Что такое совет дома и его полномочия

Как выбрать совет многоквартирного дома и каковы его полномочия?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Органом, представляющим интересы собственников помещений в многоквартирном доме, является совет многоквартирного дома. Он избирается в каждом доме с количеством квартир более четырех, где не создано ТСЖ и дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (ч. 1 ст. 161.1 ЖК РФ).

Совет многоквартирного дома избирается на срок два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в доме (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ). Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир (ч. 4 ст. 161.1 ЖК РФ).

Решение об избрании совета нового многоквартирного дома должно быть принято в течение одного календарного года с даты ввода дома в эксплуатацию. Если такое решение не принято либо принятое решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок должен созвать общее собрание собственников помещений для избрания совета многоквартирного дома и его председателя (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ).

Полномочия совета многоквартирного дома

Совет многоквартирного дома осуществляет следующие полномочия (ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ):

1. Обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Выносит на общее собрание собственников предложения о порядке пользования общим имуществом, планирования и организации работ по его содержанию и ремонту, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в доме в отношении общего имущества и предоставления коммунальных услуг, об избрании комиссий из числа собственников помещений в доме, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома.

3. Представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования и организации управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества.

4. Представляет собственникам (до рассмотрения на общем собрании собственников) свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании.

5. Осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, за качеством предоставляемых коммунальных услуг.

6. Представляет на утверждение годового общего собрания собственников отчет о проделанной работе.

7. Осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Совет может осуществлять и иные полномочия, входящие в его компетенцию, — например ведение информационной работы с собственниками помещений для проведения общих собраний собственников, проведение опросов для оценки качества работы управляющей организации.

Кроме того, совет является субъектом общественного жилищного контроля (ч. 8 ст. 20 ЖК РФ).

Порядок избрания совета многоквартирного дома

Для избрания совета многоквартирного дома рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Выступите с инициативой проведения общего собрания

Инициатором проведения общего собрания может быть любой из собственников помещений в многоквартирном доме. Инициатор должен обеспечить проведение общего собрания собственников — сформулировать повестку дня, включив в нее вопросы об избрании совета многоквартирного дома и его председателя, составить список кандидатов, определиться с датой, местом и формой проведения общего собрания, подготовить сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 и 5 ст. 45 ЖК РФ). Список кандидатов, например, может быть составлен по результатам собраний собственников каждого из подъездов и самовыдвижения.

Для проведения общего собрания собственников желательно создать инициативную группу, которая бы помогала подготовить необходимые документы, и собрать денежные средства для покупки, например, канцелярских принадлежностей, оплаты почтовых расходов.

Шаг 2. Проинформируйте собственников помещений о проведении общего собрания

Проинформировать каждого собственника помещения в многоквартирном доме следует не менее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. Сообщение о проведении общего собрания под подпись вручите каждому собственнику или же направьте его заказным письмом. Также можно поместить соответствующую информацию в общедоступном месте, если такой способ уведомления был установлен общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

Шаг 3. Проведите общее собрание собственников

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством (ст. 44.1 ЖК РФ; ст. 4 Закона от 28.12.2016 N 469-ФЗ):

1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);

2) заочного голосования (опросным путем или с 01.01.2018 (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — с 01.07.2019) с использованием информационной системы ЖКХ);

3) очно-заочного голосования.

При очной форме проведения общего собрания следует зарегистрировать всех присутствующих на собрании собственников помещений. Если кворум имеется, можно приступать к рассмотрению вопроса об избрании совета многоквартирного дома и его председателя (ч. 6 ст. 161.1 ЖК РФ).

Если очное собрание не имело кворума, то проводится заочное голосование (опросным путем). Каждому собственнику выдается бюллетень с указанием повестки дня, принятия решения каждым собственником помещения по вопросам, поставленным на голосование, и указанием на необходимость передачи этих письменных решений по месту и адресу, которые указаны в сообщении о проведении собрания (ч. 1 ст. 47 ЖК РФ).

Общее собрание может быть проведено также в форме очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 47 ЖК РФ).

