Анализ рабочих программ, планов и материалов к урокам. Наличие в планах и материалах информации, указывающей, что для учителя важно создавать мотивационную готовность обучающихся. Анализ рабочих программ, планов и материалов к урокам. Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Наличие в арсенале учителя различных дидактических приемов, активных методов обучения, направленных на формирование мотивации учебной деятельности.

29 29 38 Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности 39 Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке 40 Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. Анализ урока Собеседование с учителем. Вопросы учителю: Есть ли у Ваших учеников увлечения, хобби, интересы, которые помогают Вам заинтересовать обучающихся в предмете или в теме отдельного урока? Приведите пример, когда Ваши знания об индивидуальных особенностях обучающегося позволили Вам сформировать его заинтересованность в теме урока. Результаты опросов и диагностики обучающихся (при наличии). Отмечают ли обучающиеся, что для реализации их собственных потребностей им важно хорошо знать предмет или конкретные темы. Анализ урока Собеседование с руководителем, в ходе которого можно задать следующие вопросы: Если учитель является классным руководителем, какие отношения между обучающимися преобладают в его классе? Какие эпитеты можно подобрать, чтобы описать общую обстановку на уроке данного учителя? Результаты опроса удовлетворенности родителей и обучающихся Какие оценки дают родители и обучающиеся социальнопсихологической обстановке на уроке. Результаты опросов и диагностики обучающихся Результаты опроса удовлетворенности родителей и обучающихся Рейтинг педагога Педагог имеет высокие оценки по таким показателям как: — гуманистическое отношение к обучающимся; — умение в доступной форме объяснять предмет; — соответствие заданий и методов работы потенциалу обучающихся и др. (в зависимости от содержания рейтинговых процедур, используемых в школе) Собеседований с руководителем. Вопрос: Были ли случаи, когда родители обращались в администрацию школы с претензиями к учителю на несправедливое оценивание; на нагрузки, несоответствующая возмож-