Доверенность в управление надзорной деятельности

Проект Приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации работы по обеспечению представительства и защите интересов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в судах» (подготовлен Генпрокуратурой России 11.12.2017)

Досье на проект

В целях совершенствования работы по защите интересов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в судах, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить своевременное и квалифицированное представительство органов прокуратуры Российской Федерации при рассмотрении в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и мировыми судьями (далее — суды) гражданских и административных дел (далее — дела) по спорам, в которых органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица являются стороной спорных правоотношений, заинтересованными или третьими лицами.

2. Ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее — Академия) регламентировать соответствующими организационно-распорядительными документами организацию работы по обеспечению представительства и защите интересов Академии и ее должностных лиц в судах.

3. Основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих представительство органов прокуратуры Российской Федерации при рассмотрении дел в судах, считать:

формирование правовой позиции и подготовку необходимых материалов для рассмотрения судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, в которых органы прокуратуры Российской Федерации и (или) их должностные лица являются стороной спорных правоотношений, заинтересованными или третьими лицами, в том числе при пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, рассмотрении вопросов, связанных с распределением судебных и иных расходов;

оценку законности и обоснованности судебных актов по таким делам и, при необходимости, их своевременное апелляционное, кассационное и надзорное обжалование.

4. Представительство и защиту интересов органов прокуратуры Российской Федерации и (или) их должностных лиц осуществлять следующим подразделениям (далее — ответственные подразделения):

структурным подразделениям Главной военной прокуратуры, военных прокуратур округов, флотов и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации, а также прокурорам военных прокуратур гарнизонов и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов, согласно компетенции — по делам, которые инициированы в связи с решениями, действиями (бездействием) органов военной прокуратуры и (или) их должностных лиц;

Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации — по делам, которые инициированы в связи с решениями, действиями (бездействием) органов прокуратуры и (или) их должностных лиц по хозяйственно-финансовым вопросам, отнесенным к компетенции указанного подразделения, в том числе использования и освобождения специализированного жилого фонда, находящегося в оперативном управлении центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, на которые возложен надзор за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму — по делам, которые инициированы в связи с решениями, действиями (бездействием) органов прокуратуры и (или) их должностных лиц по вопросам, связанным с осуществлением такого рода надзорной деятельности;

управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также тем структурным подразделениям прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, на которые возложены обязанности по обеспечению участия прокуроров в гражданском, административном и арбитражном процессе — по всем остальным делам, в которых органы прокуратуры Российской Федерации и (или) их должностные лица являются стороной спорных правоотношений, заинтересованными или третьими лицами.

5. При наличии сведений о нарушении прав и законных интересов органов прокуратуры Российской Федерации всем структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в соответствии с их компетенцией:

а) принимать все предусмотренные законом меры к досудебному урегулированию спора, устранению допущенных нарушений прав и интересов;

б) при невозможности внесудебного разрешения спора обеспечивать оперативную подготовку проектов административных исковых заявлений, исков или заявлений (далее — заявлений) и иных документов, необходимых согласно требованиям процессуального законодательства для обращения в суд; сбор относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, обосновывающих заявленные требования и подтверждающих юридически значимые обстоятельства.

Указанные документы и материалы передавать для согласования в ответственные подразделения в соответствии с их компетенцией, определенной в пункте 4 настоящего приказа.

Согласованные заявления в защиту прав и интересов органов прокуратуры предъявлять в суды с соблюдением правил подведомственности и подсудности.

Копии предъявленных заявлений с копиями прилагаемых к ним документов, а также документов, подтверждающих факт обращения в суд, передавать в ответственные подразделения.

5.1. Ответственным подразделениям при поступлении таких документов:

своевременно рассматривать и при отсутствии замечаний согласовывать проекты заявлений;

обеспечивать поддержание заявления в суде;

при необходимости запрашивать дополнительные материалы и сведения, которые должны быть представлены в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 9.1 настоящего приказа;

информировать заинтересованное подразделение о результатах рассмотрения дела.

6. Полномочия представителя органа прокуратуры Российской Федерации и (или) его должностного лица на ведение дела в суде (далее — представитель) подтверждать доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с требованиями закона (статьи 185-187 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 53, 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), статьи 55-57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) и статьи 61, 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), и в порядке, установленном настоящим приказом.

