Договор о принципах международ

Право международных договоров

Принцип добросовестного соблюдения международных договоров

Поведение государств в сфере заключения и применения международных договоров регулирует универсальный международный договор – Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., вокруг которой группируются нормы права международных договоров.

Венская конвенция 1969 г. является основополагающим универсальным международным кодификационным актом, своеобразным «договором о договорах». На базе Венской конвенции 1969 г. была разработана и в 1986 г. в Вене на дипломатической конференции принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, однако эта Конвенция в силу не вступила как не набравшая нужное число ратификаций.

Кроме норм, содержащихся в перечисленных актах, в состав норм и принципов права международных договоров входят договорные и обычные нормы и принципы международного права, не нашедшие своего отражения и закрепления в упомянутых актах, но имеющие прямое отношение к международным договорам, содержащиеся, в частности, в ст. 102,103 Устава ООН, а также в многочисленных международных декларациях и других документах.

К числу важнейших принципов права международных договоров относится принцип добросовестного соблюдения международных обязательств pacta sunt servanda.

Принцип pacta sunt servanda распространяется в полном объеме и на все действующие принципы и нормы международного права и международные обязательства, вытекающие как из международных договоров, так и из международных обычаев.

Он не распространяется на договоры и обычаи, которые утратили свою юридическую силу, а также на недействительные договоры, заключенные в противоречие с основными принципами современного международного права.

Несоблюдение принципа pacta sunt servanda является международным правонарушением, за которое государства несут международную ответственность.

Юридическое содержание принципа соблюдения международных договоров

1. Применительно к международным договорам принцип их соблюдения означает прежде всего добросовестное выполнение своих договорных обязательств всеми государствами.

2. Принцип соблюдения международных договоров включает, далее, требование неукоснительного выполнения государствами своих международных договорных обязательств. Это означает, что международный договор должен выполняться независимо от внутренних и внешних факторов. Смена правительства в государстве, изменения в форме его правления или устройства, забастовки, стихийные бедствия, территориальные изменения, изменения в международной обстановке не могут влиять на выполнение государствами международных договоров. Исключение представляет абсолютная невозможность исполнения (в случае безвозвратного исчезновения или гибели объекта договора, коренное изменение обстоятельств).

3. Государство – участник международного договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения этого договора.

4. Государства не вправе заключать договоры в противоречие их обязательствам по действующим договорам, ранее заключенным ими с третьими государствами.

5. Принцип соблюдения международных договоров включает запрещение произвольного одностороннего прекращения и пересмотра международных договоров.

6. Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками международного договора не влияет на правовые отношения, установленные между ними договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договора (ст. 63 Венской конвенции 1969 г.).

Другим важнейшим принципом права международных договоров является принцип pacta tertiis nес nocent nес prosunt – договор не создает обязательств для третьей стороны.

Третье государство – это государство, не являющееся участником данного международного договора. Общее правило гласит: договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия (ст. 34 Венской конвенции). Это правило, известное как принцип pacta tertiis nес nocent nес prosunt, является общепризнанным принципом международного права.

Принцип нераспространения международных договоров на третьи государства (pacta tertiis nес nocet nec prоsunt) имеет еще один важный аспект: объектом международного договора не могут быть права и интересы третьих государств. Договор, нарушающий права и законные интересы третьих государств, является недействительным.

Однако от вопроса об обязательности международного договора в отношении третьих государств нужно отличать вопрос об уважении третьими государствами договоров других государств. Например, если два государства заключили договор о границах, то все другие государства должны с ним считаться, уважать его.

Понятие международного договора

Международный договор представляет собой определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, исполнения, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Объектом международного договора может быть лишь то, что законно и возможно для исполнения.

Субъектами международного договора выступают прежде всего государства. Однако в настоящее время в международной жизни все больше возрастает роль международных организаций государств. Эти организации также заключают международные договоры и являются его сторонами. Нации, (например, борющиеся за свое освобождение), также могут заключать международные договоры и являются их субъектами.

Классификация международных договоров

Двусторонние и многосторонние договоры

В науке международного права классификация международных договоров проводится по нескольким основаниям. Наиболее распространена классификация договоров по количеству субъектов, участвующих в них. Исходя из этого, договоры делятся на многосторонние (например, Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.) и двусторонние.

Договоры, независимо от того, к какой категории они относятся, согласно классификации, являются юридически обязательными и создают международно-правовые нормы, которым должны следовать их участники.

