Договор аренды авто с экипажем с ип

Содержание страницы:

Индивидуальный предприниматель по условиям договора аренды транспортного средства с экипажем предоставляет в аренду организации определенное транспортное средство. При этом по условиям договора он лично управляет данным транспортным средством, обеспечивает его топливом, несет расходы на страхование, отвечает за прохождение медицинского осмотра водителем. Транспортное средство используется арендатором для перевозки собственных сотрудников. Может ли услуги по управлению автомобилем осуществлять лично сам индивидуальный предприниматель, или в данной ситуации для осуществления услуг по управлению автомобилем индивидуальный предприниматель должен нанять работника?

К сожалению, мы не можем дать однозначного ответа на Ваш вопрос. Поясним почему.
В соответствии с положениями ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно п. 2 ст. 635 ГК РФ члены экипажа передаваемого в аренду транспортного средства являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, а также распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
С одной стороны, буквальное толкование последней нормы приводит к выводу о том, что транспортное средство, являющееся предметом договора аренды с экипажем, может управляться лишь лицами, являющимися наемными работниками арендодателя, поэтому индивидуальный предприниматель, выступающий в качестве арендодателя по такому договору, не может составлять экипаж соответствующего транспортного средства.
С другой стороны, при толковании указанного условия, на наш взгляд, необходимо учитывать разъяснения данные в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» (далее — Постановление N 16), согласно которым норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило.
В связи с этим подчеркивается, что норма закона или иного правового акта является императивной (то есть обязательной для сторон при определении условий соответствующего договора — п. 1 ст. 422 ГК РФ), лишь в тех случаях, когда она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (п. 2 Постановления N 16), либо когда императивное применение этой нормы необходимо исходя из целей законодательного регулирования для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон, либо когда императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора (п. 3 Постановления N 16). Во всех иных случаях норма должна рассматриваться как диспозитивная, отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания этого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ (п. 4 Постановления N 16).
В свою очередь, анализ как п. 2 ст. 635 ГК РФ, так и иных положений гражданского законодательства, посвященных договору аренды транспортного средства с экипажем, показывает, что они не содержат прямого запрета на управление переданным в аренду транспортным средством самим арендодателем. Также отсутствуют какие-либо особо значимые охраняемые законом права или интересы, на обеспечение или поддержание баланса которых было бы направлено содержание нормы п. 2 ст. 635 ГК РФ о том, что члены экипажа арендованного транспортного средства являются работниками арендодателя. Существо же законодательного регулирования договоров аренды в целом, в том числе договора аренды транспортного средства с экипажем, не носит императивного характера.
Исходя из изложенного мы придерживаемся мнения о том, что положения п. 2 ст. 635 ГК РФ в части, определяющей статус членов экипажа транспортного средства как наемных работников арендодателя, не являются императивными. Они лишь помогают указать на пределы прав арендатора по отдаче распоряжений, обязательных для экипажа арендованного им транспортного средства, ограничив их лишь распоряжениями, касающимися коммерческой эксплуатации такого транспортного средства. Поэтому они не могут толковаться как запрещающие арендодателю лично оказывать арендатору услуги по управлению арендованным транспортным средством.
