Дидактические пособия по логопедии

Содержание страницы:

Учебно-методическое пособие по логопедии на тему:
«Логопедические пособия своими руками»

Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые родители! Попробуйте сделать вместе с детьми увлекательное пособие «Телевизор». Оно поможет вам не только весело провести совместный досуг, но и позволит автоматизировать .

Даётся подробное описание изготовления пособий.

часть логопедических пособие можно изготовить просто из бумаги, картона, клея и картинок, которые можно всегда найти в старых книгах и журналах.

Способы изготовления дидактических игр и пособий своими руками, варианты использования.

Создание развивающей среды, мышления, памяти, закрепления цвета, формы предмета, развитие мелкой моторики рук.

Играя такой игрушкой у ребёнка развивается мелкая моторика и речь, малыш получает разнообразные сенсорные впечатления у него совершенствуется внимание и способность сосредотачиваться.

Дидактические игры для детей 6-7 лет , посещающих логопедические группы.

Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Елена Зайцева
Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

«Волшебный куб»

-формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова.

-формирование лексико-грамматического строя речи.

-формирование связной речи.

-формирование познавательных процессов.

«Разноцветные ромашки»

Формирование фонетико-фонематических представлений;

слоговой структуры слова.

Формирование познавательных процессов.

«Веселые крышки»

-формирование навыков звукового анализа;

— формирование слоговой структуры слова;

-развитие мелкой моторики.

-закрепление знаний основных цветов

«Кто в домике живет?»

-упражнять в выделении заданного звука в слове;

-учить дифференцировать звуки;

-формировать умение делить слова на слоги;

-развивать логическое мышление, внимание;

-закреплять в речи обобщающие понятия;

-развивать мелкую моторику.

«Звуковички»

-Развитие фонематического слуха и восприятия;

-расширение знаний детей, понятия: гласные –согласные; твердые-мягкие.

Дидактическая игра «Собери бусы»

закреплять умение дифференцировать звуки [З]-[С] в словах;

развивать фонематический слух,

Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку (детям, используя эти пособия. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания. Дети с удовольствием занимаются с пособиями, они вызывают у них интерес, развивают любознательность, память, внимание, а главное — речь.

Дидактические игры и пособия для занятий своими руками Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста Эти игры были сделаны для итогового.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает.

Дидактические пособия своими руками для сенсорного развития детей Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В каждом возрасте перед сенсорным.

Развивающие пособия своими руками Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных.

Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника. Мы хотим чтобы, наши дети росли здоровыми и счастливыми,.

Пособия по развитию мелкой моторики своими руками В. А. Сухомлинский:Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В шесть -семь лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Пособия своими руками для развития мелкой моторики Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием.

Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики Миронова Елена Николаевна Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики. Когда разговор идет о «мелкой моторике», подразумевается.

Визитная карточка пособия «Дед и Баба». Куклы своими руками Разрешите представить вашему вниманию моих кукол Деда и Бабу. Недавно в нашем детском саду проходил конкурс «Кукла в народных костюмах».

Дидактические пособия для индивидуальных логопедических занятий

Чтобы ребенок с удовольствием посещал логопедические занятия и с интересом выполнял предложенные ему задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, сюжетами и материалом.

Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее.

Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

Самодельная дидактическая игра по автоматизации звуков «Дорога приключений»

Цель: закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков.

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, восприятия; развитие зрительно-моторных координаций, ориентировки в пространстве; расширение словарного запаса

Материал: большая пустая коробка из-под конфет, вырезанные картинки из старых открыток и журналов, картинки с закрепляемым звуком.

Самодельная дидактическая игра для автоматизации звуков

Описание работы с пособием:

Ребенку предлагается отправиться в путешествие. По дороге он будет открывать волшебные двери и выполнять задания. Если все будет сделано правильно, то в конце путешествия он получит маленький сюрприз.

В конце путешествия ребенок получает маленький приз

Например, для автоматизации звука «р» можно взять маленькую машинку. Ехать по дороге, имитируя звук мотора р-р-р-рррр, подъехав к двери, открыть ее и произнести названия картинок. За последней дверью ребенок находит сюрприз – это может быть конфетка, картинка и др.

Самодельная дидактическая игра по формированию интонационной выразительности речи «Ритмическое путешествие»

Цель: формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности, создающей предпосылки для постановки логического ударения, правильного чтения фразы.

Описание работы с пособием:

Логопед предлагает ребенку поиграть с белочкой. Белочка любит прыгать по веточкам и цветочкам – это у нее хорошо получается, при этом она что-то напевает. А поет белочка разные песенки: и ла-ла, и са-са-са и ши-ши. Если цветочки расположены рядом, то звуки произносятся подряд, а если на расстоянии, надо выдержать паузу. Давай сейчас вместе с белочкой попробуем попрыгать по цветочкам.

Аналогично проводятся упражнения и с другими животными.

Самодельная дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Задачи: развитие мелкой моторики, пространственного восприятия, закрепление умение согласовывать числительные с существительным.

Описание работы с пособием:

Ребенок достает из большого мешка маленький мешочек, в котором находится лента с пришитыми к ней бусинами. Медленно вытягивает ленту и на каждой бусине считает. Например: одна шапка, две шапки, три шапки и так далее.

Задание можно усложнить, выполняя тоже упражнение с закрытыми глазами.

Самодельная дидактическая игра «Чудо-телевизор»

Цель: закрепление навыков чтения; выделение звука на фоне слогов, слов; закрепление звуко-буквенного анализа; формирование слоговой структуры слов; развитие фонематического слуха.

Описание работы с пособием:

Ребенку предлагается прочитать слово, расположенное на верхней полоске под телевизором.