Решение о выборе совета многоквартирного дома и его председателя считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа голосов принимающих участие в общем собрании собственников помещений. При этом решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по ряду вопросов принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений (ч. 1 ст. 46, п. 4.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Иногда на практике на общем собрании утверждается положение о совете многоквартирного дома. Это не запрещено жилищным законодательством, хотя прямо и не предусмотрено в нем. В положении закрепляются в том числе полномочия совета, порядок формирования совета, порядок его работы, организация делопроизводства, вопросы вознаграждения председателю и членам совета, порядок взаимодействия совета с управляющей компанией и собственниками помещений и др.

Шаг 4. Подведите итоги голосования и уведомьте собственников о принятом решении

Подведите итоги голосования и оформите решение о выборе совета многоквартирного дома и его председателя протоколом. Не позднее чем через 10 дней уведомьте собственников помещений о принятом решении. Сообщение размещается в помещении дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников помещений в доме (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ; п. 2 Требований, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр).

Каковы полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме? >>>

Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме? >>>

Совет многоквартирного дома. Практические вопросы

Автор: Алексей Лейба

Алексей Лейба, юрисконсульт ООО «Уралводоканал»

Домовые комитеты и старшие по дому (предыстория создания советов многоквартирного дома)

Статьей 19 ЖК РСФСР в свое время было предусмотрено, что домовые комитеты и другие органы общественной самодеятельности, в соответствии с Положениями о них, участвуют в управлении жилищным фондом, оказывают содействие жилищно-эксплуатационным организациям в их работе по обеспечению сохранности и надлежащему использованию жилищного фонда, а также осуществляют общественный контроль за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещениями и содержания жилых домов.

Существовали и старшие по дому (подъезду), выполнявшие подобные общественные функции.

Как отмечает А. Юзиков, «их деятельность не регламентирована существующим законодательством. ЖК РФ, вступивший в силу в 2005 году, никаких упоминаний о старших по дому и домовых комитетах не содержит».

В настоящее время статьей 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений обязаны избрать совет многоквартирного дома (далее – МКД), если в МКД не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры. При этом речь идет именно о количестве квартир, а не комнат или нежилых помещений.

Министерство регионального развития РФ в письме от 27.10.2012 разъяснило данные положения ЖК РФ и указало, что совет МКД – это новый институт самоорганизации собственников помещений в МКД.

Министерство также указало, что ЖК РФ предусматривает необходимость избрания совета МКД при реализации в таком доме следующих способов управления:

– управление управляющей организацией (совет дома может представлять интересы собственников при заключении договора управления МКД);
– непосредственное управление (контролировать заключение договоров на выполнение работ и предоставление услуг по содержанию дома).

Таким образом, основная задача создания института совета МКД – организовать, объединить разобщенных собственников квартир и других помещений в одного полновластного хозяина – МКД, одновременно вытеснив такие устаревшие формы, как домовые комитеты и старшие по дому.

Вопросы избрания совета многоквартирного дома. Статус совета

Если собственники не проявят самостоятельности и не проведут общее собрание, на котором будет избран совет МКД, то в течение календарного года (или если соответствующее решение не реализовано) орган местного самоуправления обязан в трехмесячный срок созвать общее собрание этих собственников (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ).

В повестку дня при этом включаются вопросы об избрании в данном доме совета МКД, в том числе председателя совета данного дома, или вопрос о создании в данном доме ТСЖ.

Следует иметь в виду, что в таком случае выбор председателя совета МКД будет зависеть не только от собственников помещений, поскольку влияние органов местного самоуправления в подобных случаях достаточно велико. Поэтому в конечном итоге председателем совета может стать совсем не то лицо, которое собственники хотели бы видеть в этом качестве.

Другие статьи:  Образец приказа о замещении руководителя на время отпуска

При определении статуса совета МКД необходимо учитывать следующее:

Поскольку совет МКД не является ни юридическим лицом, ни общественной организацией, регистрация совета, а также положения, на основании которого он действует, в органах местного самоуправления, налоговых и иных органах не осуществляется.

В связи с этим И. Миронов отмечает, что «…отсутствие предписаний о необходимости хотя бы ведения органами местного самоуправления учета избранных в конкретных многоквартирных домах советов дома, а также председателей таких советов на практике не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами, в особенности с управляющими организациями».