Косвенное подтверждение тому, что условиями договора управление транспортным средством может быть возложено непосредственно на арендодателя, можно найти и в нормах ГК РФ. Так, из абзаца первого ст. 632 ГК РФ следует, что управление сданным в аренду транспортным средством представляет собой сопутствующую услугу, оказываемую арендодателем арендатору собственными силами. При этом отсутствуют какие-либо запреты или ограничения на возможность оказания этой услуги как арендодателем лично, так и иными лицами, специально привлеченными для этой цели арендодателем. А из п. 2 ст. 635 ГК РФ вытекает, что состав экипажа транспортного средства, помимо обязательных для сторон правил или требований обычной практики эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, определяется на основе условий договора.
Данные нормы, на наш взгляд, показывают, что конкретный состав экипажа транспортного средства определяется, в первую очередь, соглашением сторон договора аренды при условии, что такой экипаж будет отвечать требованиям обязательных для сторон правил, а при их отсутствии — требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида. При этом под требованиями обязательных правил или обычной практики эксплуатации транспортного средства понимаются требования к квалификации лиц, управляющих транспортным средством (смотрите, например, определение ВАС РФ от 13.02.2008 N 810/08), а не к их статусу как наемных работников арендодателя. Следовательно, можно сделать вывод, что арендодатель и арендатор вправе согласовать в договоре аренды транспортного средства с экипажем условие о том, что управление соответствующим транспортным средством будет осуществлять лично арендодатель, если квалификация арендодателя достаточна для этого.
Дополнительным аргументом в пользу того, что законодательство не ограничивает возможность арендодателя лично управлять транспортным средством, переданным в аренду с условием по управлению им и по его технической эксплуатации, является, на наш взгляд, и то обстоятельство, что законом из числа лиц, которые могут сдавать транспортные средства в аренду с экипажем, не исключены граждане, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя (далее также — ИП) или иного специального правового статуса.
Дело в том, что указанные граждане в соответствии с положениями ст. 20 ТК РФ могут выступать работодателями только при условии использования нанятых ими работников в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Следовательно, если бы законодательство признавало возможность оказания арендодателем услуг по управлению сданным в аренду транспортным средством только посредством использования наемных работников, это означало бы невозможность участия граждан, не имеющих статуса ИП или иного специального статуса, в договоре аренды транспортного средства с экипажем на стороне арендодателя. Однако судебная практика свидетельствует о том, что такие договоры рассматриваются судом как действительные (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 05.06.2013 по делу N 33-1610).
Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, мы полагаем, что стороны договора аренды транспортного средства с экипажем вправе своим соглашением определить, что услуги по управлению арендованным транспортным средством будет оказывать лично арендодатель, в том числе являющийся индивидуальным предпринимателем.
К сожалению, какой-либо правоприменительной практики, подтверждающей или опровергающей сделанный нами вывод, нам обнаружить не удалось*(1), поэтому его следует рассматривать исключительно как наше экспертное мнение.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Справедливости ради отметим, что нам встретилось судебное решение, в котором признавалось подлежащим удовлетворению требование, полученное истцом по договору цессии и вытекающее из договора аренды транспортного средства с экипажем, одно из условий которого предусматривало личное управление арендодателем этим транспортным средством (смотрите решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.03.2016 по делу N А43-93/2016). С одной стороны, это может служить косвенным свидетельством того, что договоры аренды транспортного средства с экипажем, содержащие подобное условие, рассматриваются судом как действительные. С другой стороны, из текста указанного судебного акта следует, что вопросы правомерности включения в договор указанного условия не были предметом рассмотрения в судебном заседании. Поэтому данное решение не может, на наш взгляд, служить безусловным подтверждением сделанного нами в данном заключении вывода относительно толкования положений п. 2 ст. 635 ГК РФ.