После того, как слово прочитано картинка переворачивается и ребенок видит, совпадает ли картинка с тем словом, что он прочитал. На нижней полоске можно предложить ребенку самостоятельно выложить название этого предмета, предварительно убрав его с верхней полоски.

Дидактические пособия по логопедии

Вашему вниманию предлагается авторская дидактическая игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок обучению грамоте.

Предлагаем вашему вниманию авторскую игру «Рыбаки и рыбки», которую с легкостью можно изготовить в домашних условиях. Создание дидактического пособия к игре может превратиться в увлекательное событие, если в эту деятельность вовлекать детей. Бесспорно, что совместный труд не только сближает будущих игроков, но и формирует правильную мотивацию к процессу обучения и воспитания. В статье представлены несколько вариантов авторской игры, умелый педагог сможет активно использовать данный материал в своей работе.

Основной причиной ошибок, которые делает школьник на письме, является нарушение фонематического слуха. Ведь для того чтобы написать правильно, ученику необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова – из звуков, а звуки в словах, имеют определенную последовательность. В дошкольном возрасте у ребенка есть все предпосылки для того, чтобы развивать фонематический слух. В этом случае важно использовать в своей работе специальные игры и игровые упражнения по звуковому различению.

Игровое логопедическое пособие «Цветочная грамота» — многофункциональное логопедическое пособие, направленное на развитие речевого дыхания, закрепления навыков деления слов на слоги; закрепления умения определять позицию звука в слове; упражнять в употреблении имени существительного в родительном падеже множественного числа; закреплять умение согласовывать числительные с существительными; образовании существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Методическое пособие для логопедов, целю которого является развитие пальчиковой моторики. Можно использовать как часть логопедического занятия или как самостоятельную игровую деятельность. Подходит для детей 4-7 лет.

Варианты дидактической игры «Собери пирамидку правильно». Данная картотека может использоваться в работе учителями — логопедами, воспитателями, дефектологами.

Обучающая игра для старшего дошкольного возраста по запоминанию графического образа букв.

Дидактические игры и пособия по логопедии в условиях этнокультурной среды

Дидактические пособия и игры по логопедии

Гулянич Ольга Евгеньевна,

Предлагаю вашему вниманию несколько пособий, используемых на логопедических занятиях и во внеурочной деятельности. Пособия рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста, и могут быть использованы воспитателями, логопедами, а также родителям в качестве вспомогательного материала для коррекции и развития произношения, устной речи, направленной воздушной струи, тонкой моторики пальцев рук, для формирования навыков чтения у детей. Первые годы – уникальный период в жизни ребёнка. Именно в раннем детстве закладываются основы интеллекта. К трём годам у малышей стремительно увеличивается запас, объём знаний и навыков, растёт активный интерес к окружающему миру. Для того чтобы ребёнок развивался правильно, ему необходима ваша помощь.

Маленькие дети легко отвлекаются, поэтому для того, чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, усвоить навык, желательно соблюдать важное правило – превратить обучение в увлекательную игру. Мы поощряем детские игры, имеющие промысловый характер. Не случайно, например, при формировании и для развития целенаправленного выдоха, используем пособия «Рыбалка», «Поймай оленёнка» или «Метание аркана на хорей».

Особую роль отводим развитию мелкой моторики у детей. Ребёнок усердно привязывает вещи на нарте, оформляет сумочку тесёмками. С помощью спичечных палочек выкладывает нарты, оленя, рыбок. На геоконте конструирует малую технику северных народов, и строит чум.

Для развития навыков письма придумали прописи для проработки написания элементов букв: «Накорми оленя травой», «Собери аркан», «Достань сети». В упражнении по точкам применяем элементы орнамента.

Для развития слогового слияния, играем с вертолётом на взлётной полосе.

В логопедическом кабинете оформлена зона детского саморазвития. Воспитанники школы-интерната, 6-7-летние дети коренной национальности, впервые вывезенные из тундры, имеют возможность свободно пользоваться пособиями и материалам для развития логического и образного мышления, воображения и самостоятельности, развития мелкой моторики и тактильной чувствительности пальцев рук. Дети играют кубиками, ковриками – трансформерами, конструктором Лего. В кабинете собраны различные по форме и фактуре бутылочки, тюбики, баночки, коробочки, лоскутки, шнурки – благодатный материал для создания поделок.

Другие статьи:  Как писать заявление на компенсацию денежных средств

Мы с детьми лепим из соленого теста, глины, пластилина с включением природного материала и бумаги, оформляем выставки работ. Клеим персонажей для пальчикового театра. Продукт деятельности детей (рисунок, поделка, апликация) и сам процесс его создания вызывает обоюдное чувство радости и удовлетворения.

Благодаря семейному типу школы-интерната, подобрала группу разновозрастных детей (0 – 2 классы) для апробирования обучения конструированию из природного материала во внеурочной деятельности.

В кабинете выставлены коллективные и индивидуальные детские работы из различных материалов: домик из коробки, где белочка живет «да орешки всё грызет», деревенский двор из спичек, оленёнок с рожками из веток, головой из пластиковой бутылки. Дети имеют возможность брать в руки и рассматривать не обработанные причудливые сучки и корешки. В целях привития любви к родному краю, краеведческого и экологического воспитания использую на занятиях не только речевой, иллюстративный материал, но и «живой» материал родной природы. Регулярно пополняю гербарий местной флоры. Собираю фотоснимки причуд живой природы. Привлекаю воспитателей с детьми к сбору и обработке природного материала (засушка листьев, покраска травинок и веточек).