6.1. Представителя назначать из числа наиболее квалифицированных прокуроров ответственных подразделений органов прокуратуры Российской Федерации, а также городских, районных, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в случае делегирования таких полномочий.

6.2. Иметь ввиду, что решением Генерального прокурора Российской Федерации или лица, его замещающего, представительство интересов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и (или) ее должностных лиц может быть поручено иному (кроме ответственного) подразделению центрального аппарата, которое обязано для учета и анализа информировать ответственное подразделение о движении и результатах рассмотрения такого спора согласно компетенции, установленной в пункте 4 настоящего приказа. Направление этих сведений осуществлять в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 9.5 настоящего приказа.

Представительство интересов Генеральной прокуратуры Российской Федерации иными ее подразделениями (кроме ответственных) без указанного выше поручения не допускается.

6.3. Аналогичный изложенному в пункте 6.2 настоящего приказа порядок распространить на прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.

6.4. Доверенность на представление и защиту интересов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и (или) ее должностных лиц выдавать заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, курирующим направления деятельности, указанные в пунктах 4 настоящего приказа, а по делам, в которых стороной спорных правоотношений, заинтересованным или третьим лицом выступает Главная военная прокуратура и (или) ее должностные лица — заместителям Главного военного прокурора.

6.5. Доверенность на представление и защиту интересов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры и (или) ее должностных лиц выдавать прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур либо их заместителям, курирующим направления деятельности, указанные в пункте 4 настоящего приказа.

6.6. В доверенности в обязательном порядке указывать дату ее выдачи, фамилию, имя, отчество, должность работника, представляющего интересы органа или организации прокуратуры Российской Федерации, полномочия представителя, а при необходимости — наименование суда, рассматривающего дело, предмет спора и лиц, участвующих в деле, и иные сведения.

Право представителя на совершение каждого из основных распорядительных действий, перечисленных в статье 54 ГПК РФ, статье 56 КАС РФ и статье 62 АПК РФ, оговаривать отдельно.

В доверенность на ведение административного дела включать указание о наделении представителя правом совершать распорядительные действия самостоятельно или с согласия представляемого лица.

Доверенность оформлять на бланке установленного образца, а подпись выдавшего ее должностного лица органа прокуратуры Российской Федерации скреплять гербовой печатью.

6.7. Исходить из того, что доверенность, выданная в порядке пункта 6 настоящего приказа, может одновременно предусматривать полномочия представителя органа прокуратуры на представление интересов должностного лица этого органа прокуратуры, если оно привлечено к участию в деле в качестве гражданского (административного) ответчика или заинтересованного (третьего) лица в связи с исполнением служебных обязанностей.

7. Учитывать, что при необходимости обеспечения участия представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры и (или) их должностных лиц в судебных заседаниях в судах, расположенных не по месту их нахождения, представление и защита интересов могут быть поручены должностному лицу прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры по месту нахождения суда.

В этом случае кандидатуру представителя для оформления доверенности определять прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему прокурору военной и другой специализированной прокуратуры по месту нахождения суда или уполномоченному им заместителю.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 7 настоящего приказа, в прокуратуру субъекта Российской Федерации, приравненную к ней военную и другую специализированную прокуратуру направлять поручение и выданную в соответствии с требованиями пункта 6 настоящего приказа доверенность на ведение дела.

К поручению прикладывать необходимые для разрешения спора документы.

Учитывать, что документы, прилагаемые для передачи в суд в качестве доказательства, должны отвечать требованиям процессуального законодательства (статья 71 ГПК РФ, статья 70 КАС РФ, статья 75 АПК РФ).

9. Представителю формировать правовую позицию по делу и согласовывать ее с ответственным подразделением в соответствии с компетенцией, установленной настоящим приказом.

Иметь ввиду, что изменение основания, размера или предмета заявленных требований, полный или частичный отказ от таких требований, признание иска, заключение мирового соглашения подлежат обязательному согласованию с ответственным подразделением той прокуратуры, защита интересов которой осуществляется, а также с прокурором, предъявившим заявление в суд.

9.1. Иметь ввиду, что при формировании правовой позиции по делу представитель вправе запрашивать в органах прокуратуры Российской Федерации и у должностных лиц вне зависимости от внутриведомственной подчиненности все необходимые для разрешения спора материалы, которые должны быть ему представлены в указанный в запросе срок.

