Договор о взаимопомощи ссср и франции

Договор о взаимопомощи ссср и франции

«Восточный пакт», проект договора о взаимопомощи между СССР, Чехословакией, Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Литвой против гитлеровской агрессии. Идея «В. п.» возникла в ходе обсуждения в конце 1933 года правительствами СССР и Франции напряжённой международной обстановки, сложившейся в результате демонстративного выхода гитлеровской Германии из Лиги Наций и ухода с конференции по разоружению (14.10.1933). Советский Союз в декабре 1933 года предложил заключить региональный договор о взаимной помощи с участием СССР, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Бельгии и Финляндии. В мае 1934 года французский министр иностранных дел Барту предложил привлечь Германию к участию в этом договоре, чтобы лишить её повода заявлять, что «В. п.» преследует будто бы цель «окружения» Германии. Барту также предложил исключить из регионального договора Францию, которая, однако, заключит с СССР отдельный пакт о взаимопомощи. Согласно этому пакту СССР должен был взять в отношении Франции обязательства, вытекающие из Локарнских договоров 1925 года. Во время франко-советских переговоров в мае — июне 1934 года Советское правительство заявило о своём согласии с французскими поправками. Проект «В. п.» был направлен заинтересованным государствам. О своей готовности присоединиться к «В. п.» заявили Чехословакия, Латвия, Эстония и Литва. При этом Латвия и Эстония обусловили своё согласие на участие в «В. п.» присоединением к нему Германии и Польши. Что касается английского правительства, к которому Барту обратился с просьбой поддержать проект «В. п.», то оно обусловило свою поддержку включением Германии не только в региональный договор о взаимопомощи, но и во франко-советский договор с тем, чтобы Германии было обеспечено полное равноправие и на неё распространялись советские и французские гарантии. Франция и СССР, желая добиться осуществления проекта «В. п.», дали на это согласие. Однако в начале сентября 1934 года гитлеровское правительство заявило, что участие Германии в «В. п.» невозможно, пока не будет признано её полное равноправие в вооружениях и что Германия не заинтересована в советских и французских гарантиях и предпочитает двусторонние или, в крайнем случае, многосторонние пакты о ненападении и консультации, а не договоры о взаимопомощи. Таким образом, германское правительство отказалось участвовать в «В. п.», т. к. он мог затруднить гитлеровцам проведение агрессивной политики. Польское пр-во, подписав с Германией в январе 1934 соглашение о ненападении, также заняло отрицательную позицию в отношении проекта «В. п.». После инспирированного гитлеровцами убийства Барту (9.10.1934) новый министр иностранных дел Франции Лаваль фактически повёл линию на срыв осуществления проекта «В. п.». В этом ему помогало английское правительство, не желавшее допустить создания барьера против агрессивной политики фашистской Германии. Проект «В. п.» оказался неосуществлённым; он остался свидетельством усилий сов. дипломатии создать в Европе действенные гарантии коллективной безопасности против гитлеровской агрессии.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Документы внешней политики СССР. Т. 16— 17. 1 янв. 1933—31 дек. 1934 гг. М., 1970—71;

История второй мировой войны. 1939 — 1945. Т. 1. М., 1973, с. 276—298;

С и п о л с В. Я. Советский Союз в борьбе за мир и безопасность. 1933—1939. М., 1974, с. 5—117;

Всемирная история. Т. 9. М., 1962, с. 300— 303.

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Договор о взаимопомощи ссср и франции

Раздел III. РАЗРУШЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ СИСТЕМЫ МИРОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Глава 10. КРИЗИС ВЕРСАЛЬСКОГО ПОРЯДКА (1933 — 1937) >

14. Подписание перекрестных договоров СССР, Франции и Чехословакии

Сомнения Франции в отношении сотрудничества с СССР сказывались на всем процессе складывания советско-французского альянса — с момента подготовки и подписания 2 мая 1935 г. Договора о взаимной помощи до его неоправданно затянувшейся ратификации французской стороной 27 февраля 1936 г.