Для привития интереса и развития умения работать с хрупким природным материалом, демонстрирую детям гербарный материал. Параллельно с рассказом об использовании того или иного растения в быту и как лекарственное средство, ставлю проблему по оформлению и сохранению материала. Дети предлагают различные варианты: приклеить на ватман, сложить в коробочку и др. В итоге, решаем сделать альбом — гербарий местной растительности. Учу детей красиво располагать, аккуратно приклеивать растения (используем формат листа А 4).

Дети с удовольствием выполняют эту работу, выражают желание самостоятельно собирать и сохранять природный материал. Пользуясь этим, предлагаю детям собрать листочки, ярко раскрашенные Осенью. Когда листочки собраны и высушены, даю возможность детям проявить фантазию и самостоятельность, через создание аппликаций.

Для развития связной речи, у нас создана коллекция сказок, выполненная в технике бисероплетения, материала, широко используемого в местной культуре (панно на сказочные сюжеты, бисер).

Логопедические игры своими руками для дошкольников

Полезные игры в работе логопеда

Автор: Игошина Валерия Олеговна, учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»

Описание: Дидактические игры будет полезны для логопедов и воспитателей логопедических групп. Материал предназначен для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, что позволяет сделать данный процесс более интересным для детей.

Дидактическая игра «Веселые малыши»

Цель: Дифференциация звуков С-Ш.

1 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в слогах.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей со слогами.

Ход игры:

Логопед: Познакомься это веселые малыши Соня и Миша. Они очень любят играть с мыльными пузырями, но малыши только учатся и пузырики получаются маленькие. Хочешь поиграть вместе с ними? Тогда бери пузырик и повторяй за мной (если ребенок умеет читать, то произносит сам).

Образец: Са — ша, со – шо, су – шу, сы – ши.

2 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки парных цветных мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед выкладывает два мыльных пузыря одного цвета, просит ребенка их перевернуть и назвать, что на них изображено.

Образец: Мишка – миска, пушок – носок.

Попросить ребенка назвать у кого, что получилось.

Образец: У Сони мишка – у Миши миска

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.

Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…

Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши.

Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.

У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.

Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.

Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.

Логопед: Чем поменялись малыши?

Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах.

Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.

Ход игры:

Логопед: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.

Образец: Пишу – несу, ваш – вас, шило – сила…

Дидактическая игра «Паровозик».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч изолированно.

Ход игры: Познакомься это волшебный паровозик и живет он в сказочном домике. Хочешь побывать у него в гостях? Тогда вези паровозик по тропинке и пой его песенку «ч – ч – ч».

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч в слогах.

Ход игры: У паровозика много друзей, хочешь с ними познакомиться? Тогда в путь, но на каждой станции нужно останавливаться и петь ее песенку: ча – ча – ча, чу – чу – чу и так далее. Пришло время возвращаться обратно и теперь мы с паровозиком будет петь другие песенки: ач – ач – ач, уч – уч – уч и так далее.

Дидактическая игра «Осень».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ изолированно.

Ход игры: Наступила осень и все лесные полянки усыпаны листьями. Знаешь звук щетки? Подмети большие листочки и произноси звук щетки «щ – щ – щ», затем только зеленые, желтые, маленькие листочки и так далее.

Посмотри сколько тропинок в лесу и все они в листьях. Подмети тропинку с желтыми листьями, теперь с коричневыми и так далее.

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ в слогах.

Ход игры: Все листики собраны в кучку, но на нашей волшебной полянке можно раскидать их. Веди щеткой по тропинкам и пой песенки щетки: ща, щу, ще, щи. А теперь нужно навести порядок. Давай соберем листики: ащ, ощ, ущ, ещ.

Сборник методических материалов по итогам муниципального конкурса для учителей-логопедов, учителей-дефектологов «Лучшее дидактическое пособие»

1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Сборник методических материалов по итогам муниципального конкурса для учителей-логопедов, учителей-дефектологов «Лучшее дидактическое пособие» Карпогоры 2017

2 Сборник методических материалов по итогам муниципального конкурса для учителей-логопедов, учителейдефектологов «Лучшее дидактическое пособие» Текст / под ред. О.И. Марычевой, Г.А. Ширяевой Карпогоры, с. Материалы сборника содержат описание дидактических пособий, используемых в коррекционной работе учителямилогопедами и учителями-дефектологами, а именно: фотографии пособий, выполненных своими руками, рекомендации по их использованию и изготовлению. МБУ ДО «РЦДО», 2017

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Верещагина М.В. Многофункциональное дидактическое пособие «Логодом» для детей от 4 до 8 лет Елисеева Е.Г. Дидактическое игровое пособие для дошкольников и младших школьников «Речевые книжки — малышки» Киселёва О.Р. Многофункциональное развивающее дидактическое пособие «Весёлые смайлики» Лазарева О.В. Дидактическая игра «Звуковой узор» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) Марычева О.И. «Первый дар Фребеля» — многофункциональное дидактическое пособие для коррекционной работы с детьми с ЗПР Минина С.В. Многофункциональное логопедическое пособие «ЛОГОДОМ» Петрунина Е. И. Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные круги»

4 Введение Дидактические средства это материальные или идеальные объекты, которые используются в обучении как источники получения знаний и формирования умений и навыков. Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебно-познавательной деятельности учащихся, а также управления и контроля. Использование наглядных пособий занимает важное место в коррекционной работе. Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. В практике учителя-логопеды и учителя-дефектологи часто изготовляют дидактические пособия самостоятельно (либо при взаимодействии с родителями обучающихся). В учебном году в Пинежском районе проводился конкурс для учителей-логопедов, учителейдефектологов «Лучшее дидактическое пособие». Конкурс проводился с целью выявления, обобщения и распространения опыта использования дидактических пособий в коррекционной работе. Задачи конкурса: стимулирование творческой деятельности учителейлогопедов, учителей-дефектологов; 4