Исполнителю запроса передавать надлежащим образом заверенные копии документов, а в случае невозможности их передачи сообщать представителю сведения о лице, от которого они исходили либо у которого хранятся их подлинники, и о месте нахождения этого лица.

Другие статьи:  Претензия на обмен товара или возврат денег

9.2. Обоснование правовой позиции по делу готовить в письменном виде.

9.3. Прокуратурам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокуратурам, прокуратурам городов, районов, другим приравненным к ним территориальным, военным и иным специализированным прокуратурам, представляющим на основании поручения интересы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и (или) ее должностных лиц, по всем вопросам, связанным с исполнением такого поручения, взаимодействовать с ответственным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе:

а) заблаговременно и до их передачи в суд согласовывать проекты всех подготовленных от имени представляемых лиц процессуальных документов (отзывов, возражений, жалоб и пр.);

б) уведомлять о принятом судебном акте;

в) направлять заверенные судом копии судебных актов.

Взаимодействие городской, районной, другой территориальной, военной и иной специализированной прокуратуры, представляющей интересы прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры, с ее ответственным подразделением осуществляется в том же порядке.

9.4. Представителю копии судебных актов получать в день их вынесения, а если составление их мотивированного текста отложено, принимать меры к оперативному получению судебных актов, вынесенных в окончательной форме.

Давать оценку законности и обоснованности судебных актов, а при наличии спорных выводов суда — представлять заключение либо вносить мотивированные предложения о необходимости обжалования судебного акта, а также представлять позицию в связи с процессуальными действиями других участников спора (возражения на апелляционные и иные жалобы, ходатайства и пр.).

9.5. Информацию по делу направлять в следующие сроки:

справку о результатах рассмотрения дела, а также (при наличии) копию резолютивной части принятого судебного акта — не позднее трех рабочих дней с момента оглашения судебного акта в судебном заседании;

копию судебного акта — не позднее одного рабочего дня с момента его получения;

сведения о вступлении решения (определения) в законную силу — не позднее трех рабочих дней с момента наступления указанного срока;

копии судебных извещений (определения о подготовке дела к судебному разбирательству, судебной повестки, телеграммы, телефонограммы, заказного письма и других), заявлений, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и прилагаемых к ним документов — не позднее одного рабочего дня с момента их поступления;

копии отзывов (возражений) на заявления, апелляционных, кассационных, иных жалоб лиц, участвующих в деле, и приложенных к ним документов — не позднее одного рабочего дня с момента их получения;

проекты частных и апелляционных жалоб либо заключение о законности и обоснованности судебного акта суда первой инстанции — не позднее семи рабочих дней до истечения процессуального срока для его обжалования;

проекты кассационных и надзорных жалоб либо заключение о законности и обоснованности судебного акта, вступившего в законную силу, — не позднее десяти рабочих дней со дня получения судебного постановления в окончательной форме.

Дополнительно истребованные ответственными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры материалы (копии материалов) направлять в срок, не превышающий двух рабочих дней, если иной срок не указан в запросе.

10. Внутриведомственный обмен документами по гражданским, административным и арбитражным делам осуществлять фельдъегерской связью.

В случаях, если срок для совершения процессуальных действий (представления материалов) составляет менее семи рабочих дней, информацию передавать по локальной сети в информационной системе обеспечения надзора за исполнением законов в органах прокуратуры Российской Федерации (ИСОП) или посредством факсимильной связи с последующим обязательным представлением документов на бумажных носителях.

11. Все передаваемые в суд документы и материалы обязательно регистрировать, учитывать и направлять на бумажном носителе или при наличии технической возможности в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По каждому судебному спору формировать отдельное наблюдательное производство.

К наблюдательному производству приобщать судебные извещения с конвертами (при их наличии), копии исков (заявлений), отзывы (возражения), надлежаще заверенные копии принятых по делу судебных актов, жалобы, другие процессуальные и иные документы, относящиеся к делу.

12. В целях надлежащей и своевременной подготовки к участию в судебном разбирательстве организовать на местах регулярный мониторинг, в том числе на официальном сайте судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информации о принятых судами к производству исках и заявлениях, затрагивающих интересы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

При выявлении таких сведений прокуратуре субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуре незамедлительно уведомлять о наличии спора (в том числе на стадии апелляционного и кассационного рассмотрения) ответственное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, одновременно направлять копии соответствующих процессуальных документов.