Ст. 2 договора предусматривала немедленное оказание обеими сторонами помощи той из них, которая подвергнется неспровоцированному нападению третьей державы. При наличии угрозы такого нападения Франция и СССР должны были вступить во взаимные консультации (ст. 1). Договор заключался сроком на пять лет с возможностью его последующего продления.

Обязательства сторон по договору были сформулированы достаточно определенно. Однако их практическая реализация была обставлена множеством оговорок, указывавших на необходимость предварительных консультаций сторон как с Лигой наций, так и со странами-участницами Рейнского гарантийного пакта. Это существенно снижало эффективность договора. Оговорки могли допускать различные интерпретации процедурных вопросов. Все это придавало документу настолько обтекаемую форму, что потребовалось подписать отдельный специальный протокол, в котором стороны обязывались оказывать друг другу помощь независимо от того, какими окажутся рекомендации Лиги наций в связи с возможным конфликтом.

Вследствие этих обстоятельств договор символизировал скорее вынужденный компромисс, чем ясно выраженную волю сторон к сотрудничеству. Вместе с тем, с учетом неудачи попыток создания многостороннего пакта с участием Германии, советско-французский договор приобретал объективно антигерманскую направленность и возвращал Европу к логике взаимно противостоящих коалиций.

Пакт создал общие юридические рамки для будущего сотрудничества. Но его нельзя было наладить без особой конвенции, которая бы регламентировала практические вопросы взаимодействия. Это предполагало проведение переговоров экспертов по линии военных ведомств. Затяжка с ратификацией договора и колебания французского правительства заблокировали создание полноценной структуры военного сотрудничества двух стран. В таком случае договор приобретал отчасти отвлеченно декларативный характер.

Через две недели после подписания советско-французского договора 16 мая 1935 г. в Праге был заключен Договор о взаимопомощи между СССР и Чехословакией. По своей направленности советско-чехословацкий договор полностью соответствовал советско-французскому и косвенно к нему апеллировал. В ст. 2 договора говорилось, что Чехословакия и СССР будут оказывать помощь друг другу, если кто-то из них подвергнется неспровоцированному нападению третьей державы и если такая же помощь будет оказана жертве агрессии Францией. Таким образом, Чехословакия пыталась обезопасить себя не только от германской угрозы, но и от казавшихся ей возможными посягательств на ее суверенитет со стороны самого Советского Союза, что было возможно, если бы СССР ввел в Чехословакию свои войска под видом оказания ей помощи. При этом Чехословакия не имела общей границы с СССР, и ввод советских контингентов на чехословацкую территорию был возможен только при условии их беспрепятственного прохода через Румынию или Польшу, из которых последняя считалась в тот момент потенциальным союзником германии. Что касается помощи Франции, то Чехословакия должна была ее получить в соответствии с подписанным в 1925 г. в Локарно франко-чехословацким гарантийным договором. Однако и с Францией Чехословакия не имела общей границы.

Договоры СССР с Францией и Чехословакией как странами-участницами системы Локарнских соглашений означали косвенное подключение Советского Союза к механизму международно-правовых гарантий европейской стабильности. Однако без взаимного доверия трех стран было невозможно поставить декларированные ими взаимные обязательства на надежную практическую основу. В свою очередь без системы практических мер перекрестные договоры не могли сыграть ту стабилизирующую международную ситуацию роль, которая на них изначально возлагалась.

СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое «СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ» в других словарях:

СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ — 1) С. ф. д. 1932 о ненападении подписан 29. XI послом СССР в Париже В. С. Довгалевским и председателем Совета министров и министром иностранных дел Франции Э. Эррио. Франция была одним из организаторов интервенции в Советской России; она позже… … Дипломатический словарь

Другие статьи:  Прекращение ипотеки судебная практика

СОВЕТСКО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ — Временный договор 1922 Об установлении торгово экономи ческих отношений подписан в Праге 5 июня главой торг. делегации РСФСР П. Н. Мостовенко и зам. мин. иностр. дел Чехословакии В. Гирсом. Заключению договора способствовали: движение трудящихся… … Советская историческая энциклопедия