5 выявление и распространение результативных и эффективных дидактических материалов, повышающих качество образовательной деятельности. Согласно положению участники должны были представить на конкурс дидактическое пособие, выполненное своими руками, а также методические рекомендации по использованию пособия. Всего на Конкурс было представлено 7 работ. Конкурсные материалы оценивались по критериям: практическая ценность, соответствие возрастным особенностям детей, новизна и оригинальность авторской разработки, творческий подход к использованию, качество и эстетичность оформления. На основе экспертных заключений можно сделать вывод о том, что материалы, представленные на конкурс актуальны и значимы для педагогов, отражают практический опыт коррекционной работы с детьми с речевыми и интеллектуальными нарушениями. В данном сборнике представлены материалы участников муниципального конкурса для учителей-логопедов, учителей-дефектологов «Лучшее дидактическое пособие». 5

6 Верещагина Мария Валерьевна, учитель-логопед МБОУ «Карпогорская СШ 118» СП Детский сад 68 «Тополек» Многофункциональное дидактическое пособие «Логодом» для детей от 4 до 8 лет Цель: Автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексикограмматических категорий речи; развитие артикуляционной и мелкой моторики; звуко-буквенного анализа, слоговой структуры слова, речевого выдоха. 6

7 «Вспомни, узнай, правильно выполняй!» Ребенок достает из кармашка картинки-символы для артикуляционных упражнений, выполняет. «Построй пирамидку» 1 Ребенок находит на сторонах кубиков слова со звуком.(который автоматизируется) и строит из них пирамидку. 2 Ребенок находит на сторонах кубиков слова с дифференцированными звуками и строит из них две пирамидки. 7

8 3 Ребенок бросает кубик и прохлопывает, прошагивает выпавшее слово. 4 Ребенок находит на сторонах кубиков слова с одним, двумя, тремя и тд слогами( прохлопывает, прошагивает и тд) «Паутинка» Ребенок берет синюю нитку и проговаривая чистоговорку плетет паутинку. 8

9 «Разложи правильно» (картинки меняются в зависимости от того, над какими звуками работаем) 1 Ребенок раскладывает пушистые шарики в те ячейки, где услышит нужный звук. 2 Ребенок раскладывает пушистые шарики одного цвета в те ячейки, где услышит один из дифференцированных звуков, другого цвета где услышит второй звук. «Ветерок» Ребенок кладет на ладошку пушистые шарики и сдувает их. 9

10 «Коробок, подай голосок» Ребенок угадывает на слух что находится в коробке. 10

11 «Придумай предложение» Ребенок бросает кубик, придумывает предложение со словом, которое выпало. «Придумай рассказ» Ребенок бросает кубики, придумывает рассказ со словами, которые выпали на гранях. «Услышь правильно» Ребенок нанизывает на шнурок красную, синюю или зеленую бусины в соответствии с тем, какой звук произносит взрослый. «Собери слово» Ребенок бросает кубик, и составляет (нанизывает) слово из бусин синего, красного и зеленого цвета. 11

12 «Найди животных» (фрукты, мебель и тд) ребенок ищет среди кубиков соответствующие картинки по лексическим темам. «Откуда картинка?» Ребенок бросает кубик и говорит к чему относится данное изображение.(помидор-это овощ и тд) И это только часть игр и упражнений, которые можно использовать с помощью «Логодома»! Для изготовления данного пособия использовала бросовый материал: картонные коробки, пластиковые банки, нитки, скотч. Кубики изготовлены из тары из-под молока, кефира, снежка. 12

Другие статьи:  Договор банк кредитования

13 Елисеева Елена Геннадьевна, учитель- логопед МБОУ «Кушкопальская СШ 4» «Речевые книжки — малышки» Дидактическое игровое пособие для дошкольников и младших школьников «Речевые книжки малышки» представляет собой комплект из 3 книг: «Я учу звук [р]», «Я играю, звук [р] закрепляю», «Я умею говорить [р]». Назначение игрового пособия состоит в освоении детьми правильного произношения звука [р], его автоматизации и дифференциации. Цель пособия: повышение интереса дошкольников и младших школьников в освоении правильного произношения звука [р], его автоматизации и дифференциации. Задачи: Коррекционные: — учить выполнять артикуляционные упражнения; — закреплять навык правильного звукопроизношения; — упражнять в умении подбирать слова к звуковым схемам. — упражнять в умении составлять предложения; Образовательные: -расширять словарный запас; — упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом. Воспитательные: — воспитывать желание красиво и правильно говорить. 13

14 Первая книжка «Я учу звук [р]» представляет собой подбор комплекса артикуляционных упражнений для постановки звука [р]. Артикуляционная гимнастика является первым шагом для постановки звуков в речи ребёнка. Поэтому организуя совместную деятельность можно использовать книгу для индивидуальных занятий учителю-логопеду, воспитателю, родителю. В книге на каждой странице представлена красочная иллюстрация и описание правильности выполнения артикуляционных упражнений: «Лягушка и слоник», «Маляр», «Парус», «Лошадка», «Гриб», «Гармошка», «Заведи мотор». Используя эту книгу, ребенок выполняет предложенные упражнения перед зеркалом, которые необходимы для постановки звука [р]. Каждое упражнение необходимо выполнять 4-5 раз. Эту книгу можно изготовить совместно с ребёнком, а иллюстрации нарисовать самим. 14

15 Вторая книжка «Я играю, звук [р] закрепляю», представляет собой подбор игр и игровых упражнений, направленных на автоматизацию звука [р]. Упражнение «Заведи мотор». Цель: отработка правильного произношения звука [р]. Ребенок проводить пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук [р]. 15