При наличии технической возможности полученные информацию и судебные материалы направлять по сети ИСОП.

Аналогичным образом организовать мониторинг и уведомление о делах, затрагивающих интересы прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.

13. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в соответствии с их компетенцией приводить в исполнение судебные акты в порядке, установленном законодательством, а в случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения — теми способами и в те сроки, которые обозначены судом. О принятых мерах незамедлительно сообщать в ответственные подразделения.

14. Ответственным подразделениям прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур в соответствии с компетенцией, установленной настоящим приказом, анализировать сведения о работе по обеспечению представительства и защите интересов органов прокуратуры Российской Федерации в судах согласно перечню, указанному в приложении к настоящему приказу.

Руководителям прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур докладные записки с обобщенной информацией о работе по итогам календарного года представлять в ответственные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией не позднее 25 января.

Принимать во внимание, что руководители прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратур несут персональную ответственность за своевременное и полное представление обобщенной информации об итогах проделанной работы.

Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, Академии ежегодно обобщать состояние данной работы и до 25 февраля докладывать курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, Академии до 1 марта аналитические записки представлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, которому до 20 марта обобщенную информацию передавать курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации для доклада Генеральному прокурору Российской Федерации.

15. Оценивать деятельность прокуроров на указанном направлении работы, исходя из реальной защиты интересов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации; качества обеспечения представительства в суде; полноты и мотивированности подготовленных и направленных в суд документов и материалов; эффективности апелляционного, кассационного и надзорного обжалования судебных постановлений.

16. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23.10.2013 N 453 «Об организации работы по обеспечению представительства и защите интересов органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в судах».

17. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

18. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный

Приложение
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от «___» _________ 2017 г. N ____

ПЕРЕЧЕНЬ
СВЕДЕНИЙ О РАБОТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И (ИЛИ) ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СУДАХ

1. Информация по делам, рассмотренным судами общей юрисдикции.

1.1. Общие сведения о количестве гражданских и административных дел и результатах их рассмотрения, отдельно отразить число исков, поданных в защиту интересов органов прокуратуры, и результаты их рассмотрения.

1.2. Информация о количестве гражданских дел и результатах их рассмотрения в целом, а также отдельно по категориям, указанным в статистическом отчете «Защита интересов органов прокуратуры в судах» по форме ЗИП ГАС, утвержденном приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24.01.2017 N 23 (далее — отчет по форме ЗИП ГАС), в том числе по делам:

о восстановлении на работе;

по иным спорам о защите трудовых прав;

по пенсионным спорам;

по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни и (или) здоровью прокурорских работников в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей;

по спорам о защите жилищных прав;

о взыскании компенсации морального вреда и возмещении материального ущерба в связи с незаконными решениями, действиями (бездействием) органов прокуратуры;

о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием (в порядке реабилитации);

о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда;

по имущественным спорам;

по иным гражданским делам.

1.3. Сведения о количестве административных дел и результатах их рассмотрения в целом, а также отдельно по категориям, указанным в отчете по форме ЗИП ГАС, в том числе по делам:

об оспаривании нормативных правовых актов органов прокуратуры;

об оспаривании актов прокурорского реагирования;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов прокуратуры;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов прокуратуры в связи с организацией и проведением проверок;

о восстановлении на военной службе;

о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

1.4. Информация о количестве гражданских и административных дел по искам, предъявленным в защиту интересов органов прокуратуры, и результатах их рассмотрения в целом и по категориям (раздельно по каждому виду судопроизводства).

2. Общие сведения о количестве рассмотренных арбитражными судами дел и результатах их рассмотрения в целом.

2.1. Данные о делах, рассмотренных в порядке искового производства, в целом, а также отдельно по категориям, указанным в отчете по форме ЗИП ГАС, в том числе по искам:

о возмещении материального ущерба;

о защите деловой репутации;

о компенсации морального вреда.

2.2. Информация о делах иных категорий, указанных в отчете по форме ЗИП ГАС, в том числе по заявлениям об оспаривании:

Другие статьи:  Газ 24 транспортный налог

актов прокурорского реагирования;

решений, действий (бездействия) органов прокуратуры;

решений, действий (бездействия) органов прокуратуры в связи с организацией и проведением проверок.