Другие статьи:  Гражданство рф для жены

Образец договора аренды транспортного средства с экипажем

Практика передачи в аренду, т.е. в прокат, различных транспортных средств в настоящее время распространена достаточно широко. Она является достаточно выгодным вариантом решения проблем для физических и юридических лиц, которые либо связаны с работой на транспортных средствах, но не имеют таковых в собственности, либо нуждаются в краткосрочной аренде определенного транспорта.

При отсутствии у заказчика (арендатора) своего водителя на данный транспорт используется практика аренды ТС (транспортного средства) вместе с экипажем, даже если экипаж состоит из одного человека — водителя. Особенно широко такой вид аренды распространен в области железнодорожного, воздушного транспорта, а также плавательных средств.

Следует отличать аренду транспортного средства от лизинга, который фактически является покупкой этого ТС в длительную рассрочку. Юридическая разница состоит в том, что при лизинге лизингополучатель принимает на себя почти все права (за исключением права собственности), а в равной мере и ответственность за ТС, тогда как при аренде они остаются за арендодателем — собственником имущества.

Предмет договора

С точки зрения законодательства, а именно Гражданского кодекса РФ, предметом договора аренды транспортного средства, вне зависимости, с экипажем или без, являются объекты, удовлетворяющие следующим условиям:

  • это техническое устройство, способное перемещаться в пространстве, основным назначением которого является перевозка или буксировка пассажиров, их багажа и иного груза;
  • это объект, являющийся источником повышенной опасности;
  • это объект, использование которого возможно только в соответствии с регламентом транспортного законодательства.

Таким образом, под понятие аренды ТС попадают только:

  1. Автомобили — грузовые и легковые.
  2. Речные и морские суда, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов.
  3. Железнодорожные вагоны и/или составы.
  4. Воздушные суда (самолеты) транспортного или пассажирского назначения.

Аренда специальной техники, такой как строительная (экскаваторы, бульдозеры, краны), дорожная (комбинированные дорожные машины), лесная (харвестеры) и т.д. оформляется по отдельным договорам на аренду спецтехники. Спецтехника под категорию транспортных средств не подпадает, т.к. перевозка людей и грузов — не основное назначение этих машин, а сопутствующая возможность. Хотя многое будет зависеть от того, смонтировано ли специальное устройство на базе автомобиля или имеет отдельно сконструированную базу.

Гужевой транспорт (конная повозка) может быть арендован только как движимое имущество, т.к. не считается источником повышенной опасности.

Велосипед или механическое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания объемом менее 50 куб. см. (например, мопед) также не может быть предметом договора аренды транспортного средства, т.к. на его вождение не нужны права (кстати, этот пункт дополнительно можно отнести и к гужевому транспорту).

Предмет договора аренды должен быть, согласно ГК РФ, исчерпывающе описан, то есть в договоре в соответствующей графе должны быть указаны все существенные характеристики, позволяющие идентифицировать объект. К ним относятся:

  1. Тип ТС и характеристики, например «легковой автомобиль с бензиновым двигателем мощностью 100 л.с.».
  2. Марка и/или модель.
  3. Все идентификационные номера, включая номер госрегистрации, номер VIN и другие, если есть.
  4. Цвет.
  5. Другие существенные условия, например, имеющиеся внешние и внутренние дефекты, установленное специальное оборудование (если есть) и т.д.

Кроме того, в этой же графе необходимо отразить, есть ли какие-то ограничения и обременения, связанные с ТС, цели его использования (во избежание нецелевого), комплект передающихся одновременно с ним документов и другие данные, позволяющие максимально подробно описать предмет договора и все связанные с ним обязательства.

В юридических аспектах аренды транспортного средства вместе с экипажем есть ряд особенностей. Во-первых, в нем фактически объединяются два вида обязательств: обязательства по неодушевленному объекту, который является предметом договора (транспортом), и обязательства по оплате услуг экипажа.

Общая плата за аренду ТС называется фрахтом, само явление — фрахтованием. Плата складывается из стоимости самой аренды и оплаты услуг экипажа, с учетом налогообложения. При этом транспортное средство может находиться в собственности у одного или нескольких членов экипажа, чаще всего это относится к автомобилям.

При этом, согласно ст.645 ГК РФ, обязанности по технической эксплуатации (а не только по управлению) также переходят к экипажу «в комплекте».

На срок аренды (должен быть прописан в договоре) владельцем ТС становится арендатор, но некоторые связанные с этим обязанности несет арендодатель. Например, по возмещению ущерба в случае происшествия, которое произошло по вине экипажа.

Кроме того, составляя контракт на аренду ТС с экипажем, необходимо тщательно детализировать все текущие расходы, в том числе на ГСМ.

Самый распространенный на практике случай — это аренда крайне дорогостоящего транспортного средства, временные услуги которого предоставляет компания-собственник, например, морского или воздушного судна.

Управление таким ТС требует высокой и узкой квалификации, поэтому оно фрахтуется вместе с экипажем, который фактически оказывается в двойном подчинении — у арендатора (в оговоренных пределах, на время фрахта) и у арендодателя, у которого оформлен постоянно.

Также подобным договором часто оформляются услуги развозки сотрудников для предприятия, не имеющего своего автопарка. На основе подобного договора может быть реализовано заключение соглашения с личным водителем для директора, оказывающим услуги на своем автомобиле.

