Дать приказ значение

Значение слова Приказ по Ефремовой:
Приказ — 1. Официальное распоряжение, предписание, издаваемое руководителем учреждения, предприятия, организации.
2. Документ, в котором изложено такое распоряжение. 1. Учреждение, ведавшее отдельной отраслью управления (на Руси XVI-XVII вв.).
2. Здание, где размещалось такое учреждение. Полк, военный отряд (на Руси XVI-XVII вв.).

Значение слова Приказ по Ожегову:
Приказ — Обязательное для исполнения официальное распоряжение начальника, того, кто о блечен властью Приказ Учреждение, ведающее отдельной отраслью уп равления или отдельной территорией

Приказ в Энциклопедическом словаре:
Приказ — акт руководителя органа государственного управления,государственного учреждения. 2) В вооруженных силах письменное или устноераспоряжение начальника подчиненным, являющееся для них законом.

Значение слова Приказ по словарю синонимов:
Приказ — распоряжение

Значение слова Приказ по словарю Ушакова:
ПРИКАЗ, приказа, м. 1. Официальное распоряжение органа власти (войскового начальника, начальника учреждения), обращенное обычно к подчиненным и требующее выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-н. порядок, положение. Приказ командующего армией. Приказ о наступлении. Приказ об обязательном ношении формы. Боевой приказ. Приказ по полку. Приказ по гарнизону. Зачислить в штат приказом. Отдать в приказе. Провести назначение приказом. Исполнить приказ. || Бумага, на к-рой изложено такое распоряжение. Вывесить приказ. Подписать приказ. || распоряжение судьи о взыскании с должника без судебного разбирательства при наличии достоверных и бесспорных документов (право). || Вообще распоряжение, повеление. Она ему теперь и надает приказов, один другого грозней. А. Островский. 2. Учреждение, ведавшее отдельной отраслью управления в Московском государстве, ведомство (истор.). Посольский приказ. Приказ тайных дел. Поместный приказ. Разрядный приказ (по военным делам). Дьяк, в приказах поседелый, спокойно зрит на правых и виновных. Пушкин. || Название нек-рых старинных учреждений (истор.). Приказ общественного призрения. Волостной приказ в удельном ведомстве.

Определение слова «Приказ» по БСЭ:
Приказ — в СССР акт управления, издаваемый руководителями министерств, ведомств, отделов и управлений исполкомов местных Советов, а также руководителями предприятий, учреждений, организаций. Право издания П. названными руководителями определяется Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, Положениями о министерстве, главном управлении и т.д. По юридической природе П. может быть нормативным актом (как правило, П. министров, руководителей учреждений утверждаются положения, инструкции) и актом применения права (о назначении на должность, об установлении плановых заданий). По ряду вопросов руководители предприятий могут издавать П. только по согласованию с фабзавместкомом. П. вступает в силу с момента его издания, если иное специально не предусмотрено в самом приказе. См. также ст. Акты органов государственного управления.
В вооружённых силах в боевой обстановке отдаётся Боевой приказ.