2. В его состав избираются только собственники всех (жилых и нежилых) помещений, поэтому председателем совета дома может быть даже представитель юридического лица, если оно является собственником помещения в МКД.

3. ЖК РФ не устанавливает требований к минимальному или максимальному количественному составу совета МКД. Это оставлено на откуп собственников.
Например, для домовых комитетов пунктом 4 Положения о домовом комитете в государственном жилищном фонде, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР, ВЦСПС от 09.08.1968 № 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом», было установлено, что он должен избираться в составе не менее 7 человек.

3. Избрание совета МКД собственниками помещений нескольких МКД не допускается, что установлено в ч. 3 ст. 161.1 ЖК РФ.

4. Совет МКД ни при каких обстоятельствах не подменяет собой такой высший орган управления МКД, как общее собрание собственников, поэтому вопросы исключительной компетенции не могут быть переданы совету МКД.

Как было отмечено в апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 07.08.2013 по делу № 33-4823, «совет собственников МКД не является органом управления в смысле ст. 161 ЖК РФ в отличие от ТСЖ и УК, а его деятельность по управлению МКД, начислению оплаты за содержание дома, за текущий и капитальный ремонт не основана на законе. Такой способ управления МКД как непосредственное управление советом собственников МКД ч. 2 ст.161 Жилищного кодекса РФ не допускает».

5. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению МКД, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, количество которых также не ограничено. Они являются коллегиальными совещательными органами управления (ч. 11 ст. 161.1 ЖК РФ). Очевидно, что порядок их создания должен быть предусмотрен в соответствующих Положениях о совете МКД.

6. По общему правилу совет дома избирается сроком на 2 года, однако общим собранием может быть установлен как более короткий, так и более длительный срок, а, например, в случае принятия решения о создании в доме ТСЖ, полномочия совета прекращаются досрочно.

Удостоверение полномочий председателя совета дома

Без доверенности председатель вправе осуществлять большинство организационно-распорядительных и контрольных полномочий, перечисленных в ст. 161.1 ЖК РФ.

На основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, избираемый из числа лиц данного совета председатель может заключать на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления МКД или договоры, указанные в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ (при непосредственном управлении). При этом по договору управления МКД приобретают права и обязанности все собственники помещений в МКД, предоставившие председателю совета дома такие полномочия.

Исключительно на основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, председатель выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме, при этом ЖК РФ относит к таким делам только дела, связанные с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг (п. 5 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ).

Однако при обращении в суд и непредставлении доверенности на представление интересов избранный председатель совета МКД действует только от своего имени и поэтому не имеет полномочий от всех собственников помещений (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 13.08.2013 по делу № 33-6850/2013).

Что касается порядка оформления доверенности, выдаваемой председателю совета МКД, хотелось бы отметить следующее.

Ввиду отсутствия регламентации такого порядка в ЖК РФ руководитель Клуба «Управдом» А. Демченко сделал запрос в Минрегион России с просьбой пояснить, как именно должна быть оформлена такая доверенность.

Из ответа за подписью директора департамента ЖКХ И. Булгаковой следует, что доверенность должна быть оформлена в соответствии со ст. 185 ГК РФ.

Однако до сих пор непонятно, необходима одна доверенность, подписанная всеми собственниками (и как это технически оформлять) или все-таки нужна доверенность от каждого собственника.

Полномочия председателя могут быть конкретизированы и в тексте самой доверенности.

Например, в решении Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.2013 по делу № А57-5190/2013 было указано, что «председатель совета дома наделена полномочиями следующих действий от имени собственников помещений МКД:

– вступать в переговоры относительно условий договоров на обслуживание и текущий ремонт общего имущества МКД до принятия общим собранием собственников решения о заключении этого договора;

– заключать на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений, с правом подписания от лица собственников договора на обслуживание и текущий ремонт имущества МКД, осуществлять контроль за выполнением обязательств по заключенному договору на обслуживание и текущий ремонт имущества МКД, подписывать акты приемки-передачи коммунальных услуг по обслуживанию и текущему ремонту имущества, паспорта готовности дома к эксплуатации в зимний период, актов осмотра МКД и других документов, касающихся обслуживания и ремонта дома».