Наименование и виды международных договоров

Существуют различные наименования международных актов: соглашение, конвенция, договор, трактат, пакт, протокол, обмен нотами, декларация и пр. Однако эти различия в названии не имеют существенного юридического значения. Для классификации международных договоров по видам не существует общепризнанного критерия. Наиболее распространенным является деление договоров по содержанию (договоры политические, экономические, по вопросам культурного сотрудничества, по правовым вопросам и т. п.).

Заключение международного договора и его вступление в силу. Действие международного договора

Действие международного договора означает, что договор порождает международно-правовые нормы и вытекающие из них права и обязанности. В таком понимании действие международного договора нужно отличать от его действительности.

Условия действительности договоров. Действительным считается международный договор, если он в целом или в какойлибо части не противоречит основным принципам или императивным нормам международного права. Одним из важнейших условий действительности договора является соблюдение установленных правил при его заключении3. Действительность договора или согласия государства на обязательность для него договора может оспариваться только на основе общепризнанных норм международного права.

Договоры, не отвечающие перечисленным выше условиям, являются недействительными.

Условия и последствия недействительности договоров

Международный договор объявляется недействительным, если:

  1. он заключен с явным нарушением внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения договора (ст. 46);
  2. согласие на обязательство по договору дано по ошибке, если ошибка касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора и представлявших собой существенную основу для согласия на обязательность договора (ст. 48);
  3. государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах государства (ст. 49);
  4. согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством (ст. 50);
  5. представитель государства дал согласие на условия договора под принуждением или угрозами, направленными против него (ст. 51);
  6. заключение договора явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН (ст. 52);
  7. договор в момент заключения противоречит основным принципам международного права (ст. 53).

Если договор признан недействительным, то либо его участники полностью освобождаются от обязательств выполнения договора в дальнейшем, либо устраняются основания, которые послужили причиной недействительности договора.

Подписание договора

Подписание – важный этап в процедуре заключения договора, имеющий существенное правовое значение. Это наиболее распространенная форма выражения согласия сторон на принятие обязательств, возлагаемых договором на его участников. В

тех случаях, когда договор не подлежит ратификации или последующему одобрению, – а таких договоров большинство, – подписание является актом, после которого договор вступает в силу и подлежит исполнению его участниками.

Наряду с подписанием договоры могут заключаться путем обмена документами, составляющими договор (например, соглашение, заключенное путем обмена нотами).

Приложения к договору

Другие статьи:  Вохринцева наглядные пособия купить

Договор может иметь различного рода приложения. Ими, в частности, могут быть отдельные добавочные статьи, подписанные при заключении договора. По взаимному согласию сторон всякого рода приложения могут составить нераздельную часть основного договора. В этом случае они имеют ту же силу, что и договор, к которому они присоединены, и одновременно с ним ратифицируются.

Момент вступления договора в силу

Время вступления договора в силу обычно указывается в самом его тексте. Им может быть: 1) дата подписания; 2) момент обмена ратификационными грамотами; 3) иной какой-либо порядок, указанный в самом договоре по решению договаривающихся сторон.

Договор, подлежащий ратификации, может вступить в силу с момента подписания до его ратификации, если стороны так решили.

Многосторонние договоры обычно подлежат ратификации и вступают в силу после того, как будет сдано на хранение депозитарию определенное количество ратификационных грамот.

Ратификация международного договора

Ратификацией называется акт, посредством которого соответствующий компетентный орган государства (обычно верховный орган власти) утверждает договор как имеющий обязательную силу для данного государства. Процедура ратификации предусматривает издание соответствующим органом государственной власти специального акта, одобряющего договор, оформление ратификационной грамоты и обмен такими грамотами между государствами, подписавшими договор (или сдачу ратификационной грамоты депозитарию в отношении многостороннего договора).

В международный договор между его подписанием и ратификацией, если она требуется законом или обусловлена в самом договоре, внесение изменений не допускается.

Обмен ратификационными грамотами

Ратификационная грамота представляет собой специальный акт, имеющий три части: 1) вступительную, в которой верховный орган власти государства заявляет, что он рассмотрел ратифицируемый договор; 2) основную, которая может содержать текст самого договора или только его название; 3) заключительную, в которой указывается, что договор ратифицирован и будет соблюдаться данным государством. Ратификационная грамота обычно заканчивается подписью главы государства и оттиском государственной печати; ниже ставит свою подпись должностное лицо, на которое законом страны возложено контрассигнование. При утверждении договора правительством (конфирмация) происходит обмен специальными декларациями о состоявшемся утверждении или стороны просто уведомляют друг друга об утверждении договора их правительствами.