Прийтись Приказ Приказание

Дать приказ значение

Толковый словарь Ожегова.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; дал, дала, дало и дало,
дали (не дал и не дал, не дала, не дало и не дало, не дали и не дали); дай;
данный (дан, дана; не дан, не дана, не дано и не дано, не даны и не даны);
сов.
1. кого-что кому. То же, что вручить (в 1 знач.). Д. деньги. Д. книгу.
Д. свой адрес. Д. орден (наградить орденом). Сколько дашь за шапку? (перен.:
заплатишь).
2. что или с неопр. кому. То же, что предоставить. Д. помещение.
Д. работу. Д. место. Д. возможность что-н. делать. Д. покой. Д. пить. Не
дали спать всю ночь. Д. свече догореть. Д. самолету взлет, посадку. Дайте я
попытаюсь.
3. что кому. Доставить, принести как результат чего-н. Труд дал
удовлетворение. Земля дала урожай.
4. что кому. В нек-рых сочетаниях:
устроить, осуществить. Д. обед, ужин. Д. концерт, спектакль. В Большом
театре вчера была дана «Хованщина».
5. что кому. Определить возраст (разг.).
Ему не дашь сорока лет.
6. что. В сочетании с существительным выражает
действие по знач. данного существительного. Д. согласие (согласиться). Д.
звонок (позвонить). Д. трещину (треснуть). Д. приказ (приказать). Д. совет.
Д. телеграмму. Д. отзыв. Д. сражение. Д. начало чему-н. (быть источником
чего-н.). Д сеет (зажечь свет). Д. радио (передать по радио; спец.). Д. веру
(поверить; устар.).
7. что. Осуществить то, что приводит к значительному
результату. Эксперимент дал хорошие результаты. Переговоры ничего не дали.
Что дала революция?
8. Нанести (удар), ударить (прост.). Д. пощечину. Д. по
спине. Д. в ухо.
9. То же, что задать (в 4 знач,). Я тебе дам! (угроза).
10. дай, частица. При глаголе 1 л. ед. ч. буд. вр. обозначает попытку, решение
сделать что-н. или приступ к действию (разг.). Дай, думаю, посижу отдохну.
Дай-ка вздремну. * Дать знать о ком-чем — сообщить. Дать руку кому —
протянуть руку для опоры или рукопожатия. Не дано кому с неопр. (книжн.) — о
том, кто лишен возможности, кому не суждено делать, сделать что-н. Ему не
дано быть поэтом. Отцу не дано было увидеть сына. Ни дать ни взять (разг.) —
точь-в-точь, совершенно такой же.Дочка вся в мать: ни дать ни взять она. II
несов. давать, даю, даешь (к 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 знач.); многокр. давывать,
наст. не употр. (к 1 и 4 знач.; прост.). II сущ. дача, -и, ж. (к 1 и 6
знач.; спец.).

отдавать приказ

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999 .

Словарь русских синонимов .

Смотреть что такое «отдавать приказ» в других словарях:

приказ — Приказание, наказ, указ, веление, повеление, предписание, распоряжение, завет, заповедь, предначертание, обращение, отношение, инструкция, ордер, рецепт. По закону, по манию, по мановению, по команде. .. Ср … Словарь синонимов

отдавать — голос отдать • действие долг отдавать • существование / создание, прерывание, решение, компенсация жизнь отдать • использование отдавать дань • действие отдавать жизнь • использование отдавать отчёт • действие отдавать предпочтение • действие… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

приказ — выполнить любой приказ • реализация выполнить приказ • реализация выполнять приказ • реализация вышел приказ • существование / создание, субъект, начало дать приказ • действие ждать приказа • модальность, ожидание издавать приказ • существование… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Приказ (орган управления) — У этого термина существуют и другие значения, см. Приказ. Приказ в Москве. Александр Янов Приказы органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особы … Википедия

Приказ каменных дел — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия

отдавать — глаг., нсв., употр. часто Морфология: я отдаю, ты отдаёшь, он/она/оно отдаёт, мы отдаём, вы отдаёте, они отдают, отдавай, отдавайте, отдавал, отдавала, отдавало, отдавали, отдающий, отдаваемый, отдававший, отдавая; св. отдать 1. Когда вы отдаёте … Толковый словарь Дмитриева

Приказ военный — есть обязательное для выполнения требование начальника, обращенное к подчиненному. Из этого определения явствует, что военный П. должен удовлетворять трем условиям: 1) он должен исходить от начальника, т. е. выражать индивидуальную волю данного… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Земский Приказ — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия

Монастырский Приказ — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия

действие — возыметь действие • действие действие кончилось • действие, субъект, окончание действие направить • действие действие начинается • действие, субъект, начало действие основано • касательство действие производить • действие действие происходит •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Приказ Минтранса РФ от 25 сентября 2006 г. № 117 “Об утверждении Порядка подготовки предложений по внесению изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения”

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федераций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 16, ст. 1747) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки предложений по внесению изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее — Порядок).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке и утверждении порядков подготовки предложений по внесению изменений в перечни автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения или местного значения межмуниципального характера руководствоваться общими положениями Порядка.

Другие статьи:  Практическая работа закон о защите прав потребителя

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2006 г.

Регистрационный N 8529

Порядок
подготовки предложений по внесению изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения
(утв. приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2006 г. N 117)

I. Общие положения

1. Порядок подготовки предложений по внесению изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее — Порядок) разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации»*.