Оплата труда председателя совета

По поводу оплаты труда председателя совета МКД А. Рыжов отмечает, что «четкое разграничение правовой природы совета МКД и ТСЖ делает обоснованным отсутствие в ЖК РФ указаний на оплату труда председателя совета МКД. В этой связи единственным механизмом сбора средств на оплату труда председателя совета МКД может быть включение соответствующего пункта в договор управления таким домом, на основании которого управляющая организация станет начислять вознаграждение председателю. Однако такой механизм порождает настолько очевидный конфликт интересов, что его невозможно рассматривать как одобряемый».

Действительно, на практике такая оплата чаще всего выражается в благодарности собственников и освобождении председателя от оплаты ЖКУ (частично или полностью), в связи с чем приведу один пример из судебной практики.

Практика. Председатель совета МКД обратилась с иском о взыскании с ООО «УК «Мегаполис» вознаграждения за выполнение обязанностей председателя и указала, что на основании решения внеочередного собрания жильцов МКД она является председателем совета дома, которым ей установлено вознаграждение в размере рублей, подлежащее выплате из статьи «Содержание и текущий ремонт». Однако ответчик выплату вознаграждения ей не производил.

Решением мирового судьи от 22.10.2012 исковые требования были удовлетворены, и, не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой.

По итогам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции отменил решение мирового судьи и указал, что ни действующим жилищным законодательством, ни договором управления МКД с ответчикв не предусмотрена выплата вознаграждения председателю совета дома.

Апелляционная инстанция также указала, что суд первой инстанции неверно исходил из того, что, поскольку решение о выплате вознаграждения председателю совета дома принято на общем собрании собственников дома, оно является обязательным для исполнения в том числе и управляющей компанией, на счет которой поступают денежные средства от жильцов данного дома за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. При этом Перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенный Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, не содержит такого вида расходов, как вознаграждение председателю совета дома.

Помимо этого, мировым судьей не дана правовая оценка расчету тарифа на содержание и ремонт МКД, согласно которому расходы на выплату вознаграждения председателю совета в названном тарифе также не учтены.

Кроме того, из пояснений сторон следует, что истец как председатель совета дома каких-либо услуг ООО «УК «Мегаполис» не оказывала, договор с ней как с председателем совета дома не заключался, а факт заключения договора между истцом, как старостой дома, и ответчиком на возмездное оказание услуг правового значения не имеет, поскольку староста жилого дома и председатель совета МКД имеют различный правовой статус и правовые обязанности (Апелляционное определение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 05.02.2013 по делу № 11-14/2013).

Злоупотребление полномочиями совета многоквартирного дома

В судебной практике есть примеры злоупотребления предоставленными полномочиями со стороны совета МКД. В частности, интерес представляет дело о защите деловой репутации муниципального предприятия.

Практика. МУ РЭП № 32 обратилось в суд с иском к совету МКД о защите деловой репутации, поскольку ответчиком в почтовых ящиках жильцов были размещены письменные объявления, озаглавленные как «Информационное сообщение совета многоквартирного дома в отношении МУ РЭП № 32», содержание которых, по мнению истца, не соответствует действительности и порочит его деловую репутацию.

Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены, на ответчика была возложена обязанность опровергнуть распространенные сведения путем направления собственникам квартир сообщения о недостоверности изложенных сведений.

Трое членов совета обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой было указано на то, что в своем обращении к жителям МКД просто излагалось личное мнение о работе истца.

Судебная коллегия по гражданским делам согласилась с выводами суда первой инстанции и указала следующее.

Утверждение о нарушениях истцом положений Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» порочит деловую репутацию истца, поскольку деятельность МУ РЭП № 32, у которого был заключен договор на управление, содержание и ремонт МКД с собственниками, полностью соответствует требованиям данного закона, а также Устава предприятия.

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что утверждение ответчика, что «МУ РЭП в одностороннем порядке завысило тарифы по содержанию и ремонту дома на общую сумму по дому рублей» является не соответствующим действительности, поскольку изменение размера платы за жилое помещение произошло на основании решения, принятого общим собранием собственников о заключении дополнительного соглашения, что подтверждается протоколом общего собрания и соответствует требованиям п. 7 ст. 156 ЖК РФ.