Кроме того, аренда ТС с экипажем может быть выходом для службы такси, которым, согласно вводимым в действие законам, необходимо работать только с водителями, имеющими лицензию таксиста. При этом лицензию таксисту можно получить только будучи официально трудоустроенным в таксопарк, либо быть зарегистрированным как индивидуальный предприниматель.

Налогообложение

Аренда транспортного средства с экипажем может сказаться на налогообложении различным образом. Арендатор не уплачивает транспортный налог, если ТС зарегистрировано на арендодателя, даже если ставит ТС на учет в ГИБДД или иных контролирующих органах (для разных видов ТС соответственно).

По налогу на добавленную стоимость (НДС) к вычету принимается НДС, указанный в счет-фактуре, которая сопровождает передачу транспортного средства с экипажем.

Налог на прибыль при работе на арендованной технике уплачивается в уменьшенном на величину арендной платы объеме. При этом арендная плата относится к «прочим» расходам.

Налоги, связанные с заработной платой экипажа, юридическое или физическое лицо, выступающее арендатором, не платит. Зарплату экипажу/водителю выплачивает его непосредственный работодатель — арендодатель, которому арендатор перечисляет фиксированную плату за фрахт.

Арендодатель же и несет сопутствующее этому налоговое бремя. Но если арендодателем-собственником выступает физическое лицо, то НДФЛ с этих доходов однозначно подлежит уплате и перечисляется в бюджет по месту регистрации арендатора.

Никакие взносы во внебюджетные фонды уплате не подлежат, за исключением страхового сбора в ФСС «на травматизм». Он может перечисляться с арендной платы в местное отделение ФСС, но только если это предусмотрено самим договором аренды.

Договор аренды транспортного средства с экипажем относится к числу стандартных. Специальных бланков для него не предусмотрено, арендодатель может составить его сам в свободной форме, обычной для любых договоров аренды. Главное — учесть некоторые важные нюансы.

  1. Транспортное средство должно быть максимально подробно описано с целью его дальнейшей идентификации. В случае технически особенно сложных средств рекомендуется отдельно упомянуть модели, серийные номера и технические характеристики основных узлов устройства, во избежание мошенничества, связанного с их заменой на более дешевые. Арендатору же следует обратить внимание на дефекты, с которыми транспорт сдается в аренду. Если таковые есть — они должны быть отмечены в договоре, например «ТС имеет потертость по правому крылу длиной 10 см и шириной 2». Это позволит избежать обвинений в повреждении ТС при его возвращении.
  2. Все дополнительное оборудование ТС, например навигатор, рация, GPS-датчик, таксометр и тахометр, должно быть упомянуто в договоре отдельно.
  3. Нужно указать цель, для которого ТС сдается в аренду: фрахт морского судна для перевозки груза из точки А в точку Б, аренда автомобиля для вечерней развозки сотрудников и т.д. Для иных целей арендованное ТС использовать уже не смогут, таким образом арендодатель избежит расходов, связанных с излишней выработкой моторесурса.
  4. Указать срок аренды. При этом он указывается одновременно и для проката самого ТС, и для работы обслуживающего экипажа. Если будет указан более короткий срок работы экипажа, чем срок самой аренды, суд может расценить это как два разных договора.
  5. Если не указывать срок, то договор будет считаться бессрочным. При этом арендатор имеет право пользоваться ТС, пока стабильно вносит арендную плату, не использует его нецелевым методом и не допускает его порчи (выработка моторесурса не в счет).
  6. В договоре следует упомянуть условия работы экипажа, которые будет фактически обеспечивать арендатор, если эти условия существенны.
  7. Оговорить, что оплата услуг арендодателя по управлению ТС включена в арендную плату, или предусмотреть разделение сумм на плату за собственно прокат ТС и плату за услуги по управлению им. Четко указать размер платы, сроки внесения либо приложить формулу расчета платы, если характер работ будет заключаться в том, что она «плавающая».
  8. Предусмотреть условия страховки. По умолчанию она лежит на арендодателе, но может быть полностью или частично переложена на арендатора.
Другие статьи:  Страховка медицинская израиль

Срок и порядок передачи

Срок в данном случае существенным условием не считается. Если не установлена конкретная дата, то договор будет считаться бессрочным — закон это допускает. Но необходимо знать, что, согласно ст.610 ГК РФ, любая из сторон может его расторгнуть в любой момент, предупредив другую сторону не позднее, чем за месяц.