ФРАНКО-ТУРЕЦКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ — 1) Ф. т. с. 1921 (именуемое иногда соглашением Франклен Буйона или Анкарским соглашением ) подписано 20. X в Анкаре председателем комиссии по иностранным делам французской палаты депутатов Франклен Буйоном и министром иностранных дел… … Дипломатический словарь

Советско-финская война (1939—1940) — См. также: Советско финские войны Советско финская война (1939 1940) Вторая мировая война … Википедия

АНГЛО-СОВЕТСКИЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ — 1) А. с. т. с. 1921 подписано в Лондоне 16. III от РСФСР Л. Б. Красиным, от Великобритании министром торговли сэром Робертом Хорном. Это было первое соглашение общего характера между Советской республикой и Великобританией, а вместе с тем и… … Дипломатический словарь

Локарнские договоры — Бывший «Гранд отель» в Локарно, где проходила Локарнская конференция. Ныне кантональное управление полиции … Википедия

Локарнские соглашения — Бывший «Гранд отель» в Локарно, где проходила Локарнская конференция. Ныне кантональное управление полиции Локарнские договоры 1925 года семь договоров, ставших итогом переговоров, проходивших в швейцарском Локарно с 5 по 16 октября 1925 года и… … Википедия

Франко-советский пакт о взаимопомощи — Франко советский пакт о взаимопомощи соглашение о военной помощи между Францией и СССР, заключённое 2 мая 1935 года. Договор знаменовал существенный сдвиг в советской политике от позиции противодействия Версальскому договору к более… … Википедия

ФРАНКО-СОВЕТСКИЙ ДОГОВОР 1944 — см. в ст. Советско французские договоры и соглашения … Советская историческая энциклопедия

16 мая 1935 года был заключен советско-чехословацкий договор о взаимопомощи

30 января 1933 года рейхсканцлером Веймарской республики был назначен Адольф Гитлер. И года не понадобилось Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), чтобы полностью захватить власть в Германии. Между зимой и летом в стране произошло несколько важнейших событий, превративших НСДАП в главную политическую силу страны. Благодаря поджогу Рейхстага, в котором были обвинены коммунисты, нацисты опубликовали закон «О защите народа и государства». Принятый позже закон «О чрезвычайных полномочиях» передал в руки имперского правительства законодательную власть. Были запрещены профсоюзы, а чуть позже — Социал-демократическая партия Германии, обвиненная в государственной измене. Наконец, закон «Против образования новых партий» превратил Германию в однопартийное государство.

Германия активно готовилась к войне — даже задачи в школьных учебниках отражали направление мыслей нацистского правительства: «Современный ночной бомбардировщик может нести 1800 зажигательных бомб. Какова длина пути, вдоль которого он может распределить эти бомбы, если он сбрасывает одну бомбу в секунду при скорости 250 км в час? Насколько далеко друг от друга окажутся воронки от взрывов? Сколько километров могут поджечь 10 таких самолетов, если они летят с дистанцией 50 метров друг от друга? Сколько костров получится, если 1/3 бомб достигнет своих целей и 1/3 из них загорится?».

Агрессивные устремления нацистов были очевидны Советскому Союзу. На смену советско-германской дружбе пришла взаимная ненависть: кампания против коммунистов и социалистов говорила сама за себя. Особенную тревогу внушало то, что крупнейшие западноевропейские державы — Великобритания и Франция — взяли курс на сотрудничество с фашистской Италией и нацистской Германий: 15 июля 1933 года был подписан «Пакт согласия и сотрудничества»: четыре державы Европы сформировали содружество, которое должно было заниматься решением международных проблем в Европе, в том числе и задачей противостояния коммунизму. Советские дипломаты справедливо опасались формирования единого антисоветского блока капиталистических государств.