2. Подготовка предложений по внесению изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее — перечень) осуществляется в соответствии с показателями определения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. N 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 209)* и настоящим Порядком.

II. Подготовка предложений по внесению изменений в перечень

3. Предложения по внесению изменений в перечень по автомобильной дороге, автомобильным дорогам, участкам автомобильных дорог (далее — автомобильная дорога) вносятся органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее — заявители) в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

4. Предложения по внесению изменений в перечень в двух экземплярах направляются в Росавтодор заказным письмом с описью вложения.

5. В случае, если предложение по внесению изменений в перечень подготовлено по автомобильной дороге, которая проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации (двух и более муниципальных образований, оно вносится совместно органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления).

Если предложение по внесению изменений в перечень вносится органом местного самоуправления, оно должно быть согласовано с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Предложения по внесению изменений в перечень могут представляться Росавтодором в Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) в инициативном порядке по согласованию с собственником автомобильной дороги, а также по новым направлениям автомобильных дорог. При этом предложение должно быть согласовано с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Предложения по включению в перечень могут вноситься только по автомобильным дорогам, которые соответствуют показателям определения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Предложения по исключению автомобильных дорог из перечня могут вноситься по автомобильным дорогам, которые не соответствуют показателям определения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

III. Содержание предложений по внесению изменений в перечень

8. Предложения по внесению изменений в перечень, направляемые заявителем в Росавтодор, должны содержать следующие сведения и документы:

а) наименование и местоположение автомобильной дороги;

б) наименование правообладателей, осуществляющих управление автомобильной дорогой;

в) соответствие (не соответствие) автомобильной дороги показателям определения автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

г) соответствие автомобильной дороги техническим требованиям к автомобильным дорогам;

д) необходимость внесения изменений в перечень;

е) объемы и состав грузовых и пассажирских перевозок по видам сообщений с определением долей местных, внутри и межрегиональных перевозок, в том числе на границе смежных субъектов Российской Федерации, а также динамика их изменения;

ж) транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги, подтвержденное материалами диагностики на всем ее протяжении;

з) протяженность автомобильной дороги, в том числе в границах поселений, муниципальных районов, городских округов с детализацией по каждому из населенных пунктов;

и) объемы финансирования, необходимые для развития автомобильной дороги на всем протяжении, в том числе для завершения строительства (реконструкции) участков, не законченных строительством (реконструкцией), строительства обходов населенных пунктов, а также ежегодные объемы финансирования, необходимые для содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильной дороги на всем протяжении;

к) данные бухгалтерского учета и отчетности по автомобильной дороге;

л) социально-экономические, финансовые и иные последствия принятия предложения.

м) заверенная заявителем копия технического паспорта автомобильной дороги;

н) выписка из реестра государственного (муниципального) имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

о) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество, в том числе о зарегистрированных правах на занимаемые им земельные участки;

п) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному (муниципальному) унитарному предприятию или государственному (муниципальному) учреждению соответственно (в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), а также копия документации по техническому учету (инвентаризации) имущества автомобильной дороги и кадастровому учету занимаемых им земельных участков на всем протяжении предлагаемого маршрута;

р) документы, подтверждающие право собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования на предлагаемые к передаче земельные участки (в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

с) заверенные копии актов заявителя, определяющие:

показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

показатели определения автомобильных дорог общего пользования местного значения;

т) проект передаточного акта автомобильной дороги.

IV. Рассмотрение предложений по внесению изменений в перечень

9. В. целях всестороннего рассмотрения предложений по внесению изменений в перечень Росавтодор может образовывать комиссию.

10. Состав комиссии и регламент ее работы утверждается распоряжением Росавтодора.

11. В работе комиссии могут участвовать представители заявителя, а также федеральных органов исполнительной власти (по согласованию).

12. Рассмотрение Росавтодором (или комиссией) предложений по внесению изменений в перечень осуществляется на основании сведений и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, в течение трех месяцев с даты поступления.

13. При рассмотрении предложений по внесению изменений в перечень Росавтодор обеспечивает непосредственное взаимодействие с заявителями.