По поводу сообщения ответчика о том, что «объемы электроэнергии для мест общего пользования по счетам, предъявленным собственникам, в разы превышают фактические – по показаниям приборов учета», суд указал, что данное утверждение является несостоятельным, так как учет потребления электроэнергии в квартирах производится индивидуальными приборами учета электроэнергии, а данные о расходе электроэнергии по ним собственники передают в соответствии с заключенными прямыми договорами, поэтому плата за потребление электрической энергии в счетах-квитанциях МУ РЭП № 32 не отражается.

Другие статьи:  Иск возврат страховки по кредиту образец

По поводу указания в объявлении о том, что «объемы потребляемой тепловой энергии всего дома по счетам больше на процентов в месяц, чем по прибору учета», суд апелляционной инстанции указал, что этим ответчик утверждает о неправильности начисления платы за тепловую энергию и завышении ее объемов, однако в МКД установлены и введены в эксплуатацию общие домовые приборы учета потребления тепловой энергии. Начисление размера платы за отопление производилось истцом исходя из расходов, определенных по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета в соответствии с действовавшими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Указание в объявлении на то, что «за результативную работу в интересах руководства управляющей организации госпожа была премирована услугой в виде хорошего ремонта квартиры» также не нашло своего подтверждения, так как истец доказал, что ремонт в квартире производился в г. по заявке собственника на основании заключенного договора подряда между выполнявшей в тот период обязанности УК и подрядной организацией. Никаких ремонтных работ в ее жилом помещении истцом не производилось.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что распространенные ответчиком сведения полностью не соответствуют действительности, порочат деловую репутацию истца, вводят в заблуждение собственников жилых помещений о недобросовестном исполнении своих обязанностей управляющей организацией с целью снизить ее авторитет среди жителей дома, подорвать доверие к ней (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 02.07.2013 по делу № 33-13658/13).

На основании изложенного можно прийти к следующим выводам.

На наш взгляд, Федеральный закон от 04.06.2011 №123-ФЗ был принят после осознания законодателем того, что общее собрание собственников помещений МКД – это очень громоздкий и неповоротливый орган управления МКД, особенно когда в таком доме большое количество собственников.

Тем не менее, отсутствие в ЖК РФ подробной регламентации деятельности совета МКД (порядка оформления доверенностей от собственников, вопросов уплаты вознаграждения председателю совета и других) приводит на практике к многочисленным проблемам.

В особенности это касается комиссий в совете МКД. Так, в п. 4 ч. 5 ст.1 61.1 ЖК РФ упоминается только об одной из них – комиссии по оценке проектов договоров. Однако в отличие от ревизионных комиссий, создаваемых в ТСЖ или кооперативах, в случае выбора управления управляющей компанией (которая, как правило, является коммерческой организацией) отсутствует возможность какого-либо контроля за ее финансовой деятельностью.

В связи с этим, помимо вышеперечисленного, целесообразно предусмотреть в ЖК РФ обязательное создание в структуре совета МКД ревизионной комиссии, осуществляющей контроль деятельности УК.

Права, обязанности и полномочия Совета дома

Все слышали про Совет многоквартирного дома, но не все знают, в чём заключаются его функции, и в каких случаях достаточно его решений или, наоборот, необходимо общее голосование собственников.

Словом, зависит ли качество управления в вашем доме от решений этого органа?

Компетенция Совета многоквартирного дома

Главная цель работы Совета многоквартирного дома – реализация решений общего собрания.

Для достижения его члены ведут документацию, распоряжаются финансами и могут выступать от имени собственников.

Поэтому их можно назвать своеобразным органом исполнительной власти.