В этих условиях советское правительство взяло курс на заключение договоров о ненападении и взаимопомощи с теми капиталистическими странами, которые считало «неагрессивными». В декабре 1933 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «Об активизации внешнеполитической деятельности Советского государства в целях предотвращения войны на основе плана коллективной безопасности». Этот курс быстро принес свои плоды: был заключен ряд договоров о ненападении с Латвией, Эстонией, Польшей, Афганистаном и даже двумя державами, участвовавшими в «пакте четырех», — Францией и Италией. Кроме этого, были заключены договоры о дружбе с Турцией и о гарантиях и нейтралитете с Ираном. Однако надежды советского правительства на то, что удастся договориться с Польшей о создании советско-польско-чехословацкого блока, который помешал бы возможной агрессии Германию в отношении одной из стран-участниц, провалился: 26 января 1934 года был подписан договор о ненападении между Германией и Польшей, вошедший в историю как «Пакт Пилсудского — Гитлера».

После этого важно было добиться заключения договора о взаимопомощи хотя бы с Чехословакией. Еще в апреле 1935 года правительства обеих стран начали взаимные контакты по заключению такого договора, но чехословацкое правительство не торопилось с согласием — оно желало, чтобы прежде СССР убедил заключить подобный договор Францию. Президент Чехословакии Эдвард Бенеш считал Советский Союз довольно слабой в военном отношении державой и сомневался, что в случае вторжения Гитлера в Восточную Европу обе страны сумеют ему противостоять. А вот если в дело вступит еще и Франция… Последнюю Бенеш как раз переоценивал. Но, как бы то ни было, советским дипломатам удалось заключить аналогичный договор с Францией, и 16 мая 1935 года советско-чехословацкий пакт о взаимопомощи был наконец подписан Бенешем и советским послом в Чехословакии Сергеем Александровским.

Текст основных статей документа фактически повторял положения советско-французского договора, за исключением 2-й статьи, где была такая формулировка: «Обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь Стороне — жертве нападения будет оказана со стороны Франции». В случае угрозы вторжения обе стороны должны были немедленно начать совместные консультации, при начале прямой агрессии против одной из них — оказывать друг другу военную помощь.

Договор о взаимопомощи с Чехословакией был несомненной победой советской дипломатии. Вместе с советско-французским договором он имел характер тройственного соглашения. Учитывая традиционную французскую германофобию, страх перед немецким военным реваншем, со временем это соглашение могло бы превратиться в основу для системы коллективной безопасности в Европе. Однако этот внешнеполитический успех свели на нет будущие союзники СССР по борьбе с Гитлером, которые пока что не хотели с ним конфликтовать. Увы, советско-чехословацкий договор не спас Чехословакию от расчленения. Когда Гитлер выдвинул права Германии на Судетскую область, советское правительство активно предлагало Великобритании и Франции общими силами защитить Чехословакию. Однако правительства обеих стран Западной Европы посчитали, что от Гитлера удастся «откупиться» небольшим кусочком чужой страны — обе державы демонстративно отказались от услуг Сталина и даже не пригласили советских представителей на Мюнхенское совещание в сентябре 1938 года. Согласие «великих держав» Европы на передачу Судетской области Германии было первым шагом к утрате Чехословакией целостности: в марте 1939 года Германия навязала Чехии и Моравии немецкий протекторат, запретив местные партии и ликвидировав оппозицию. Официальное начало Второй мировой войны неумолимо приближалось, хотя фактически она уже началась.

Советско-французский договор о взаимной помощи

Рост военной угрозы со стороны фашистской Германии подтолкнул Францию к сближению с Советским Союзом. Активным сторонником этого курса был французский министр иностранных дел Луи Барту.

Человек правых взглядов, бывший сотрудник Клемансо и Пуанкаре, Барту принадлежал к той группе французских политиков, которая видела в возрождении традиционного союза с Россией главную гарантию безопасности Франции против угрозы со стороны Германии.

При активном участии Барту был подготовлен проект оборонительного Восточного пакта, гарантировавшего безопасность Франции, СССР, Германии, Польши, Чехословакии и Прибалтийских стран, но Германия и Польша отказались от участия в этом пакте.