14. При рассмотрении предложений по внесению изменений в перечень Росавтодор (или комиссия) вправе дать собственную оценку сведениям, предусмотренным пунктом 8 настоящего Порядка.

15. По итогам рассмотрения предложений по внесению изменений в перечень Росавтодор:

в случае принятия положительного решения направляет в Минтранс России аргументированное представление о подготовке соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации;

в случае принятия отрицательного решения информирует заявителя об отказе в принятии предложения по внесению изменений в перечень с указанием причин отказа.

16. По итогам рассмотрения материалов, поступивших от Росавтодора, Минтранс России:

в случае принятия положительного решения осуществляет в установленном порядке подготовку соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации и направляет его на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, о чем информирует Росавтодор и заявителя;

в случае принятия отрицательного решения информирует Росавтодор и заявителя об отказе в принятии предложения по внесению изменений в перечень с указанием причин отказа.

17. Заявителю может сыть отказано в удовлетворении предложения по внесению изменений в перечень в следующих случаях:

а) автомобильная дорога не соответствует показателям определения автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

б) предложение по внесению изменений в перечень представлено с нарушением требований настоящего Порядка по составу и содержанию представляемых сведений и документов;

в) имеется автомобильная дорога общего пользования федерального значения в том же направлении;

г) объемы финансирования (подпункт «и» пункта 8 настоящего Порядка) значительно превышает возможности федерального бюджета, необходимые:

для приведения автомобильной дороги в нормативное состояние;

для завершения строительства и (или) реконструкции участков автомобильной дороги, не законченных строительством и (или) реконструкцией, а также строительства и (или) реконструкции обходов населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 16, ст. 1747.

Приказ Минтранса РФ от 25 сентября 2006 г. N 117 “Об утверждении Порядка подготовки предложений по внесению изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2006 г.

Регистрационный N 8529

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Дать приказ значение

ПРИКАЗЫ НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ, А ВЫПОЛНЯЮТСЯ БЕСПРЕКОСЛОВНО

Отвечает ли лицо, исполнившее беззаконный приказ законного своего начальника, или же за исполнение беззаконного приказа отвечает только приказавший?

Для ответа на это надо обратиться к юридическому существу приказа. С одной стороны, несомненно, что могут быть случаи, когда единственным оправданием обвиняемого служит данный ему приказ. Доктрина, утверждающая, что исполнение приказа, ни в каком случае, не может освобождать от ответственности, основана на очевидном недоразумении. Судебный пристав во время заседания суда может удалить кого-либо из заседания только по приказу председательствовавшего; городовой, прибежавший на свисток околоточного и отведший указанное последним лицо в участок, может сослаться в оправдание своих действий только на полученный им приказ. Мало того, нельзя даже утверждать, что ссылка на приказ не имеет силы, как скоро приказ по содержанию оказался противозаконным: во втором из приведенных выше примеров городовой останется безнаказанным, хотя бы оказалось, что околоточный приказал арестовать данное лицо противозаконно. С другой стороны, однако, нельзя забывать, что не приказ создает обязательные нормы деятельности других лиц, подчиненных, а закон, на котором он покоится, а потому если исполнение закона освобождает от ответственности только при наличности известных условий, то тем более имеют эти ограничения значение по отношению к исполнению приказа, и далеко не всякий приказ делает его исполнителя безответственным.

Другие статьи:  Возврат займа юридическому лицу

Теория слепого и безответственного подчинения приказу начальника, давно уже поколеблена. Что лежит в основе такого взгляда? Превращение подчиненного в орудие начальника, орудие, лишенное способности действовать своей волей, утратившее обладание нравственными принципами, сознание запрещенного и дозволенного. В случаях исключительных, при физическом принуждении, такое положение возможно, но оно не может считаться нормальным, согласным с рациональным государственным устройством, одинаково противореча и существу человеческой природы, и разумности государственного организма. Такое учение могло возникнуть в эпоху рабства, абсолютных деспотий разного рода; его можно было поддерживать в известном объеме при существовании крепостного права; но оно неминуемо должно исчезать при первых зачатках гражданской свободы.

Притом этот принцип ответственности подчиненного за исполнение незаконного распоряжения распространяется на все отрасли государственного управления, а в том числе и на отношения военнослужащих, хотя по отношению к ним всего чаще защищается доктрина безусловного подчинения.