2.3. Сведения о количестве дел по искам, предъявленным в защиту интересов органов прокуратуры, и результатах их рассмотрения в целом и по категориям (раздельно по каждому виду судопроизводства).

3. Данные представлять в сравнении с соответствующими показателями за предыдущий отчетный период в следующем порядке.

3.1. Сведения о делах, рассмотренных судом первой инстанции.

По каждому разделу пунктов 1, 2 указывать:

3.1.1. Общее количество рассмотренных судом дел, сумма предъявленных требований (при наличии цены иска).

3.1.2. Число дел, по которым требования удовлетворены (в том числе частично), с указанием размера взысканной суммы (если взыскание произведено судом непосредственно с органа прокуратуры либо с соответствующей казны в связи с неправомерными решениями, действиями (бездействием) органов прокуратуры, а также по удовлетворенным искам в защиту интересов органов прокуратуры).

3.1.3. Количество дел, по которым требования оставлены без рассмотрения, а также дел, производство по которым прекращено.

3.1.4. По удовлетворенным искам (заявлениям), предъявленным к органам прокуратуры, а также по отклоненным искам, предъявленным в интересах органов прокуратуры, прилагать копии судебных постановлений (актов), кратко указывать обстоятельства дела, анализировать основания удовлетворения требований (отклонения исков в защиту интересов органов прокуратуры), сообщать сведения о подаче жалобы либо отражать причины, по которым судебное постановление органом прокуратуры не оспаривалось.

3.2. Сведения о делах, рассмотренных судом апелляционной инстанции.

3.2.1. Количество поданных органами прокуратуры, а также рассмотренных судом апелляционных и частных жалоб.

3.2.2. Общее количество рассмотренных дел, в том числе по жалобам органов прокуратуры.

3.2.3. Результаты их рассмотрения (оставлено без изменения, отменено/изменено, прекращено производством, оставлено без рассмотрения) в том числе по жалобам органов прокуратуры.

3.2.4. По отклоненным жалобам прилагать копии необходимых материалов (постановление (акт) суда первой инстанции, жалоба, акт суда апелляционной инстанции), кратко изложив обстоятельства дела, анализировать основания их отклонения и сообщать о предпринятых в этой связи органами прокуратуры процессуальных действиях.

3.2.5. В случае отмены (изменения) в апелляционном порядке судебных постановлений (актов) по жалобам иных участников спора, прилагать копии необходимых материалов, кратко излагать обстоятельства дела, анализировать причины пересмотра акта суда первой инстанции, а также сообщать о предпринятых в этой связи органами прокуратуры процессуальных действиях.

3.3. Информация о вынесенных в адрес органа прокуратуры частных определениях (количество, основания вынесения, результаты обжалования, а в случае вступления их в законную силу — сведения об исполнении и принятых в этой связи мерах реагирования) с приложением копий вынесенных судебных постановлений (актов).

3.4. Сведения о делах, рассмотренных судами кассационной и надзорной инстанций, представлять в порядке, обозначенном в пункте 3.2 настоящего приказа.

3.5. Примеры рассмотрения наиболее значимых и интересных с правовой точки зрения споров, анализ причин удовлетворения требований, предъявленных к органам прокуратуры (обоснованность требований, судебная ошибка, допущенные при осуществлении представительства просчеты и прочее), а в случае вступления судебных постановлений (актов) по таким делам в законную силу также отражать сведения о том, принимались ли меры к устранению указанных причин и управленческие решения.

3.6. Предложения о совершенствовании работы по обеспечению представительства и защите интересов органов прокуратуры Российской Федерации и их должностных лиц.

Обзор документа

Определяется новый порядок обеспечения представительства и защиты интересов органов и организаций прокуратуры в судах.

Так, закрепляются обязанности прокуроров в данной сфере. Назначаются ответственные структурные подразделения. Прописываются основные действия.

Приводится перечень сведений о работе по обеспечению представительства и защите интересов органов прокуратуры и (или) их должностных лиц в судах.