При многосторонних договорах условливаются о сдаче ратификационных грамот на хранение одному или нескольким из участников (депозитарию). Обмен ратификационными грамотами оформляется соответствующим протоколом.

Депозитарий многостороннего договора

При заключении многостороннего договора государства, участвующие в его разработке, договариваются о том, кто будет являться депозитарием (хранителем) данного договора, и это положение фиксируется в его тексте. Обычно депозитарием является государство, на территории которого проходила конференция. В XX веке широко распространилась практика наделения функциями депозитария международных организаций, в рамках которых проводилась международная конференция для разработки многостороннего договора, или главного исполнительного лица международной организации.

Регистрация и опубликование международного договора

Устав ООН предусматривает, что «всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные любым членом Организации. должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и. им опубликованы». При отсутствии такой регистрации ни одна из сторон договора или соглашения не может ссылаться на него ни в одном из органов Организации Объединенных Наций (ст. 102 Устава). Однако отсутствие регистрации не влияет на общую юридическую силу договора.

Оговорки и заявления к международному договору

Выражая свои суверенные права, государство при подписании многостороннего договора, его ратификации или присоединении к договору может делать оговорки.

Под оговоркой понимается одностороннее заявление государства о том, что, соглашаясь с договором в целом, оно не считает себя связанным с тем или иным его положением. Оговорка должна быть совместима с объектом и целями договора.

Депозитарий обязан довести оговорку до сведения всех участников договора, и каждый из них имеет право выдвинуть возражения против оговорки, что вытекает из суверенных прав государств.

Толковние международного договора

Понятие и виды толкования

Толкование международного договора представляет собой установление его истинного смысла, содержания и условий наиболее правильного применения, а также разъяснение отдельных его статей или всего договора в целом применительно к тем или иным конкретным условиям международных отношений.

Принципы толкования международных договоров

Принципы толкования – это общие правила толкования, учитывающие особенности международного договора как соглашения субъектов международного права, в первую очередь государств. Принципы имеют общеобязательный характер, некоторые из них закреплены в Венской конвенции о праве международных договоров, другие носят обычно-правовой характер.

  1. Прежде всего толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с основными принципами международного права. Оно не должно вести к результатам, противоречащим этим принципам, нарушать суверенитет государств, их основные права.
  2. Добросовестность толкования, то есть честность, отсутствие желания обмануть контрагента, стремление установить истинный смысл международного договора, закрепленный в его тексте.
  3. Международный договор должен быть толкуем таким образом, чтобы он имел смысл и силу. Недопустимо толкование, превращающее договор в бездейственный.
  4. Международный договор должен толковаться в соответствии с обычным значением терминов. Обычное значение термина устанавливается не абстрактно, а, как говорится в Венской конвенции, исходя из «контекста», а также «в свете объекта и целей договора».
  5. В случае расхождения между общими и специальными статьями международного договора преимущественную силу имеют специальные статьи.

Прекращение международного договора

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать права и обязанности между ними. Однако приобретенные по договору права, обязанности или юридическое положение его участников, возникшие в результате действия договора, сохраняются и после его прекращения, если, конечно, они не были отменены впоследствии другими договорами и если они вытекали из действительности договора.

Денонсация

Наиболее распространенным способом расторжения международных договоров является денонсация. В отличие от других способов расторжения международных договоров (отмены, аннулирования и др.), денонсация характеризуется следующими чертами:

1) право на денонсацию должно быть оговорено в самом договоре;

2) денонсация происходит в строго установленном; договорном порядке, несоблюдение которого является основанием для оспаривания действительности денонсации;

3) этот порядок предусматривает:

а) обязательное заблаговременное предупреждение о желании расторгнуть договор;

б) срок, в течение которого это предупреждение может быть сделано;

в) указание, через какой период времени после предупреждения о расторжении договор утратит свою силу;

г) иногда указание о том, в какой форме должно быть сделано такое предупреждение (обычно в многосторонних договорах).

Только при соблюдении всех этих условий может иметь место денонсация международного договора.