«Солдат,— говорят защитники этого взгляда,— должен видеть глазами начальника, думать его мыслями; приказ — это его мнение, его нравственность, его религия; назначение солдата — самоотрицание и подчиненность». Поэтому допустить ответственность исполнителя приказа в военном быту — значит дозволить ему оценку действий начальника, а вместе с тем разрушить основу военной дисциплины. Но эти положения возбуждают значительные сомнения, так как при этом смешивают дисциплину с субординацией. Условия военной дисциплины, конечно, требуют строгого послушания, точного исполнения требований начальника, но это не устраняет возможности оценки требований, начала разумной подчиненности.

«Солдат,— говорит Росси,— не должен рассуждать; но по отношению к кому: ко всякому начальнику или только по отношению к своему унтер-офицеру, капитану, полковнику? Должен ли он отказываться от обладания рассудком только в известных случаях или же всегда? Но, признавая солдата машиной во всех случаях и относительно всякого начальника, мы дойдем до такого абсурда, что солдат по распоряжению своего начальника может выстрелить в своего монарха».

Также сомнительно, можно ли считать обязательным изменнический приказ начальствующего отрядом сдаться без всякого основания неприятелю или приказ ротного командира сжечь деревню, в которой рота стояла в мирное время, и т. п. Такая теория приведет неминуемо к деморализации армии, сделает ее несостоятельной к борьбе с любой цивилизованной страной. Недаром Кодекс 1872 г. самой дисциплинированной армии — немецкой, признал, что, хотя за беззаконный приказ отвечает, прежде всего, приказавший, но и для безнаказанности исполнителя, однако, необходимо, чтобы, во-первых, приказ относился к делам службы (Befehl in Dienstsachen в отличие от Dienstbefehl — приказ начальника, но не по делам службы) и был дан непосредственным начальником, а во-вторых, чтобы приказ не заключал в себе заведомо для исполнителя требования совершить что-либо, признаваемое по Общегражданскому или Военному уголовным кодексам за преступление или проступок.

Конечно, исполнение приказа освобождает от ответственности только при известных условиях, аналогичных с приведенными выше относительно безнаказанности исполнения закона.

Необходимо, чтобы приказ был дан компетентным лицом в сфере его служебной деятельности. Мы не можем себе представить в организованном государстве такой исполнительной власти, круг деятельности которой по отношению к подчиненным был бы безграничен или распоряжения которой должны бы были приводиться в исполнение всеми и каждым. Полицейский чиновник или судебный следователь будут отвечать за лишение свободы, если они заарестуют кого-либо по приказу некомпетентного лица, на какой бы ступени чиновничьей иерархии это лицо ни стояло. Таким образом, для безнаказанности исполнителя, прежде всего, нужно решить вопрос, имел ли право приказавший дать такой приказ данному лицу, т. е. имел ли приказавший право приказывать по службе исполнителю в силу своего служебного положения, и относился ли приказ к такому деянию, которое входило в круг служебной деятельности?

Вместе с тем необходимо доказать, что приказ был дан в надлежащей форме, если таковая установлена законом.

При всякой ссылке на приказ суд должен удостовериться, дан ли был он компетентным лицом, относился ли к служебным обязанностям исполнителя, были ли соблюдены предписанные законом формы; но достаточно ли этих условий для оправдания исполнителя приказа, оказавшегося преступным? Ответ на это может быть троякий:

1) можно признать, что при этих условиях за приказ отвечает только приказавший, так что, например, писец нотариуса, по его приказанию подписавшийся чужим именем в качестве свидетеля акта, будет безответствен;

2) можно, наоборот, признать, что наличность формальных условий законности не имеет никакого значения для ответственности, как скоро приказ был несправедлив по существу, так что каждый получивший приказ не только имеет право, но и обязан обсудить его как с формальной, так и с материальной стороны, и отказать в исполнении ввиду возможности своей уголовной ответственности, как скоро у него возникнет сомнение относительно законности распоряжения;

3) можно признать, что исполнитель отвечает за приказ не всегда, а при известных условиях.