16 Упражнение «Рифмы». Цель: развитие фонематического слуха. Вариант 1. Ребенок произносит рифмы подбирает подходящую картинку. за взрослым и Например: Ар ар ар шар. Ро ро ро ведро. Вариант 2. Ребёнок закрывает найденные картинки фишкой. А потом предложить вспомнить закрытые картинки. Упражнение «Составь предложение». Цель: упражнять в умении составлять предложения. Вариант 1. Ребенку предлагается выбирать героя и составить предложение. 16

17 Вариант 2. Ребёнку предлагается отгадать героя, назвав первый звук, а затем составить предложение по предложенной схеме. Например: в названии это героя первый звук [н]. Ребенок отгадывает, что это носорог. Затем составляет предложение. Упражнение «Песенки». Цель: развитие фонематического слуха. Ребёнку предлагается помочь тигрёнку пропеть слоговые песенки. Вариант 1. Взрослый поёт слоги, а ребёнок, прослушав их, повторяет. Если ребёнок не ошибся, получает фишку. Вариант 2. Если ребёнок умеет читать, то он сам читает слоги, а затем поёт их без книги. За правильное выполнение задания тоже получает фишки. Упражнение «Эхо». Цель: развитие слухового внимания. Вариант 1. Взрослый называет любые 3-6 картинок, а ребенок должен запомнить и повторить в том же порядке вместе с игрушкой — жираф, выделяя звук [р]. Например: пирамидка, паровоз, парусник, катер, вертолёт. 17

18 Вариант 2. Взрослый называет 7 8 картинок, а ребенок должен запомнить и повторить в том же порядке вместе с игрушкой — жираф, выделяя звук [р]. А затем отгадать, какого предмета нет на картинке. Парусник, паровоз, ручка, роза, вертолёт, катер, пирамидка, рубашка. Упражнение «Волшебная палочка». Цель: упражнять в умении образовывать слова единственного и множественного числа. Вариант 1. В руках у ребёнка «волшебная палочка», с помощью которой ребенок превращает предметы из единственного числа в множественное число. Образец: кораблик — кораблики, огурец — огурцы. Вариант 2. Упражнение «Назови ласково». Цель: упражнять в умении образовывать уменьшительноласкательные слова. В руках у ребёнка «волшебная палочка», с помощью которой ребенок превращает большие предметы — в маленькие. 18

19 Образец: кровать- кроватка, огурец огурчик, квадратквадратик. Упражнение «Хлопушки». Цель: развитие фонематического слуха. Вариант 1. Ребёнку предлагается идти по лабиринту и называть картинки, определяя количество слогов: бобр 1 хлопок- 1 слог. Вариант 2. Ребёнку предлагается идти по лабиринту и называть картинки, определяя количество слогов: бобр 1 хлопок- 1 слог. Дополнительное задание: составить предложение по картинке. Вариант 3. Ребёнку предлагается идти по лабиринту и называть картинки, определяя количество слогов: бобр 1 хлопок- 1 слог. Дополнительное задание: определить нахождение звука в слове: в начале, в середине, в конце. 19

20 Упражнение «Найди меня». Цель: упражнять в умении подбирать к звуковой схеме слово или картинку. Вариант 1. Ребёнку предлагается схема, по которой он отгадывает предмет или героя. Вариант 2. Ребёнку предлагается схема, по которой он отгадывает предмет или героя. Предлагается назвать расположение звука в слове: в начале, в середине, в конце. Вариант 3. Ребёнку предлагается самим составить схемы слова, а взрослый отгадывает героя или предмет. 20

21 Игра «Домик». Цель: упражнять в умении определять место расположения звука в слове: в начале, в середине, в конце. Вариант 1. Ребенок называет картинку и определяет место звука [р] в слове. Например: рыба звук [р] в начале картинку вставляем в 1 кармашек. Труба- звук [р] в середине картинку вставляем во 2 кармашек. Самовар — звук [р] в конце картинку вставляем в 3 кармашек. Вариант 2. Ребенок называет картинку и определяет место звука [р] в слове. Затем ребёнок составляет предложения по картинкам. Например: Рыба плавает в реке. Вариант 2. Ребенок называет картинку и определяет место звука [р] в слове. Затем ребёнок составляет предложения по картинкам. Например: Рыба плавает в реке. 21

22 Упражнение «Придумай сам». Вариант 1. Ребёнку предлагается самому выбрать картинку, составить предложение. Вариант 2. Ребёнку предлагается угадать предмет по его описанию. Вариант 3. Ребёнок описывает предмет, а взрослый отгадывает. Вариант 4. Ребёнку предлагается придумывать загадку про предмет. 22

23 Третья книжка «Я умею говорить [р]» представляет подбор речевого материала для автоматизации и дифференциации звука [р] в речи. На первой странице подобраны слова для отработки звука [р] в начале слова, в середине слова, что очень удобно для отработки навыка правильного произношения данного звука. Далее подобраны слова для отработки звука [р] в конце слова, в середине, отработка правильного произношения со стечением согласных в слогах. Продолжается отработка звука [р] в словах и словосочетаниях. В конце книги предлагается пальчиковая игра «Катаем яичко» для развития мелкой моторики и речи ребёнка. На последней странице предлагается стихотворение «Говорить правильно» для того, чтобы объяснить ребёнку важность выполнения речевых упражнений. 23

24 Предложенные книги изготовлены из картона, цветной бумаги. Картинки подобраны для игр из журналов. Поэтому советую родителям смастерить книгу вместе с ребёнком для отработки необходимых звуков. Применяя на логопедических занятиях, в домашних условиях «Речевые книжки малышки», можно создать игровую ситуацию, которая способствует формированию положительного отношения к обучению, усиливает познавательные мотивы и речевую активность ребёнка. 24