В разделе «Порядок передачи» необходимо прописать, в каком месте имущество будет передано арендатору (по месту его хранения, по месту нахождения какой-либо из сторон и т. д.), предусмотреть документ, подтверждающий факт передачи — либо это акт приема-передачи, либо сам договор аренды. Аналогичные условия должны быть прописаны для процедуры возврата имущества.

Особенности составления договора аренды транспортного средства с экипажем подробно рассмотрены в данном видео.

Аренда грузового автомобиля и налогообложение при этом

Вопрос-ответ по теме

Какие будет платить налоги индивидуальный предприниматель при аренде грузового автомобиля с экипажем и при аренде грузового автомобиля без экипажа?

ИП будет платить следующие налоги только в ситуации:

— При аренде грузового автомобиля с экипажем — когда арендодателем является физическое лицо и он предоставляет в пользование автомобиль, а также оказывает услуги по управлению им. Вы как арендатор по такому договору будете оплачивать эксплуатацию транспорта и услуги водителя (ст. 632 ГК РФ). А поскольку выплаты производятся физлицу, то:

— страховые взносы — их не надо начислять на выплаты по гражданско-правовым договорам, связанным с передачей в пользование имущества (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Поэтому арендная плата, перечисленная физическому лицу, взносами не облагается. А вот со стоимости услуг по управлению транспортом страховые взносы придется уплатить. Дело в том, что плата за вождение автомобиля является вознаграждением по гражданско-правовому договору за оказанные услуги. А такие выплаты облагаются страховыми взносами в ФСС, ПФР и ФФОМС (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Если в договоре четко не прописано, сколько составляет арендная плата, а сколько — выплата за управление автомобилем, то в этом случае вы можете решить, что раз вознаграждение водителя отдельно не выделено, то начислять страховые взносы вовсе не следует. Однако у проверяющих, скорее всего, будет иное мнение. Они сочтут, что вы должны уплатить страховые взносы со всей суммы, указанной в договоре аренды с экипажем.

— взносы на случай травматизма. Их нужно начислить на суммы арендной платы и вознаграждения за управление автомобилем, только если в договоре аренды содержится такое условие (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ и п. 3 Правил начисления взносов на травматизм, утвержденных постановлением Правительства России от 02.03.2000 № 184). Если в договоре не сказано, что арендатор обязан перечислять страховые взносы на случай травматизма, выплаты ими не облагаются.

— НДФЛ — Этот налог нужно исчислить и удержать со всех сумм, выплачиваемых по договору аренды с экапижем, заключенному с физическим лицом (подп. 4 и 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Являясь налоговым агентом, вы должны уплатить налог в бюджет не позднее дня получения наличных денег в банке для выплаты вознаграждения по договору либо дня перечисления его на счет физического лица (п. 2 и 4 ст. 226 НК РФ).

— При аренде грузового автомобиля без экипажа — когда арендодателем является физическое лицо и он предоставляет в пользование автомобиль, основание статья 642 Гражданского кодекса РФ:

— страховые взносы — их не надо начислять на выплаты по гражданско-правовым договорам, связанным с передачей в пользование имущества (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Поэтому арендная плата, перечисленная физическому лицу, взносами не облагается.

— НДФЛ — Этот налог нужно исчислить и удержать со всех сумм, выплачиваемых по договору аренды с экапижем, заключенному с физическим лицом (подп. 4 и 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Являясь налоговым агентом, вы должны уплатить налог в бюджет не позднее дня получения наличных денег в банке для выплаты вознаграждения по договору либо дня перечисления его на счет физического лица (п. 2 и 4 ст. 226 НК РФ).

— взносы на случай травматизма. Их нужно начислить на суммы арендной платы только если в договоре аренды содержится такое условие (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ и п. 3 Правил начисления взносов на травматизм, утвержденных постановлением Правительства России от 02.03.2000 № 184). Если в договоре не сказано, что арендатор обязан перечислять страховые взносы на случай травматизма, выплаты ими не облагаются.