Очевидно, что оба первых решения вопроса неудовлетворительны: одно — ввиду интересов частных лиц, так как, благодаря признанию безнаказанности исполнителей беззаконных приказов, уничтожается одно из сильных предупредительных средств против опасности, возникающей от подобных распоряжений, а привлечение к ответственности лиц распоряжающихся, приказывающих, представит большие затруднения; другое — потому что при подобной постановке вопроса не может успешно функционировать ни один орган власти.

Поэтому более практичным представляется третье решение вопроса, допускающее ответственность исполнителей только в случае явной преступности приказа. Компетентность приказавшего, служебный характер приказа заключает в себе как бы презумпцию его законности; приказ обязателен, хотя бы у исполнителя возникло сомнение в его правильности, хотя бы он не знал, существуют ли достаточные фактические основания для данного распоряжения.

Но обстоятельства изменяются, как скоро приказ, формально законный, требует, заведомо для исполнителя, выполнения преступного деяния; в этих случаях начало подчиненности парализуется требованием закона, воспрещающего совершение этого преступного деяния. Таким образом, приказ начальника изготовить заведомо подложный документ, офицера — стрелять в первого встречного не может считаться обязательным, и за осуществление такового приказа отвечают как приказавший, так и исполнивший. Эта явная преступность приказа должна существовать не только объективно, но и субъективно; необходимо, чтобы исполнитель сознавал противозаконность приказа и, несмотря на то, осуществил его.

Но если обязательность приказа существует только субъективно, а не объективно, если виновный полагал, что он подчиняется приказу компетентного лица, между тем как приказавший не имел на то никакого права, то, конечно, его ссылка на обязательный приказ не может иметь никакого юридического значения и учиненное виновным должно обсуждаться сообразно с правилами об ошибке и заблуждении.

Наконец, исполнение приказа может служить основанием безответственности только в том случае, если исполнивший не переступил предела приказа; всякое же превышение приказа влечет его личную ответственность: если полицейскому было приказано задержать кого-либо, а он без необходимости избил задержанного, то, конечно, полицейский будет отвечать за побои.

Но если исполнение заведомо незаконного приказа, ни в каком случае, не может уничтожить преступности деяния, то оно может вызвать снисхождение к совершившему, так как такой приказ часто может близко соприкасаться с психическим принуждением: исполнивший знает, что приказ, ему данный, беззаконен; но он точно так же знает, что одного его слова, одного намека достаточно, чтобы лишить ослушника места, оставить без куска хлеба. Конечно, отказ в исполнении подобного приказа при таких условиях будет актом гражданского мужества, будет проявлением высокоразвитой нравственности; но, с другой стороны, вынужденная только этим путем уступка приказу не может не быть принята во внимание при определении уголовной ответственности.

В нашем праве подробные постановления о приказе мы встречаем в Воинском уставе Петра Великого. В толковании на артикул 29 выражено: «Начальнику принадлежит повелевать, а подчиненному послушну быть; оный имеет в том, что он приказал, оправдаться, а сей ответ дать, как он повеленное исполнил»; поэтому по Уставу (ст. 28 и 29) не только подвергались суровой ответственности, не исполнившие приказа, но наказывалось и всякое непристойное рассуждение об указах, которые ему даны от начальника. На системе Воинского устава основаны были и постановления Свода законов (ст. 200, изд. 1842 г.). Иначе поставлен этот вопрос в Уложении 1845 г., в специальных постановлениях о некоторых отдельных преступных деяниях. Так, ст. 393 наказывала за ослушание начальства по делам службы, но кроме, однако, того случая, когда начальник потребовал учинения чего-либо противозаконного; а ст. 403 прибавляла, что подчиненный, исполнивший приказание или желание начальника, зная, что сие противно законам, подвергается наказанию, за то противозаконное деяние определенному, хотя и в меньшей мере сравнительно с приказавшим. Впрочем, это постановление несколько смягчалось п. 6 ст. 134, по которому приказ лица, имеющего по природе или по закону высшую над виновным власть, служит обстоятельством, уменьшающим ответственность.

Другие статьи:  Осаго авто 3 года

Наши военные законы до последнего времени повторяли постановления Воинского устава Петра Великого; но новый Воинский устав (ст. 69 по изд. 1875 г.) постановляет: «В случае совершения по приказанию начальства деяния, признанного судом преступным, подчиненные подлежат ответственности только тогда, когда они превысили данное им приказание или же, исполняя приказание начальника, не могли не видеть, что он им предписывает нарушить присягу на верность службы или совершить деяние явно преступное».