9 октября 1934 г. в Марселе во время встречи югославского короля, прибывшего с визитом во Францию, король и Барту были убиты хорватскими террористами, но переговоры с Советским Союзом не прекратились. Поскольку Германия и Польша не хотели участвовать в Восточном пакте, французское правительство приняло советское предложение заключить двусторонний договор о взаимной помощи между Францией и СССР.

Другие статьи:  С 01012019 судебные приставы

По условиям этого договора, подписанного в Париже 2 мая 1935 г., Советский Союз и Франция обязались немедленно оказать друг другу помощь и поддержку в случае неспровоцированного нападения со стороны какого-либо европейского государства.

Предполагалось, что такая помощь будет предоставляться в соответствии с рекомендациями Совета Лиги Наций, но если бы Совет не смог достичь единогласия, Франция и СССР все равно должны были выполнить свои обязательства.

Советско-французский договор не был замкнутым военным пактом. Напротив, в его тексте указывалось, что Франция и СССР продолжают считать желательным заключение более широкого регионального пакта, который мог бы его заменить.

16 мая 1935 г. Советский Союз подписал договор о взаимопомощи с союзницей Франции Чехословакией. По настоянию правительства Чехословакии, не желавшего принимать помощи от одного только Советского Союза и тем более, единолично помогать СССР, в советско-чехословацкий договор была внесена существенная оговорка: обязательства о взаимопомощи между СССР и Чехословакией вступали в силу лишь в том случае, если Франция также окажет помощь жертве агрессии.

Вскоре после заключения советско-французского пакта подписавший его министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль отправился в Москву, где был принят руководителями Советского государства во главе со Сталиным.

16 мая 1935 г. в печати появилось официальное сообщение о беседах Сталина с Лавалем, в котором, в частности, говорилось, что Сталин высказал «полное понимание и одобрение политики государственной обороны, проводимой Францией в целях поддержания своих вооруженных сил на уровне, соответствующем нуждам ее безопасности».

Противники советско-французского договора о взаимной помощи

Это заявление вызвало большое волнение среди французских коммунистов, потому что ФКП с момента своего основания выступала против политики «национальной обороны» и отстаивала лозунг «революционного пораженчества».

Коммунисты не понимали, что в условиях наступления фашизма и растущей угрозы нападения на Францию гитлеровской Германии политика «революционного пораженчества» была на руку нацистам. После выступления Сталина руководство ФКП во главе с Торезом заявило: «Сталин прав».

Несмотря на настояния СССР, французское правительство отказывалось дополнить договор конкретной военной конвенцией и затягивало его ратификацию. Лишь 27 февраля 1936 г. он был ратифицирован Палатой депутатов, а 12 марта — Сенатом.

Ввод германских войск в Рейнскую зону

Использовав ратификацию советско-французского договора в качестве предлога, гитлеровская Германия 7 марта 1936 г. ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую зону. Тем самым она нарушила положения Версальского договора (а также Локарнских соглашений).

Французское правительство, следуя за Англией, не предприняло никаких действенных мер, хотя в тот момент вооруженные силы Франции превосходили германские.

Оно лишь заявило, что действия Германии являются незаконными, и поставило вопрос об этом в Лиге Наций. Советское правительство предложило Лиге Наций принять коллективные меры против нарушения международных обязательств, но большинство ее членов отказалось применить какие-либо санкции против Германии.

А.А. Громыко. История внешней политики СССР 1917-1980 гг

Договоры СССР о взаимной помощи с Францией и Чехословакией

Отказ Германии и Польши от участия в Восточном пакте, а также интриги Англии, направленные на срыв заключения этого пакта, сделали фактически невозможным его заключение. Советское правительство оказалось перед необходимостью предпринять новые шаги в деле организации коллективной защиты мира. С этой целью оно обратилось к Парижу с предложением вернуться к первоначальному проекту 1933 г., согласно которому предполагалось начать создание коллективной безопасности в Европе с заключения советско-французского договора о взаимной помощи. СССР был тогда твердо убежден в том, что «только пакты о взаимопомощи служат делу сохранения мира», поскольку в них могут участвовать все государства, заинтересованные в поддержании мира. При наличии такого пакта никто «не может считаться окруженным или подвергающимся какой-либо опасности, если только он разделяет стремление к миру остальных соучастников» 91.