Действующий приказ по данным вопросам признается утратившим силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Требования по предоставлению пакета документов

Требования по предоставлению Хозорганом пакета документов

в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве»

Хозорган (Заявитель) подает следующие документы (заверенные надлежащим образом):

1. Заявка на подключение комплекса пожарной сигнализации, смонтированной на объекте защиты, к Оборудованию (форма-приложение к Техническому регламенту, предоставляется оригинал с подписью руководителя Хозоргана, заверенной основной печатью Хозоргана) с сопроводительным письмом (предоставляется оригинал с подписью руководителя Хозоргана, заверенной основной печатью Хозоргана). Заявка подается в количестве 1 штуки на каждый адрес.

2. Акт выполненных работ по монтажу и пусконаладочным работам радиоканальной системы передачи извещений, подписанный организацией, осуществлявшей монтаж. Если в акте выполненных работ по монтажу и пусконаладочным работам не указан адрес объекта, необходимо представить договор, в соответствии с которым проводились работы (предоставляется копия, заверенная подписью руководителя Хозоргана и основной круглой печатью).

3. Договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации (АПС) (предоставляется копия, заверенная подписью руководителя Хозоргана и основной круглой печатью). Электронные подписи.

4. Договор на техническое обслуживание радиоканальной системы передачи извещений (предоставляется копия, заверенная подписью руководителя Хозоргана и основной круглой печатью). Электронные подписи.

5. Лицензия подрядной организации, которая смонтировала оборудование (предоставляется копия, заверенная подписью руководителя Хозоргана и основной круглой печатью).

6. Лицензия подрядной организации, которая проводит техническое обслуживание АПС (предоставляется копия, заверенная подписью руководителя Хозоргана и основной круглой печатью).

7. Лицензия подрядной организации, которая проводит техническое обслуживание радиоканальной системы передачи извещений (предоставляется копия, заверенная подписью руководителя Хозоргана и основной круглой печатью).

8. Два экземпляра акта (на каждый адрес) о подключении к Оборудованию, подписанных руководителем Хозоргана и основной круглой печатью Хозоргана (форма-приложение к настоящему регламенту, предоставляются оригиналы – предоставляется для последующего подписания ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве»).

Документы представляются в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве» по адресу:

РФ, город Москва, улица Пречистенка, дом 22, канцелярия ЦУКС (местный тел. 11171).

Время приема документов: понедельник-четверг с 11.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.00, пятница с 11.00 до 13.00. Телефон канцелярии: 8 499 244-81-71.

Документы могут быть сданы любым лицом (уполномоченным соответствующей доверенностью).

При отсутствии одного из документов, перечисленных в перечне (см. выше), Вам может быть отказано в подключении по истечении 30 календарных дней с даты подачи документов.

Документы выдаются по доверенности на получение (с перечислением адресов и названий объектов, сроками действия доверености и ксерокопиями по количеству объектов в доверености), с предъявлением паспорта.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа: Постановление № А43-30246/2014 от 19.05.2016

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,

при участии представителей

от заявителя: Кокиной М.В. (доверенность от 12.01.2016 N 1105/15-12/16ис),

от заинтересованного лица: Крюкова А.П. (доверенность от 11.01.2016 N 17)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного

Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

по Нижегородской области

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016,

принятое судьями: Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., Рубис Е.А.,

по делу N А43-30246/2014

по заявлению Департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода о

признании недействительным предписания Управления надзорной деятельности и

профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий по Нижегородской области от 02.09.2014 N 378-1-136

Департамент финансов администрации города Нижнего Новгорода (далее — Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее — Управление, надзорный орган) от 02.09.2014 N 378-1-136.

Арбитражный суд Нижегородской области решением от 16.11.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2016, отказал в удовлетворении заявленного требования.

Надзорный орган не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

Ссылаясь на Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон N 69-ФЗ), Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятые постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее — СНиП 21-01-97*), заявитель жалобы считает, что спорное здание не соответствует требованиям пожарной безопасности и создает угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем Департамент не вправе осуществлять его эксплуатацию до устранения выявленных нарушений. По мнению Управления, оспариваемое предписание является законным. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период 20.08.2014 по 16.09.2014 на основании распоряжения заместителя руководителя от 18.08.2014 N 378 уполномоченное должностное лицо Управления провело проверку здания, расположенного по адресу: Нижний Новгород, площадь Театральная, дом 2, на предмет устранения Департаментом ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании от 20.01.2014 N 462-1-4.