Действующее Уложение включило в Общую часть особое постановление по этому предмету. Статья 44 постановляет: не почитается преступным деяние, учиненное во исполнение закона или приказа по службе, данного подлежащей властью, в пределах ее ведомства, с соблюдением установленных на то правил и не предписывающего деяния явно преступного.

Формула эта, как замечает объяснительная записка, состоит из двух частей: первая часть установляет безнаказанность деяний, совершенных во исполнение закона, объединяя, таким образом, различные постановления, разбросанные в Особенной части Уложения 1845 г.; причем под действие? этих постановлений подойдет как исполнение велений закона органами власти, так и осуществление дисциплинарной власти и даже прав частных в пределах, установленных законом; вторая часть говорит о безнаказанности исполнения обязательного приказа и определяет условия этой обязательности, принимая за основание изложенные выше постановления Уложения и Воинского устава о наказаниях.

В замечания на проект Уголовного уложения некоторые наши и иностранные юристы указывали на излишество этого постановления в законе, так как правило это представляется совершенно ясным; но не говоря о том, что и в теории объем безнаказанности исполнителей приказа установлен далеко не бесспорно, еще более разнообразия и противоречий оказалось во взглядах наших практиков в этих замечаниях, так что введение в закон такого упорядочивающего начала представляется совершенно необходимым.

Дозволение власти. Отдельно от приказа ставится вопрос о значении дозволения органов власти на учинение данного преступного деяния, преимущественно полицейских нарушений. Если в какое-либо общественное здание воспрещен вход, в общественном пруду воспрещена ловля рыбы, то может ли виновный в подобном нарушении сослаться в свое оправдание на разрешение, данное сторожем или смотрителем? Здесь могут быть два случая: если правила об управлении зданием или прудом давали смотрителю право на подобное разрешение, то, конечно, об ответственности получившего дозволение не может быть и речи; но если это право ему не предоставлено, то и ссылка на дозволение сама по себе не имеет никакого значения. Нарушитель может ссылаться в свое оправдание разве только на свою добросовестность, на свою ошибку и заблуждение; но при этом, очевидно, нужно установить, что не только дозволение не было получено насилием, обманом или подкупом, но что нарушитель не знал, что смотритель не имел права дать такое разрешение, и что незнание это не может быть ему поставлено в вину.

Приказы по основной деятельности

Бланки и реквизиты

Приказы по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации руководителями подразделений с привлечением специалистов; в отдельных случаях, когда речь идет о решении сложных, комплексных вопросов, для подготовки приказа руководителем организации может создаваться комиссия из представителей нескольких подразделений.

Приказы оформляются на специальном бланке приказа. Обязательными реквизитами приказа являются:

название вида документа (ПРИКАЗ);

заголовок к тексту;

Оформление основной части приказа

Подготовка приказа основывается на детальном и всестороннем изучении вопроса, поскольку содержащиеся в приказах поручения должны быть конкретными и реальными, они должны быть обеспечены достаточными материально-техническими и финансовыми средствами, чтобы исключить в дальнейшем необходимость корректировать или отменять принятые решения в связи с их неполнотой или недоработкой.

Заголовок к приказу должен формулироваться четко и по возможности кратко, выражая основное содержание документа.

· Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной, отделяемых друг от друга словом «приказываю». В констатирующей части дается обоснование предписываемых действий.

Констатирующая часть может отсутствовать, если действия распорядительной части не нуждаются в обосновании.

Констатирующая часть приказа отделяется от распорядительной словом ПРИКАЗЫВАЮ, которое может печататься прописными буквами без разрядки с новой строки с абзацем или строчными буквами в разрядку с новой строки без абзаца (п р и к а з ы в а ю), как это установлено в федеральных органах исполнительной власти [1] . Распорядительная часть содержит поручения, каждое из которых выделяется в самостоятельный пункт. Пункты распорядительной части приказа могут носить организационный характер, в этом случае формулируется только управленческое действие и, реже, называются его исполнители.