88 Там же, с. 242.

89 Документы внешней политики СССР, т. 18, с. 235.

90 The Eden Memoirs. Facing the Dictators. London, 1962, p. 171.

Оказавшись перед фактом все усиливавшейся угрозы агрессии со стороны фашистской Германии, которая в это время уже ввела всеобщую воинскую повинность и приступила к созданию военной авиации, французское правительство было вынуждено после некоторых колебаний подписать 2 мая 1935 г. договор о взаимной помощи с СССР 92.

Согласно протоколу подписания СССР и Франция объявляли, что, как и прежде, считают желательным заключение регионального пакта о коллективной безопасности.

Советско-французский пакт гласил, что если один из его участников оказался бы под угрозой нападения какого-либо европейского государства, то Франция и СССР должны были немедленно консультироваться в целях принятия мер согласно статье 10 Устава Лиги наций, предусматривавшей взаимные гарантии территориальной целостности государств — членов Лиги.

Статья II пакта предусматривала, что в случае если Франция или СССР окажутся предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, то договаривающиеся стороны окажут друг другу немедленную помощь и поддержку, действуя применительно к статье 16 Устава, которая предусматривала меры военного характера.

В статье IV говорилось, что договор не может быть истолкован ни как ограничение обязанностей самой Лиги наций, ни как ограничение обязанностей СССР и Франции как ее членов. Согласно ст. V срок действия договора устанавливался в 5 лет 93.

В протоколе подписания стороны заявили, что они выполнят свои обязательства по данному пакту даже в том случае, если Совет Лиги не вынесет соответствующего решения. Было условлено, что обязательства помощи относятся лишь к случаю нападения на собственную территорию договаривающихся сторон.

Подписание советско-французского пакта о взаимной помощи явилось крупнейшим событием в международной жизни середины тридцатых годов. В результате его заключения выиграло дело мира в Европе, а также укрепилось военно-стратегическое положение Франции в отношении гитлеровского рейха, который оказался перед фактом вести войну на два фронта в случае, если Германия напала бы на Францию или СССР.

Однако договор не предусматривал автоматизма действия обязательств о взаимопомощи, что, безусловно, снижало его значение. К отрицательным последствиям следует отнести и то, что одновременно с договором не была заключена военная конвенция, в которой статьи пакта были бы воплощены в конкретные обязательства о формах, условиях и размерах военной помощи. Эти недостатки являлись результатом деятельности Лаваля, который сам признавался, что ему удалось свести советско-французский пакт о взаимопомощи к минимуму, так как он всячески старался ограничить объем обязательств по взаимной помощи и не отказался от мысли о соглашении с Гитлером.

91 Документы внешней политики СССР, т. 17, с. 430.

92 Документы внешней политики СССР, т. 18, с 309-312.

93 Там же, с. 310.

Советско-французский договор мог сыграть большую роль в организации системы коллективной безопасности в Европе при условии, что Франция, как и СССР, положила бы его в основу своей политики в вопросе о европейской безопасности.

Состоявшееся 16 мая 1935 г. подписание советско-чехословацкого договора о взаимной помощи, казалось, подтверждало, что франко-советский договор заложил прочную основу в дело организации европейской безопасности. Фактически советско-чехословацкий договор отличался от франко-советского только одним условием, зафиксированным в пункте II протокола подписания. «Одновременно оба правительства признают,- говорилось в нем,- что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь стороне — жертве нападения будет оказана со стороны Франции» 94. Такая весьма важная по своему значению оговорка была включена в протокол подписания по требованию Бенеша. «Он (т. е. Бенеш.- Ред.),- говорилось в инструкции чехословацкого МИД своим послам,- вставил в текст фразу, что обязательства пакта распространяются на нас лишь в том случае, если они распространяются на Францию. Тем самым он хотел предотвратить автоматическое действие пакта» 95. Таким образом, Бенеш и стоявшие за ним буржуазные круги заранее ограничили возможность оказания Чехословакии помощи со стороны СССР, равно как и чехословацкой помощи Советскому Союзу, поставив в качестве непременного и предварительного условия этой помощи помощь со стороны Франции. Несмотря на явную непоследовательность чехословацкого правительства, проявленную им в ходе переговоров о пакте взаимопомощи, Советское правительство приветствовало указанный пакт как начало нового этапа в отношениях между обеими странами.