В других случаях ИП никаких налогов уплачивать не будет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для коммерческих организаций

1.Справочники: Особенности правового регулирования аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа

Положения договора аренды транспортного средства

Аренда транспортного средства с экипажем

Аренда транспортного средства без экипажа

Арендодатель:
– предоставляет арендатору автомобиль (мотоцикл) за плату во временное владение и пользование;
– оказывает услуги, связанные с управлением транспортным средством и его технической эксплуатацией

Основание – статья 632 Гражданского кодекса РФ

Арендодатель предоставляет арендатору автомобиль (мотоцикл) за плату во временное владение и пользование

Услуги, связанные с управлением транспортным средством и его технической эксплуатацией, арендодатель не оказывает. Основание – статья 642 Гражданского кодекса РФ

Порядок государственной регистрации

Порядок заключения договора

В письменной форме независимо от срока (ст. 633 ГК РФ)

В письменной форме независимо от срока (ст. 643 ГК РФ)

Кто оплачивает содержание транспортного средства (текущий и капитальный ремонт)

Кто оплачивает услуги экипажа

Арендодатель для членов экипажа является работодателем. Он начисляет им зарплату и, соответственно, удерживает с нее НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ)

Но если какие-либо выплаты в пользу водителей производит арендатор, то он становится налоговым агентом в отношении этих выплат (п. 1 ст. 226 НК РФ)

В частности, если арендатор оплачивает экипажу стоимость питания, то он должен удержать НДФЛ (письмо Минфина России от 25 октября 2011 г. № 03-04-06/6-285)

Кто оплачивает расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства (топливо, расходные материалы, транспортные сборы и т. п.)

Кто оплачивает расходы на страхование транспортного средства

Арендодатель (в т. ч. страхование ответственности за ущерб)* (ст. 637 ГК РФ)

Арендатор (в т. ч. страхование своей ответственности)* (ст. 646 ГК РФ)

Право арендатора без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду

Право арендатора без согласия арендодателя заключать от своего имени договоры перевозки и иные договоры

Кто несет ответственность за вред, причиненный транспортному средству

Арендатор, если арендодатель докажет, что повреждение транспортного средства произошло по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК РФ)

Арендатор, если повреждение транспортного средства произошло по его вине или по вине лиц, за действия которых он несет ответственность, например, его сотрудников (ст. 1064, 1068 ГК РФ)

Кто несет ответственность за вред, причиненный транспортным средством

* Если договором не предусмотрено иное.

2.Рекомендация: Как оплатить и отразить в бухучете аренду личного автомобиля сотрудника

Использовать личный автомобиль сотрудника можно не только, выплачивая ему компенсацию, но и заключив с сотрудником договор аренды транспортного средства.

Виды договоров аренды транспорта

Есть два вида договоров аренды транспортных средств:

Правовое регулирование каждого из них имеет свои особенности.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель должен предоставить арендатору автомобиль и оказать ему услуги по управлению этим автомобилем и его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель просто должен предоставить арендатору автомобиль во временное владение и пользование (ст. 642 ГК РФ).

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3.Рекомендация: Как учесть при налогообложении расходы на аренду личного автомобиля сотрудника. Организация применяет специальный налоговый режим

НДФЛ

Выплачиваемая сотруднику арендная плата признается его налогооблагаемым доходом (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Организация, которая арендует у своего сотрудника транспортное средство и выплачивает ему арендную плату, признается налоговым агентом по НДФЛ. Поэтому удержите НДФЛ с сумм арендной платы, выданной сотруднику. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 223, статьи 226 Налогового кодекса, письма Минфина России от 25 декабря 2012 г. № 03-04-06/3-366 и подтверждается арбитражной практикой (определение ВАС РФ от 15 мая 2013 г. № ВАС-5640/13).