25 Киселёва Оксана Реннадиевна, учитель-логопед МБОУ «Пинежская СШ 117» СП «Детский сад» п.пинега Многофункциональное развивающее дидактическое пособие «Весёлые смайлики» Представленное пособие могут использовать учителялогопеды, воспитатели для групповой и индивидуальной работы с детьми 5-7 лет. Задачи: 1. Развивать слуховое восприятие и фонематическое восприятие. 2. Развивать сенсорное восприятие. 3. Развивать пространственную ориентацию. 4. Формировать навыки слогового анализа. 5. Формировать навыки звукового анализа. 25

26 6. Формировать навыки анализа и конструирования предложения. 7. Развивать мелкую моторику. 8. Развивать связную речь ребёнка. Описание игры Игра состоит из 20 одинаковых по размеру шумящих «смайликов» (по 5 красного, синего, жёлтого и зелёного цвета). Игра изготовлена из спичечных коробков, обклеенных цветной бумагой с изображением «смайликов». К боковым граням приклеены магниты для соединения в цепочку. Варианты игр «Разложи по цвету» Задачи: развивать зрительное восприятие, умение различать и называть цвета. «Цветные цепочки». Ребёнку необходимо найти все «смайлики» красного цвета, синего, зелёного, жёлтого и выложить цепочки. «Цветовой диктант». Педагог называет цвет, а ребёнок его находит «смайлик» нужного цвета и выкладывает цепочку. 26

27 «Длинная и короткая» Задачи: закреплять представления о длине. Пополнять словарный запас (длинная, короткая). Ребёнку предлагается найти и показать длинную, короткую цепочку; выложить длинную, короткую цепочку. «Что изменилось?» Задачи: развивать зрительное восприятие и зрительную память, речь. Ребёнку предлагается посмотреть на цепочку и запомнить, где какой «смайлик». Закрыть глаза, открыть что изменилось? 27

28 «Внимательные ушки» Задачи: развивать фонематическое восприятие. Взрослый произносит ряды из звуков, слогов, слов, а ребёнок должен погреметь «смайликом», услышав заданный звук. «Слышу собираю» Задачи: развивать фонематический слух, мелкую моторику. Собрать цепочку из красных, синих, зелёных «смайликов». Если ребёнок слышит гласный звук красный, согласный твёрдый синий, согласный мягкий зелёный. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, слов (например: а, с, у, сь; ам, ма, ом, ми; Аня, мак, Оля, мех ). «Твёрдый мягкий» Задачи: учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; развивать фонематическое восприятие; формировать навыки звукового анализа. Педагог произносит звуки, слова (или показывает поочерёдно картинки), ребёнок должен определить, что за звук и поднять соответствующий «смайлик». 28

29 «Картинки для «смайликов» Задачи: учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа. Распределить картинки: синему «смайлику» — картинки с начальным согласным твёрдым звуком, зелёному с мягким звуком. Подобрать картинки соответственно схеме из «смайликов» «Звуковой анализ слова» Задачи: развивать фонематическое восприятие; формировать навыки звукового анализа слов. Ребёнок выбирает картинку, определяет какие это звуки (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий) и выкладывает схему. Педагог составляет схему, а ребёнку предлагает подобрать к ней картинку. 29

30 «Домик для звуков» (место звука в слове) Задачи: учить определять место звука в слове (начало, конец, середина). Ребёнок на слух определяет место заданного звука в слове; ребёнку предлагается картинка. «Послушай, сосчитай, погреми» Задачи: развивать фонематическое восприятие; формировать навыки слогового анализа. Педагог произносит слово. Ребёнок должен погреметь «смайликом» столько раз, сколько слогов в слове. «Со словами играем слоги считаем» Задачи: формировать навыки слогового анализа. Ребёнок на слух определяет количество слогов в слове и выкладывают такое же количество «смайликов». Ребёнку предлагается картинка для определения слоговой структуры. 30

31 «Составляем схему предложения» Задачи: формировать навыки анализа и конструирования предложения; учить составлять схему предложения. Педагог произносит предложение и предлагает ребёнку определить сколько в нём слов. Какое первое слово, второе и т.д.? Педагог предлагает готовую схему, а ребёнок должен придумать предложение к ней. «Игры с буквами» Задачи: развивать мелкую моторику; закреплять графическое изображение букв. Ребёнку предлагается сложить выложить букву из «смайликов» 31

32 Лазарева Ольга Вячеславовна, учитель-логопед МБОУ «Сурская СШ 2» Дидактическая игра «Звуковой узор» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) Эта игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет). Цель развитие звуко-буквенного анализа. Также эта игра закрепит у детей знание цветов, разовьёт зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление и зрительную память. Эта игра способствует пополнению словарного запаса и развитию речи. Предложите ребёнку выбрать игровое поле. Ребёнок должен назвать картинки и сказать, на какой звук начинаются слова. Затем к каждой картинке на игровом поле подобрать цветную карточку, название цвета которой начинается с такого же звука. Если все цвета будут подобраны и разложены правильно, то получится симметричный узор. Когда играют несколько детей, то выигрывает тот, кто правильно подберёт цветные карточки и сделает это быстрее других. В данной игре один звук может соответствовать двум цветам: звук С: синий и серый, звук К: красный и коричневый. 32

Другие статьи:  Заключить договор купли продажи дачи

33 В комплект входят игровые поля и цветные карточки по размеру ячеек на игровом поле. Вот варианты игровых полей и образцы узоров: 1 герои мультфильмов: Закрыли картинки — получился узор: 33