Другие статьи:  Федеральный закон от 13121996 150 фз об оружии

Пакты о взаимной помощи между СССР и Францией, между СССР и Чехословакией являлись реализацией тех мероприятий по укреплению всеобщего мира, которые содержались в решении Политбюро ЦК ВКП(б) от 19 декабря 1933 г. Заключение этих пактов способствовало укреплению позиций миролюбивых государств, выступавших за организацию отпора агрессору.

94 Документы внешней политики СССР, т. 18, с. 336.

95 Внешняя политика Чехословакии, 1918-1939: Сборник статей. М., 1959, с. 366.

Заключенные Советским Союзом договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией соответствовали главной линии развития мирной политики СССР, основы которой были определены Лениным. Это были важные внешнеполитические акты, направленные «на сплочение всех сил, какие только можно привлечь в этот момент к активной защите мира» 96.

Договоры эти «укрепляли военно-стратегическое положение их участников и вынуждали фашистскую Германию, в случае агрессивных акций против той или иной страны, считаться с вероятностью войны на два фронта»97. Наконец, имело немаловажное значение и то, что эти пакты укрепляли уверенность средних и малых государств в возможности сохранить мир и безопасность на европейском континенте путем заключения региональных пактов о взаимной помощи.

Конечно, европейский континент был важнейшим районом внешнеполитической активности СССР в тридцатые годы, поскольку именно Европа являлась тем местом, где находился политический центр мира и главный очаг военной опасности.

Вместе с тем СССР считал также весьма важным сохранение мира для народов Азии, где японская агрессия, поощряемая полной безнаказанностью ведущих западных держав, принимала угрожающие размеры. Поэтому Советский Союз выдвинул предложение о заключении регионального тихоокеанского пакта, чтобы коллективными усилиями сорвать захватнические замыслы японского милитаризма. Возможными участниками этого пакта были названы США, СССР, Китай и Япония. Предполагалось, что это мог быть пакт о ненападении и неоказании помощи агрессору. Предложение о заключении такого пакта было изложено наркомом по иностранным делам СССР Литвиновым в беседе с президентом Рузвельтом 16 ноября 1933 г. Рузвельт, как сообщал нарком, одобрил идею тихоокеанского пакта и сразу же поручил Буллиту, являвшемуся тогда специальным помощником госсекретаря, заняться этим вопросом и доложить ему98. Советское правительство высказало тогда пожелание, чтобы предложение о заключении тихоокеанского пакта было выдвинуто правительством США, имея в виду, что это обстоятельство могло бы облегчить его осуществление. США предложили, чтобы в этом пакте кроме ранее названных участвовали Англия, Франция и Голландия. Но дальше этого дело не пошло, в чем сказалось решающее влияние тех сил, которые выступали против сотрудничества с Советским Союзом. Правительство США отказалось внести это предложение на рассмотрение правительств — возможных участников пакта. Уклончивая позиция США была использована прежде всего английским правительством, проводившим политику потворствования японской агрессии. Лондон уклонился от ясного ответа на советское предложение о тихоокеанском пакте региональной безопасности. Что же касается США, то они вместо активной поддержки этого пакта встали на путь гонки морских вооружений, соревнуясь в этой области с Японией (на каждый японский корабль США стали строить три), будучи уверенными, что Япония не выдержит такого финансового бремени и проявит Готовность договориться с Америкой.

96 VII конгресс Коммунистического Интернационала и борьба против фашизма и войны, с. 267.

97 История второй мировой войны. 1939-1945, т. 1, с. 304.

98 Документы внешней политики СССР, т. 18, с. 659.