В зависимости от того, является сотрудник резидентом или нерезидентом, НДФЛ нужно начислить по ставке 13 или 30 процентов (ст. 224 НК РФ). НДФЛ удержите при фактической выплате арендной платы (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Ситуация: нужно ли организации на спецрежиме удержать НДФЛ с дохода в натуральной форме, если она оплачивает ремонт, техобслуживание и другие расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, арендованного у сотрудника

Ответ на этот вопрос зависит от вида затрат и условий договора аренды.

Другие статьи:  В каких случаях наступает материальная ответственность работодателя

Расходы на ремонт учитывайте в следующем порядке. Если по договору аренды эти расходы несет арендодатель, а фактически они были произведены организацией-арендатором, то это доход арендодателя в натуральной форме (ст. 634, 644 ГК РФ, п. 2 ст. 211 НК РФ). Такие доходы сотрудника (арендодателя) включите в базу по НДФЛ. Аналогичная точка зрения высказана, например, в письме УМНС России по г. Москве от 19 января 2000 г. № 08-12/3062. Во всех остальных случаях стоимость ремонта доходом арендодателя не является. Объясняется это тем, что у арендодателя (сотрудника) не возникает при этом экономической выгоды (дохода) (ст. 41 НК РФ). Поэтому отсутствует налоговая база по НДФЛ.

Расходы на техосмотр учитывайте в порядке, аналогичном учету расходов на ремонт. То есть если по договору аренды эти расходы несет арендодатель, а фактически они были произведены организацией-арендатором, то это доход арендодателя в натуральной форме (ст. 635, 645 ГК РФ, п. 2 ст. 211 НК РФ). Такие доходы сотрудника (арендодателя) включите в базу по НДФЛ. В остальных случаях стоимость проведенного техосмотра доходом арендодателя (сотрудника) не является.

Расходы на ГСМ и другие аналогичные затраты (размер которых зависит от фактического потребления) не должны включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арендатор осуществляет их исключительно в собственных интересах (ст. 636, 646 ГК РФ). Следовательно, сотрудник (арендодатель) никакой экономической выгоды не получает и дохода в натуральной форме не возникает (п. 2 ст. 211 НК РФ). Таким образом, НДФЛ платить в этом случае не нужно. Аналогичные разъяснения дал Минфин России в письмах от 9 июля 2007 г. № 03-04-06-01/220 и от 11 июля 2008 г. № 03-04-06-01/194.

Если организация произвела улучшения имущества (например, реконструкцию или модернизацию) с согласия сотрудника (арендодателя), затраты организации-арендатора, связанные с такими улучшениями, считаются доходом арендодателя в натуральной форме (п. 2 ст. 211 НК РФ). Датой получения дохода в этом случае является момент передачи реконструированного (модернизированного) автомобиля сотруднику (арендодателю) по окончании договора аренды (подп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ). Аналогичная точка зрения высказана в письме Минфина России от 18 ноября 2005 г. № 03-05-01-04/363. Подробнее об удержании налога см. Как удержать НДФЛ с дохода в натуральной форме.

Страховые взносы

По общему правилу взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с суммы арендной платы не начисляйте.

Это объясняется тем, что выплаты по таким договорам не признаются объектом обложения:

  • взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование – поскольку предметом договора является передача имущества в пользование (в данном случае автомобиля);
  • взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – поскольку с выплат по гражданско-правовым договорам взносы уплачиваются только в том случае, если такая обязанность прямо предусмотрена договором.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, статей 606, 642 Гражданского кодекса РФ и подтвержден в письме Минздравсоцразвития России от 12 марта 2010 г. № 550-19.

Если организация заключила с сотрудником договор аренды автомобиля с экипажем, такой договор можно расценивать как смешанный, то есть в нем присутствуют элементы двух видов договоров (аренды и оказания услуг) (п. 3 ст. 421, ст. 606, 779 ГК РФ). О том, как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в этом случае, см. Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты по гражданско-правовым договорам и договорам о передаче авторских прав.

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний платить нужно только в том случае, если в договоре аренды автомобиля с экипажем прописана такая обязанность (п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Ситуация: нужно ли организации на спецрежиме начислить страховые взносы на оплату ремонта, техобслуживания и других расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля, арендованного у сотрудника

Выплаты по гражданско-правовым договорам, связанным с передачей имущества в пользование (в данном случае автомобиля) не признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 3 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). К таким договорам, в частности, относится договор аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ).