34 2 птицы, животные, рыбы: 3 одежда, обувь, головные уборы, аксессуары: 4 посуда: 34

35 5 фрукты, овощи, ягоды: 6 цветы Подобрали все цвета правильно получился узор: Все узоры разные, что вызывает интерес у детей. Данная игра может быть использована и при изучении определённой лексической темы. Тогда педагог сам предлагает ребёнку игровое поле, которое соответствует теме. Эти игровые поля можно использовать для тренировки зрительной памяти. Выбираем любое поле, рассматриваем с ребёнком картинки, называем их. Затем ребёнок закрывает глаза, закрываем картинку цветной карточкой, цвет которой начинается на тот же звук, что и название картинки. Затем ребёнок угадывает закрытую картинку. 35

36 Марычева Ольга Ивановна, учитель дефектолог МБОУ «Карпогорская СШ 118» СП «Детский сад 67 «Родничок» «Первый дар Фребеля» — многофункциональное дидактическое пособие для коррекционной работы с детьми с ЗПР Фридрих Вильгельм Август Фребель ( ) известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Дары Ф.Фребеля самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Они назывались дарами. Всего их шесть. Первый дар Фребеля это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх вниз, влево-вправо. Она 36

37 прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик нет мячика»). Данный дидактический материал нашел применение в практике работы учителя- дефектолога и является многофункциональным средством при коррекции детей с ЗПР. Предназначен для: — различения и закрепления основных и дополнительных цветов, сличения объектов по цвету, формирования пространственных понятий: вверху, внизу, слева-справа, сзади- спереди, выше- ниже, дальше- ближе. Закрепление названия рук ( возьми красный мяч в правую руку, синий- в левую), пальцев рук (повесь зеленый шарик на безымянный палец левой руки, белый шарик на мизинец правой руки). Может быть использован в качестве счетного материала. Для детей старшего дошкольного возраста нашел применение при изучении звуко-буквенного анализа слова, где звуки обозначаются тремя цветами (синий, красный, зеленый) и где анализ слова ребенок проводит с использованием мячиков соответствующих цветов. Рекомендуемая возрастная группа: от 3 до 8 лет. Варианты использования пособия: Для детей с 3 лет: Цель: закрепление основных и дополнительных цветов, закрепление понятий «одинаковые», «разные», «такой», «не такой», закрепление механического, количественного и порядкового счета в пределах 3-5, закрепление понятий: «вверху», «внизу», «сзади», «спереди». — Игра «Назови цвет мячика» — Игра «Найди одинаковые (такой же) — Игра «Повтори за мной движение» — Игра «Посчитай» 37

38 Для детей с 4 лет: Цель: закрепление основных и дополнительных цветов, закрепление понятий «одинаковые», «разные», «такой», «не такой», закрепление механического, количественного и порядкового счета в пределах 3-10, закрепление понятий: «вверху», «внизу», «сзади», «спереди», «справа», «слева», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие). — Игры на закрепление цветов; — Игры, где мячики выступают в качестве счетного материала; — Игры «Что исчезло?» «Что изменилось?» — Игра «Выложи мячики по образцу» — Игры на закрепления понятий: высоко-низко, далеко близко, сзади- спереди, между, около, рядом, на, под, за, перед, в. Для детей 5-8 лет: Цель: закрепление основных и дополнительных цветов, закрепление понятий «одинаковые», «разные», «такой», «не такой», закрепление механического, количественного и порядкового счета в пределах 10, закрепление понятий: «вверху», «внизу», «сзади», «спереди», «справа», «слева», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», предлогов: под, над, в, между, за, из-за. Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие). К уже предложенным играм добавляется: — звукобуквенный анализ слов (где выкладывается схема слова с помощью мячиков своего цвета). — назови место мяча (верхний правый угол, левый нижний и т.д.) — «Где лежит мяч?» (между кубиками, под коробкой и т.д.) 38

39 Рекомендации по изготовлению пособия: Для изготовления пособия необходимы теннисные мячики, нитки цветов радуги и белый, крючок. Каждый теннисный шарик обвязывается с помощью крючка нитками определенного цвета, от каждого мячика идет петелька того же цвета, что и мячик для того, чтоб его можно было повесить на руку, на палец, на крючок. 39

40 Минина Светлана Васильевна, учитель логопед МБОУ «Карпогорская СШ 118» СП «Детский сад 67 «Родничок» Многофункциональное логопедическое пособие «ЛОГОДОМ» Цель: развитие всех компонентов устной речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексика, грамматика, связная речь) Предназначено для детей всех возрастных групп, многофункционально и удобно. Можно использовать как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми, а также в качестве оформления группового помещения или логопедического кабинета. Работая с пособием, педагог может решать следующие задачи: — развитие фонематического слуха, — автоматизация поставленных звуков, 40

41 — дифференциация звуков по твёрдости мягкости, звонкости глухости, смешиваемых в произношении, — определение места звука в слове (начало, середина, конец), — определение количества слогов в слове, — классификация предметов, — ориентация в пространстве и так далее. Каждый педагог может сам придумать множество вариантов игр и заданий. Предлагаемые варианты игр: «Рассели жителей в свои квартиры» Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука Ход игры: выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук, поселить их в квартиры. «Заселить жителей в разные подъезды» Цель: дифференциация звуков. Ход игры: Над подъездами размещены буквы или символы, обозначающие заданные звуки. Дети находят среди картинок те, в названии которых есть заданные звуки и размещают их в соответствующие подъезды. «Твердый мягкий» Цель: развитие осознанного восприятия твёрдых и мягких согласных звуков. Ход игры: Над подъездами размещены символы твёрдости и мягкости звука (зелёный и синий). Дети по очереди берут картинки и называют объект, дают характеристику первому 41