Если в распорядительной части приказа содержатся конкретные задания, необходимо указывать:

· наименование исполнителя или исполнителей (должность, инициалы, фамилия или наименование организации или подразделения);

· срок выполнения поручения.

Срок исполнения в пунктах и подпунктах распорядительной части приказа не указывается, если действия носят регулярный или нормативный характер и их выполнение предписывается на весь период действия данного приказа.

Исполнителем в приказе может быть одно или несколько подразделений организации, подведомственных организаций, должностных лиц. Количество исполнителей по каждому пункту (подпункту) не ограничивается. Исполнитель, названный первым, является ответственным исполнителем поручения.

При наличии промежуточных сроков выполнения или при разбивке поручения на задания каждое из них оформляется отдельным подпунктом. Пункт или подпункт приказа должен содержать только одно задание с одним сроком исполнения, поскольку контроль исполнения приказов ведется по каждому поручению отдельно.

Последний пункт приказа – пункт о контроле, в нем указывается наименование должности лица, ответственного за исполнение документа, его инициалы и фамилия.

Пункты и подпункты распорядительной части приказа нумеруются арабскими цифрами.

Оформление приложений к приказу

При большом объеме текста в самом приказе излагают лишь основные вопросы, а остальной текст выносится в приложения к приказу. В виде приложений могут оформляться графики, схемы, таблицы, списки, организационно-правовые документы – положения, инструкции, правила, регламенты, утверждаемые приказом, и др. В тексте приказа в соответствующих пунктах распорядительной части необходимо давать ссылки на приложения:

…(приложение) – если приложение одно;

. (приложение 1) . (приложение 2) – если приложений несколько.

На документе, являющемся приложением, в правом верхнем углу первого листа печатается слово «Приложение» с указанием, к какому приказу или пункту приказа оно относится.

Если приложением к приказу является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция и т.п.), в соответствующем пункте распорядительной части делается отметка: . (приложение), а на приложении в верхнем правом углу размещается гриф утверждения документа.

Отметку о приложении можно оформлять центрованным способом или выравнивать строки по левому краю.

Визирование и подпись

До представления на подпись приказ визируется всеми заинтересованными должностными лицами, юристом и заместителями руководителя организации. Если у работника, визирующего приказ, имеются возражения, дополнения, они излагаются в отдельной справке, которая прилагается к проекту документа, а виза дополняется фразой «Имеются замечания» или «Замечания прилагаются». Замечания редакционного характера можно вносить непосредственно в представленный проект документа.

Если при согласовании были высказаны существенные замечания и дополнения, приказ дорабатывается исполнителем и проводится его повторное согласование. Если при согласовании вносятся редакционные уточнения, не изменяющие сути документа, повторное согласование не требуется.

После окончательного оформления приказа до его представления на подпись руководителю приказ должен быть завизирован всеми заинтересованными лицами. Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа приказа или на отдельном листе согласования, который прикладывается к приказу, составляя его неотъемлемую часть. Виза включает: должность работника, его подпись, инициалы, фамилию и дату.

Под визами проставляется отметка об исполнителе, состоящая из фамилии исполнителя (составителя проекта) и номера его служебного телефона. На оборотной стороне приказа, в нижней части листа, может оформляться отметка о рассылке приказа с указанием структурных подразделений или их руководителей. Сведения о рассылке приказа могут оформляться на отдельном листе – списке (указателе, листе) рассылки.

ЕслиПодписываются приказы руководителем организации. Подпись в приказе оформляется так же, как в любом другом документе, оформляемом на бланке. Подписывается только один экземпляр приказа (за исключением совместных приказов). Подпись руководителя на приказе печатью не заверяется.

Первый экземпляр приказа после регистрации подшивается в дело с приказами по основной деятельности организации. Регистрироваться приказы должны в день их подписания, в противном случае у исполнителей могут возникнуть проблемы с исполнением приказа, особенно если срок исполнения небольшой.

После подписания и регистрации с приказа снимаются копии и рассылаются всем исполнителям. Для рассылки приказов может использоваться электронная почта. Если копии приказа выдаются для представления в другие организации, они заверяются с помощью реквизита «Отметка о заверении копии».

[1] Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Росархива от 27.11.2000 № 68).