На протяжении более четырех лет (с ноября 1933 до середины 1937 г.) СССР неоднократно предпринимал попытки склонить западные державы к заключению этого регионального пакта. Советское правительство также обращалось и к правительству Китая в надежде, что оно проявит активность в этом вопросе. Так, в беседе 11 марта 1937 г. с китайским послом в Москве нарком иностранных дел отмечал, что только заключение регионального тихоокеанского договора могло бы положить конец японской агрессии в Китае и обеспечить мир на Дальнем Востоке. При этом нарком заверил посла, что СССР положительно относится к идее такого пакта. Поэтому, говорил он, главная задача заключается в том, чтобы получить согласие на пакт США и Англии 99.

Однако нанкинское гоминьдановское правительство, занятое больше поисками путей сговора с японскими агрессорами, чем организацией сил для их обуздания, отделывалось общими разговорами. К середине 1937 г. вопрос о заключении тихоокеанского пакта зашел окончательно в тупик вследствие отрицательного отношения к нему правительства США. Как заявил президент США советскому полпреду А. А. Трояновскому в конце июня 1937 г., «пактам веры нет» и что действительной гарантией является только сильный военно-морской флот100. Таким образом, несмотря на все усилия СССР, на Дальнем Востоке не удалось объединить силы для коллективной защиты мира.

Советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи

После гибели Барту французские правящие круги стали постепенно отходить от политики коллективной безопасности, но на первых порах им еще приходилось считаться с популярностью идеи советско-французского сближения. Даже новый министр иностранных дел Лаваль, стремившийся к сговору с Германией, был вынужден вначале продолжать линию своего предшественника.

5 декабря 1934 г. по настоянию Советского правительства было подписано советско-французское соглашение, в котором стороны заявили о своей решимости приложить все усилия для заключения Восточного пакта и обязались не заключать ни с каким государством, еще не выразившим своего согласия с Восточным пактом, договоров, затрудняющих его подготовку. Через несколько дней к соглашению присоединилась Чехословакия.

Вскоре Советское правительство предложило Франции заключить двусторонний договор о взаимной помощи против агрессии, и 2 мая 1935 г. он был подписан в Париже сроком на пять лет. Стороны договорились, что в случае неспровоцированного нападения на одну из них какого-либо европейского государства другая окажет «немедленно помощь и поддержку применительно к статье 16 Устава» Лиги наций. В приложенном к договору протоколе указывалось, что если Совет Лиги по той или иной причине не вынесет никакой рекомендации и если он не достигнет единогласия, то «обязательство взаимопомощи тем не менее будет выполнено». Отмечая, что данный договор является результатом переговоров, начатых первоначально для заключения европейского соглашения о безопасности, стороны по-прежнему высказывались в пользу такого соглашения.

Советско-французский договор, таким образом, предусматривал не только двустороннюю помощь, но и создание общеевропейской системы коллективной безопасности. Во время переговоров, состоявшихся 13—15 мая 1935 г. в Москве, СССР и Франция снова заявили о своей готовности продолжить усилия в этом направлении.

16 мая 1935 г. в Праге состоялось подписание советско-чехословацкого договора о взаимопомощи, аналогичного советско-французскому. Однако по настоянию правительства Чехословакии в договор была включена оговорка о том, что обязательство взаимопомощи вступит в силу для СССР и Чехословакии только в том случае, если на помощь жертве агрессии придет Франция. Эта оговорка значительно ослабляла эффективность советско-чехословацкого договора.

Правящие круги Франции и Чехословакии, пойдя на заключение договоров о взаимопомощи с Советским Союзом, действовали неискренне. Уже в мае 1935 г. Лаваль заверял германского посла во Франции, что «в любой момент можно будет пожертвовать договором с Советским Союзом, если это понадобится для полного и окончательного соглашения с Германией». Французское правительство под различными предлогами отказывалось разработать и подписать с СССР военную конвенцию, необходимость которой была признана во время переговоров о заключении договора.

Советское правительство, напротив, очень серьезно отнеслось к своим договорам с Францией и Чехословакией, рассматривая их как краеугольный камень создания европейской системы коллективной безопасности.