Разница лишь в том, что решения принимают собственники, а «руководство» играет роль обслуживающего персонала. Выделим основные обязанности Совета дома:

планирование работ по обслуживанию и ремонту дома; для этого рассматриваются жалобы и предложения жильцов, а также берутся во внимание финансовые возможности; важной частью этого пункта является ведение документации и согласование всех решений с собранием собственников;

практическая реализация решений собрания; включает ведение переговоров с подрядчиками и Управляющей компанией;

  • контроль качества услуг; включает тщательную проверку ремонтных работ и ЖКХ-услуг; если результаты неудовлетворительны – разбирательство с подрядчиками, включая постоянные обсуждения и подачу жалоб в Управляющую компанию.
  • Задачи и порядок избрания членов

    Одна из главных задач – контроль качества обслуживания и ремонта.

    Представители МКД должны активно сотрудничать с Управляющей компанией и другими подрядчиками.

    В их обязанности входит предъявлять разумные требования и проверять итоговый результат.

    А что если работа неудовлетворительная? Скажем, был проведён капитальный ремонт, а крыша всё равно течёт. Что они могут сделать?

    Во-первых, в права и обязанности Совета входит своевременная проверка результатов. Если нарушения будут выявлены ещё во время работ, то чего-то добиться можно будет сразу на месте.

    Если же они недоглядят, упустив некоторые огрехи рабочих, то изменений придётся добиваться путём жалоб и разбирательств с Управляющей компанией.

    Во-вторых, важно помнить, что выбранные вами собственники имеют ограниченный набор рычагов воздействия на Управляющую компанию.

    В этом случае права и обязанности членов Совета многоквартирного дома такие же, что и у простого собственника. Поэтому единственной возможностью что-то поменять является сотрудничество с подрядчиками, постоянный мониторинг работ, а в случае нарушений – предъявление жалоб.

    Если члены объединения будут регулярно «закидывать» Управляющую компанию жалобами и приходить в офис для разбирательств, тогда качество работ будет существенно выше.

    Конечно, речь идёт не о серьёзных задачах, а о простых бытовых мелочах, которые не ущемляют права собственников.

    Однако если председатель имеет доверенность, то сможет самостоятельно подписывать договоры по обслуживанию и ремонту дома.

    Жильцы вправе указать, могут ли они самостоятельно заключать долгосрочные контракты или же будут ограничены только оформлением одноразовых услуг, необходимых для поточного ремонта сооружения.

    Если доверяете его членам и не хотите, чтобы вас постоянно вызывали на голосование, то вам нужно подписать доверенность с как можно более широкими возможностями.

    Звоните юристу

    Подберем специалиста за вас

    8 (499) 350-97-63 — Москва

    8 (812) 309-74-28 — СПб

    Протокол заседания

    Как часто нужно собираться Совету? Каких-то строгих правил не существует. Делать это нужно по мере необходимости: по меньшей мере 2 раза в год, ведь раз в 6 месяцев Совет обязан представить отчёт о своей деятельности.

    Зачастую Совет собирается около 3–4 раз. Об их проведении сообщить нужно заранее, по крайней мере, не меньше чем за 10 дней.

    Важно отметить, что этот орган не подменяет собой решения общего собрания собственников: он лишь исполняет принятые решения.

    Собрание решает вопросы реконструкции дома, передача общедолевой собственности, выбора членов Совета и т. д.

    На заседаниях Совета тоже должен быть кворум. Но сколько именно членов обязательно должно участвовать зависит от Устава: возможно, это 50% или все 100%.

    Принятые решения вносятся в протокол Совета вашего многоквартирного дома, который заполняется по образцу принятого устава. Это нужно делать после каждого собрания собственников.

    Протокол собрания Совета дома должен включать несколько обязательных пунктов:

    • адрес многоквартирного дома;
    • дату и место проведения собрания;
    • председателя, его заместителя;
    • кто присутствовал;
    • повестка дня;
    • результаты голосования; по каждому поднятому вопросу результат нужно указывать отдельно;
    • итоги заседания;
    • подпись всех членов.

    Предлагаем посмотреть передачу, посвященную работе Советов домов:

    Контролируя качество работы подрядчиков, нужно вести документацию, педантично собирать все документы (акты, протоколы, заявления). При необходимости члены Совета МКД должны писать жалобы и вести разбирательства с Управляющей компанией — вплоть до подачи судебного иска.

    Все серьёзные решение должны быть одобрены общим голосованием. Его результаты, а также некоторые другие детали следует зафиксировать в итоговом протоколе Собрания.