В договорах, не содержащих указания на cpoк их действия, право на денонсацию иногда предоставляется после истечения определенного срока с момента вступления договора в силу, ратификации или другого момента.

Аннулирование международных договоров

Под аннулированием международного договора понимается односторонний отказ государства от заключенного им международного договора, в результате чего договор утрачивает для него обязательную силу. Аннулирование, как правило, запрещается международным правом. Можно назвать несколько исключений из этого принципа.

  1. Односторонне могут расторгаться недействительные международные договоры (агрессивные, насильственные, неравноправные и т. п.), поскольку на них принцип pacta sunt servanda вообще не распространяется. В этом случае речь идет о признании договоров недействительными.
  2. Государство имеет право аннулировать международный договор, заключенный его предшественником и противоречащий новому общественному строю государства, возникшего в результате революции.
  3. Международный договор может аннулироваться вследствие существенного нарушения его другой стороной. Это положение относится прежде всего к двусторонним договорам.

Наступление отменительного условия. В настоящее время имеются многосторонние и двусторонние договоры, которые заключены под отменительным условием. В этих договорах содержатся условия, при наступлении которых прекращается действие договора.

Прекращение существования государства или изменение его статуса. В данном случае международные договоры могут прекратить свое действие автоматически или в силу специального заявления.

Сокращение числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу.

Возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens). Как известно, императивная норма является высшей нормой, и, естественно, при ее возникновении любые противоречащие ей нормы подлежат отмене, а сам договор – пересмотру или аннулированию.

Отмена международных договоров

Отменой международного договора следует считать утрату им обязывающей силы по соглашению сторон этого договора.

Необходимо, однако, чтобы такое прекращение происходило действительно по общему согласию всех участников международного договора.

Новация международных договоров

Новацией международного договора называется заключение по тому же вопросу нового договора взамен прежнего договора в результате его пересмотра (ревизии).

Коренное изменение обстоятельств (rebus sic stantibus)

Другие статьи:  Заявление федеральному судье

В международном праве принято – и это было подтверждено Венской конвенцией о праве международных договоров, – что государство может при некоторых обстоятельствах отказаться от договора, если коренным образом изменилась обстановка, при которой он был заключен, или, как раньше говорили юристы, conventio omnis intelligitur rebus sic stantibus.

  1. Изменение должно быть непредвиденным для сторон договора. Если же стороны предвидели возможность изменения обстоятельств и, более того, включили в договор специальное постановление на этот случай, то при наступлении такого случая они должны руководствоваться этим положением договора, а не ссылаться на rebus sic stantibus.
  2. Наличие данных обстоятельств должно было составлять существенную основу для согласия сторон принять на себя договорное обязательство. Некоторые юристы считают это самым главным условием. Если же исчезновение или коренное изменение таких обстоятельств сводит на нет цель и объект договора, то это становится правомерным основанием для его прекращения.
  3. Для того чтобы изменение обстоятельств явилось законным ocнованием для прекращения международного договора, необходимо также, чтобы тем самым коренным образом изменялась сфера действия обязательств, все еще подлежащих выполнению (п. 16 ст. 62 Венской конвенции).
  4. Норму о коренном изменении нельзя применять для выдвижения требований о «возврате» уже исполненных обязательств. Это относится прежде всего к договорам о границе.

Эстоппель: утрата права ссылаться на основания прекращения, приостановления или недействительности международных договоров

В ст. 45 Венской конвенции закреплен институт эстоппель, суть которого сводится к тому, что государство не вправе больше ссылаться на основания прекращения или приостановления действия международного договора или его недействительности, если оно, после того как ему стало известно о фактах, определенно согласилось или в силу своего поведения должно считаться молчаливо согласившимся с тем, что договор сохраняет силу, остается в действии или действителен. Тем самым, ст. 45 говорит о том, что нельзя отрицать того, что до этого было принято или признано. В применении к международным договорам эстоппель означает утрату государством права ссылаться на основания их прекращения, приостановления или недействительности.

Конвенции и соглашения

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

Принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года

Государства — участники настоящего Договора,

воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством в результате проникновения человека в космос,

признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития,

желая содействовать развитию широкого международного сотрудничества как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что такое сотрудничество будет содействовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между государствами и народами,

напоминая резолюцию 1962 (XVIII), озаглавленную «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства», единодушно принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 1963 года,

напоминая резолюцию 1884 (XVIII), призывающую государства воздерживаться от вывода на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения или от установки такого оружия на небесных телах, единодушно принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 октября 196З года,

принимая во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 110 (II) от 3 ноября 1947 г., которая осуждает пропаганду, имеющую целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии, и считая, что указанная резолюция применима к космическому пространству,

будучи убежденными, что Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, будет способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

согласились о нижеследующем:

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

Государства — участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства — участника Договора или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства — участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств — участников Договора.