Следовательно, взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование не нужно начислять ни с суммы арендной платы, ни с затрат по эксплуатации автомобиля. Подтверждает такой вывод Минздравсоцразвития России в письме от 12 марта 2010 г. № 550-19.

По общему правилу взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с выплат по гражданско-правовым договорам не начисляются. Исключением является случай, когда договором предусмотрена обязанность уплаты таких взносов. Об этом сказано в пункте 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Поэтому с суммы затрат по эксплуатации автомобиля взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний также не начисляйте.

Транспортный налог

Транспортный налог должен заплатить тот, на кого зарегистрирован автомобиль (ст. 357 НК РФ). Автомобиль, арендуемый у сотрудника, зарегистрирован на его имя. Поэтому организация платить транспортный налог не должна.

Ситуация: можно ли в договоре возложить обязанности по уплате транспортного налога на арендатора. Организация арендует у сотрудника автомобиль и применяет специальный налоговый режим

Сотрудник-арендодатель должен сам платить транспортный налог (ст. 45 НК РФ). К временному владельцу обязанности по уплате налога не переходят (п. 40 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177). Поэтому ничего не даст и оформление доверенности на имя организации.

Единственный способ возместить расходы сотрудника (арендодателя) – установить в договоре такую плату, которая включала бы в себя сумму транспортного налога. Тогда фактически налог будет заплачен за счет организации (арендатора), а всю сумму арендной платы можно будет включить в расходы организации.

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какой режим налогообложения применяет организация.

УСН

Организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут включить в состав затрат, уменьшающих налоговую базу:

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят налог с доходов, арендные платежи не уменьшают. Такие организации не учитывают никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Пример отражения при налогообложении расходов по аренде у сотрудника автомобиля без экипажа. Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами

ЗАО «Альфа» применяет упрощенку и платит единый налог по ставке 15 процентов.

В январе организация заключила с водителем Ю.И. Колесовым договор аренды транспортного средства без экипажа. Срок действия договора – один год.

Объект аренды – легковой автомобиль. Ежемесячная арендная плата за автомобиль по договору составляет 12 300 руб.

Вся сумма выплат, начисленных Колесову по договору аренды, ежемесячно включается в налоговую базу по НДФЛ. Детей у Колесова нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

Ежемесячная сумма НДФЛ с доходов Колесова равна:
12 300 руб. × 13% = 1599 руб.

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с суммы арендной платы не начисляются.

При расчете единого налога бухгалтер ежемесячно уменьшает налогооблагаемые доходы на сумму расходов, связанных с арендой автомобиля, в общей сумме 12 300 руб.

Как при расчете единого налога при упрощенке учесть расходы на ремонт автомобиля, арендованного у сотрудника (гражданина), см. Как учесть при налогообложении расходы на ремонт основных средств.

О том, можно ли учесть при расчете единого налога расходы арендатора по оплате ОСАГО, см. подробнее Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на страхование автомобиля.

ЕНВД

Налоговую базу организаций – плательщиков ЕНВД расходы, связанные с арендой автомобиля у сотрудника, не уменьшают. Объясняется это тем, что ЕНВД рассчитывают исходя из вмененного дохода (п. 1 и 2 ст. 346.29 НК РФ).

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

4.Статья: Как считать налоги при аренде автомобиля с экипажем

Сразу оговоримся, речь идет о ситуации, когда арендодателем является физическое лицо и он предоставляет в пользование автомобиль, а также оказывает услуги по управлению им. Вы как арендатор по такому договору будете оплачивать эксплуатацию транспорта и услуги водителя (ст. 632 ГК РФ). А поскольку выплаты производятся физлицу, то у многих возникает вполне резонный вопрос: нужно ли с них исчислять страховые взносы и удерживать НДФЛ?

В начале о страховых взносах. Их не надо начислять на выплаты по гражданско-правовым договорам, связанным с передачей в пользование имущества (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Поэтому арендная плата, перечисленная физическому лицу, взносами не облагается. А во