    Что такое совет дома и его полномочия

    Открытая общественная правовая информационная система

    Задать вопрос юристу

    • Главная ›
    • Правовая энциклопедия ›
    • Основы жилищного и земельного права ›
    • Участие в управлении многоквартирным домом ›
    • Полномочия совета многоквартирного дома. Предусмотрено ли право совета МКД предоставлять информацию о жильцах другим жильцам?

    Полномочия совета многоквартирного дома. Предусмотрено ли право совета МКД предоставлять информацию о жильцах другим жильцам?

    Полномочия совета многоквартирного дома. Предусмотрено ли право совета МКД предоставлять информацию о жильцах другим жильцам?

    Совет многоквартирного дома это коллегиальный общественный выборный орган непосредственного управления многоквартирным домом, который должен отстаивать интересы собственников жилья в отношениях с управляющей компанией.

    Совет МКД должен быть создан в каждом доме, где больше четырех квартир. Как? Решением общего собрания собственников. Председатель и члены выбираются из числа собственников, что оформляется протоколами собрания. Количество членов совета рассчитывается с учетом количества подъездов, этажей, квартир в конкретном доме. Список членов совета закрепляется решением общего собрания.

    Как и любой орган, совет должен иметь руководителя – председателя. Жилищный кодекс определил такие полномочия председателя совета многоквартирного дома:

    1. Вступать в переговоры относительно условий договора управления многоквартирным домом (при непосредственном управлении — договоров оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в доме, договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) — до принятия общим собранием собственников помещений решения о заключении договора управления многоквартирным домом. Доводить до сведения общего собрания собственников результаты переговоров по условиям договора управления многоквартирным домом (при непосредственном управлении — договора на содержание и ремонт общего имущества, договоров ресурсоснабжения).

    2. Подписывать акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества и периодичности оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направлять в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств.

    Полномочия совета оформляются Положением о совете многоквартирного дома.

    Деятельность СМКД заключается в подготовке и проведении общего собрания собственников по следующим вопросам:

    порядок пользования общим имуществом и земельным участком, на котором расположен дом;

    планирование и организация управления многоквартирным домом, содержания и ремонта (в т.ч. его стоимости) общего имущества;

    планирования, организации и стоимости работ по содержанию и ремонту общего имущества;

    проекты договоров, заключаемых собственниками помещений в отношении общего имущества и предоставления коммунальных услуг;

    предложения по вопросам компетенции совета дома, избираемых рабочих комиссий;

    рассмотрение проектов договоров управления;

    контроль за оказанием и качеством услуг, выполнением работ по управлению домом.

    Основная функция СМКД — контролировать управляющую компанию (УК), вести диалог от имени жителей дома с УК, ресурсоснабжающими организациями и организациями-поставщиками ЖКУ.

    Отсутствие совета позволяет управляющей компании обслуживать дом без учета интересов и нужд собственников.

    Совету дома необходимо иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных» собственники помещений не обязаны представлять совету дома сведения о себе, но могут сделать это добровольно. Поэтому важно разъяснять, для чего нужны эти сведения, что они не будут использоваться в ущерб интересам собственника, передаваться посторонним лицам, персональные данные (и заполненные анкеты) будут храниться таким образом, чтобы исключить доступ к ним посторонних.

    Другие статьи:  Приказ мвд рф 210 дсп

    Материал предоставлен прокуратурой Самарской области,

    подготовлен на основании разъяснений

    прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти

    Что такое совет дома и его полномочия

    Виртуальная галерея художников города Волжского

    Поэты и писатели
    города Волжского

    Фестиваль-семинар
    «Новое слово»

    ПЕРЕПЛЁТ
    книг, дипломов, отчётов
    и др. печатной продукции
    Ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6
    с ул. Коммунистической
    с 9-00 до 17-00
    выходной: суббота, воскресенье
    тел.: +7 (8443) 31-29-15

    Совет многоквартирного дома: полномочия

    Федеральный закон от 04.07.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечил усовершенствование практически всех аспектов правового регулирования отношений по управлению многоквартирными домами. Одним из важнейших новшеств является возможность создания совета многоквартирного дома.