В ходе проверки надзорный орган выявил нарушения СНиП 21-01-97*, а именно:

пункта 6.28 — допущено устройство забежных ступеней на путях эвакуации (в лестничных маршах с 4-го по 1-й этаж) (пункт 1 предписания);

пункта 6.12 — ширина эвакуационных выходов с 1-го этажа менее 1,2 м (по факту 0,75-м; 0,8-м) (пункт 2 предписания);

пункта 7.23 — лестница, служащая для сообщения между подвальным и первым этажом не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (пункт 3 предписания).

Результаты проверки зафиксированы в акте от 01.09.2014.

Департаменту выдано предписание от 02.09.2014 N 378-1-136 по устранению выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.08.2015.

Департамент не согласился с указанным предписанием и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 69-ФЗ, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ), Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 73-ФЗ, Закон об объектах культурного наследия), СНиП 21-01-97*, суд первой инстанции исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания и удовлетворил заявленное требование.

Другие статьи:  Льготы при лишении отцовства

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом N 69-ФЗ.

На основании статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

Должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе, проводить проверки, выдавать организациям предписания по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ, Федеральный закон N 294-ФЗ).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон N 294-ФЗ.

В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона N 294-ФЗ при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

В этой связи предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо влечет нарушение его законных прав и интересов.

Суды установили, что проверяемое на предмет пожарной безопасности здание, расположенное по адресу: Нижний Новгород, площадь Театральная, дом 2, являлось памятником истории и культуры, что подтверждается содержащимися в материалах дела Охранным обязательством от 06.01.1994 N 73пик.

Распоряжением Главы администрации города Нижнего Новгорода от 25.01.1993 N 81-о здание N 2 по Театральной площади передано Департаменту финансов в оперативное управление с правом постановки на баланс Департамента.

При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что названное здание должно эксплуатироваться с учетом особенностей, предусмотренных специальным федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия.

На основании статьи 33 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В части 1 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и в соответствии с документацией, согласованной с данным органом.

В соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, а значит и работы, направленные на обеспечение соблюдения действующих требований пожарной безопасности, проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия и строительные нормы и правила применяются при проведении таких работ только в случаях, не противоречащих интересам сохранения указанного объекта.

В статье 46 Федерального закона N 73-ФЗ определено, что физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с данным законом.

Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что исполнение владельцем памятника истории и культуры выданного ему органом государственного пожарного надзора предписания об устранении нарушений современных, действующих требований пожарной безопасности, обнаруженных указанным органом на территории данного памятника, посредством проведения соответствующих строительных и иных работ возможно только при условии соблюдения им перечисленных положений Федерального закона N 73-ФЗ.

Суды обоснованно посчитали, что, выдав Учреждению оспариваемое предписание об устранении требований пожарной безопасности, предусмотренных СНиП 21-01-97*, одним из способов исполнения которого является проведение необходимых работ в здании памятника истории и культуры, Отдел должен был учесть указанные требования Федерального закона N 73-ФЗ и возможность их соблюдения в ходе исполнения предписания владельцем названного объекта культурного наследия.

В рассмотренном случае Департаменту вменяется нарушение пунктов 6.16, 6.28 и 7.23 СНиП 21-01-97*.

В силу пункта 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.

В пункте 1.7 СНиП 21-01-97* установлено, что необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», которые утратили силу с 01.10.2003.

В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.

Следовательно, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежали применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.

Из представленного в материалы дела письма ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» (Нижегородский филиал) от 21.01.2015 N 05/224 следует, что в техническом паспорте объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, площадь Театральная, дом 2, в строке «год постройки» указано «до 1917 года».

Документы, содержащие точную дату постройки здания, в инвентарном деле отсутствуют. Согласно Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области по состоянию на 01.01.2000, здание построено в 1908-1909 годах. После 1993 года функциональное назначение здания Департаментом не изменялось.

Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, не имеется, а нарушения правил пожарной безопасности, невыполнение которых вменено Департаменту, связаны с конструктивным изменением здания.

Суды обоснованно посчитали, что организация, использующая здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязана вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97*.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 N 45-АД14-8.

Кроме того, судами установлено, что Департамент предпринимает все возможные меры по приведению помещений в соответствие с требованиями пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание административного органа не соответствовало действующему законодательству и нарушало права и законные интересы Департамента в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленное требование.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 по делу N А43-30246/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области — без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.