42 звуку в слове. Затем помещают картинку в соответствующий подъезд. «Звонкий глухой» Цель: совершенствование умения различать на слух звонкие и глухие согласные звуки. Ход игры: На этажах размещены символы звонкости, глухости звука. Ребёнок берёт картинку, даёт характеристику первому звуку в слове и заселяет её на соответствующий этаж. «Где спрятался звук?» Цель: Определение места звука в слове (начало, середина, конец) Ход игры: Детям дается задание на первом этаже поселить картинки, в названии которых, звук стоит в начале, на втором в середине, на третьем этаже в конце слова. «Вагончики» Цель: Определение количества слогов в слове. 42

43 Ход игры: Детям даётся задание на первом этаже поселить картинки, в названиях которых один слог, на втором этаже картинки с двумя слогами, на третьем с тремя слогами. «Соседи» Цель: объединение и группировка предметов, классификации на основе различных признаков. Ход игры: Детям предлагается расселить картинки по квартирам так, чтобы на одном этаже жили близкие объекты. Первые предметные картинки логопед выставляет сам, а дети, ориентируясь на них, выставляют остальные (На фото предлагается расселить животных: домашних, лесных, жарких стран). С этой же целью может использоваться игра «4-лишний». «Мой, моя, моё» Цель: закрепление рода и числа существительного. Ход игры: Дети, ориентируясь на символы, расставляют картинки по этажам. На первом этаже живут картинки, про которые можно сказать «Это — моё» 43

44 На втором «Это — мой». На третьем «Это — моя». «Рассели геометрические фигуры» Цель: упражнять в умении видеть и находить в объектах геометрические фигуры. Ход игры: Логопед предлагает детям набор картинок с изображением геометрических фигур расставить на домике по горизонтали. После того как карточки расставлены логопед предлагает детям подобрать соответствующие карточки и распределить их под соответствующей фигурой. (Расселить объекты в подъезды) «Чего или кого не стало?» Цель: употребление существительного в Творительном падеже. Ход игры: Логопед предлагает назвать и запомнить картинки, живущие в квартирах. Затем убирает одну и спрашивает: «Кого или чего не стало?» Рекомендации по изготовлению пособия Пособие изготовлено из плотного картона, вырезанного в виде дома, обклеенного обоями ( можно использовать ДВП, оклеить самоклейющейся пленкой или раскрасить). На «дом» наклеиваются кармашки для картинок, сделанные из плотного файла. Эти кармашки можно назвать подъездами или квартирами. Они расположены как этажи дома — друг над другом. Картинки берём из старых лото, дидактических игр, рисуем, печатаем на принтере и так далее. Всё зависит от возможностей и творческого подхода педагога. Варианты игр можно подобрать в зависимости от возраста ребёнка, его речевых проблем, от темы и цели занятия. Пособие можно повесить на стену в логопедическом кабинете, поместить в речевой уголок в группе, на доску. 44

45 Петрунина Евгения Ивановна, учитель-логопед МБОУ «Ясненская СШ 7» Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные круги» Цель пособия: развитие и совершенствование речи. Рекомендуемая возрастная группа: младший дошкольный младший школьный возраст. Варианты использования пособия: Игра «Кто где живёт?» Цель: учить классифицировать и устанавливать взаимосвязи между природным объектом и местом его обитания; обогащать словарь. На секторы верхнего круга выкладываются картинки с животными, а на секторы нижнего с местом их обитания. Ребёнку предлагается найти соответствие на кругах. (Например, муравей-муравейник, лиса-нора, и т.д.). Игра «Найди пару» Цель: учить классифицировать предметы мебели, посуды, игрушек, и т.д.; обогащать словарь. На секторы верхнего круга выкладываются картинки с изображением одного предмета мебели, посуды, овощей, фруктов, строительных инструментов, музыкальных инструментов, игрушек, одежды. То же самое выполняется 45

46 на втором круге. Но предметы на картинках другие. Ребёнку предлагается найти пару. (Например, барабан-труба, помидор-огурец, и т.д.) Игра «Составь слово» Цель: учить составлять слова из слогов; обогащать словарь. На секторы верхнего круга выкладываются первые слоги слов, а на секторы нижнего вторые слоги слов. Ребёнку предлагается, прокручивая круги, собрать слово из слогов. (Например, мя-чик, чаш-ка, ли-са, и т.д.) Игра «Измени словечко» Цель: обогащать словарный запас за счёт словоизменения глаголов при помощи приставок. На секторы верхнего круга выкладываются приставки, а на секторы нижнего круга слова-глаголы. Ребёнку предлагается, прокручивая верхний круг, называть глаголы с данными приставками. (Например, по-лететь, вы-лететь, за-лететь, и т.д.) Игра «Найди шифр» Цель: совершенствовать навыки звукового анализа. На секторы верхнего круга выкладываются звуковые схемы слов, а на секторы нижнего картинки. Ребёнку предлагается, прокручивая круги, найти соответствующие схемы к картинкам. Рекомендации по изготовлению пособия Необходимые материалы: лист картона, шпиль, разделитель, самоклеющаяся бумага, подставка под изделие, фломастер (или изолента). Последовательность изготовления: Из листа фанеры вырезаются два круга диаметром 30 и 20 см. Круги обклеиваются самоклеющейся бумагой. Каждый круг расчерчивается фломастером (или изолентой) на восемь секторов. Первый круг насаживается на шпиль, закреплённый к подставке. Далее на шпиль насаживается разделитель. Затем следующий круг. Изделие готово! 46