    Совет многоквартирного дома призван обеспечить достаточный уровень такой самоорганизации собственников помещений в многоквартирном доме в целях реализации их полномочий в сфере управления многоквартирным домом при приемлемом уровне их материальных, временных и материальных издержек, усилий.

    Без надлежащего уровня самоорганизации положение разрозненных собственников помещений в многоквартирном доме как стороны договора управления заведомо гораздо слабее, чем положение управляющей организации. Собственникам помещений в многоквартирном доме, желающим воздействовать на управляющую организацию более эффективно, чем просители, то есть как равноправная сторона договора управления, придется либо действовать через суд, либо собрать

    Статьей 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений обязаны избрать совет многоквартирного дома, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры.

    Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

    Создаваемый собственниками помещений на своем общем собрании совет дома не влечет необходимости совершения действий по регистрации такого объединения в органах местного самоуправления или любых иных органах.

    Совет многоквартирного дома не располагает поступлениями от обязательной платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, поступлениями от обязательных взносов членов товарищества.

    Претензионная работа с организацией, управляющей многоквартирным домом (при непосредственном управлении – с соответствующими организациями), обеспечивается за счет усилий и личных средств наиболее мотивированной части собственников помещений.

    Поэтому крайне важной для реализации задач совета многоквартирного дома является возможность защиты советом интересов собственников помещений в административном порядке. Полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере ЖКХ возложены на государственную жилищную инспекцию.

    Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внес изменения в ЖК РФ, согласно которым предметом проверки государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

    Федеральный закон от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрел необходимый административный порядок защиты прав собственников помещений. Именно орган местного самоуправления на основании обращения председателя совета многоквартирного дома, собственников помещений, органов управления товарищества собственников жилья о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. В случае если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

    К полномочиям совета многоквартирного дома статья 161.1 ЖК РФ относит следующее:

    1. обеспечение выполнения решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

    2. вынесение на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложений о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит ЖК РФ;

    3. представление собственникам помещений в многоквартирном доме предложений по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

    4. представление собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме своего заключения по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

    5. осуществление контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

    6. представление на утверждение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме годового отчета о проделанной работе.

    Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

    К полномочиям председателя совета многоквартирного дома статья 161.1 ЖК РФ относит:

    1. предварительные переговоры относительно условий договора управления, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме – относительно условий соответствующих договоров;

    2. информирование собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанных переговоров;

    3. на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключение на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договора управления многоквартирным домом. При этом по договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями;

    4. осуществление контроля за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписание актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, актов о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, актов о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направление в органы местного самоуправления обращений о невыполнении управляющей организацией своих обязательств;

    5. на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступление в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.

    Указанные полномочия отвечают потребностям собственников помещений в самоорганизации.

    Часть 10 статьи 161.1 ЖК РФ определяет порядок периодического и досрочного переизбрания совета многоквартирного дома. По общему правилу совет дома избирается сроком на два года. Однако общее собрание вправе принять решение об установлении как более короткого, так и более длительного срока осуществления полномочий избираемого общим собранием собственников помещений совета дома. Согласно статье 161.1 ЖК РФ совет многоквартирного дома действует до его переизбрания или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья – до избрания правления товарищества собственников жилья.

    Части 11 и 12 статьи 161.1 ЖК РФ предусматривают возможность создания коллегиальных совещательных органов управления многоквартирным домом – комиссий собственников помещений в многоквартирном доме для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

    В связи с тем что совет многоквартирного дома призван обеспечить реализацию полномочий собственников помещений по управлению многоквартирным домом, ЖК РФ устанавливает, что такой совет не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

    Следует учитывать, что компетенция совета дома не заменяет полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Являясь избранным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме активом такого дома, совет дома наделен компетенцией по решению организационно-процедурных вопросов, а также по осуществлению контрольных функций.

    Таким образом, новые положения ЖК РФ о совете многоквартирного дома отвечают задаче обеспечения защиты прав собственников помещений многоквартирного дома как стороны по договору управления таким домом (при непосредственном управлении – по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме), учитывают опыт реализации положений ЖК РФ в сфере управления многоквартирными домами.

    Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»