Государства — участники Договора незамедлительно информируют другие государства — участники Договора или Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов.

Государства — участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре. Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства — участника Договора. В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства — участники Договора.

Каждое государство — участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство — участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству — участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.

Государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства — участника Договора, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству — участнику Договора; при этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные.

Другие статьи:  Г Лыткарино мировой суд

При исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства — участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств — участников Договора. Государства — участники Договора осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры. Если какое-либо государство — участник Договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством — участником Договора или гражданами этого государства — участника Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств — участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Государство — участник Договора, имеющее основание полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные другим государством — участником Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, может запросить проведения консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.

Для содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего Договора, государства — участники Договора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств — участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов.

Характер и условия предоставления упомянутой выше возможности определяются по соглашению между заинтересованными государствами.

Для содействия международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства государства — участники Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.

Все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств — участников настоящего Договора на основе взаимности. Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для обеспечения безопасности и во избежание помех для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

Положения настоящего Договора применяются в отношении деятельности государств — участников Договора по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли такая деятельность одним государством — участником Договора или совместно с другими государствами, в том числе в рамках международных межправительственных организаций.

Практические вопросы, которые могут возникать в связи с осуществлением международными межправительственными организациями деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, решаются государствами — участниками Договора либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами — членами этой международной организации, являющимися участниками настоящего Договора.

1. Настоящий Договор будет открыт для подписания его всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет настоящий Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении должны быть сданы на хранение правительствам Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящий Договор вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пятью правительствами, включая правительства, назначенные в качестве правительств-депозитариев настоящего Договора.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступит в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящего Договора, а также о других уведомлениях.

6. Настоящий Договор будет зарегистрирован правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Любое государство — участник Договора может предлагать поправки к настоящему Договору. Поправки вступают в силу для каждого государства — участника Договора, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Договора, а впоследствии для каждого оставшегося государства — участника Договора в день принятия им этих поправок.

Любое государство — участник Договора может уведомить о своем выходе из Договора через год после вступления его в силу путем письменного уведомления правительств-депозитариев. Такой выход приобретает силу по истечении одного года со дня получения этого уведомления.

Настоящий Договор, русский, английский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, будет сдан на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут препровождены правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

Совершено в . экземплярах в городах Москве, Вашингтоне и Лондоне . дня . года 1 .

1 Договор был подписан в Лондоне, Москве и Вашингтоне 27 января 1967 года.

Договор о принципах международ

50 лет назад, 27 января 1967 года был подписан межправительственный Договор о космосе или, как звучит полное официальное название документа – «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела».

Договор является основой международного космического права. Его подписали Соединённые Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз. Сегодня уже более 100 стран являются участниками Договора.

Договор о космосе определяет принципы международного космического права:

  • принцип равноправия государств,
  • принцип мирного использования космического пространства,
  • принцип мирного решения международных споров,
  • принцип сотрудничества государств,
  • принцип взаимопомощи,
  • принцип регистрации,
  • принципы в прикладных видах космической деятельности.

По этому договору деятельность в космосе должна осуществляться в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, в интересах поддержания международного мира и безопасности. Ни одно государство не может присвоить себе космическое пространство или небесное тело каким бы то ни было путем.

Космонавты и астронавты разных государств в соответствии с Договором должны оказывать возможную помощь друг другу в своей деятельности в космосе или на небесных телах, а все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств на основе взаимности. Все участники Договора обязались оказывать помощь космонавтам и астронавтам в случае аварии, а также обмениваться информацией о космических явлениях, которые могут поставить под угрозу безопасность космонавтов.

Среди основных положений документа — запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или любом другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве. Этот договор ограничивает использование Луны и других небесных тел только в мирных целях и прямо запрещает их использование для испытания любого рода оружия, проведения военных манёвров или создания военных баз, сооружений и укреплений.

Как и 50 лет назад, так и сегодня Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является основной для международного сотрудничества в космосе.